(Медведев Иоанн (?); 1680, Москва - 15.05.1765, Площанская пуст.), иером., строитель Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря, основатель брянского пустынножительства. Основные сведения об И. собраны и записаны его учеником площанским строителем игум. Серапионом (РГБ ОР. Ф. 213-ОПТ. Оп. 1. К. 102. Ед. хр. 6. Л. 1-35). Согласно Запискам о. Серапиона, И. происходил из каширских дворян (Там же. Л. 20). Акты Борщёвской Николаевской пуст. Севского у. свидетельствуют о возможной принадлежности И. к роду Медведевых: среди братии за 1738 г. упоминаются «иеросхимонах Иоасаф со ученики» и иером. «Иосаф Медведев» (РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 202. Л. 2; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 753. Д. 512. Л. 4 об.). Вероятно, это именно И., т. к. Площанский и Борщёвский мон-ри в 30-х гг. XVIII в. были объединены и управлялись одним настоятелем иером. Тихоном (Игнатьевым).
После смерти отца, к-рый служил в Москве у кн. Н. С. Урусова, Иван обучил грамоте своего младшего брата и ок. 1700 г. по обету решил принять монашество. В 1717 г. в Одрином во имя святителя Николая Чудотворца монастыре игум. Варнавой Медведев был пострижен в рясофор, в 1721 г. в Белобережской брянской пуст.- в мантию. В 1721 г. по благословению строителя Белобережской обители Серапиона И. возглавил этот мон-рь, но в 1723 г., сославшись на плохое здоровье, уволился на покой. Стремясь к большему уединению, удалился в Брянские леса. Однако, узнав о строгой подвижнической жизни И., строитель Площанской и Борщёвской пуст. иером. Тихон (Игнатьев) уговорил его перейти в Борщёвскую обитель. В 1729 г. И. стал помощником настоятеля в управлении обоими мон-рями. В 1730 г. митр. Самтаврийским (Восточногрузинского Католикосата) Христофором (Ɨ 1734) И. был рукоположен во иерея. В мае 1742 г., после кончины иером. Тихона, братия и вкладчики Площанской пуст. избрали И. строителем обители. 19 июня того же года он официально возглавил обитель, временно оставив пустыннические подвиги. Завершил строительство и освятил каменный монастырский собор в честь Казанской иконы Божией Матери, заложил ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, вместо деревянного построил каменный корпус с трапезной и кельями, пополнил ризницу и б-ку обители. В 1746 г. И. вновь удалился в Брянские леса: сначала в Белобережскую пуст., затем в урочище Кривой Лес, где построил себе келью и подвизался до самой старости. Келья И. состояла из 2-3 домиков и небольшого огорода, на к-ром старец выращивал овощи. Иногда он посещал своих учеников в Борщёвской и Площанской обителях. «Усматривал способных к пустынножительству, совершал постриги, а затем «отсылал в монастырь или оставлял при себе; но это возбудило негодование духовенства ближних сел».
Пустынножительство и служение И. проходили в годы ужесточения офиц. надзора за монастырями. Так, указ Синода «О расстрижении монахов строжайший» (ГАБО. ОДФ. 7. Оп. 1. Д. 62. Л. 109-110 об.) запрещал «скитающимся в лесах монахам кельи строить и во оных жительство иметь». В мае 1765 г. по повелению Севской духовной консистории подканцеляристом Василием Алексеевым И. был арестован, обвинен в незаконном проживании в лесу и препровожден для разбирательства в Севск. Однако после беседы с Севским и Брянским еп. Тихоном (Якубовским) И. был оставлен в Площанской пуст., где и скончался на покое. Погребен в монастырском Казанском соборе, в приделе свт. Николая Чудотворца (могила И. не сохр.). В лит-ре XIX-XX вв. часто приводилась неверная дата кончины И. Подлинную дату удалось установить благодаря обнаруженному списку письма строителя Островской Введенской пуст. старца Клеопы I площанскому иером. Селевкию (РГБ ОР. Ф. 214. Ед. хр. 445 (2). Л. 2-5), в котором говорится о смерти площанского старца. О. Клеопа с февр.-марта 1765 г. подвизался в окрестностях Площанской и Яменской Иоанно-Предтеченской пуст., в июне того же года вернулся в Островский монастырь.
Несмотря на формальную незаконность пострижений, совершенных И. в лесных скитах, епископы Севские и Брянские Тихон (Якубовский) и Кирилл (Флоринский) признавали действительность монашества учеников старца в силу соблюдения им устава и наличия обязательных свидетелей пострижения. Среди его учеников - строители Площанской пуст. Пафнутий (Козёлкин), Иоиль (Титов) и Серапион, а также настоятель Чёлнского в честь Преображения Господня монастыря Кесарий (Плюгин), постригавший прп. Льва Оптинского. Духовными чадами И. считаются и мн. пустынники, к-рые подвизались в окрестных лесах до нач. XIX в.- времени хозяйственного освоения лесов и заготовки древесины, когда иноки перешли в более тихие Рославльские леса, образовав целые поселения, напр. Монашеский ров близ с. Екимовичи (ныне Рославльского р-на Смоленской обл.). Сохранилось письмо-завещание ученику мон. Андронику, к-рое И. написал между 1761 и 1765 гг. (Переписано прп. Моисеем Оптинским: РГБ ОР. Ф. 214-ОПТ. Оп. 1. Ед. хр. 446. Л. 1-2). В нем подвижник испрашивал прощение у братии, завещал воздерживаться «от гнева и от пьянства и блуда», стяжать «терпение и ко всем нелицемерную любовь и к настоятелю во всем безропотное послушание». Келейное имущество И. завещал раздать братии, лишь икону Покрова Пресв. Богородицы передать в собор Площанской пуст. «Окаянное тело» он просил похоронить «при вратех на самой дороге неотменно, чтоб чрез мой гроб люди и скоты ходили и ездили по вся дни».
О почитании И. среди учеников и насельников Площанской пуст. свидетельствовал старец Клеопа I в письме иером. Селевкию (РГБ ОР. Ф. 214-ОПТ. Оп. 1. Ед. хр. 445(2). Л. 2-5). Согласно описанию Казанского собора Площанской пуст. 70-х гг. XIX в. (ГАБО. ОДФ 508. Д. 95. Л. 70), в настенных росписях имелось изображение тезоименитого И. св. старца Иоасафа, царевича Индийского. Панихидная память И. в Площанской обители празднуется 15 мая.