Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИЕРУСАЛИМ
21, С. 395-397 опубликовано: 22 июля 2014г.


ИЕРУСАЛИМ

[греч. ῾Ιερουσαλήμ] († 276-282), прмц. (пам. греч. 4 сент.), покровительница г. Верия (Веррия) в Сев. Греции.

Прмц. Иерусалим с сыновьями Секендом, Секендиком и Кегором. Икона. XIV в. (Визинтийский музей, Афины)
Прмц. Иерусалим с сыновьями Секендом, Секендиком и Кегором. Икона. XIV в. (Визинтийский музей, Афины)

Прмц. Иерусалим с сыновьями Секендом, Секендиком и Кегором. Икона. XIV в. (Визинтийский музей, Афины)

Источники

Сохранились краткое синаксарное Житие И. в составе службы, созданное, по-видимому, жителем Веррии, и написанное на его основе в XVII в. разговорным языком т. н. народное Житие. Оно содержит дополнительные подробности и описание 3 чудес И. Все жития сохранились в поздних списках XVII-XVIII вв. Гомилия в честь И., составленная в нач. XV в. анонимным Веррийским митрополитом и сохранившаяся в единственной рукописи (Ath. Gregor. 39), имеет назидательный характер и не содержит биографических сведений об И.

Синаксарное Житие называет правителя Фессалоники дукой, что соответствует средневизант. периоду (впервые фессалоникийский дука упом. в кон. Х в.). В службе говорится о возвращении честной главы И. «с Запада» в Веррию. Перенесение главы «на Запад», по мнению митр. Пантелеимона (Калпакидиса), могло произойти или во время войн болгарского царя Самуила с византийцами, или в период крестовых походов. Исследователь отдает предпочтение 1-й версии (Веррия была отвоевана Василием II Болгаробойцем в 1001) и в связи с этим датирует службу и синаксарное Житие нач. XI в. (Παντελεήμων (Καλπακίδης). 1997. Σ. 28). Митр. Пантелеимон также указывает на тот факт, что с Х в. название г. Эдесса (употребляемое автором Жития) вытесняется топонимом Водена.

Житие

И. род. в Александрии в богатой христ. семье. Родители выдали ее замуж, через 8 лет супруг скончался, оставив И. с 3 детьми: Секендом, Секендиком и Кегором, к-рых она воспитала в благочестии. Имена 2 старших сыновей, по всей видимости, являются искажением рим. имен Секунд и Секундин. Воспылав божественной ревностью, И. отправилась проповедовать Христа; переходя из города в город, она многих обратила к истинной вере. Достигнув Рима, где в это время по приказу имп. Аврелиана (270-275) начались гонения, И. бесстрашно посещала заключенных в тюрьмы христиан, ободряла их во время пыток, погребала тела мучеников. Согласно «народному» Житию, ее сопровождала родственница по имени Севастиана, отличавшаяся необыкновенной красотой. Слух о ней дошел до императора, к-рый велел привести к нему прекрасную деву. От Севастианы Аврелиан узнал об И. и захотел увидеть проповедницу. Посланных за ней воинов возглавлял сын императора Филодор. По дороге лошадь понесла, царевич упал и получил серьезные травмы. Севастиана убедила императора, что по молитве И. Филодор поправится. Тот послал к И. слуг с дарами и с просьбой прийти помолиться о здоровье его сына. И. написала в ответ, что Филодор исцелится, если император уверует во Христа. Аврелиан приложил письмо И. к ушибам сына, и Филодор тотчас же выздоровел.

И. продолжила проповедь в Греции. Она побывала в Афинах, Беотии и Фессалии. Придя в Македонию, она встретила близ г. Эдесса иером. Евсевия, которому поведала о своей жизни и о желании стать монахиней. В «народном» Житии Евсевий назван игуменом Кукуменского или Кукумского (Κουκουμένων, Κουκούμων) мон-ря; в то время он проходил через Эдессу, направляясь к св. местам. В синаксарном Житии Веррия названа городом, находящимся к западу от Эдессы, что соответствует местоположению одноименных сир. городов Берои (ныне Халеб) и Эдессы (ныне Шанлыурфа). Приняв от Евсевия постриг, И. отправилась в Веррию. Там своей проповедью она многих обратила ко Христу. По молитве И. воскрес юноша, ужаленный змеем, жившим недалеко от города. Укротив змея крестным знамением, И. надела на него поводок, привела в город и заставила заползти в костер, где он сгорел. Когда умер Аврелиан, новый имп. Проб (276-282) начал преследовать христиан. Правитель Фессалоники Кинтилиан (Кентиан или Киндиан), отличавшийся жестокостью, узнал об И. и направился в Веррию, чтобы предать ее суду. Желая заставить святую отречься от Христа, он решил мучить детей у нее на глазах. Сначала Кинтилиан призвал к себе Кегора, младшего из братьев, и, показав ему драгоценности и орудия пыток, предложил принести жертву языческим богам, обещая богатства и почести. Кегор предпочел мучения за Христа. По приказу Кинтилиана его живым зажарили на раскаленной решетке. Так же стойко исповедовали Христа и приняли мученическую кончину старшие братья: Секенда били железными прутьями и надели на голову раскаленный шлем, Секендик был привязан к диким лошадям. И., присутствовавшая при истязании, укрепляла сыновей и призывала их мужественно переносить страдания. Видя непреклонность И., Кинтилиан велел терзать ее железными когтями и растирать раны грубой тканью, а затем отсечь голову. Христиане похоронили И. в юж. части города, где позднее был построен храм в ее честь, в котором совершались мн. чудеса. Так, в одном из прибрежных городов Италии торговцы пшеницей долгое время ожидали попутного ветра. Им явилась величественная госпожа, которая заплатила по 300 номисм за каждый корабль пшеницы и велела доставить груз в Фессалонику и оттуда в Веррию, где после засухи начался голод. Тотчас подул попутный ветер. Однако в пути торговцы решили продать пшеницу в др. месте. Как только они изменили курс, на море началась буря, грозившая потопить корабли. Торговцам снова явилась святая и велела доставить пшеницу в Веррию. Прибыв туда, они раздали зерно голодающим и рассказали о чудесном явлении И. В этот день мн. жители города видели во сне И., к-рая молилась о ниспослании дождя, что вскоре исполнилось.

Ковчег с честной главой прмц. Иерусалим (собор прп. Антония Нового Веррийского, Веррия)
Ковчег с честной главой прмц. Иерусалим (собор прп. Антония Нового Веррийского, Веррия)

Ковчег с честной главой прмц. Иерусалим (собор прп. Антония Нового Веррийского, Веррия)

Почитание

Составление Жития И. приписывается иером. Евсевию, постригшему святую в монахини. Зап. исследователи называют это Житие легендарным, указывая на сходство подвига И. с мучениями Веры, Надежды, Любови и Софии, а также мц. Вассы Эдесской и ее сыновей Феогния, Агапия и Писта.

Храм, посвященный И., сгорел в 1908 г. В наст. время ее честная глава хранится в соборе прп. Антония Нового Веррийского в Веррии (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 196).

На фресках и иконах И. представлена в монашеском одеянии с атрибутом мученичества - крестом в правой руке. Древнейшее сохранившееся изображение И. с 3 детьми находится в нартексе ц. св. Бессребреников в Кастории (посл. четв. XII в.). Секенд и Секендик помещены по сторонам И., Кегор - перед матерью. Секендик изображен безбородым юношей, Кегор - ребенком, фигура Секенда сильно повреждена. На вост. стороне зап. столпа Ст. Митрополии в Веррии (1215/16-1224/25) представлены предстоящие Христу И. с одним из сыновей и апостолы Петр и Павел, к-рым посвящен кафедральный собор. Нижняя часть фрески утрачена. Древнейшая икона И., относящаяся к 3-й четв. XIV в., происходит из Веррии и в наст. время хранится в Византийском музее в Афинах. Ее иконография повторяет фреску в Кастории, но двое старших сыновей И. изображены с бородами. К поствизант. периоду относятся фрески с изображением И. в веррийских церквах свт. Николая Чудотворца (1617), св. Андрея (1720), Пресв. Богородицы Палеофоритиссы (1730). В ц. свт. Николая Чудотворца сыновья И. изображены как отроки, в ц. св. Андрея И. представлена с младшим из сыновей, в ц. Пресв. Богородицы Палеофоритиссы - одна.

День памяти И. 4 сент. не встречается в визант. синаксарях. Возможно, одноименная святая, упоминаемая в греч. календарях под 25 или 26 июля, является одним лицом с И. В Синаксаре 1172 г. (Lipsiensis. R. II. 25) имеется приписка о праздновании памяти И. 9 авг. (SynCP. Col. 877).

Ист.: BHG, N 2183, 2183 b; SynCP. Col. 843, 845, 877; Παντελεήμων (Καλπακίδης), μητρ. Βέροιας καί Ναούσης. ῾Η ἀσκήτρια τῆς Βέροιας ὁσιομάρτυς ῾Ιερουσαλήμ: ῾Αϒιολοϒικά καί ὑμνοϒραφικά κείμενα. Βέροια, 1997. Σ. 37-145 [тексты]; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 115.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 224-225; Т. 3. С. 286; Παπαζῶτος Θ. ῾Η Βέροια καί οἱ ναοί της (11ος - 18ος αἰ.). ᾿Αθήνα, 1994. Σ. 162-163, 168, 193-196, 207-208; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 213; Παντελεήμων (Καλπακίδης), μητρ. Βέροιας καί Ναούσης. ῾Η ἀσκήτρια τῆς Βέροιας ὁσιομάρτυς ῾Ιερουσαλήμ: ῾Αϒιολοϒικά καί ὑμνοϒραφικά κείμενα. Βέροια, 1997. Σ. 1-36 [исследование]; Χαράλαμπος (Βασιλόπουλος), ἀρχιμ. ῾Η ῾Αϒία ῾Ιερουσαλήμ ἡ ἐν Βέρροια. ᾿Αθῆναι, 20045.
О. В. Лосева
Ключевые слова:
Почитание православных святых Святые Греческих Православных Церквей Преподобномученицы Греческих Православных Церквей Иерусалим († 276-282), преподобномученица (пам. греч. 4 сент.), покровительница г. Верия в Северной Греции
См.также:
АНАСТАСИЯ РИМЛЯНЫНЯ († ок. 250 или 256), прмц. (пам. 29 или 30 окт., пам. греч. 12 окт.)
АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
ГЕОРГИЙ [Победоносец] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.)
ГЕРАСИМ ИОРДАНСКИЙ († 475), прп. (пам. 4 марта, пам. визант. 20 марта)
ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель
ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213), еп. Неокесарийский. свт., (пам. 17 нояб)
ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ († ок. 306), вмч. (пам. 26 окт.)