[греч. Σεραπίων], св. (пам. зап. 30 окт.), еп. Антиохийский (190/1-211/2). Согласно Евсевию Памфилу, еп. Кесарийскому, С. был 8-м епископом города, преемником Максимина и предшественником Асклепиада. В «Хронике» Евсевия начало епископства С. датировано 11-м годом правления имп. Коммода (180-192), а завершение - 1-м годом правления имп. Каракаллы (211-217). Эти данные не вполне согласуются с информацией, содержащейся в «Избранной хронографии» Георгия Синкелла и в «Краткой хронографии», приписываемой свт. Никифору I, патриарху К-польскому. Согласно указанным сочинениям, С. занимал кафедру в течение 25 лет, хотя даже при инклюзивном счете этот срок не превышает 23 лет. При этом патриарх Никифор называет С. не 8-м, как Евсевий и Георгий Синкелл, а 9-м епископом Антиохии, поскольку первым считает ап. Петра. В апокрифическом «Учении Аддая», составленном в V в. на сир. языке (см. в ст. Аддай), утверждается, что епископскую хиротонию С. совершил свт. Зефирин, еп. (папа) Римский (вероятно, в 198-217/8 или с 202/3), к-рый находился на кафедре 25 лет, приняв священство от ап. Петра «во дни кесаря, правившего в Риме 13 лет» (The Doctrine of Addai, the Apostle. Fol. 32-33 / Ed. G. Phillips. L., 1876. P. 52; см.: Мещерская Е. Н. Апокрифические деяния апостолов: Новозаветные апокрифы в сир. лит-ре. М., 1997. С. 152; Заболотный Е. А. Сир. христианство между Византией и Ираном. СПб., 2020. С. 90). Принимая во внимание анахронизмы, содержащиеся в «Учении Аддая», исследователи в целом считают маловероятным, что С. мог быть рукоположен Зефирином.
В соответствии с сообщением Евсевия Кесарийского, которое с небольшими дополнениями повторил блж. Иероним Стридонский, С. был известным церковным писателем своего времени. При этом Иероним, по всей видимости, не читал произведения С., давая им характеристику на основе «Церковной истории» Евсевия. Позднее Сократ Схоластик писал, что труды С. в IV в. служили авторитетным свидетельством против ереси Аполлинария Младшего, еп. Лаодикийского (Socr. Schol. Hist. eccl. III 7). В частности, С. доказывал, что Христос имел истинные человеческие душу и дух. Возможно, Сократ имел в виду соч. «О так называемом Евангелии Петра», направленное против докетизма. Из письменного наследия святителя до нас дошли лишь небольшие фрагменты, к-рые приводит Евсевий.
1. «Послание к Карику и Понтию» (CPG, N 1333), содержащее полемику с приверженцами монтанизма. К сочинению С. приложил послание свт. Аполлинария, еп. Иерапольского (II в.), посвященное той же теме. 2. «Послание к Домнину», к-рый во время гонений вернулся к исповеданию иудаизма. Фрагменты из этого труда Евсевий не приводит. 3. «О так называемом Евангелии Петра» (Ibid. N 1334). Это сочинение составлено в виде послания к Церкви г. Росос (ныне Арсуз, Турция), расположенного к северо-западу от Антиохии. Среди местных христиан получило распространение апокрифическое Петра Евангелие, повествующее о суде над Христом, Его страданиях и Воскресении. С. выражал сожаление о том, что, побывав в Рососе, не придал значения спорам местных христиан об этом апокрифе и, не изучив его текст, одобрил для чтения. Теперь же, после внимательного рассмотрения этого Евангелия, убедился в том, что оно согласно с православным учением лишь частично и содержит черты ереси докетизма. Из указанного фрагмента известно, что С. также писал Церкви Рососа против ереси Маркиона (не сохр.).
Память С. значится под 14 мая в Сирийском Мартирологе (IV - нач. V в.), однако дальнейшие следы почитания святителя на Востоке исчезают. О его почитании в Зап. Церкви свидетельствует Мартиролог Адона Вьеннского (IX в.); память С. помещена здесь под 30 окт. и сопровождается заметкой на основе соч. «О знаменитых мужах» блж. Иеронима. В сокращенном виде эта заметка вошла в Мартиролог Узуарда, откуда была заимствована кард. Ц. Баронием.