РПЦ, образована 7 сент. 1918 г. как Сарапульская и Елабужская епархия путем преобразования Сарапульского викариатства, с 19 сент. 1921 г. именовалась Сарапульской, 19 нояб. 1943 г. упразднена; 25-26 дек. 2013 г. образована путем выделения из Ижевской и Удмуртской епархии.
7 сент. 1918 г. еп. Палладий (Добронравов), возглавлявший Сарапульское вик-ство с 5 сент. того же года, был назначен епископом Сарапульской и Елабужской епархии. В состав епархии вошли Сарапульский, Елабужский и Малмыжский уезды Вятской губ. 8 авг.- 14 нояб. 1918 г. на территории Сарапульской епархии произошло Ижевско-Воткинское антибольшевистское восстание, охватившее территорию с населением более 1 млн чел., а численность повстанческой армии достигала 25 тыс. чел. Еп. Палладий не приезжал в Сарапул, оставаясь в Москве и пересылая по почте патриаршие указы в Сарапульское духовное управление. Находившийся в то время в Вятке (ныне Киров) и Слободском Слободской еп. Алексий (Кузнецов; впосл. архиепископ), возглавлявший до 5 сент. 1918 г. Сарапульское викариатство, фактически продолжал управлять Сарапульской и Елабужской епархией. С 11 нояб. того же года до 20 мая 1919 г. еп. Алексий временно управлял Вятской и Глазовской епархией (см. ст. Вятская и Слободская епархия).
Весной 1919 г. на территории Сарапульской и Елабужской епархии шли бои между большевиками и войсками Сибирского правительства адмирала А. В. Колчака. В апр. под контроль белых перешли Ижевск, Воткинск и Сарапул. На подконтрольных им территориях восстанавливалась церковная жизнь, и было принято решение возобновить деятельность Сарапульского ДУ. 11 мая 1919 г. ВВЦУ Сибири на заседании в Омске приняло решение о возведении в сан епископа архим. Варлаама (Новгородского), к-рый был назначен епископом Соликамским, викарием Пермской епархии, с временным управлением Сарапульским вик-ством. При отступлении белых войск на восток из Сарапульской и Елабужской епархии ушли 8 священников, 5 диаконов и 2 псаломщика (всего в кон. 1920 в этом благочинническом округе было 22 священника, 8 диаконов и 12 псаломщиков); нек-рые из ушедших позже вернулись. 2 июня 1919 г. еп. Палладий был освобожден от управления Сарапульской и Елабужской епархией и назначен управляющим Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова монастырем, на Сарапульскую кафедру вновь был назначен еп. Алексий (Кузнецов), который благодаря новым хиротониям восполнил недостаток духовенства.
В 1920-1921 гг. епархия испытывала дефицит вина для совершения литургии и церковного масла. В нач. марта 1921 г. еп. Алексий дал указание благочинным заготовить в течение лета лесных ягод, из которых можно будет приготовить церковное вино. Также в виде исключения он благословил использование коровьего масла для лампад.
11 июля 1921 г. по ходатайству еп. Алексия в епархии было учреждено Ижевское викариатство, включавшее Ижевский у. Вотской автономной обл., на территории которого находился 31 приход. 16 авг. того же года еп. Алексий обратился к патриарху Московскому и всея Руси свт. Тихону (Беллавину) с ходатайством об изменении титула «Сарапульский и Елабужский» на «Сарапульский и Прикамский», поскольку планировалось открытие в Елабуге архиерейской кафедры. 19 сент. Синод и ВЦС постановили именовать главу Сарапульской и Елабужской епархии епископом Сарапульским. По докладу еп. Алексия 16 дек. того же года было открыто Воткинское викариатство и 23 дек.- Елабужское викариатство.
После появления обновленчества и создания ВЦУ в Сарапульской епархии состоялись съезды духовенства: 19 авг. 1922 г.- в Сарапуле и 27-29 авг.- в Елабуге. На них рассматривались «Воззвание» 3 иерархов от 16 июня 1922 г. о признании ВЦУ и устав «Живой церкви». Собравшиеся отметили необходимость созыва правильно составленного канонического Собора для прекращения церковных нестроений, ВЦУ признали временным посредником между патриархом Тихоном и его заместителем Ярославским и Ростовским митр. священноисп. Агафангелом (Преображенским). Устав «Живой церкви» подписали еп. Алексий и викарные епископы Елабужский Георгий (Анисимов) и Воткинский Амвросий (Казанский). Ижевский еп. Стефан (Бех) прислал еп. Алексию листы согласия с постановлениями Елабужского съезда. Позже, в 1926 г., еп. Алексий свидетельствовал, что его поддержка ВЦУ носила формальный характер, т. к. он не допустил проникновения обновленчества в епархию, не служил ни разу с обновленческими архиереями, не посещал обновленческие соборы 1923 и 1925 гг.
26 окт. 1922 г. еп. Стефан (Бех) объявил себя самостоятельным епископом из-за неприятия им обновленчества и прекратил поминовение в Ижевском вик-стве еп. Алексия, подписавшего Устав ВЦУ. 10 нояб. того же года еп. Стефан был арестован, 27 дек. приговорен к 3 годам высылки в Нарымский край.
Летом 1923 г. еп. Алексий побывал у патриарха Тихона, покаялся в присоединении к обновленчеству и был оставлен на Сарапульской кафедре. Общее собрание ижевских приходов послало представителя к патриарху для выяснения статуса еп. Алексия и получило ответ, что патриарх предлагает ижевцам находиться в подчинении у еп. Алексия. Резолюции подчинились все, кроме иером. Аркадия (Григорьева) и неск. его приверженцев.
25 нояб. 1923 г. еп. Алексий обратился к патриарху Тихону с предложением открыть в пределах Вотской автономной обл. самостоятельную Вотскую епархию с центром в Ижевске и с вик-ством в г. Глазове, что соответствовало новому адм.делению. Однако патриарх Тихон не удовлетворил данное ходатайство, решив, что несвоевременно дробить и разделять какие бы ни было епархии, и Сарапульскую епархию в частности. 20 февр. 1924 г. временное управление Ижевским викариатством было поручено Котельническому еп. Флавиану (Сорокину). Переехав в Ижевск, еп. Флавиан 17 марта 1924 г. распорядился прекратить поминание за богослужением еп. Алексия.
В нояб. 1924 г. судом епископов под председательством Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) рассматривались доклад еп. Флавиана и объяснение еп. Алексия. В результате патриарх свидетельствовал о том, что еп. Алексий состоит с ним в каноническом общении, однако еп. Флавиан не подчинился этой резолюции. В янв.-февр. 1925 г. еп. Алексий был арестован в Москве. С 1 марта по 25 апр. Сарапульской епархией по поручению еп. Алексия временно управлял Малмыжский еп. Георгий (Анисимов). В июле-авг. еп. Алексий был освобожден и приступил к управлению епархией.
21 янв. 1926 г. в Ижевск вернулся из ссылки еп. Стефан. Не желая поминать еп. Алексия, но при этом стремясь встать на каноническую почву, еп. Стефан отправился к заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси) с ходатайством об открытии самостоятельной Ижевской епархии (см. ст. Ижевская и Удмуртская епархия). В результате 8 февр. 1926 г. митр. Сергий издал указ о преобразовании Ижевского вик-ства в самостоятельную епархию. Еп. Алексий опротестовал этот указ, считая, что он ведет к усилению смуты в Ижевском викариатстве, о чем послал митр. Сергию соответствующий доклад.
В 1-й пол. мая того же года вопрос об открытии Ижевской епархии рассматривался 9 архиереями, жившими в Москве. В результате 18 мая 1926 г. митр. Сергий издал указ, отменяющий прежний его указ об учреждении самостоятельной Ижевской кафедры. После этого поминовение еп. Алексия возобновилось везде, кроме Александро-Невского собора, Троицкой и Покровской церквей Ижевска. 15 авг. 1926 г. в Александро-Невском соборе Ижевска состоялось общее собрание прихожан храмов, не поминавших еп. Алексия, на к-ром глава Сарапульской епархии дал объяснение по поводу отношений с обновленчеством, в результате чего было принято решение о поминании еп. Алексия при условии, что он не будет препятствовать открытию самостоятельной Вотской епархии. Результаты собрания были отправлены митр. Сергию. 20 авг. 1926 г. митр. Сергий освободил еп. Стефана, согласно поданному им прошению, от всяких поручений по Ижевскому вик-ству. Параллельно иером. Аркадий (Григорьев) направил депутацию к митр. Сергию, который 24 авг. написал еп. Алексию, что вопрос об образовании Ижевской епархии нельзя считать решенным. 16 сент. того же года указом митр. Сергия Ижевское викариатство было преобразовано в самостоятельную епархию, объединившую приходы Ижевского и Воткинского вик-ств Сарапульской епархии и Глазовского вик-ства Вятской епархии. Главой Ижевской епархии был назначен Глазовский еп. священноисп. Виктор (Островидов). 1 окт. того же года митр. Сергий предложил еп. Алексию перевод на др. кафедру для разрешения противоречий с вик-ствами, однако еп. Алексий ответил отказом. 20 апр. 1927 г. митр. Сергий издал указ об образовании самостоятельной Вотской епархии под упр. еп. Виктора (Островидова), получившего титул «Ижевский и Воткинский». Однако из-за трудностей разделения территорий епархий в соответствии с новым гражданским делением, о которых еп. Алексий сообщал митр. Сергию, образование Ижевской епархии приостановилось. После издания «Декларации» 1927 года митр. Сергия еп. Виктор отказался от подчинения ему. Он не признал назначение на Шадринское викариатство Свердловской и Ирбитской епархии (см. ст. Екатеринбургская и Верхотурская епархия), а затем запрещение в служении и оставался в Глазове до ареста, последовавшего 4 апр. 1928 г. 12 дек. 1928 г. на Ижевскую кафедру был переведен еп. Якутский и Вилюйский Синезий (Зарубин). В 1928 г. большая часть Елабужского викариатства отошла Казанской и Свияжской епархии (см. ст. Казанская и Татарстанская епархия). 27 дек. 1928 г. митр. Сергий издал указ об именовании епископа Елабужского викарием Казанской епархии. 7 авг. 1929 г. в Ижевскую епархию из Сарапульской были переданы церковные округа, находящиеся на территории Вотской автономной обл. 9 февр. 1932 г. архиеп. Алексий был арестован. 12 марта 1932 г. временное управление Сарапульской епархией было поручено Осинскому еп. Петру (Гасилову), к-рый 30 мая был арестован. С 10 июля того же года епархией временно управлял Донской и Новочеркасский еп. Симеон (Михайлов), 22 нояб. 1933 г. получивший назначение на Сарапульскую кафедру. 27 мая 1934 г. он назначен епископом Пугачёвским.
В мае 1933 г. архиеп. Алексий (Кузнецов) был освобожден, но власти отказали ему в регистрации в Сарапуле, в июне 1934 г. он был назначен на Саранскую кафедру. На Сарапульскую кафедру был поставлен еп. Серафим (фамилия точно неизв.), однако 17 июля 1934 г. ему было отказано в регистрации в Сарапуле, из-за чего он не мог вступить в управление и подал прошение об увольнении на покой (Малых. 2010. С. 86). С 5 сент. 1934 г. Сарапульской епархией управлял еп. Варлаам (Козуля). 30 янв. 1935 г. его назначили главой Осинского викариатства Пермской епархии, а на Сарапульскую кафедру перевели Златоустовского еп. Владимира (Горьковского). 1 июля того же года проживавший все это время в Сарапуле архиеп. Алексий (Кузнецов) смог получить регистрацию для служения в Георгиевской ц. Сарапула, о чем он сообщил митр. Сергию. 22 окт. еп. Владимир был переведен на Ульяновскую кафедру, а на Сарапульскую кафедру назначен архиеп. Алексий. С 20 авг. 1937 г. ему было поручено временное управление Кировской епархией и с 13 окт. того же года - Ижевской и Глазовской епархиями. 18 дек. того же года архиеп. Алексий (Кузнецов) был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, 15 нояб. 1938 г. приговорен к расстрелу и 18 нояб. расстрелян.
22 нояб. 1937 г. гражданскими властями в состав Удмуртской АССР были переданы Воткинский, Сарапульский, Каракулинский и Киясовский районы. К лету 1941 г. на территории Удмуртской АССР действовало 8 правосл. приходов. К началу Великой Отечественной войны приходы в Удмуртии были в ведении Кировского архиерея. В годы войны правосл. жизнь в Удмуртии начала возрождаться. Определением патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) от 21 июня 1943 г. на Сарапульскую кафедру был назначен еп. Иоанн (Братолюбов; с 15 июля 1943 архиепископ), 8 июля на него было также возложено попечение о правосл. приходах Удмуртии. Вскоре он обратился к патриаршему местоблюстителю с просьбой о перемещении архиерейской кафедры в Ижевск. 19 нояб. того же года Синодом было принято решение о переносе архиерейской кафедры в Ижевск и об именовании архиерея Ижевским и Удмуртским.
С сент. 1925 по окт. 1933 г. действовала обновленческая Сарапульская епархия. 4 сент. 1925 г. на Сарапульскую кафедру был назначен «епископ» Михаил (Бирюков), 23 сент. того же года уволенный на покой. С 10 окт. того же года по дек. 1926 г. Сарапульским архиереем являлся «епископ» Симеон (Канарский). С дек. того же года кафедру занимал «епископ» Николай (Рубцов), 13 июля 1927 г. уволенный на покой. С 1 авг. 1927 по 1929 г. главой епархии являлся «епископ» Феодор (Баженов). В 1929 г. епархию возглавил «епископ» Александр (Четыркин; с нач. 1930 «архиепископ»), 2 окт. 1930 г. освобожденный от управления епархией. В 1930-1931 гг. Сарапульским архиереем был «епископ» Петр (Горбатов), с дек. 1931 по 4 янв. 1932 г.- «архиепископ» Палладий (Бельтюков). С янв. 1932 по 24 февр. 1932 г. епархией временно управлял «епископ» Серафим (Андриевский), назначенный на Якутскую кафедру, но не выехавший к месту служения, с 27 марта 1932 по 10 окт. 1933 г.- Воткинский «епископ» Димитрий (Красильников). После этого обновленческая Сарапульская епархия не замещалась.
При ЕУ работают отделы: по строительству и реставрации, церковной благотворительности и социального служения, по взаимоотношениям Церкви с правоохранительными органами и Вооруженными силами, по делам мон-рей и монашества, по вопросам семьи, защиты материнства и детства, миссионерский, по тюремному служению, по делам казачества, по взаимоотношениям Церкви и общества, религ. образования и катехизации, по молодежному служению, по физической культуре и спорту; работает пресс-служба.
Избранный определением Синода от 25-26 дек. 2013 г. епископом Сарапульским иером. Викторин (Костенков) 29 дек. был возведен в сан архимандрита. 24 янв. 2014 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) возглавил наречение и 23 февр. в храме арх. Михаила в Тропарёве Москвы - хиротонию архим. Викторина во епископа Сарапульского и Можгинского. Определением Синода РПЦ от 5 мая 2015 г. еп. Викторин назначен преосвященным Ижевским и Удмуртским, главой Удмуртской митрополии, 28 мая возведен в сан митрополита. С 5 мая по 28 дек. того же года временно управлял С. и М. е. 25 окт.- 8 нояб. того же года была проведена аттестация воскресных школ епархии с целью их типологизации. Определением Синода РПЦ от 24 дек. 2015 г. на Сарапульскую кафедру избран насельник Александро-Невской лавры иером. Антоний (Простихин). 25 дек. иером. Антоний был возведен в сан архимандрита. Патриарх Кирилл 26 дек. того же года в Тронном зале московского храма Христа Спасителя возглавил наречение и 28 дек. в московском в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери ставропигиальном мужском монастыре - хиротонию архим. Антония во епископа Сарапульского и Можгинского
.14 окт. 2017 г. в рамках Первосвятительского визита в Удмуртскую митрополию С. и М. е. посетил Патриарх Кирилл. Он возглавил служение Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе Сарапула, затем посетил храм блж. Ксении Петербургской и Сарапульское ЕУ, а также присутствовал на приеме от имени главы города.
6 февр. 2018 г. организован Музей истории религий и национальностей Прикамья. Помимо выставочной и экскурсионной деятельности проводятся занятия «Кулинарные традиции народов Прикамья», «Праздник с историей», круглые столы, беседы и научные конференции, организована подготовка экскурсоводов-волонтеров.
19 авг. 2018 г. в Воткинске на площади перед Благовещенским собором была совершена Божественная литургия с чином прославления сщмч. Николая Чернышёва и его дочери мц. Варвары.
В С. и М. е. особо почитаются Сарапульский еп. сщмч. Амвросий (Гудко), сщмч. Николай Чернышёв и его дочь мц. Варвара. В Покровском кафедральном соборе Сарапула хранятся: ковчежец с частицей мощей Симферопольского и Крымского архиеп. священноисп. Луки (Войно-Ясенецкого), иконы с частицами мощей прп. Сергия Радонежского, благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских, прп. Антония Дымского, Глазовского еп. священноисп. Виктора (Островидова). В Воскресенской ц. Сарапула находятся 2 старинных ковчежца из разрушенного храма Успения Пресв. Богородицы при архиерейском доме: в одном хранятся частицы Животворящего Креста Господня и камня от Гроба Господня, вмч. Георгия Победоносца, мучеников Трифона, Акакия, младенца Кирика, Игнатия, св. Харалампия, в другом - частица мощей вмч. Пантелеимона.
В С. и М. е. ежегодно с 20 июля по 9 авг. совершается Сарапульский Казанский крестный ход - один из старейших в России. С 1657 г. в память о чудесном избавлении Сарапула и окрестностей от эпидемии моровой язвы из Николо-Берёзовки (ныне село Краснокамского р-на Республики Башкортостан) в город приносят чудотворный образ свт. Николая, а поскольку крестный ход с этим образом совпадал с празднованием явления Казанской иконы Божией Матери (8 июля ст. ст.), он стал называться Казанским. До 1917 г. в Сарапул собиралось до 70 тыс. паломников со всей России. Традиция Сарапульского Казанского крестного хода восстановлена в 2009 г., вместе с образом свт. Николая крестный ход совершают с иконой кнг. равноап. Ольги. С 23 по 31 окт. 2014 г. по территории епархии проходил казачий крестный ход с чудотворной Табынской иконой Божией Матери. 19 июня 2015 г. состоялся 1-й детский крестный ход, посвященный празднованию 1000-летия преставления кн. равноап. Владимира, к-рый начался в возрождающемся Благовещенском жен. мон-ре Сарапула и посетил все храмы города. 27 июля того же года в память 1000-летия преставления кн. равноап. Владимира был совершён водный крестный ход на катамаране от с. Нечкина Сарапульского р-на до Сарапула. С 6 по 23 марта 2017 г. в С. и М. е. находилась икона Божией Матери «Избавительница от бед страждущих» (Ташлинская), сопровождаемая волжскими казаками, побывавшая во всех благочиниях епархии. 16 июля того же года состоялся 10-километровый Тихоновский крестный ход, посвященный 100-летию восстановления Патриаршества на Руси, с иконой с частицей мощей блж. Матроны Московской от Свято-Троицкой ц. с. Буранова Малопургинского р-на до разрушенной Петропавловской ц. дачного пос. Козлово Сарапульского р-на. 20 июля того же года от с. Нечкина начался водный крестный ход с иконой патриарха Московского и всея России свт. Тихона по р. Каме, к-рый вечером того же дня в Сарапуле присоединился к Казанскому крестному ходу. 7-9 авг. 2018 г. состоялся водный крестный ход по р. Каме в память 100-летия кончины сщмч. Амвросия (Гудко) через сёла Нечкино, Яромаска, г. Сарапул, дер. Усть-Сарапулку и с. Тарасово. 11 авг. того же года, в день рождения свт. Николая, архиеп. Мирликийского, чудотворца, состоялся Свято-Никольский крестный ход по маршруту: соборный храм во имя архистратига Божия Михаила в г. Можге - с. Поршур Можгинского р-на. 14 июля 2019 г. состоялся ежегодный крестный ход с иконой с частицей мощей блж. Матроны Московской, посвященный прошедшему празднованию дня памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, от Свято-Троицкого храма в с. Буранове до Петропавловской ц. в пос. Козлово.
еп. Палладий (Добронравов; 7 сент. 1918 - 2 июня 1919), еп. Алексий (Кузнецов; с 1927 архиепископ; 2 июня 1919 - 22 нояб. 1933, 22 окт. 1935 - 18 дек. 1937), еп. Георгий (Анисимов; 1 марта - 25 апр. 1924, в. у.), еп. Петр (Гасилов; 12 марта - 30 мая 1932, в. у.), еп. Симеон (Михайлов; 10 июля - 22 нояб. 1933, в. у., 22 нояб. 1933 - 27 мая 1934), еп. Варлаам (Козуля; 5 сент. 1934 - 30 янв. 1935), еп. Владимир (Горьковский; 30 янв. - 22 окт. 1935), еп. Иоанн (Братолюбов; впосл. архиепископ; 21 июня - 19 нояб. 1943), еп. Викторин (Костенков; ныне митрополит Ижевский и Удмуртский; 23 февр. 2014 - 5 мая 2015, 5 мая - 28 дек. 2015, в. у.), еп. Антоний (Простихин; 28 дек. 2015 - 24 сент. 2015), митр. Ижевский, в.у. Викторин (Костенков; 24 сент. 2021 - 6 нояб. 2022), еп. Павел (Белокрылов; с 6 нояб. 2022).
Действующие:
Мало-Дивеевский во имя преподобного Серафима Саровского жен. мон-рь (в с. Норья Малопургинского р-на, основан 10 окт. 1996), Благовещенская монашеская община (основана в Сарапуле как жен. «община сестер трудолюбия» в 1853, 22 сент. 1881 община преобразована в монастырь, 14 нояб. 1923 закрыт, 10 марта 2015 возрожден как архиерейское подворье Благовещенской жен. монашеской общины).
Упраздненный:
Старцевогорский Иоанно-Предтеченский (мужской, в Сарапуле, основан 29 нояб. 1899, торжественное открытие состоялось 24 июня 1900, закрыт 7 дек. 1923).