[араб. ], копт. богослов XIX в. В связи с усилением в Египте протестант. влияния перед Коптской Церковью встала задача составления полемических сочинений, отстаивающих традиц. основы веры. Вопреки мнению о безграмотности копт. монахов следует отметить, что именно они смогли дать отпор протестант. миссионерам. А., монах мон-ря Барамус, составил «Догматику» в 7 частях, где рассмотрел вопросы о единстве и троичности Бога, о вочеловечении Второго Лица Троицы, Евхаристии, о Крещении как сверхъестественном рождении от Бога. Последняя глава содержит 3 больших фрагмента («свидетельства») из трудов Иоанна Сабы из Дилайты, из кн. Иакова Саругского «О Причастии», а также из творений свт. Иоанна Златоуста. Многие работы А. представляют собой непосредственную полемику с протестантами: в них он касается вопросов мариологии, отстаивая, в частности, правомерность именования Пресв. Девы Богородицей, говорит о необходимости поста, молитвы, исповеди, поминовения усопших.