Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИНКАРДИНАЦИЯ
22, С. 649-651 опубликовано: 10 декабря 2014г.


ИНКАРДИНАЦИЯ

[лат. incardinatio - приписка, назначение на церковную должность], термин канонического права Римско-католической Церкви, означающий акт обязательного включения клирика в состав диоцеза (еп-ства, архиеп-ства), персональной прелатуры, одного из институтов посвященной жизни или обществ апостольской жизни. И. также завершает переход или перевод клирика из прежнего диоцеза или выход из монашеского ордена в юрисдикцию нового правящего епископа (ординария) после получения клириком экскардинации (лат. excardinatio - выписка), т. е. исключения из прежнего диоцеза или из монашеской общины в связи с переходом или переводом в др. место служения.

И. восходит к норме древнего церковного права, соединявшего хиротонию в священные степени с юридическим актом определения рукополагаемого на конкретную должность к к.-л. церкви. Наиболее явно такой порядок был выражен в 6-м прав. Вселенского IV Собора, запрещавшем рукополагать во пресвитера, диакона и возводить в иные степени церковного чина без одновременного назначения рукополагаемого к определенной церкви. С данным установлением в церковном праве также связывался запрет на самовольный переход священнослужителей из одной епархии или прихода в другие и на бродяжничество клириков (Ап. 15; I Всел. 15-16; IV Всел. 5, 10 и др.). Эти нормы неоднократно подтверждались Соборами Зап. Церкви (напр., 17-18-м канонами Аврелианского (Орлеанского) Собора 538 г.) и Римскими папами (напр., в послании папы Иннокентия I к еп. Виктрицию Руанскому - Ep. 2. 7 // PL. 20. Col. 475).

На Западе употребление понятия «И.» встречается уже в посланиях папы Римского св. Григория I Великого, использовавшего глагол «incardinare» в связи с назначениями на должности в титульных церквах Рима (tituli cardinales), а также на архиепископские и епископские кафедры, напр. в послании папы к еп. Иакову от 592 г.: «...in qua [ecclesia] es incardinatus a nobis» (...в каковую [церковь] ты был назначен нами) (Lib. 2. Ep. 37 // PL. 77. Col. 575). В сб. формул папской канцелярии «Liber diurnus» (VIII в.) глагол «incardinare» и существительное «incardinatio» употребляются в значении «назначать на епископскую кафедру или на более низкую церковную должность»: «incardinari proprie est alicui Ecclesiae tanquam proprium Sacerdotem, Presbyterum, Diaconum atque etiam Subdiaconum addici» ( быть инкардинированным собственно означает быть приписанным к какой-нибудь церкви в качестве собственного священнослужителя, пресвитера, диакона или же субдиакона) (Cap. III. Tit. 11 // PL. 105. Col. 77).

В сводах церковного права XI-XIV вв. («Декрет» Бурхарда, еп. Вормса, «Декрет» Иво Шартрского, Декрет Грациана и др.) относительно вопросов назначения на церковную должность при рукоположении и перехода священнослужителей в юрисдикцию др. священноначалия использовались, как правило, описательные выражения - «in civitate [или in ecclesia] ordinare, constituere» (в город [или в церковь] рукополагать, назначать), «sine titulo non ordinare» (без титула не рукополагать), «alicui ecclesiae addicere» (к к.-л. церкви предназначать) и др.; существительное «incardinatio» или глагол «incardinare» употреблялись при этом лишь в единичных случаях, преимущественно в составе посланий папы св. Григория Великого.

В Декрете Грациана представлены каноны, посвященные запрету священнослужителям переходить из одного диоцеза или прихода в другие (Causa 7 quaestio 1, Causae 19, 23, 24, 26, 28 и др.), запрету рукополагать клирика из др. диоцеза и допускать его к служению без письменного согласия его епископа (littera commendatiсia) или специального папского предписания (Distinctiones 71-72; Causa 9 quaestio 2 pars 1; Causa 21 quaestio 2; ср.: Liber Extra. III 4. 5), запрету рукополагать без одновременного назначения к определенной церкви (Distinctio 70), а также каноны, регламентирующие совмещения церковных должностей путем комменды (Causa 21 quaestio 1).

Однако, несмотря на неоднократные канонические предписания, касавшиеся вопросов И., проблема бродячих (vagi) клириков, покидавших место служения и зачастую занимавшихся попрошайничеством, продолжала оставаться, в результате чего был принят ряд мер, направленных на искоренение этого явления. Так, Тридентский Собор постановил (Conc. Trident. Sess. 21. Decretum de reformatione. Cap. 2), что священнослужителям не приличествует просить милостыню или добывать пропитание к.-л. презренным занятием (sordidum quaestum), а также запретил рукополагать секулярных клириков без предоставления бенефиция, обеспечивающего достойный уровень жизни (ad victum honeste sufficiat). В случае если клирик желал покинуть вверенный ему приход, он мог получить увольнение у правящего епископа только если имел др. источники дохода (наследство или к.-л. денежные поступления - patrimonium vero vel pensionem). Ссылаясь на 6-е прав. IV Вселенского Собора, Тридентский Собор подтвердил запрещение рукополагать клириков без назначения их к к.-л. конкретной церкви или к иному священному месту, а также допускать к служению клириков, покинувших свой приход без санкции их правящего епископа, и странствующих клириков, не имеющих рекомендательных писем (Conc. Trident. Sess. 23. Decretum de reformatione. Cap. 16).

Данные положения Тридентского Собора получили дальнейшее развитие в Римской Церкви, в т. ч. в апостольской конституции «Speculatores» папы Иннокентия XII от 4 нояб. 1694 г., в постановлениях и инструкциях Конгрегации Собора и Конгрегации пропаганды веры, особенно в отношении вопросов перехода секулярных клириков в монашеские ордены, а также рукоположения пресвитеров для миссионерских целей (ad titulum missionis). В XIX в. понятия И. и экскардинации окончательно вошли в употребление в каноническом праве католич. Церкви применительно к назначению на церковную должность при рукоположении и переходе (переводе) священнослужителей в юрисдикцию др. священноначалия. В то же время на основе «Corpus iuris canonici» появились нек-рые различия и особенности в правилах И. и экскардинации клириков. Так, напр., в регионах, нуждавшихся в активной миссионерской деятельности, получили распространение облегченные условия перевода священнослужителей в пределах провинции при одновременном ужесточении контроля за путешествующими клириками (см. 19-е постановление I Вестминстерского Собора 1852 г.). III пленарный (общеамер.) Балтиморский Собор (1884) разрешил рукополагать пресвитеров для миссионерских целей в количестве, необходимом для нужд не только собственного еп-ства, но и региона в целом, с тем чтобы при необходимости они могли быть переведены в соседние еп-ства (Title 2 «Of Ecclesiastical Persons». § 7). Впосл. эта практика получила санкцию Папского престола.

В Кодексе канонического права 1917 г. (см. ст. Codex iuris canonici) И. (к-рая также представлена в нем синонимом «adscriptio» - приписывание) и экскардинация в основном регламентировались канонами 111-117. Согласно Кодексу 1917 г., все клирики с момента принятия 1-й тонзуры (т. е. еще до посвящения в низшие церковные чины) приписывались к определенному диоцезу или монашескому ордену и становились подвластны епископу или орденскому начальству (CIC (1917). 111). И. и экскардинация имели бессрочный (perpetua) и безусловный (absoluta) характер; при переходе или переводе клирика из одного диоцеза в другой, вступлении в монашеский орден или выходе из него он получал от своего ординария грамоту об экскардинации (litteras excardinationis perpetuae et absolutae), а от своего буд. епископа - грамоту об И. (litterae incardinationis perpetuae et absolutae) (CIC (1917). 112). Письменные подтверждения И. и экскардинации входили в число необходимых документов (litteras dimissorias), которыми оформлялся переход или перевод в юрисдикцию др. ординария (CIC (1917). 955 § 1; 957 § 2; 958-967). Законную силу экскардинация приобретала лишь при одновременной И. в др. диоцезе (CIC (1917). 116); испытательный срок в 3 года при И. мог допускаться только в отношении монашествующих священнослужителей, пожелавших выйти из своего ордена и получивших индульт на секуляризацию (возвращение в мир); в этом случае по прошествии испытательного срока они считались инкардинированными в данный диоцез (CIC (1917). 641 § 2). Секулярный клирик, вступавший в монашеский орден, получал экскардинацию из своего диоцеза после принесения им вечных обетов (CIC (1917). 115; 585).

И. и экскардинацию мог осуществлять только правящий епископ или по его специальному поручению генеральный викарий; при вакансии епископской кафедры более года их мог совершить капитулярный викарий с согласия капитула (CIC (1917). 113). В случае получения клириком в др. диоцезе бенефиция, связанного с обязанностью пребывания (beneficium residentiale), И. и экскардинацией считались согласие на это его епископа или разрешение на бессрочную отлучку из диоцеза, данные в письменной форме (CIC (1917). 114). И. ставилась в зависимость от наличия в диоцезе или монашеском ордене нужды в переходившем клирике и возможности обеспечить ему необходимый доход (CIC (1917). 117 § 1). Новый епископ должен был получить в прежнем диоцезе клирика справки о законности его экскардинации, о его жизни, поведении, образовании, особенно в случае И. клирика-иностранца (CIC (1917). 117 § 2). И. сопровождалась принесением клириком клятвы новому епископу или его представителю в том, что он желал посвятить себя служению новому диоцезу (CIC (1917). 117 § 3; 956). Клирик мог отлучаться из своего диоцеза только с разрешения правящего епископа, к-рый был вправе призвать его назад при наличии законных оснований; ординарий места, в к-ром находился клирик др. диоцеза, при наличии оснований мог отказать ему в разрешении на дальнейшее пребывание (CIC (1917). 144).

Ватиканский II Собор в целях развития миссионерской деятельности в декрете «Presbyterorum ordinis» объявил о необходимости пересмотра правил И. и экскардинации, «чтобы это древнейшее установление, оставаясь в силе, лучше отвечало современным пастырским нуждам» (CVatII. PO. 10), для чего указал на целесообразность создания «международных семинарий, особых диоцезов или персональных прелатур и других установлений такого рода, к которым пресвитеры могли бы приписываться или в которые они могли бы инкардинироваться на благо всей Церкви, согласно нормам, вырабатываемым для каждого отдельного установления, и при неизменном соблюдении прав местного ординария» (Ibidem).

Учитывая эти постановления и некоторые послесоборные реформы, в ныне действующий Кодекс канонического права 1983 г. был внесен ряд изменений, касающихся новых положений об И. и экскардинации (каноны 265-272). Каждый клирик должен быть инкардинирован в к.-л. диоцез, персональную прелатуру, ин-т посвященной жизни или об-во апостольской жизни, дабы «не допускалось существования клириков неподначальных, или бездомных» (clerici acephali seu vagi) (CIC. 265). В связи с упразднением низших церковных чинов и субдиаконата (см. Иподиакон) И. клирика производится при рукоположении во диакона (CIC. 266). И. и экскардинация не имеют бессрочного и безусловного характера; при переходе клирика из одного диоцеза в другой он может получить у своего ординария отпускную грамоту об экскардинации, к-рая вступает в силу при получении согласия ординария др. диоцеза на И. (CIC. 267). Допускается переход клириков в иной диоцез на неопределенный срок при сохранении И. в их диоцезе, при этом они могут быть отозваны их правящим епископом по договоренности с ординарием того места, где они находятся (CIC. 271 § 2-3). За исключением случаев подлинной необходимости, правящий епископ не должен отказывать в разрешении на переход тем клирикам, к-рые стремятся в регионы, «страдающие от тяжкой нехватки клира», но предварительно он обязан письменно оговорить их права и обязанности с епископом того места, куда они направляются (CIC. 271 § 1). Клирик, законно перешедший в др. диоцез, по прошествии 5 лет получает в нем И. в силу самого права, если письменно оформит свое желание и не получит отказы от своего прежнего епископа и епископа принявшего его диоцеза (CIC. 268 § 1).

И. и экскардинация осуществляются лишь при наличии обоснованных причин, прежде всего ради пользы диоцеза и блага самого клирика, однако отказ клирику в экскардинации также должен быть обоснованным и может быть обжалован (CIC. 270). Правящий епископ приступает к И. клирика, только если в этом есть необходимость для его диоцеза и имеются условия обеспечения ему достойного содержания (CIC. 269 § 1), а также при наличии законных документов об экскардинации и сведений о жизни клирика из его прежнего диоцеза (CIC. 269 § 2). Просящий об И. клирик обязан подать правящему епископу письменное заявление о желании посвятить себя служению новому диоцезу (CIC. 269 § 3). Право на И., экскардинацию и переход клирика в другой диоцез принадлежит правящему епископу; в случае вакантности епископской кафедры в течение года это право предоставляется диоцезному администратору, к-рый принимает решение с согласия коллегии консультантов (CIC. 272).

Аналогичные нормы И. и экскардинации установлены для Восточных католических Церквей и регулируются канонами 357-366 принятого в 1990 г. Кодекса канонов Восточных Церквей (Codex canonum Ecclesiarum Orientalium), где вместо термина «И.» используется термин «ascriptio» (приписывание).

Ист.: Corpus iuris canonici / Ed. A. Friedberg. Lipsiae, 1879-1881. 2 t.; Acta et decreta Concilii plenarii Baltimorensis tertii. Baltimorae, 1886; CIC (1917); Документы II Ватиканского Cобора. М., 2004. С. 424-425; CIC.
Лит.: Puza R. Inkardination // LexMA. Bd. 5. Sp. 424-425; Bondini A. De incardinatione et excardinatione clericorum // Ius Pontificium. R., 1929. N 9. P. 205-213; Creusen J. De excardinatione et incardinatione implicita // Ibid. 1935. N 15. P. 37-40; Schmitz H. Fragen des Inkardinationsrechtes // Ecclesia et ius: Festgabe f. A. Scheuermann zum 60. Geburtstag / Hrsg. K. Siepen. Münch., 1968. S. 137-152; idem. Die Inkardination im Hinblick auf die Konsoziativen Strukturen // Das Konsoziative Element in der Kirche: Akten des VI. Intern. Kongr. f. kanonisches Recht / Hrsg. W. Aymans, K. Th. Geringer, H. Schmitz. St. Ottilien, 1989. S. 701-720; Ribas J. M. Incardinación y distribución del clero. Pamplona, 1971; Colagiovanni E. Incardinazione ed escardinazione nel nuovo Codice del Diritto Canonico // Monitor Ecclesiasticus. R., 1984. T. 109. P. 49-57; Primetshofer B. Inkorporation und Inkardination von Ordensklerikern // Scientia canonum: Festgabe f. F. Pototschning zum 65. Geburtstag. Münch., 1991. S. 323-338; Steinbach J. Das Inkardinationsrecht: Eine rechtsvergleichende Untersuchung der kodikarischen Normen des CIC und des CCEO aufgrund der konziliaren Lehre. Würzburg, 1996; Каноническое право о народе Божием и о браке / Сост.: свящ. И. Юркович. М., 20002. С. 31-32; Mullaney M. J. Incardination and the Universal Dimension of the Priestly Ministry: A Comparison Between CIC 17 and CIC 83. R., 2002.
Е. В. Казбекова
Ключевые слова:
Каноническое право Римско-католической Церкви Инкардинация, термин канонического права Римско-католической Церкви
См.также:
AD BENEPLACITUM NOSTRUM в католич. канонич. праве клаузула, использ. в папских рескриптах и др. церковных документах
АДВОКАТ должность, предполагающая осуществление нек-рых властных полномочий и представительство сторон в суде
АДМИНИСТРАТОР в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский администратор, приходской администратор, управляющий церковным имуществом
АПОСТОЛЬСКАЯ ПЕНИТЕНЦИАРИЯ один из 3-х судебных органов Римской курии