Долгое время Житие святого было известно только по пересказу позднего списка, принадлежавшего редакции «Вологодских епархиальных ведомостей» (Верюжский. Вологодские святые. С. 569-574; в наст. время местонахождение списка неизв.). Этот текст неоднократно переиздавался. В XXI в. в научый оборот введены документы, свидетельствующие о бытовании Жития в местной рукописной традиции не позднее нач. XVIII в.: подробное описание жизни святого и краткий пересказ 13 посмертных чудес сохранились среди материалов следствия о «несвидетельствованных телах» в Кеврольском и Мезенском уездах (10 сент. 1739) (РГИА. Ф. 796 (Синод.). Оп. 18. № 349. Л. 425-433; см.: Лавров. 2000. С. 214; изд.: Копытков, Молчанов, Русанов. 2012. С. 161-177). Кроме того, краткое переложение Жития было составлено в 1854 г. свящ. И. С. Мысовым для «Церковно-исторического описания церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 85-87; изд.: Копытков, Молчанов, Русанов. 2012. С. 178-180). К настоящему времени выявлен список Жития С. сер. XVII в., близкий по дате создания к событиям, описанным в посмертных чудесах святого (РГАДА. Ф. 187. Оп. 1. № 57, по водяным знакам датируется нач. 50-х гг. XVII в.; см.: Пушкарёв. 1957. С. 553; опубл.: Савельева. 2010. С. 339-364).
И. П. Верюжский называл свой источник «древним рукописным сказанием», «летописным сказанием» (Верюжский. Вологодские святые. С. 570, 573); текст, имевшийся в его распоряжении, мог представлять собой церковный летописец малопинежской Преображенской ц. с включенным в него списком Жития С. Кроме того, при создании рассказа о святом Верюжский пользовался архивными документами Архангельской и Вологодской консисторий, из которых вносил в свой текст сведения об упоминавшихся в чудесах священниках. Даты, приведенные в его изложении (1493 - рождение святого, 1585 - кончина, 1648 - возведение часовни, 1655 - начало ежегодного почитания), отчасти извлечены из церковного летописца, другие получены путем вычислений на основе сведений, представленных в чудесах святого. Описание чудес в пересказе Верюжского соответствует первым 18 чудесам списка РГАДА, при этом автор упоминает, что «в древнем рукописном сказании» под 1653 г. находятся еще 4 чуда.
Список Жития в материалах следствия о «несвидетельствованных телах» (РГИА) содержит краткий пересказ 13 посмертных чудес (соответствуют 1-12-му и 15-му чудесам списка РГАДА). В жизнеописании приведены только годы рождения 7001 (1493) и преставления 7093 (1585) святого. При этом в материалах расследования указан год создания Жития и описания чудес святого 7153 (1645), «с которых… приложили точные копии» (Копытков, Молчанов, Русанов. 2012. С. 166). Очевидно, здесь имеет место путаница написания дат от Сотворения мира и от Рождества Христова, так что источник канцелярской копии, видимо, соответствовал тексту, имевшемуся в распоряжении Верюжского, и также заканчивался чудесами, датированными 1653 г. В кратком рассказе о С. свящ. И. Мысова названы только даты рождения (1493) и кончины (16 нояб. 1585) святого по летоисчислению от Рождества Христова, а также кратко сообщается о чудесных исцелениях, совершённых С.
Наибольшее число чудес (21) содержит список РГАДА XVII в. Несмотря на то что в рукописи недостает первого и последнего листов, к-рые служили, вероятно, его обложкой, этот список более точно излагает основные вехи жизненного пути С. и историю его почитания. По всему тексту имеется правка: исправлены неверные чтения, сделаны краткие дополнения. Наиболее важное дополнение содержит дату 7160 (1651, т. к. речь идет о событиях осени), поэтому можно заключить, что правка была сделана не ранее этого года. Чудеса в этом списке не датированы.
С. происходил из новгородского боярского рода. Отец святого Маркиан Стефанов Неклюд переселился на Север в период присоединения Новгорода Московским и Владимирским вел. кн. Иоанном III Васильевичем Маркиан Неклюд обосновался в верховьях р. Пинеги, в с. М. Пинежка, которое в XV-XVII вв. относилось к Кеврольскому погосту; здесь женился на местной жительнице Аполлинарии. Родившегося сына нарекли Симеоном во имя прп. Симеона Столпника. Маркиан Неклюд «навычен быв книжному учению и грамоте» (РГАДА. Ф. 187. Оп. 1. № 57. Л. 2 об.), долгое время был священником в Сурском приходе - одном из самых древних церковных приходов на Пинеге, затем принял монашеский постриг в кеврольском Воскресенском мон-ре и стал его игуменом. Перед смертью и отец и мать С. приняли схиму: «И обоим в некои лета бысть преставление, священоинока игумена Матфея скимника и подружии его иноки Пелагеи схимницы» (Там же. Л. 3 об.).
С. органично вписывается в круг почитаемых на Пинеге святых. Как и прав. Артемий Веркольский, он был прославлен за свою праведную жизнь в миру. Это святой из среды белого духовенства - сословия, к-рое почти не представлено в рус. месяцесловах (Федотов. 1990. С. 213-214). Большую часть Жития составляют посмертные чудеса святого - исцеление местных жителей от различных болезней. Особо выделяются чудеса, героями к-рых являются местные клирики. Святой предстает как помощник, заступник и образец для подражания в служении Богу. Два чуда (11-е и 12-е) рассказывают о пении воскресных молебнов в часовне над мощами С., причем в 12-м чуде святой сам служит себе молебен вместо опоздавшего священника.
Именно это явление С., позволившее местным жителям избежать природных бедствий, как следует из повествования, послужило поводом к установлению местного почитания святого в день его кончины. В списке РГАДА оно не датировано. Тем не менее ремарка на полях рукописи содержит дату, к-рая позволяет установить время написания Жития святого и начало его местного почитания. С. явился в видении Феодосии в ночь на 12 сент., святой призвал местных жителей соблюдать пост до Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.). Крестьяне М. Пинежки и окрестных деревень, выполнив наказы святого, избежали несчастья, случившегося в праздник Покрова с жителями др. сел, у к-рых «кладеной хлеб и сена водою топило и сносило без остатку» (РГАДА. Ф. 187. Оп. 1. № 57. Л. 59 об.). На полях листа есть добавление: «И в поместиях у столника князя Михайла Коркодинова и детей его во 160-м году». Поскольку кн. Михаил Иванович Коркодинов был стольником в 1636-1658 гг., описанное событие произошло 1 окт. 1651 г. После чудесного избавления от наводнения жители М. Пинежки «обет на ся возложыша, яко память его преподобнаго честно празновати месяца ноября въ 16 день… И обещася образ подобия его написати, и поставити над гроб его, преподобнаго, и тому образу его святому поклонятися, и ко гробу его припадати с верою и чистотою» (Там же. Л. 59 об.- 60 об.). Т. о., местное почитание святого было установлено в 1651 г., вскоре после этого написали Житие С. (В трудах дореволюционных исследователей установление почитания С. и создание Жития отнесены к 1655 г.: Верюжский. Вологодские святые. С. 573; Голубинский. Канонизация святых. С. 132.)
Своего имени автор Жития не сообщает, называя себя «окаянным и многогрешным церковным клириком» Преображенской ц. По мнению Верюжского, Житие мог написать упоминаемый в рассказах о чудесах С. свящ. Киприан или свящ. Мина Афанасьев, служившие в Преображенском храме в XVII в. (Верюжский. Вологодские святые. С. 573-574). Составитель Жития, несомненно, был сведущ в Свящ. Писании и святоотеческих сочинениях, знал книжную традицию и имел представление об агиографическом каноне. Он включил в текст библейские цитаты, использовал агиографические памятники, украсил Житие риторическими вставками из Слова похвального на перенесение мощей свт. Николая Чудотворца. Объясняя свое решение взяться за перо, чтобы прославить С., автор Жития цитирует предисловие Епифания Премудрого к Житию прп. Сергия Радонежского - святого, тезоименитого С.
Некоторое время празднование памяти С. запрещалось Синодом (Копытков, Молчанов, Русанов. 2012. С. 60-70). В 1914 г. на месте сгоревшей древней Преображенской ц. был построен каменный храм, в его «подцерковии» почивали мощи С. После Октябрьской революции 1917 г. в здании размещался народный дом с избой-читальней, затем школа, в 80-х гг. XX в.- склад, потом здание пустовало. В 1991 г. богослужение в храме возобновилось, в следующем году храм передали Церкви, с 1993 г. ведутся восстановительные работы.
В Житии приведено неск. описаний облика С.: до пострига и в схиме, стилистически они близки к статьям иконописных подлинников: «И той презвитер Семион быв возрастом средней, лицом кругловид, брада кругла, велика, бела, недолга, взором кроток, тих хождением, умилен видением. Седины его быша белы, постом украшены, воздержанием сияя»; «…священоинок видением в светлых ризах, наверху черная бархатная манатия, возрастом средней, плосок, круглолиц, брада кругла, бела, велика, недолга» (РГАДА. Ф. 187. Оп. 1. № 57. Л. 6-6 об., 38 об.).
В Житии С. сохранились описания его внешности: святой явился Феодосии из веси Топсы с предсказанием беды от нашествия дождевой и «каменной» туч: «Прииде к ней некий муж святолепен и богообразен видением, власыма и брадою бел, в светлых ризах, а на ризах кресты многия»; больная Евдокия Герасимова увидела его как священноинока «в черных ризах, человек средней, круглолиц, брадою и власыма сед, бел»; Пятою Барандину он привиделся «в чернеческом образе человек возрастом (ростом.- Авт.) средней, брадою и власыма сед, бел», отроку Нифонту - как «старец предивен зело аки жыв», Игнатию Калинину - как священноинок «в светлых ризах, наверху черная бархатная манатия» и т. п. (Копытков, Молчанов, Русанов. 2012. С. 135-136, 138, 144, 151). В «Церковно-историческом и статистическом описании церквей Вологодской епархии Сольвычегодского уезда» за 1854 г. упоминается текст Жития и чудес С., хранившийся в церкви Малопинежского прихода. Об облике святого в нем сказано: «Той же Пресвитер Симеон (до пострига в монашество.- Авт.) бе возрастом средний, лицом кругловид, брада кругла, велика, бела, взором кроток, хождением тих, умилен видением» (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. 86; см. также: Копытков, Молчанов, Русанов. 2012. С. 128).
В житийном рассказе о чуде с тучами отмечено, что люди М. Пинежки пообещали «образ подобия» С. написать, «и поставити над гроб его, преподобнаго, и тому образу его святому поклонятися…» (Копытков, Молчанов, Русанов. 2012. С. 156; см. также: Верюжский. Вологодские святые. С. 573). Т. о. после 1651 или 1655 г. была написана 1-я икона С., находившаяся на его гробнице («…образ писан на красках, на котором подписано: «Преподобный Сергий Пенежский чюдотворец», мерою в длину два аршина восмь верхов, поперег один аршин» - Копытков, Молчанов, Русанов. 2012. С. 167); судьба ее неизвестна. Сохранилась фотография др. иконы - «Вмч. Георгий и прп. Сергий Малопинежский» посл. трети XVII в. (СИХМ, см.: Госкаталог РФ. № 7930595; 7930596), сделанная экспедицией И. И. Томского (фотограф И. А. Бельтюков) в 1921 г. в Малопинежском приходе. Соединение образов святых в композиции связано с тем, что один из храмов прихода был посвящен вмч. Георгию. Святые представлены в рост, вполоборота к центру, в молении Иисусу Христу, изображенному в верхней части иконы; С. справа, у него седые волосы и окладистая борода, он одет в светлую рясу и темную мантию, куколь откинут на плечи; надпись: «Прп(д)бныи Оцъ Се(р)гiи Пѣне(ж)скi[и] чюдо[тво]рецъ». Томский зафиксировал и описал эту икону в 1922 г.: «Икона Георгия и Сергия Малопинежского, 59×62 см. На дске углубление, позади две шпонки, заметны остатки полотна, которым была покрыта задняя сторона, левкас в некоторых местах осыпался. Фон иконы темно-зеленый, с желтой полоской земли, архитектуры никакой не изображено, справа стоит в полный рост «преп. отец Сергий Пинѣжский чудотворец», слева «святый великомученник Христов Георгий», в облаках Христос» (Томский И. И. Малая Пинежка и Выя: (Топогр.-ист. очерк). Сольвычегодск, 1922. С. 5-6). В 2007 г. вологодский иконописец А. М. Зубов на основе фотографии экспедиции Томского по прориси А. В. Русанова создал аналогичную икону (хранится в Преображенской ц. в дер. Согра Верхнетоемского р-на Архангельской обл.).
В Житиях святых, собранных свт. Филаретом (Гумилевским), архиеп. Черниговским, с иллюстрациями акад. Ф. Г. Солнцева (Филарет (Гумилевский). Жития. 1892. Нояб. С. 212) С. изображен фронтально, в рост, левая рука прижата к груди, правая согнута в локте и поднята вверх. На нем ряса, епитрахиль (т. е. показано, что он был монахом в сане священника), мантия (похожа на фелонь), на голове куколь; надпись: «С: ПР: СЕРГIЙ МАЛОПИНЕЖСК:». Известен образ С. (в куколе) в группе подвижников XVI в. в росписи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 70-х гг. XIX в.- 1888 г., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010).
В 2007 г. Зубов написал икону С. для новой раки (165×60 см), установленной в сев. части Преображенской ц. над хранящимися под спудом мощами святого. С. представлен в рост, прямолично, со сложенными крестообразно на груди руками, в левой - свиток; одет в светлую рясу, коричневую мантию, синюю схиму, на голове островерхий куколь; надпись: «ОА(г) ПРЕП(д) СЕРГIЙ МАЛОПИНЕЖСКI(и)». В 2008 г. в подклете храма на стене у раки святого установлен аналогичный образ, выполненный на керамических плитах. В 2009-2010 гг. иконописец С. А. Ширинкин (выпускник иконописной школы при МДА) написал 2 идентичные по иконографии иконы «Святые земли Красноборской» с изображением С. (иконы хранятся в ц. Св. Троицы в с. Красноборск Архангельской обл. и в соборе арх. Михаила в Архангельске). С. облачен в фелонь, держит в руке потир; вместе с ним изображены арх. Михаил, прп. Нифонт Телеговский, священномученики Петр Черевковский и Зосима Трубачёв (Копытков В. В. Оплот Православия. М., 2013. С. 58-59). В 2010 г. архангельский иконописец И. И. Лапин включил поясной образ С. во фресковую роспись Успенской ц. в Архангельске: святой показан с седой окладистой бородой, разделенной на пряди, на голове проплешины; в одеждах священника (голубая фелонь с розовым оплечьем), с разведенными руками (в левой руке держит Евангелие); надпись: «Сты Прп(д) Сергïй Малопинежскïй».
Первая житийная икона С. создана северодвинским иконописцем С. Н. Кудрявцевым в 2012 г. для ц. вмч. Георгия в с. В. Тойма Архангельской обл. (икона сгорела вместе с храмом в 2015). Иконография разработана при участии иконописца Лапина. Повторена Кудрявцевым в 2017 г. для Троицкой ц. в с. В. Тойма. Образ святого в среднике поясной, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте (ладонью к груди), в левой - свиток. С.- старец с окладистой седой бородой средней величины, в традиц. монашеской одежде, голова покрыта синим куколем. Вокруг средника 10 клейм: поставление С. во иерея; крещение и окормление чуди; постриг и преставление С.; исцеление пономаря Иулиана Худяка; исцеление сыновей иерея Киприана; построение часовни; исцеление Феодосии; видение Игнатию Калинину 2 преподобных; обретение волов крестьянина Елисея; отведение «каменной» тучи. По образцу средника этого образа И. В. Светоносова из Архангельска в 2016 и 2018 гг. выполнила неск. пядничных поясных икон С. (находятся в Клобуковом Николаевском жен. монастыре в Кашине, Екатерининском жен. монастыре в Твери, Вознесенском жен. монастыре в дер. Орша Каменинского р-на Тверской обл., Сурском Иоанно-Богословском жен. монастыре в Архангельской обл.). В 2017 г. старообрядческий иконописец из Калуги написал образ святого с 15 клеймами жития (старообрядческая ц. прор. Илии в дер. Ёлкино Воскресенского р-на Московской обл.). Существуют совр. рисунки с изображением С. («Малопинежский пресвитер Симеон и лис», худож. Е. В. Копыткова).