ибн Джума († 20.01. 1576, Дамаск), патриарх Антиохийский (с 1543). Уроженец Дамаска. До вступления на Патриаршую кафедру 11 лет (с 1532) возглавлял Бейрутскую епархию (известен колофон И. 1533/34 г., где он называет себя епископом Бейрута (Troupeau. 1972. P. 16)). После низложения Собором вост. патриархов Антиохийского патриарха Дорофея III И. приблизительно в кон. 1543 г. был возведен на Антиохийский престол (в сочинениях Антиохийского патриарха Макария III (Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 75, 82) датировки 1533/34 и 1540/41 ошибочны).
В трудах ряда историков, напр. М. Лекьена и С. Каралевского, предполагалось существование еще одного патриарха Иоакима (III) в 1-й пол. XVI в. Каралевский указывал, что Иоаким (III) упоминается в 2 документах - 1527 и 1531 гг., где говорится о привилегиях мон-ря на о-ве Лесбос. Кроме того, подпись патриарха Иоакима стоит под к-польским синодальным актом о правах др. мон-ря (май 1540). Ж. Насралла попытался объяснить эти факты, представив их как сведения об одном патриархе Иоакиме, к-рый якобы был избран в К-поле ок. 1516 г. (после завоевания Сирии османами) и до 1543 г. пребывал там в качестве титулярного архиерея. Тем не менее установлено, что упоминания Иоакима Антиохийского в 3 указанных документах (изд.: Παπαδόπουλος-Κεραμεύς ᾿Α. Μαυρογορδάτειος βιβλιοθήκη. Κωνσταντινούπολις, 1884. Σ. 7-8, 171-172) являются интерполяциями. В этих документах рядом с именами К-польского патриарха Иеремии I (1522-1546) и его архиереев стоят имена патриархов Сильвестра Александрийского (1567-1590) и Иоакима Антиохийского, поставленные, вероятно, ок. 1587 г., когда Сильвестр и Антиохийский патриарх Иоаким V Дау (1581-1592) подписями подтвердили действительность грамот, выданных мон-рям несколькими десятилетиями ранее. Т. о., эти подписи не могут влиять на датировку Патриаршества И.
В течение 7 лет (ок. 1543-1550) Патриарший престол у И. оспаривал Макарий ибн Хиляль, митр. Кары и Аккара. И. служил в дамасской ц. святых Киприана и Иустины, а Макарий и его сторонники удерживали небольшую ц. св. Анании. Незадолго до смерти Макарий отказался от дальнейшей борьбы, принес покаяние и примирился с И.
15 июня 1557 г. И. по приглашению синайских монахов совместно с Александрийским и Иерусалимским патриархами принял участие в церковном Соборе в Каире, на котором был низложен за неканонические действия синайский игум. Макарий. Сохранился колофон араб. рукописи, сообщающий о 6-месячном пребывании И. в Египте (приблизительно в июне-нояб. 1557), о 4-месячной остановке на Синае и о прибытии в Иерусалим в апр. 1558 г. (Troupeau. 1972. P. 102).
В сент. 1558 г. из Москвы на Ближ. Восток отбыло посольство архидиак. Геннадия и В. Познякова, к-рое везло милостыню царя Иоанна IV Васильевича Грозного ближневост. патриархам и мон-рям. Между апр. и нояб. 1560 г. Позняков посетил Дамаск, где встречался с И. и передал ему царские дары - соболью шубу и «рухляди» на 200 р. Эти подарки были весьма скромными: Антиохийский Патриархат находился в то время на периферии церковно-политических интересов Московского царства. И. передал с рус. посольством благодарственную грамоту (единственное известное его сочинение), полную гиперболических славословий Иоанну IV и просьб о новой милостыне, в частности для Сайднайского мон-ря под Дамаском.
Позднейшие арабо-католич. историки утверждали, что И. благосклонно относился к католикам и в 1560 г. запретил своим епископам называть их «еретиками». Тем не менее известна рукопись «Книги о еретиках», в к-рой содержатся сведения о догматических и об обрядовых расхождениях между «франками и румами» (католиками и православными); рукопись переписана ближайшим сподвижником И. свящ. Мусой ибн Сааде из сел. Мармарита, копиистом многих манускриптов 1569-1590 гг., пожертвованных им в разные сир. мон-ри.
И. также переписывал рукописи (сохр. автограф 1566 г.; Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 3. N 6). Известна книга с вкладной записью 1547 г. из ц. святых Киприана и Иустины диакона Исы, сына патриарха Михаила V, заверенная И. (РГАДА. Ф. 1608. № 129. Л. 3; о датировке см.: Морозов Д. А. Цифровые системы в арабо-христианских и греч. рукописях IX-XVII вв. // Палеография и кодикология: 300 лет после Монфокона: Мат-лы Междунар. науч. конф., Москва, 14-16 мая 2008 г. М., 2008. С. 116).
В 1573/74 г. под председательством И. в Дамаске прошел Собор, упорядочивший правила бракосочетания христиан и установивший фиксированные размеры выкупа за невесту в зависимости от имущественного положения ее семьи. В февр. 1575 г. И. подписал определение К-польского Собора, восстанавливавшее епископскую кафедру на Синае. И. продолжал активное архипастырское служение до последних месяцев жизни, о чем свидетельствует колофон о посещении им дер. Фурзуль в Юж. Сирии в сент. 1575 г.