[адописанная], слова, относящиеся гл. обр. к характеристике икон, на к-рых под красочным слоем или под левкасом были обнаружены изображения диавола. Впервые подобный случай описан в житии св. Василия Блаженного и относится предположительно к XVII в. Упоминание подобных изображений встречается в газетных публикациях и лит-ре 2-й пол. XIX в., причем речь в них идет о поздних иконах «дешевого и неискусного письма». Объяснение этому явлению дается различное: «игра» в нераспознание «антихристовой прелести»; попытка староверов отучить народ от икон «фряжского» письма; уловка иконоторговцев-офеней, стремящихся нажиться на продаже сначала «порченых», а затем, после выявления ими же порчи, «правильных» икон (Н. С. Лесков); провокация «жидовствующих» (И. И. Кузнецов); под сомнение ставится «достоверность таких фактов, как писание на одной доске рожи диавольской и лика святительского» (Н. И. Толстой). Слово «А.», встречающееся в Прологе под 13 нояб. по поводу рассечения еретических савелианских (см. Савелианство) хоругвей, приводится в «Полном церковнославянском словаре» (сост. свящ. Г. Дьяченко. СПб., 1900, 1993р. С. 6) и объясняется как «написанный во аде, в подземном мучилище». Выражение «адописные иконы» известно в среде староверов, хотя ни в одном языковом словаре оно не зафиксировано. В наст. время слово «А.» в качестве иронической оценки бытует в среде реставраторов, иконописцев, искусствоведов, обозначая непрофессиональное, искажающее смысл образа иконное письмо.