(Алексеев Георгий Михайлович; 20.01.1892, г. Гатчина С.-Петербургской губ.- 16.06.1966, Горький (ныне Н. Новгород)), архиеп. Горьковский и Арзамасский. Из семьи служащего Гатчинского дворца. В 1910 г. окончил Гатчинское реальное уч-ще. В 1910-1914 гг. учился в С.-Петербургском технологическом ин-те. Во время учебы решил получить духовное образование и стать священником. В 1914 г., оставив ин-т, поступил в Петроградскую ДА, к-рую окончил в 1918 г. со степенью кандидата богословия и с правом соискания степени магистра без дополнительных устных испытаний. В том же году женился. В 1919 г. с войсками армии генерала Н. Н. Юденича попал в Эстонию. Проживал сначала в Ямбурге, затем в Нарве, давал частные уроки, изучал эст. язык. В сер. янв. 1920 г. переехал в Таллин, преподавал рус. словесность, логику, психологию, Закон Божий, пение в рус. и эст. гимназиях, педагогиуме, муж. торговой школе, коммерческой гимназии. В соавторстве с Л. Махони написал учебник по рус. языку для эст. школ «Живая речь» - одно из лучших довоенных пособий в Эстонии. Был лектором на курсах повышения квалификации рус. и эст. учителей. В 1920-1921 гг. служил сверхштатным псаломщиком Александра Невского ставропигиального собора в Таллине. В 1922 г. входил в инициативную группу под рук. настоятеля общины свящ. Винка Христофора по строительству Иоанно-Предтеченского храма в Нымме близ Таллина (освящен 21 окт. 1923), был регентом-псаломщиком общины (до 1927). В 1928-1940 гг. член Нарвского епархиального совета.
28 марта 1931 г. Таллинским и всей Эстонии митр. Александром (Паулусом) рукоположен во иерея. Служил в таллинском Александро-Невском соборе. В 1936 г. переведен вместе с рус. приходом Александро-Невского собора в ц. во имя святых Симеона и Анны. 16 дек. 1937 г. возведен в сан протоиерея. В годы второй мировой войны за помощь рус. военнопленным был арестован нем. властями и неск. месяцев находился в тюрьме. По благословению Нарвского архиеп. Павла (Дмитровского) был в числе священнослужителей, к-рые посещали лагеря для беженцев и перемещенных лиц, совершали богослужения, крещения, отпевания, а также привозили одежду и продукты. По призыву прот. Г. Алексеева жители Таллина брали в семьи детей-сирот (ок. 200), он взял на воспитание мальчика Петра.
С 1945 г. был настоятелем Никольской ц. на ул. Вене и заместителем председателя Нарвского епархиального совета прот. Иоанна Богоявленского (впосл. еп. Таллинский Исидор). 6 марта 1945 г. присутствовал при торжественном возглашении акта о воссоединении с Московской Патриархией русско-эст. духовенства и мирян Эстонской епархии, чин совершал Псковский архиеп. Григорий (Чуков) (Алексий II, Патриарх. 1999. С. 561). Затем И. был настоятелем Александро-Невского кафедрального собора и городским благочинным, а также председателем Нарвского епархиального совета. В 1945 г. награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1952 г. овдовел. 17(20?) дек. 1955 г. в Сергиевском храме ТСЛ был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь особо почитаемого им св. Иоанна Крестителя архим. Пименом (Извековым; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 22 дек. возведен в сан архимандрита. 25 дек. хиротонисан во епископа Таллинского и Эстонского. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в московском Богоявления соборе в Елохове; ему сослужили Крутицкий и Коломенский митр. Николай (Ярушевич), Алеутский и Североамериканский архиеп. Борис (Вик), вик. Ленинградской епархии Лужский еп. Роман (Танг). И. часто посещал епархиальные храмы, в т. ч. и отдаленные (в Лелле, Мярьямаа). Обладал ораторским даром, проповедовал на рус., эст., латыш., франц., нем. языках. Поддерживал добрые отношения с архиепископами Евангелическо-лютеранской церкви в Эстонии и Латвии Яном Кийвитом и Густавом Турсом, а также с руководителями др. Церквей и религ. объединений. Принимал в Таллине участников Пражской конференции христианской молодежи (дек. 1960 - янв. 1961).
С 25 мая 1958 по 14 авг. 1961 г. также временно управлял Рижской и Латвийской епархией. Часто приезжал в Ригу, совершал богослужения во мн. приходах, иногда на латыш. языке. Присутствовал в Ленинграде на погребении Ленинградского и Ладожского митр. Елевферия (Воронцова; 31 марта 1959). В 1960 г. принимал в Риге делегацию Всемирного Совета Церквей. 17 июля 1961 г. принял участие в ежегодных торжествах в ТСЛ. 14 авг. 1961 г. назначен на Горьковскую и Арзамасскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В период хрущёвских гонений на Церковь И. препятствовал закрытию храмов под видом «затухающих», комплектуя штаты церквей. Важно было не оставлять храмы без священников, что служило поводом к закрытию. И., несмотря на сопротивление, представлял уполномоченному Совета по делам РПЦ (с дек. 1965 - Совет по делам религий) по Горьковской епархии на утверждение кандидатов из своей и др. епархий, уговаривал служить священников, уже вышедших за штат. При И. из 50 храмов, расположенных в Горьковской обл., было закрыто только 4. Часто служил в церквах епархии, во время служб произносил проповеди, что вызывало недовольство со стороны властей. В служебном докладе уполномоченного Совета по делам РПЦ сказано, что И. «личным примером... несомненно, побуждает духовенство к проповедничеству».
11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. Летом 1963 г. участвовал в отпевании Виленского и Литовского архиеп. Романа (Танга), после чего посетил Таллин, навестил знакомых. По возвращении в Горький состояние его здоровья резко ухудшилось. 25 мая 1965 г. уволен на покой с назначением пенсии.
19 июня 1966 г. Ивановский и Кинешемский еп. Поликарп (Приймак) совершил отпевание в горьковском Троицком кафедральном соборе. 22 июня, согласно завещанию, И. был погребен на Александро-Невском кладбище в Таллине, рядом с могилой жены.