Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕРАФИМ
62, С. 508-509 опубликовано: 2 декабря 2025г. 


СЕРАФИМ

Серафим. Мозаика в парусе купола собора Св. Софии в Константинополе. Сер. ХIV в. Фото: В. Е. Сусленков
Серафим. Мозаика в парусе купола собора Св. Софии в Константинополе. Сер. ХIV в. Фото: В. Е. Сусленков

Серафим. Мозаика в парусе купола собора Св. Софии в Константинополе. Сер. ХIV в. Фото: В. Е. Сусленков
[евр.  мн. ч.   греч. σεραφίμ], ангельский чин (см. ст. Ангелология). Евр. слово  восходит, вероятно, к глаголу  - «пылать», «жечь», отсюда значение слова «серафим» - «огненный», «пылающий». С. упоминаются в Книге прор. Исаии в рассказе об избрании Исаии на пророческое служение (Ис 6. 2-7; о толкованиях данного эпизода см. ст. Исаии пророка книга). С. описываются как существа, имеющие 6 крыльев: двумя - они закрывают ноги, двумя - лица и с помощью двух - летают. С. предстоят Господу, восседающему на престоле, и взывают друг к другу, прославляя Бога: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис 6. 3). С. в пророчестве изображены как существа антропоморфные, один из С. прилетел к Исаии, держа в руке клещами горящий угль с жертвенника, и коснулся им уст пророка, чтобы очистить его от греха (Ис 6. 6-7). В ВЗ тем же словом именуются не только С., но и ядовитые змеи и медный змий, воздвигнутый Моисеем (Числ 21. 6-9; Втор 8. 15; 4 Цар 18. 4), а также летающие змеи - драконы (Ис 14. 29; 30. 6).

В кн. «Небесная иерархия» из корпуса «Ареопагитик» С. помещены в 1-й триаде. Автор «Небесной иерархии» описывает этот чин следующим образом: «Что касается до наименования серафимов, то оное ясно показывает непрестанное… их стремление к Божественному, их… быстроту, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность... способность действительно возводить низших в горние... [их] всегда открытую, неугасимую, постоянно одинаковую светообразную и просвещающую силу…» (Areop. CH VII 2). Эта триада, равно как и 2 остальные, построена по принципу иерархического посредничества. Это означает, что не только человек, но даже и нижестоящие в этой иерархии ангелы не могут иметь с Богом непосредственного общения, а достигают этого только через посредство вышестоящих ангелов. Данный принцип вызвал впосл. критику ряда толкователей. Кроме того, он поставил в затруднительное положение самого автора Ареопагитик, когда он предпринял попытку объяснить явление С. прор. Исаии. Псевдо-Дионисию Ареопагиту пришлось допустить вопреки библейскому тексту, что к пророку приходил не сам С., а один из низших, «приставленных к нам ангелов». «Назван [он] именем серафима потому что… совершил очищение грехов… Итак, говорят, что Писание просто называет одного (ангела.- М. И.) серафимом не из числа тех, которые присущи Богу, но из числа тех очищающих сил, которые к нам приставлены» (Ibid. VIII 2).

Лит.: Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. К., 1900; Görg M. Die Funktion der Serafen bei Jesaja // BN. 1978. Bd. 5. P. 28-39; Серафим (Звездинский), еп. Ангелы. М., 2000.
М. С. Иванов
Рубрики:
Ангелология
Ключевые слова:
Ангеология Серафим, ангельский чин (см. ст. Ангелология)
См.также:
АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ древнее описание христианского богослужения, памятник (ок. 380)
ВАРАХИИЛ один из архангелов (пам. 8 нояб.)
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)
ГОСПОДСТВА один из ангельских чинов