[Лат. Libri paenitentiales], в средневек. зап. литургической традиции сборники епитимий, использовавшиеся в практике т. н. тарифного покаяния (см. в ст. Исповедь). Отдельные сборники могли иметь разные заглавия (в научной традиции их принято называть Пенитенциалами или Пенитенциалиями), в т. ч. могло указываться имя их автора, однако в большинстве случаев подлинные составители и точное время и место происхождения этих сборников неизвестны. В П. к. для каждого из перечисляемых грехов обычно указывается количество дней, месяцев или лет поста, необходимых для разрешения от него, а также иные покаянные дела (поклоны и простирания ниц, чтение определенных молитв и псалмов, раздача милостыни, покаянное паломничество и др.).
Источниками ранних П. к., видимо, были собрания канонов локальных Соборов, появившиеся в V-VII вв. на континенте и на Британских о-вах (27 канонов Гильды, 16 канонов св. Давида и др.; в Ирландии - 34 канона Первого синода св. Патрика, Каноны Адомнана и т. д.). П. к. в строгом смысле слова впервые встречаются во 2-й пол. VI в. в Ирландии (Пенитенциал Финниана). На континенте в нач. VII в. распространяется основанный на ирл. прототипах Пенитенциал св. Колумбана. От него зависит ряд континентальных П. к. VIII-IX вв. (Paenitentiale Bobbiense I, Burgundianum, Parisiense II и др.). Наиболее полным ирл. Пенитенциалом является Пенитенциал Куммиана (VII в.). Вероятно, к кон. VIII - нач. IX в. относится древнеирл. Пенитенциал, связанный с движением Кели Де.
Известно также множество англо-саксонских П. к., составление к-рых приписывается св. Теодору Кентерберийскому, Беде Достопочтенному и Эгберту Йоркскому. Наиболее популярный из них - Пенитенциал Теодора (Iudicia Theodori), к-рый датируется учеными по-разному (кон. VII - сер. VIII в.),- сохранился в неск. редакциях (Capitula Dacheriana, Canones Gregorii, Canones Cottoniani, Canones Basilienses, Paenitentiale Umbrense (или Discipulus Umbriensium)). Нек-рые рукописи объединяют предписания из Пенитенциала Куммиана и Пенитенциала Теодора (Remense, Excarpsus Cummeani, Vindobonense B) или дополняют их статьями из сборников канонического права («Пенитенциал в 35 главах», Sangallense Tripartitum, Merseburgense (этот Пенитенциал был переведен на церковнослав. язык и распространился в слав. землях, в т. ч. в Др. Руси), Vallicellianum I и др.). Такие П. к. часто присоединялись к литургическим сборникам Ordines Romani. П. к. получили распространение и в Испании, однако сохранившиеся свидетельства более поздние и относятся к IX-X вв. (Paenitentiale Silense, Albeldense, Cordubense).
Новый этап развития П. к. был связан с каролингскими реформами в сферах канонического права и богослужения (см. в ст. Каролинги). На Соборах поднимался вопрос о противоречиях в П. к., присуждавших разные епитимии за одно и то же прегрешение. При этом авторитет составителей П. к. был для епископов сомнителен (ср.: certi errores incerti auctores в 38-м каноне Шалонского Собора; см.: MGH. Conc. Kar. T. 1. Pars 1. P. 281). Парижский Собор 829 г. предложил полностью отказаться от использования Пенитенциалов, поскольку их предписания противоречат каноническому праву, а те из них, к-рые содержат заблуждения, предать огню (Ibid. Pars 2. P. 633). Вероятно, в связи с этим Эббон, архиеп. Реймсский, обратился к Халитгару, еп. Камбре (817-830/31), с просьбой составить для пресвитеров его диоцеза Пенитенциал, основанный на авторитетных канонах (MGH. Epp. T. 5. P. 617; MGH. SS. Bd. 36. S. 177-178). Халитгар откликнулся на просьбу и составил канонический сборник в 6 книгах, первые 5 из к-рых содержали выдержки из патристических сочинений, постановлений Соборов и папских декреталий, с максимально точными указаниями их происхождения, а 6-я книга представляла собой классический Пенитенциал. Хотя Халитгар ссылался на его рим. происхождение (de scrinio Romanae ecclesiae), в действительности текст был основан на традициях Пенитенциалов Колумбана и Куммиана (использовались ли вообще в этот период в Римской Церкви свои П. к., не ясно; во всяком случае о существовании Пенитенциалов и практике их использования было известно папе Николаю I (858-867), см.: Ep. 99: Responsa ad Consulta Bulgarorum. 75 // MGH. Epp. T. 6. P. 593). Подобная адаптация традиции П. к. была осуществлена Рабаном Мавром, который составил 2 Пенитенциала - для Отгара Майнцского (в 841-842) и для Херибальда Осерского (ок. 853).
Следующим шагом в развитии П. к. стал Пенитенциал еп. Бурхарда Вормсского (составлен в 1008-1012), отличавшийся полнотой состава и оригинальностью композиции (изначально он являлся 19-й книгой его «Книги декретов», но впосл. копировался и отдельно под названием «Corrector sive Medicus»). Однако в период григорианской реформы критика П. к. возобновилась. Напр., католич. св. Петр Дамиани, рассматривая каноны, собранные в Пенитенциале Бурхарда, задавался вопросами, кто их составил (quis istos canones fabricavit?) и какую силу могут иметь постановления, принятые локальными Соборами или даже приписываемые апостолам, если они входят в противоречие с папскими постановлениями (MGH. Briefe. Bd. 4. Tl. 1. S. 304). Тем не менее как сам Петр Дамиани, так и другие епископы продолжали ссылаться на предписания П. к., к-рые стали выходить из употребления лишь постепенно, в течение XII в., в связи с формированием в католич. традиции новой практики т. н. сакраментальной исповеди. На смену Пенитенциалам приходят «Суммы для исповедников» (Summa confessorum, Summa de Paenitentiae), к-рые помимо классификации грехов содержат наставления принимающему исповедь пресвитеру, а также рассуждения, касающиеся канонико-юридических и пастырских аспектов брака, ординации и проч. Одним из первых образцов нового типа П. к. является «Пенитенциарий» Алана Лилльского.
Изучение П. к. имеет большое значение не только для истории таинства Покаяния, но и для истории повседневной жизни в средние века, представлений людей того времени о мире и обществе, гендерных отношениях, народной магии, суевериях, медицинских знаниях и т. п.
Собрания епитимийных канонов известны и в правосл. традиции (см. в статьях Иоанн IV Постник, «Номоканон при Большом Требнике»).