[Иешу бар Шушан; сир. ( ) ] (ум. 27.11.1072, Майафарикин), патриарх Сирийской яковитской Церкви (с 1063/64). Основные сведения об И. содержатся в исторических сочинениях патриарха Михаила Сирийца и еп. Григория Бар Эвройо, а также в анонимной сир. хронике XIII в. И. род. в Мелитине (ныне Малатья, Турция), получил богословское и светское образование, был высококвалифицированным писцом. Принял монашество с именем Иешу и состоял синкеллом патриарха Иоанна IX (VIII) (1042-1057). После смерти последнего в 1057/58 г. произошел раскол: зап. епископы избрали патриархом Афанасия V, а восточные, бывшие в меньшинстве,- И. После недолгого противостояния И. удалился в мон-рь. После смерти своего соперника (1063/64) был единогласно избран всеми епископами.
И. вел обширную переписку, от которой сохранилось 2 послания. В письме к арм. католикосу Григору II Вкаясеру (1066-1105) И. выступает против использования опресноков в литургической практике Армянской Церкви и дает богословское обоснование изготовления зап. сирийцами евхаристического хлеба из муки, закваски, соли и оливкового масла. В послании содержится яковитское исповедание веры (с акцентом на одну ипостась, одну природу и одну волю во Христе) и разбор недопустимых, на взгляд И., обычаев (освящение крестов, опрос исповедников о всех возможных грехах, одновременное празднование Рождества и Богоявления) и нарушений канонов (благословение епископа священником, симония, непотизм) в Армянской Церкви в сопоставлении с практикой Сирийской яковитской Церкви. Ответное послание составил Геворг Лореци, впосл. полемику с армянами продолжил митр. Дионисий бар Салиби (XII в.). Вопросу добавления в евхаристический хлеб соли и масла посвящено послание И. к копт. Александрийскому патриарху Христодулу (1047-1077), оспаривавшему его легитимность (переведено на араб. язык в XV в.). Оба послания И. являются важными источниками для изучения западносир. литургической практики и богословия XI в.
И. составил трактат против мелькитов (православных), антимусульм. соч. «О Единстве и Троичности Бога», 4 мемры (поэтические гомилии) на взятие Мелитины тюрками в 1057/58 г. Ему приписывается авторство 2 анафор (лишь одна из них может действительно принадлежать И.), краткого чина крещения для младенцев в смертельной опасности и ряда др. богослужебных текстов. И. известен как составитель сборника мемр, приписываемых прп. Ефрему Сирину и Исааку Антиохийскому (Vat. syr. 119 - копия с автографа); последнего И. считал учеником Зиновия, ученика прп. Ефрема. 24 канонические постановления И., представленные им на Соборе в мон-ре Мар-Абхаи в 1064 г., по большей части не сохранились.