Константинович Махаев (6.09.1874, с. Усово Звенигородского у. Московской губ. (ныне Одинцовского городского окр. Московской обл.) - 2.12.1937, полигон Бутово), сщмч. (пам. 19 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Московских святых), прот. Отец С., свящ. Константин Георгиевич Махаев, был настоятелем ц. Нерукотворного образа Спасителя с. Усова; мать, Анна Ивановна Смирнова,- дочерью священника той же церкви. В семье было 5 сыновей (С. был старшим сыном) и 2 дочери, наиболее известны братья С., подвергшиеся репрессиям,- Николай (1883-1966) и Александр (1885-1937; расстрелян на Бутовском полигоне). Особое участие в жизни семьи принимали вел. кн. Сергей Александрович и вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна, у к-рых с 1882 г. было в Усове загородное имение (напр., сестра С. Антонина обучалась в Мариинском епархиальном уч-ще на стипендию вел. князя, брат Александр был приглашен на должность директора школы-интерната для глухонемых детей на Б. Ордынке в Москве, находившейся под попечительством прмц. Елисаветы Феодоровны, и др.).
С. успешно учился в сельской церковноприходской школе, пел на клиросе. Окончил ДУ при Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре, затем, в июне 1895 г.,- Вифанскую духовную семинарию по 1-му разряду. В янв. 1896 г. определением совета московского Кирилло-Мефодиевского братства получил должность учителя 2-классной церковноприходской школы при ц. свт. Николая в Мясниках (до сент. 1897), обязанности выполнял безвозмездно. Также резолюцией митр. Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) определен псаломщиком в ц. свт. Николая в Кошелях у Яузских ворот.
С 7 сент. 1897 по 15 авг. 1900 г. занимал должность учителя русского языка в старшем отд-нии 2-классной церковноприходской школы при храме прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе (назначен резолюцией еп. Можайского сщмч. Тихона (Никанорова) по ходатайству Кирилло-Мефодиевского братства). Женился на Людмиле, дочери московского свящ. Сергия Феодоровича Цветкова; детей в семье не было. В 1897 г. за усердные труды награжден юбилейным знаком, утвержденным имп. Марией Феодоровной.
29 июля 1900 г. по ходатайству прмц. Елисаветы Феодоровны С. был назначен на священническую вакансию к новопостроенной Иверской ц. (1896-1901) при Иверской общине сестер милосердия Российского отд-ния Красного Креста на Б. Полянке, основанной прмц. Елисаветой Феодоровной в 1896 г. Еп. Можайский Парфений (Левицкий) рукоположил С. сначала во диакона (15 окт. 1900), затем во иерея (17 окт.). Одновременно с этим С. продолжал преподавательскую деятельность: был законоучителем в Петровско-Серпуховском городском начальном уч-ще (с 10 сент. 1901), в Торговых классах Московского об-ва распространения коммерческого образования (с 10 сент. 1901), в школе при доме бесплатных квартир на Якиманке Московского купеческого об-ва (с 26 апр. 1908). Являлся членом имп. Палестинского Православного общества (с 1903), главой которого был вел. кн. Сергей Александрович (1882-1905), затем прмц. Елисавета Феодоровна. 14 марта 1908 г. С. получил звание «члена-сотрудника пожизненного» об-ва с правом ношения знака.
По указанию прмц. Елисаветы Феодоровны с сент. 1905 г. С. преподавал Закон Божий сестрам Иверской общины (до 1919) и исполнял послушание их духовника. В бумагах митр. Дмитровского Трифона (Туркестанова) сохранились 2 докладные записки С., в которых он предлагал ввести «Чин молебного пения при возложении крестов сестрам милосердия», к-рому бы предшествовала духовная подготовка сестер, в т. ч. говение и причащение Св. Таин, объясняя свое стремление сделать возложение крестов церковным торжеством необходимостью воспитания в сестрах понятия о святости их служения. С. много беседовал с сестрами. Беседы и обширный исторический материал о подвижницах благочестия и современницах, который С. просматривал, готовясь к ним, позволили ему в 1914 г. издать 2 книги: «Беседы пастыря с сестрами милосердия» и «Подвижницы милосердия: Русские сестры милосердия: Краткие биографические очерки», где описаны подвиги сестер милосердия в крымской, русско-турецких, русско-японской войнах, их работа среди каторжников, прокаженных, во время эпидемий и др. Также в соавторстве с учителем С. И. Гречушкиным С. издал для сестер альбом «50 картин по Священной истории Ветхого и Нового Завета».
Став членом попечительского совета Иверской общины, С. представлял ее в Особой комиссии Красного Креста по церковному сбору, в Комиссии по сбору пожертвований при Московском местном управлении Российского об-ва Красного Креста; позже стал особоуполномоченным по церковному сбору на Красный Крест в Замоскворецком р-не. Был награжден набедренником (18 янв. 1907; по представлению министра финансов за труды в должности законоучителя Торговых классов), серебряной медалью (май 1907; за участие в деятельности Красного Креста во время русско-япон. войны 1904-1905 гг.), фиолетовой скуфьей (16 июля 1912; за пастырские труды), камилавкой (6 мая 1915; за труды в Палестинском об-ве), золотым наперсным крестом (29 июня 1917; за труды в Палестинском об-ве). Воспоминания о С. в этот период оставила А. В. Строкина (Вырубова), дочь врача Иверской общины, посещавшая ц. Иверской иконы Божией Матери в 1911-1916 гг.
После Октябрьской революции 1917 г. С. продолжал служить в ц. Иверской иконы Божией Матери и работал в юридическом отделе Замоскворецкого райсовета: занимая эту должность, он смог сохранить несколько церквей Замоскворечья, которые вместо ликвидации были переданы верующим (напр., сохр. запрос от янв. 1920, в котором отдел юстиции Моссовета требовал от начальства Замоскворецкого райсовета объяснений по этим фактам). 24 июня 1919 г. назначен настоятелем ц. апостолов Петра и Павла на Якиманке. С. не оставлял преподавательскую деятельность: будучи секретарем совета приходских общин во имя Св. Духа в Замоскворечье, организовывал богословские чтения для взрослых (в ц. апостолов Петра и Павла на Якиманке) и юношества (в ц. свт. Николая в Голутвине). 26 марта 1920 г. митр. Крутицкий Евсевий (Никольский) возвел С. в сан протоиерея; в февр. 1922 г. по представлению Московского епархиального совета С. получил разрешение носить золотой наперсный крест с украшениями. 4 апр. 1922 г. были изъяты церковные ценности в ц. апостолов Петра и Павла на Якиманке (по решению приходского совета ценности отдали добровольно), С. удалось сохранить необходимые для богослужения священные сосуды, кадило, дарохранительницу, крест и дароносицу.
С. вначале признал обновленческое Высшее церковное управление; в июне - нач. окт. 1922 г. был членом Московского епархиального управления (его резолюции встречаются на прошениях), 19 июля выступал на собрании священнослужителей 2-го округа Звенигородского у. Однако, разобравшись в сути обновленчества, вскоре занял по отношению к нему непримиримую позицию. В нояб. 1923 г. община ц. апостолов Петра и Павла на Якиманке приняла устав обновленческого «Союза церковного возрождения» с подчинением храма центральному комитету союза. С. оказал активное сопротивление 2-тысячной обновленческой общине, занявшей храм и занимавшейся его переоборудованием: организовал охрану, противодействовал обновленцам с помощью светских органов власти. 1 февр. 1924 г. на основании мандата Наркомюста храм был передан прежней общине в лице С. В тот же период адм. отдел Замоскворечья с целью описи имущества провел в ц. апостолов Петра и Павла на Якиманке инспекцию, в ходе которой выяснилось, что среди общины (129 чел.) есть сестры - «свидетельство о существовании белого женского монашества или подобной организации при храме». Действия С. вызвали противление обновленческого еп. Антонина (Грановского), который писал на С. донесения в райсовет, требуя «принять меры к ликвидации махаевщины». В эти годы С. дважды арестовывали: в 1-й раз (17 марта 1922) - по обвинению в преподавании Закона Божия детям (содержался 2 недели в доме предварительного заключения, осужден не был); во 2-й (1924) - после очередного донесения еп. Антонина (ст. 73 УК РСФСР, в т. ч. С. было предъявлено обвинение в «грубом нарушении инструкций» в отношении ц. равноапостольных Кирилла и Мефодия во время его службы в юридическом отделе Замоскворецкого райсовета; находился в тюрьме 3 недели).
Несмотря на сопротивление С., ц. апостолов Петра и Павла была передана обновленцам; 1 марта 1924 г. он подал прошение митр. Крутицкому сщмч. Петру (Полянскому) о переводе причта ц. апостола Петра и Павла на Якиманке (в лице С., диакона и просфорницы) в ц. прп. Марона Чудотворца в Ст. Панех, где служил 2-м священником до закрытия храма (28 дек. 1929). Есть сведения, что в 1930-1933 гг. С. числился заштатным священником ц. свт. Григория Неокесарийского на Б. Полянке. В нач. 30-х гг. XX в. овдовел; перешел в церковь в Останкине (возможно, в ц. Св. Троицы) и переехал с Б. Якиманки в дом при храме.
В 1937 г. назначен настоятелем собора Богоявления Господня г. Ногинска (Московская обл.) и благочинным Богородского окр. Оказывал помощь ссыльным священнослужителям и их семьям. В авг. местные власти арестовали всех членов церковного совета собора; чтобы избежать закрытия храма, С. назначил новую двадцатку; это дало властям повод обвинить его в создании совета из антисоветски настроенных лиц. 22 нояб. С. был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, клевете на конституцию и др. (поводом послужило содержание проповедей, к-рые С. произносил как в Богоявленском соборе, так и в др. храмах Богородского благочиния). Был заключен в тюрьму в Ногинске, проходил по групповому делу, был допрошен в день ареста. Во время следствия виновным себя не признал, не назвал ни одного имени. Осужден 25 нояб. решением Особой тройки при УНКВД по Московской обл. по обвинению в антисоветской агитации и террористических намерениях (статьи 58-8, 58-10, 58-11 УК РСФСР) с приговором в виде высшей меры наказания. Расстрелян 2 дек. на Бутовском полигоне.
Канонизирован по представлению Московской епархии Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Во имя С. освящен южный престол ц. Спаса Нерукотворного в с. Усове; 1-я литургия была отслужена в день памяти С., 2 дек. 2010 г. Житие С. составил прот. Геннадий Егоров, клирик московской ц. Иверской иконы Божией Матери.