[Николай Студит] († 7 или 8 окт. 1030), патриарх Антиохийский (с 17 янв. 1025). До поставления на Патриаршество был игуменом к-польского Студийского монастыря, насельники к-рого в тот период не раз занимали высшие церковные посты. Хиротония Н. прошла в К-поле в соответствии со сложившейся практикой назначать предстоятелей Антиохийской Церкви из рядов византийского, преимущественно столичного, клира, чтобы избежать развития сепаратистских тенденций в Антиохии, которая в 969 г. была отвоевана византийцами у арабов. Летописец Яхья Антиохийский, современник Н., указал дату интронизации и точный срок правления патриарха: 5 лет 8 месяцев и 21 день. Этот источник был использован позднейшими арабо-христ. хронистами - патриархом Макарием III аз-Заимом и свящ. Михаилом Брейком.
Визант. канонист XI в. Никон Черногорец со ссылкой на свидетельства Луки, митр. Аназарвского, рукоположенного Н., приводит сведения об аскетическом образе жизни, которому тот следовал и после избрания на Патриаршество. Митр. Лука рассказывал, в частности, что Н., страдая от болезни, отказывался следовать указаниям врачей и уговорам клира о посещении бани, поскольку считал это несовместимым с монашескими обетами.
При Н. произошло перенесение мощей одного из его предшественников по кафедре, сщмч. Христофора († 967), из кафедрального собора в патриаршую ризницу (Zayat H., éd. Vie du patriarche melkite d'Antioche Christophore (967) par le protospathaire Ibrahîm b. Yuhanna: Document inédit du Xe siècle // POChr. 1952. T. 2. Р. 358).
Ок. 1029 г. визант. имп. Роман III Аргир начал гонения на монофизитов (сиро-яковитов и армян), живших в визант. владениях. Яковитский патриарх Иоанн VIII (VII) бар Абдун c 6 архиереями и др. клириками был доставлен в столицу, где К-польский патриарх Алексий Студит убеждал их принять правосл. исповедание. Патриарх Алексий пригласил к участию в прениях и Н., находившегося тогда в К-поле, однако тот отказался; под синодальными документами подпись Н. отсутствует (см.: RegPatr, N 839-840). Яковитский хронист патриарх Михаил Сириец, повествование к-рого, безусловно, нельзя признать объективным, указывает на то, что причиной было уважительное отношение Н. к Иоанну бар Абдуну; возможно, оно возникло в результате совершённого яковитским патриархом исцеления визант. сановника (см. рассказ об этом без указания имени правосл. патриарха: Mich. Syr. Chron. T. 3. P. 139).
В зависимости от того, включал ли Яхья Антиохийский в указанный им срок правления Н. день его интронизации, кончина патриарха может быть датирована 7 или 8 окт. Вторая дата, предложенная В. Грюмелем, получила наибольшее распространение в научной лит-ре, однако, по мнению Ж. М. Соже, более правдоподобной является первая датировка. В арабо-мелькитском Синаксаре из рукописи Sinait. arab. 418 (1237 г.) кончина «Николая, патриарха Антиохийского», под к-рым, очевидно, следует понимать Н., указана под 7 окт., в Синаксаре из рукописи Paris. arab. 254 (XV в.) - под 9 окт., а в 5 др. Синаксарях XV-XVIII вв.- под 8 окт., но без указания кафедры.