[груз. იოანე], еп. Картли (Мцхетский) (приблизительно 20-60-е гг. IV в.), 1-й Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Сведения о нем содержатся в груз. хронике «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли, V-VII вв.), в Житии св. равноап. Нины (сер. IV в.), а также в опирающихся, очевидно, на эти источники «Житии грузинских царей» Леонтия Мровели (XI в.), в «Повествовании об обращении грузин...» историка XI в. прп. Ефрема Мцире и в «Церковной истории» свт. Феодорита Кирского. Согласно «Мокцеваи Картлисай» и Леонтию Мровели, после того как благодаря проповеди св. равноап. Нины царь Картли св. Мириан, его супруга царица св. Нана и царский двор решили обратиться в христианство, царь послал посольство в К-поль к визант. имп. св. Елене и ее сыну имп. св. Константину I Великому с просьбой направить в Картли священнослужителей, чтобы крестить царский дом и груз. народ. Император отправил в Грузию И. в сане епископа, 2 священников (один из них Иаков; впосл. епископ Картли) и диакона (в тексте Леонтия - 3 диаконов). И. и священнослужители крестили царскую семью и двор, затем, у слияния рек Мтквари (Куры) и Арагви,- всех жителей древней столицы Грузии Мцхеты (Леонтий Мровели. 1955. Т. 1. С. 115-116; Мокцеваи Картлисай. 1979. С. 322). Свт. Феодорит Кирский характеризует И. как человека, «украшенного как благочестием и умом, так и праведной жизнью и почтением к архиерейству» (Theodoret. Hist. eccl. I 23).
Прп. Ефрем Мцире несколько иначе описывает события, связанные с Крещением Грузии. И. прибыл в Картли в сане священника. В скором времени Грузию посетил еп. Антиохийский свт. Евстафий (324/5 - до 337(?)), к-рый хиротонисал И. во епископа Картлийского, крестил Грузию, а также освятил 1-ю церковь в Мцхете - Светицховели (Ефрем Мцире. 1959. С. 8). «Антиохийский хронограф» (X в.), на к-рый ссылается прп. Ефрем, не сохранился; сведений о прибытии в Картли свт. Евстафия больше нет ни в одном из известных груз. и визант. источников. На основании этого большинство историков отрицают участие свт. Евстафия в христианизации Картли; нек-рые исследователи полагают, что Антиохийский первосвятитель рукоположил И. в Антиохии, но в Грузию сам не ездил. Тем не менее груз. и антиохийская церковные традиции связывают с именем свт. Евстафия Крещение Грузии, что стало основой положения о преемственности ГПЦ Антиохийской Церкви.
Описывая дальнейшие события, Леонтий Мровели указывает, что вскоре после Крещения Грузии св. Мириан направил к св. Константину посольство во главе с И., прося прислать в Грузию часть Животворящего Креста Господня, обретенного в то время св. Еленой. Св. Константин приказал доставить в Картли подножие Св. Креста и гвозди, к-рыми были прибиты руки Господа. Визант. император прислал еще неск. священнослужителей, а также каменщиков и плотников для строительства груз. храмов. Следуя в Мцхету и по пути обращая в христианство народ, И. оставил гвозди в Эрушети, подножие Креста в Манглиси; в обоих местах было начато строительство храмов. Об И. также известно, что позже он вместе со св. Ниной проповедовал в горах Мтиулети и крестил горцев-язычников. Перед кончиной св. Нина приняла из рук И. причастие; святая просила И., чтобы тот, выбирая себе преемника, поставил епископом Картли Иакова (Леонтий Мровели. 1955. С. 117, 126, 127). В начале царствования Бакара (60-70-е гг. IV в.), сына царя св. Мириана, И. все еще занимал пост Предстоятеля Церкви Картли; в 60-х гг. IV в. епископом Картли уже назван Иаков (Мокцеваи Картлисай. 1979. С. 324).