[лат. interim - между тем, тем временем], в церковно-исторической науке общее неформальное название 2 политико-канонических документов 1548 г.- Аугсбургского и Лейпцигского, регулировавших положение лютеран. церковных структур в Германии на территориях, контролируемых католич. правителями. Нормы И. изначально вводились как временные, т. е. действующие до принятия окончательного решения Тридентским Собором. В широком смысле И. могут называться разнообразные соглашения, заключаемые как временные.
С 1532 г. католич. и лютеран. правители Германии соблюдали Нюрнбергский мир, однако вскоре после смерти М. Лютера (18 февр. 1546) он был нарушен католиками: Римский папа Павел III и имп. Карл V, заключив 26 июня 1546 г. секретное соглашение, объявили войну Шмалькальденскому cоюзу протестант. князей. После решающей победы при Мюльберге войска католиков 25 апр. 1547 г. заняли Торгау, столицу курфюршества Саксония, а 23 мая - Виттенберг. Курфюрст Иоганн Фридрих, многолетний покровитель Лютера, и Филипп Гессенский, глава Шмалькальденского cоюза, были захвачены в плен. Нек-рые лютеран. государи (напр., Иоахим II Бранденбургский) сохраняли нейтралитет, а герц. Саксонский Мориц - племянник Иоганна Фридриха - поддержал католиков, после того как Карл V тайно пообещал передать и курфюршество Саксония под его власть. Аугсбургский И. был провозглашен Карлом V 15 мая 1548 г. (офиц. название документа - «Объяснение Его Императорского Величества, как в Священной империи должна поддерживаться религия до решения Вселенского Собора») и утвержден рейхстагом в качестве закона империи 30 июня 1548 г. Провозглашение Аугсбургского И. было односторонней (не согласованной с папой) акцией императора, к-рый пытался т. о. выдвинуться на роль основного покровителя католической Церкви в Германии. Авторами Аугсбургского И. были католические епископы Юлиус фон Пфлуг и Михаэль Хельдинг, а со стороны лютеран - И. Агрикола (1494-1566), придворный проповедник Иоахима Бранденбургского, в прошлом ближайший соратник Лютера. Аугсбургский И. признал уже существовавшие браки лютеран. священников, позволил заключать новые и разрешил мирянам причащаться под двумя видами (как хлебом, так и вином), однако на этом уступки лютеранам заканчивались. От служителей церкви требовались признание первенства папы перед всеми христ. епископами как по человеческому, так и по божественному праву (jure divino), всех 7 таинств, толкования Св. Причастия как транссубстанциации хлеба в Тело Христово, а также подчинение канонической юрисдикции католич. епископов. Лютеран. учение об оправдании только верой отвергалось: Аугсбургский И. утверждал, что для оправдания перед Богом необходима не только вера, но и чтобы «Господь сделал человека лучше через сообщение ему Св. Духа, Который очищает его сердце и пробуждает его через Божию любовь, изливающуюся в его сердце». Провести в жизнь Аугсбургский И. удалось только на юге Германии (прежде всего в Швабии). При этом как лютеране, так и католики рассматривали Аугсбургский И. лишь как первый шаг Контрреформации, т. е. первый шаг к возвращению протестантов в католичество. Папа Римский осудил Аугсбургский И., считая содержавшиеся в нем уступки протестантам чрезмерными. Католич. курфюрсты Майнца и Кёльна в нарушение Аугсбургского И. запретили лютеранам причащать мирян вином, а в Майнце браки священников и рожденные в них дети были объявлены незаконными. Во мн. протестант. городах и гос-вах Сев. Германии (Гамбург, Любек, Бремен, Ганновер и др.) Аугсбургский И. был категорически отвергнут как властями, так и клиром и населением; в Бранденбурге Иоахим принял его, но не смог навязать своим подданным; в Аугсбурге и Ульме Аугсбургский И. приняли как власти, так и клир, но церкви совершенно опустели; а в Констанце и в Магдебурге он был внедрен только после штурма этих городов имперскими войсками. Мориц, к-рому победители-католики передали власть над курфюршеством Саксония, 18 мая 1548 г. известил имп. Карла V, что не в состоянии провести в жизнь Аугсбургский И. в полном объеме, после чего поручил теологам из Виттенберга и Лейпцига составить новый документ, более приемлемый для лютеран. Основным его автором стал Ф. Меланхтон. Крайне негативно оценивая Аугсбургский И., Меланхтон настаивал в частной переписке на том, что лютеране все же должны пойти на максимальные уступки католикам «в вещах маловажных (безразличных)» (греч. ἀδιάφορον; см. статьи Адиафора, Адиафористские споры), т. е. не предписанных, но и не запрещенных Библией, ради того, чтобы избежать полной ликвидации лютеран. церквей, как это произошло в Швабии.
Лейпцигский И. был утвержден ландтагом Саксонии в Лейпциге 21-22 дек. 1548 г. и получил статус земельного закона в июле 1549 г. Содержательно он не отличался от Аугсбургского И., однако превосходил его многословием и двусмысленностью формулировок. Поскольку Лейпцигский документ в отличие от Аугсбургского был составлен не католиками и одиозным Агриколой, а теологами Виттенбергского ун-та - интеллектуального центра Реформации, он вызывал даже большее негодование лютеран. Оппозицию (см. Гнезиолютеране) возглавил Маттиас Флаций Иллирик, в 1549 г. бежавший из Виттенберга в Магдебург, где печатались многочисленные памфлеты против интеримистов, в большом количестве изданные в Германии. В 1549-1552 гг. примерно 400 священников в контролируемых католиками областях Германии так или иначе не приняли оба И., за что подверглись тюремному заключению или иным репрессиям. В кон. 1551 г. Мориц разорвал союз с императором, и 5 апр. 1552 г. его войска заняли Аугсбург. 2 авг. 1552 г. был заключен мирный договор в Пассау, по которому оба И. были официально аннулированы. После заключения Аугсбургского религиозного мира 25 сент. 1555 г. лютеране вновь получили свободу вероисповедания в тех государствах, где монархи придерживались лютеранства в соответствии с принципом «чья власть, того и вера» (cujus regio, ejus religio). Меланхтон, однако, признал Лейпцигский И. своей ошибкой только 5 сент. 1556 г. в личном письме Флацию Иллирику. Опыт, полученный лютеран. богословами, был учтен в ст. X «Формулы согласия» 1577 г., где говорится: «Во времена преследований, когда от нас требуется ясное и постоянное исповедание веры, не следует уступать врагам Евангелия в адиафоре».