[Генуин; лат. Ingenuinus] (VI - нач. VII в.), св. (пам. зап. 5 февр.), еп. Сабионы (нем. Зебен, близ совр. г. Кьюса (Клаузен), обл. Трентино-Альто-Адидже, Италия). Достоверные сведения о происхождении И. и его жизни до вступления на епископскую кафедру отсутствуют. Вероятно, Сабионская кафедра была основана в V в. (во время археологических раскопок 1978-1982 обнаружены остатки кафедрального собора V-VI вв.). Первым исторически засвидетельствованным епископом Сабионы является Маркелл, ему было адресовано послание Римского папы Пелагия I о воспитании духовенства (март 559). Некий Сабионский епископ подписал акты Собора в Градо, созванного патриархом Илией I (между 571 и 577-586) в 1-й год Патриаршества. Акты Собора частично сохранились в деяниях Собора в Мантуе (827), где указан Сабионский еп. Матернин (MGH. Conc. T. 2. Pars 2. P. 588) или Мартин (Mansi. T. 14. Col. 497). Преемником этого епископа стал И., чья подпись стоит под актами Собора в Градо 579 г.: «Ингенуй, еп. Второй Реции» (Сабиона находилась на территории рим. пров. Вторая Реция) (Cronache veneziane antichissime. P. 7, 49, 70-71). В др. версии актов вместо И. под решениями Собора поставил подпись пресв. Маркиан: «Пресв. Маркиан за блаженнейшего Ингенуина, епископа св. Церкви Второй Реции» (Mansi. T. 9. Col. 926). Т. о. И. был возведен на кафедру между 571 и 579 гг. Как и его предшественник, И. поддержал патриарха Илию, возглавившего т. н. аквилейскую схизму (см. ст. Аквилея). Ряд епископов Сев. Италии отказались принять решения Вселенского V Собора (553), усмотрев в осуждении «Трех Глав» посягательство на авторитет Вселенского IV Собора в Халкидоне. Несмотря на давление визант. властей Равеннского Экзархата, Патриаршая кафедра в Аквилее поддерживала схизму. Согласно Павлу Диакону († ок. 800), между 588 и 590 гг. И. участвовал в Соборе в Мариане (ныне Марано), на к-ром Аквилейский патриарх Север, ранее признавший под давлением Византии решения V Вселенского Собора, принес покаяние и был принят епископами-схизматиками (Paul. Diac. Hist. Langobard. III 26). Эти сведения были заимствованы Павлом Диаконом из несохранившейся «Маленькой истории» Секунда Тридентского († 612), в которой епископы-схизматики были представлены как православные (отсюда путаница в оценке событий у Павла Диакона). В 591 г. вместе с др. епископами И. подписал послание визант. имп. Маврикию о поддержке схизмы и выступил против Римского папы свт. Григория I Великого (Gregorii I Papae Registrum epistolarum. I 16a // MGH. Ep. T. 1. P. 17-21). Подпись И. под этим посланием стоит на первом месте. Эти данные свидетельствуют, что И. не только принадлежал к схизматической аквилейской партии, но и был одним из самых видных ее представителей. Под влиянием обращения епископов имп. Маврикий рекомендовал папе Григорию воздержаться от принятия мер против аквилейской партии. По мнению ряда католич. исследователей, впосл. И. отверг схизму и вступил в общение с папой Григорием Великим (ActaSS. Febr. T. 1. P. 674; Gelmi. 1984. S. 30). Согласно Ф. Ланцони, «Ингенуин и прочие епископы были благочестивыми и милосердными иерархами. Можно полагать, что эти простые люди были оправданы Богом, потому что следовали за своим митрополитом» (Lanzoni. Diocesi. P. 941-942).
В годы епископского служения И. сев. часть территории Аквилейского Патриархата, с 568 г. принадлежавшая лангобардам, подвергалась нападениям. В 590 г. франк. кор. Австразии Хильдеберт II по договоренности с византийцами вторгся в Сев. Италию, разрушая укрепления лангобардов. И. вместе с еп. Агнеллом Тридентским был вынужден укрыться в крепости Верруке (близ совр. г. Тренто). Он принял участие в переговорах между враждующими сторонами и организовал уплату выкупа за осажденную крепость (Paul. Diac. Hist. Langobard. III 31). Ок. 600 г. окрестности Сабионы подверглись также нападению племен баварцев. Дата смерти И. неизвестна; по предположению нек-рых исследователей, он скончался ок. 605 г. (Gelmi. 2005. S. 26-28).
История Сабионского епископства в VII-VIII вв. плохо известна. В 798 г. оно вошло в церковную пров. Зальцбург. В 901 г. кор. вост. франков Людовик IV Дитя подарил еп. Захарии поместье Присна, где впосл. был основан мон-рь св. Стефана и И. (известно о его существовании в 60-х гг. X в., при еп. Рихберте), вокруг к-рого возникло сел. Бриксен (ныне г. Брессаноне). Ок. 990 г. св. Альбуин (до 977-1005/06) перенес туда епископскую кафедру из Сабионы (в Бриксен были перенесены и мощи И.). При еп. Гартмане (1140-1164) мощи И. и Альбуина поместили в главный алтарь собора, а память святых стали праздновать 5 февр. (день кончины св. Альбуина). Впервые память И. отмечалась отдельно в календаре Бриксенского еп-ства XII в., память И. и Альбуина - в календаре XII в. из Инсбрука (Baur. 1938. S. 4, 142).
С развитием легенды об основании Сабионского еп-ства в IV в. начало распространяться почитание мч. Кассиана, который считался 1-м епископом Сабионы, и св. Лукана, по преданию занимавшего кафедру в V в. Св. Альбуин освятил новый собор в Бриксене во имя святых Кассиана и И. В XI-XII вв. на основе сведений о мученичестве Кассиана в г. Форум Корнелия (ныне Имола), приведенных Пруденцием в цикле гимнов «О венцах мучеников», и местных преданий было составлено «Житие и деяния епископов Кассиана, Ингенуина и Альбуина», представляющее собой вымышленную историю Сабионско-Бриксенской кафедры. Касающиеся И. факты преимущественно почерпнуты из сочинения Павла Диакона и документов, связанных с аквилейской схизмой. В «Житии и деяниях...» рассказывается о проповеди святого среди язычников в Альпах, о многочисленных чудесах, отрицается его участие в схизме (Resch. 1755. P. 431-439).
В Брессаноне после пожара 1174 г. был сооружен новый кафедральный собор св. Петра в романском стиле (в 1234 опять сильно пострадал от пожара). Боковые алтари храма были посвящены И. и св. Кассиану. В 1745-1754 гг. собор перестроили в стиле барокко (освящен в 1758 в честь Вознесения Богоматери и св. Кассиана). В наст. время мощи И. и Альбуина хранятся в алтаре св. Кассиана, в ризнице собора находится серебряный бюст-реликварий И., выполненный в 1504 г. ювелиром Г. Кринисом. После перенесения кафедры церковный комплекс в Сабионе использовался как епископский замок и был заброшен после пожара 1535 г. В 1686 г. на руинах замка был основан жен. бенедиктинский мон-рь Св. Креста. В монастырской церкви с 1854 г. находится саркофаг с останками древних епископов Сабионы. Почитание И. и Альбуина получило распространение в еп-ствах Тренто, Фрайзинг и Айхштетт. В XVI в. кард. Цезарь Бароний внес память обоих бриксенских святых в Римский Мартиролог (как Генуина и Альбина). В Юж. Тироле И. и Альбуин почитаются как избавители от засухи, И.- как покровитель рабочих-горняков.
Самые ранние изображения И. и Альбуина сохранились среди росписей ц. св. Иоанна в Брессаноне (ок. 1350). На фреске XV в. (Епархиальный музей, Брессаноне) И. изображен вместе со святыми Альбуином, Кассианом и блж. Гартманом. В том же музее хранится деревянный бюст И. (1490, приписывается Х. Клоккеру), где святой изображен с виноградной гроздью в руке (по преданию, И. первым ввел виноградарство в долине р. Изарко). Изображения И. и др. св. покровителей епископства находятся на барочных фресках П. Трогера в кафедральном соборе и А. Цайлера (1764) в семинарской церкви Брессаноне.