Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕРДОБОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО
63, С. 225-227 опубликовано: 21 января 2026г. 


СЕРДОБОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Финляндской и Выборгской епархии, существовало в 1913-1918 гг. Получило название по г. Сердоболю (ныне Сортавала, Республика Карелия). К нач. XX в. карелы, проживавшие на большей части Куопиоской, в частях Выборгской, Санкт-Михельской и Улеаборгской губерний Великого княжества Финляндского, практически не отличались от финнов. Др. часть карел существенно отличалась от них по языку (до 20% слов имели рус. происхождение), по укладу жизни и приверженности к Православию. В Выборгской губ. «русских карел» проживало до 30 тыс., в Кемском у. Архангельской губ.- до 25 тыс., в Повенецком, Олонецком, Петрозаводском уездах Олонецкой губ. их число достигало 40 тыс. чел. (Карелы в Финляндии // Карельские изв. 1914. № 13-16. С. 5). В кон. XIX в. автономная Финляндия в составе Российской империи начала проводить активную политику финнизации карел. В Сердоболе в 1880 г. была открыта Учительская семинария, которая готовила учителей «профинского направления» для карельских школ. По отношению к численности населения финских школ в Карелии было значительно больше, чем в сугубо фин. районах. Русские школы не имели прав правительственных школ, свидетельство об их окончании не давало преимущества при поступлении в финские гос. учреждения. В духовном отношении отдаленные от кафедральных центров карельские земли приходили в упадок. Церкви и часовни ветшали, малочисленное духовенство бедствовало, духовно-просветительская работа велась неудовлетворительно. На этом фоне в кон. XIX - нач. XX в. развернулась деятельность финских лютеранских миссионеров. В Сердоболе начало работу евангелическое об-во, издавалась соответствующая литература, был организован денежный фонд для поддержки распространения лютеранства. Выборгские лютеране решили учредить «свободноцерковную карельскую миссию».

Назначение 13 апр. 1905 г. на Финляндскую кафедру ректора СПбДА еп. Сергия (Страгородского) было призвано изменить ситуацию. Вместе с ним в кафедральный г. Выборг по собственному желанию прибыл иером. Киприан (Шнитников; с 1909 архимандрит), оказавшийся незаменимым помощником Финляндского архиерея.

Иером. Киприан, выпускник СПбДА 1904 г., был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре церковного права, но в 1905 г. стал штатным священником Преображенского кафедрального собора в Выборге, в 1907 г.- внештатным членом Финляндской духовной консистории. Он выучил финский и карельский языки, получил представление о быте и нравах карел, об их истории, познакомился с местными духовными и светскими деятелями, внимательно читал все, что писали о Карелии фин. издания. В ст. «Панфинская пропаганда в Русской Карелии» (МОб. 1907. № 2, 3) он первым дал оценку деятельности профин. Союза беломорских карел и показал масштаб угрозы «лютеранского похода» на Русскую Карелию.

Создание С. в. было подготовлено деятельностью Карельского православного братства во имя вмч. Георгия Победоносца и трудами группы миссионеров во главе с архим. Киприаном. Участники подготовительных съездов поручили иером. Киприану составление устава братства, к-рый был утвержден Синодом 22 сент. 1907 г. На учредительном съезде иером. Киприана выбрали главой братства («председателем Главного Совета»). Братство было торжественно открыто 27 нояб. 1907 г. Своей задачей оно объявило «содействие укреплению и преуспеянию православно-русских начал среди карел Финляндской, Архангельской и Олонецкой губерний» (ПрибЦВед. 1907. № 48. С. 2146). Под рук. архим. Киприана Карельское православное братство объединилось с финляндским братством во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, основанным в 1884 г. и по уставу занимавшимся исключительно издательской деятельностью, но его успехи были весьма скромными (Правосл. Финляндский сб. 1910. № 4. С. 53).

О достижениях Георгиевского братства свидетельствует переписка олонецкого губернатора Н. В. Протасьева с министром внутренних дел П. А. Столыпиным (РГИА. Ф. 12844. Оп. 47. Д. 169). В братство было привлечено земство, взявшее на себя открытие учительских семинарий, народных уч-щ и б-к. В Карельское братство также входили светские чиновники, священники, учителя, простой народ. Братство издавало лит-ру на карел. языке, переводило Евангелие, организовывало в монастырях проповеди на карел. языке, оказывало денежную помощь правосл. приходам; петербургское духовенство передавало богослужебные книги, церковную утварь. В янв. 1911 г. начался выпуск «Олонецкой недели», в 1913 г.- «Карельских известий». Создавались братские школы и об-ва трезвости (Извлечения из отчета деятельности братства в пределах Финляндской епархии за 6-й братский год (1 дек. 1913 - 1 дек. 1914) // Карельские изв. 1914. № 22. С. 2-3). В 1910 г. на пароходе, предоставленном судовладельцем членом братства В. Ф. Хозяиновым, 600 карел. школьников совершили 3-дневное паломничество на Валаам (К. В. Т. Из дневника катехизатора // Правосл. Финляндский сб. 1910. № 3. С. 39-40).

4 февр. 1908 г. иером. Киприан был назначен на должность синодального карел. миссионера-проповедника, ему поручили формирование Карельской православной миссии, к-рая должна была работать в направлении, начатом Георгиевским братством. Будучи председателем братства, иером. Киприан оставался клириком выборгского кафедрального собора. Синодальный миссионер имел широкие полномочия на всей территории Карелии, т. е. в Финляндской, Олонецкой и Архангельской епархиях. Архим. Киприану было поручено набрать штат миссии. К 1910 г. ему помогали 2 катехизатора; неск. привлеченных псаломщиков и учителей получали вознаграждение из средств братства. В его распоряжение перешли 3 походных причта Финляндской епархии. Штатными сотрудниками миссии стали бывшие валаамские послушники иером. Исаакий (Трофимов), иеродиаконы Антоний (Лучкин), Варсонофий (Толстухин). Главный помощник архим. Киприана, иером. Исаакий, по окончании монастырской богословской школы по ходатайству архим. Киприана был направлен в Выборгский архиерейский дом для миссионерской подготовки, в 1911 г. назначен на должность помощника синодального карел. миссионера. После архиерейской хиротонии архим. Киприана он числился его келейником. Иеродиак. Антоний входил в состав архиерейской свиты, но вместе с еп. Киприаном продолжал заниматься миссионерским служением в отдаленных местностях Русской Карелии.

В 1911 г. по причине возраставшей загруженности Финляндского архиеп. Сергия (Страгородского) дело правосл. миссии в Карелии было полностью передано в ведение архим. Киприана. По ходатайству архиеп. Сергия 14 февр. 1913 г. было учреждено С. в. с целью наделения архим. Киприана более широкими полномочиями и для объединения и укрепления в вере правосл. карел Финляндской, Олонецкой и Архангельской епархий. Новому вик-ству были переданы карел. приходы Олонецкой губ. и Кемского у. Архангельской губ., в связи с чем Кемский викарный епископ Архангельской епархии был переименован в Пинежского викарного епископа той же епархии (см. статьи Кемское викариатство и Пинежское викариатство). 10 марта 1913 г. состоялась архиерейская хиротония архим. Киприана.

Постоянным местопребыванием епископа Сердобольского был г. Сердоболь Выборгской губ., «в помещении Финляндского архиерейского дома «Хюмпеля»» (ПрибЦВед. 1913. № 9. С. 423). По особому постановлению Синода Сердобольский викарий «сверх исполнения обычных дел викарного епископа» имел следующие обязанности по Архангельской епархии: посещать карел. приходы Кемского у. и наблюдать за состоянием храмов, школ и др. заведений духовного ведомства с предоставлением отчетов Архангельскому архиерею; «принимать под общим руководством Архангельского архиерея необходимые мероприятия для поднятия религиозно-нравственной жизни… и для укрепления карел в Православии и русских началах»; представлять Архангельскому архиерею для карельских приходов кандидатов в члены причта, благочинных, уездных наблюдателей, миссионеров, учителей и др. лиц, а в случае особого распоряжения епархиального архиерея - осуществлять назначения самостоятельно и проч. В Олонецкой епархии с благословения местного архиерея Сердобольский викарий должен был посещать для богослужения и проповеди карельские приходы с полномочиями, установленными Олонецким архиереем (Там же. 1914. № 25. С. 1128-1129). С. в. включало 17 приходов Архангельской епархии, 48 приходов Олонецкой и 36 приходов Финляндской епархии (Олонецкие ЕВ. 1913. № 9. Отд. неофиц. С. 180).

9 мая 1913 г. из Салмы в Колатсельгу вышел крестный ход, во главе которого еп. Киприан прошел 50 верст. Архиерей продолжал посещать глухие деревни, современники называли его «апостолом Карелии». Аскетический образ жизни и напряженные труды подорвали здоровье еп. Киприана. Он скончался 18 июня 1914 г. в Биржевой больнице С.-Петербурга и по его предсмертной просьбе был похоронен на старом кладбище Валаамского мон-ря. Современники не без оснований предвидели, что «все начатое, так широко обдуманное им дело, кажется, вот-вот рухнет или, по крайней мере, захиреет» (Прохоров. 1915).

На место еп. Киприана был назначен 35-летний ректор Саратовской ДС архим. Серафим (Лукьянов). 7 сент. 1914 г. в Петрограде состоялась его архиерейская хиротония. Как и его предшественник, он был назначен главой Карельского православного братства. В речи при хиротонии он ни разу не упомянул Карелию.

Георгиевское православное братство прекратило существование после того, как 18 дек. 1917 г. Совнарком РСФСР признал независимость Финляндии. В состав нового гос-ва вошли территории исконного проживания карел на северо-западе от Ладожского оз. с городами Выборг, Сердоболь (Сортавала), Кексгольм (ныне Приозерск Ленинградской обл.), т. е. вся Выборгская губ.

Митр. Сергий (Страгородский) с 10 авг. 1917 г. управлял Владимирской епархией, Финляндская кафедра вдовствовала. 10 янв. 1918 г. в Выборге прошел епархиальный Собор, на к-ром должность Сердобольского викария была упразднена, а еп. Серафим (Лукьянов) избран главой Финляндской епархии; 17 янв. того же года Синод утвердил это избрание (ЦВед. 1918. № 3/4. С. 22).

После обретения Финляндией независимости активность лютеран. миссий в Карелии существенно снизилась: прежние цели миссии потеряли национальную окраску и вместе с ней актуальность. С правосл. верой, укрепившейся в Финляндии благодаря трудам миссии и братства, приходилось считаться. Указом от 11 февр. 1921 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) даровал Финляндской Православной Церкви (ФПЦ) автономию.

В июне 1922 г. в Сортавале (Сердоболе) Собор духовенства ФПЦ избрал викарным епископом Карельским вдового протоиерея автономной Эстонской Православной Церкви Германа Аава (см. Герман (Аав)). Избрание было проведено без согласия Финляндского и Выборгского архиеп. Серафима (Лукьянова). Несмотря на протесты последнего, церковное управление ФПЦ обратилось к К-польскому патриарху Мелетию IV (Метаксакису) с просьбой совершить архиерейскую хиротонию прот. Г. Аава. 6 июля 1923 г. патриарх Мелетий издал томос о даровании автономии ФПЦ в юрисдикции К-польского Патриархата. 8 июля 1923 г. патриарх Мелетий возглавил хиротонию прот. Г. Аава во епископа Сортавальского; в нояб. 1923 г. Собор ФПЦ назначил его епископом Карельским. Указом президента Финляндии от 29 дек. 1923 г. еп. Серафим был отстранен от управления ФПЦ, как не владеющий фин. языком, с 1 янв. 1924 г. исполнять его обязанности стал Карельский еп. Герман (с 1925 предстоятель ФПЦ с титулом «архиепископ Карельский и всей Финляндии»). Возрожденное финляндское братство преподобных Сергия и Германа начало издавать газ. «Утренняя заря». На ее страницах в 1938 г. был помещен краткий исторический очерк ФПЦ, в котором имя еп. Киприана (Шнитникова) не упоминалось (Утренняя заря. Сортавала, 1938. № 12).

Арх.:РГИА. Ф. 797. Оп. 83. 3 отд., 4 стол. 1913 г. Д. 61; Ф. 1276. Оп. 18. 1908-1914. Д. 81. Л. 260.
Ист.: Постановления общего собр. Правосл. Карельского Братства во имя Великомученика и Победоносца Георгия // МОб. 1908. № 1. С. 286-289; Речь архиеп. Финляндского Сергия при вступлении в должность Финляндского ген.-губернатора Ф. А. Зейна // Олонецкие ГВ. 1909. № 119; Речь председателя Совета Правосл. Карельского братства иером. Киприана на общем собр. братства // Олонецкие ЕВ. 1909. № 19. Отд. неофиц. С. 413-420; Гонение на правосл. карел за веру от швед. правительства в XVII в.: Речь архим. Киприана на торжественном собр. по случаю 200-летия взятия Выборгской крепости и воссоединения правосл. карел с Россией // Правосл. Финляндский сб. 1910. № 2. С. 45-54; Распоряжения Правительства // Олонецкие ЕВ. 1913. № 9. Отд. офиц. С. 157-159; Высочайшие повеления // ЦВед. 1913. № 9. С. 66; Речь архим. Киприана при наречении во еп. Сердобольского (8 марта 1913 г. в Св. Синоде) // ПрибЦВед. 1913. № 12. С. 520-521; Речь высокопреосв. Сергия, архиеп. Финляндского, при вручении жезла новопоставленному еп. Киприану 10 марта 1913 г. в Исаакиевском соборе... // Там же. С. 518-520.
Лит.: Киприан (Шнитников), иером. Панфинская пропаганда // МОб. 1907. № 2. С. 240-248; № 3. С. 383-424; он же [под псевд. А. К. Ш.]. Карельская миссия: Действительность и пожелания // Правосл. Финляндский сб. 1910. № 1. С. 64-71; он же. Правосл. Карелия: Очерк. Пг., 1914; Судьба Православия в Карелии // Финляндская газ. 1910. 17(30) авг.; Суперанский Н., прот. Памяти почившего еп. Сердобольского Киприана // Олонецкие ЕВ. 1914. № 19. Отд. неофиц. С. 433-435; Прохоров Г. Памяти преосв. Киприана // ЦВ. 1915. № 24-26; Паялин Н. Листья падают...: (Посвящ. памяти еп. Сердобольского преосв. Киприана) // Карельские изв. 1916. № 30. С. 5-6; Шевченко Т. И. К вопросу о юрисдикции Финляндской Правосл. Церкви // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2008. Вып. 2: 1(26). С. 42-69; Ходаковская О. И. Дело жизни еп. Киприана // Подвижники благочестия Петрозаводской и Карельской епархии XVI-XX вв.: Олонецкий патерик. Петрозаводск, 2009. Ч. 2. С. 109-157; Шкаровский М. В. Константинопольский Патриархат и РПЦ в 1-й пол. XX в. М., 2014.
О. И. Ходаковская