[Ркинаели; груз. იოანე ანჩელი], еп. Анчийский (2-я пол. XII в.), гимнограф, современник царицы св. Тамары. Сведения о нем сохранились в надписи на чеканном окладе Нерукотворного образа Спасителя Анчийский Спас, где названо также др. имя И. А.- Ркинаели (от груз. რკინა - железо). Возможно, оно связано с названием либо мест. Саркинети и одноименных гор в Картли, либо горы Ркинисджвари (Железный крест) в Месхетском хребте в Имерети. Из надписи на иконе следует, что И. А. по повелению царицы св. Тамары и на ее средства заказал чеканных дел мастеру Беке Опизари исполнение серебряного оклада Анчийского Спаса - главной святыни епархий Юго-Зап. Грузии, хранившейся в монастыре Анчи. Акад. прот. К. Кекелидзе отождествил И. А. с еп. Анчийским Иоанном (сер. XII в.), сыном Сагира и братом Арсения и Антония, чье имя было упомянуто в завещании еп. Тбетского Павла (1161), помещенном в Тбетское Четвероевангелие (НЦРГ. Q 929). И. Лолашвили опроверг это мнение и считал, что деятельность И. А. относится ко 2-й пол. XII в.
И. А. принадлежит посвященный Анчийскому Спасу гимнографический канон (НЦРГ. A 1040, XVIII в.), дату создания к-рого позволяют определить приписки, вычеканенные на окладах Анчийского Спаса и Цкароставского Четвероевангелия (НЦРГ. А 98). По мнению акад. Ш. Амиранашвили, оклад иконы был создан до замужества св. Тамары (1193), поскольку в надписи не упоминаются имена мужа царицы Давида Сослана и ее сына Георгия-Лаши; тем же периодом датируется и оклад Четвероевангелия, также выполненный Бекой Опизари по заказу И. А. Очевидно, канон был написан И. А. после создания оклада и до 1207 г., когда упоминается уже др. Анчийский епископ - архим. 12 мон-рей Кларджетской пустыни Феодор.
Канон состоит из 8 песней и содержит акростих «Страшное Таинство иконы восхваляю я, грешный Иоанн Анчели». Особое внимание уделено истории появления святыни в Грузии: «Икона Вочеловечения Твоего воссияла у нас от рук апостола Андрея... Андрей, глава апостолов, Первозванный ученик Царя Всевышнего, принес ее из Иерополя, и икона сия Страшного Таинства возлежала во всей Кларджети и уповающим на нее даровала благодать». В произведении использованы различные изобразительные средства (напр., парономасия, эвфония); основанные на Свящ. Писании символические образы свидетельствуют о широкой образованности автора. В каноне использованы аллюзии на библейские сюжеты, смысловым центром является пророчество о пришествии Мессии.
Следом за И. А. гимнографию Нерукотворного образа Спасителя, ставшую популярной в груз. церковной поэзии в XII-XIII вв., развил католикос-патриарх всей Грузии Арсений IV (Булмаисимисдзе; 1241/42-1249/50), составивший стихиры, канон, прокимен и седален Марткопскому Нерукотворному образу Спасителя, который был привезен в Грузию прп. Антонием Марткопским.