[серб. Аверкиjе] († после 1632), серб. монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям. Род. в Герцеговине, мирское имя и место пострижения неизвестны. До кон. 10-х гг. XVII в. странствовал, занимаясь перепиской книг в разных мон-рях: Богородицы Добрунской в Боснии (1614-1615) (Торжественник минейный - Музей Сербской Православной Церкви в Белграде, № 54 Беочин), Никольском Овчарско-Кабларском в Юж. Сербии (1615-1616, Триодь Постная, погибла в 1941 г. в составе собр. Белградской Народной б-ки), Студенице (1617-1618, Псалтирь с восследованием - РНБ. Q. I. 90; сборник со Студеничским Типиконом св. Саввы Сербского - Прага, Народный музей. IX H 8). Не позднее 1622-1623 гг. А. поселился на Афоне, в Хиландарском монастыре; жил и занимался книгописанием в келье св. архиеп. Саввы I Сербского в Карее. В 1614-1632 гг. А. переписал не менее 16 книг большого объема, многие из них сохранились, а часть известна по упоминаниям в различных источниках; объем проделанной работы к 1632 г. только на Афоне А. сам исчислял (в послесловии к Златоусту - б-ка Хиландаря. № 410) в 535 тетрадей листового формата. Наиболее значительным трудом А. явились составление и переписка в 1622-1626 гг. по инициативе хиландарского игум. Илариона Четьих-Миней - единственного полного годового комплекта сборника в южнослав. традиции. Использовав 7 или 8 более ранних агиографических сборников, А. составил и переписал тома на сент.-апр. (Хиландарь. № 439-444, последний том содержит 3 месяца); еще 2 тома по 2 месяца (Хиландарь. № 445 и 446) переписал безымянный писец в 1626 г., но А., по всей видимости, принимал участие в их составлении. В хиландарских Четьих-Минеях древнейшие слав. сочинения и переводы (начиная с великоморавской эпохи) соединены с афоно-тырновскими переводами XIV в.- это своеобразная сумма житийно-гомилетической лит-ры, известной средневек. южнослав. книжникам. Как каллиграф А. был тесно связан с книгописными традициями XVI в.- он писал четким и красивым, невычурным полууставом, в приписках использовал курсив. В своих ранних книгописных опытах (Триодь Постная, Торжественник) А. в соответствии с распространенной среди серб. книжников того времени модой оставил стихотворные силлабические послесловия с именным акростихом.