Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
62, С. 204-208 опубликовано: 24 октября 2025г. 


СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Свято-Тихоновский монастырь. Фотография. 1920 г.
Свято-Тихоновский монастырь. Фотография. 1920 г.

Свято-Тихоновский монастырь. Фотография. 1920 г.
[англ. St Tikhon's of Zadonsk Monastery], ставропигиальный, общежительный, во имя свт. Тихона Задонского, в юрисдикции Православной Церкви в Америке (ПЦА) (г. Саут-Кейнан, шт. Пенсильвания, США). Основан в 1905 г., является старейшим непрерывно действующим правосл. мон-рем на территории Сев. и Юж. Америки. В богослужебной практике С.-Т. м. следует русско-слав. изводу Типикона прп. Саввы Освященного.

История

Прот. сщмч. Александр Хотовицкий (сидит 2-й слева), архиеп. Платон (Рождественский) (сидит 3-й слева), свт. Рафаил (Хававини), еп. Бруклинский (стоит 1-й слева). Свято-Тихоновский мон-рь. Фотография. Между 1907 и 1909 гг.
Прот. сщмч. Александр Хотовицкий (сидит 2-й слева), архиеп. Платон (Рождественский) (сидит 3-й слева), свт. Рафаил (Хававини), еп. Бруклинский (стоит 1-й слева). Свято-Тихоновский мон-рь. Фотография. Между 1907 и 1909 гг.

Прот. сщмч. Александр Хотовицкий (сидит 2-й слева), архиеп. Платон (Рождественский) (сидит 3-й слева), свт. Рафаил (Хававини), еп. Бруклинский (стоит 1-й слева). Свято-Тихоновский мон-рь. Фотография. Между 1907 и 1909 гг.

Основание С.-Т. м. тесно связано с именем иером. Арсения (Чаговца; впосл. архиепископ Детройтский и Кливлендский РПЦЗ; местночтимый святой Канадской епархии ПЦА), с янв. 1903 г.- настоятеля прихода в сел. Уэст-Трой (ныне г. Уотервлит, шт. Нью-Йорк), с 1904 г.- ц. св. Иоанна Предтечи в г. Мейфилд (шт. Пенсильвания). Он считал, что для Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ необходимо создание в Сев. Америке своего мон-ря, к-рый мог бы консолидировать монашествующих клириков, служивших на североамер. приходах (в 1905 их было 19), стать монашеским духовным центром; по его мнению, такой мон-рь можно было бы также использовать как пункт для монашествующих, прибывавших из Российской империи и нуждавшихся в акклиматизации к условиям жизни амер. общества. Идею создания монастыря и ДС при нем горячо поддержали свящ. Александр (Немоловский; впосл. митрополит Брюссельский и Бельгийский РПЦ), который выразил свое мнение на страницах «Американского православного вестника» за 1903 г., и архиеп. Алеутский и Североамериканский свт. Тихон (Беллавин; в 1917-1925 патриарх Московский и всея России), который в отчете о делах епархии за 1905 г. писал, что мон-рь также мог бы служить местом постоянного проживания состарившихся монахов, быть школой для подготовки псаломщиков из местных уроженцев, выполнять миссионерские функции (для чего его следует открывать там, где живут не только православные, но и униаты), вести благотворительную деятельность, поскольку приюту для сирот, открытие к-рого также обсуждалось в правосл. среде того времени, легче существовать при мон-ре, и др. (Тихон (Беллавин). 2000. С. 184-185).

По предложению иером. Арсения (Чаговца) и при поддержке свт. Тихона вопрос об основании мон-ря и сиротского приюта при нем был рассмотрен 15 мая 1905 г. на VI съезде Русского православного кафолического об-ва взаимопомощи в Кливленде (шт. Огайо). Делегаты съезда одобрили предложение, была создана комиссия, которая должна была рассмотреть возможности создания мон-ря и приюта, найти подходящий земельный участок в районе городов Скрантон и Уилкс-Барр (шт. Пенсильвания), где в то время отмечался рост числа иммигрантов правосл. вероисповедания. Комиссию возглавил иером. Арсений, в состав вошли прот. сщмч. Александр Хотовицкий, свящ. Иасон Капанадзе, Ф. Бачна и Л. Тиер. В июне 1905 г. близ Мейфилда, в местности у подножия горного хребта Музик (Moosic Mountains) (Саут-Кейнан, шт. Пенсильвания), была найдена животноводческая ферма с участком в 82 акра (более 33 га), домом, хозяйственными пристройками и фруктовым садом. Свт. Тихон лично осмотрел земли, одобрил выбор и обещал финансовую поддержку для их приобретения. 26 июня того же года иером. Арсений купил ферму за 2580 долл. (5 тыс. р.), пожертвованных разными лицами (Тихон (Беллавин). 2000. С. 185-186). 18(31) июля на месте буд. храма была совершена 1-я литургия, к-рую возглавил викарий свт. Тихона еп. Бруклинский свт. Рафаил (Хававини), окормлявший арабоязычных правосл. христиан в Сев. Америке. Ему сослужили иереи, ставшие впосл. известными правосл. деятелями в Америке: прот. сщмч. Александр Хотовицкий, прот. Илия Клопотовский, свящ. Илия Зотиков и свящ. Алексий Богуславский. Первоначально богослужения в мон-ре совершали нерегулярно, поскольку не было постоянного священника; в небольшой часовне читали лишь утренние и вечерние молитвы, литургию и др. богослужения проводил иером. Арсений (Чаговец), совмещавший окормление мон-ря и служение на приходе. На пастырском совещании в г. Олд-Фордж (шт. Пенсильвания) было решено освятить новый мон-рь во имя свт. Тихона Задонского, небесного покровителя свт. Тихона (Беллавина). В нояб. 1905 г. свт. Тихон получил разрешение Синода РПЦ, одобренное Мин-вом иностранных дел Российской империи, на открытие муж. общежительного мон-ря в шт. Пенсильвания с таким числом братии, к-рое мон-рь будет в состоянии содержать. Строительство мон-ря началось той же осенью под рук. Бачны. 23 нояб. (5 дек.) свт. Тихон освятил закладной камень для церкви, крест и купол. В дек. свт. Тихон в помощь настоятелю мон-ря иером. Арсению назначил благочинным обители иером. Тихона (Ростовского), после прибытия к-рого (а также 7 послушников) в С.-Т. м. началось регулярное совершение суточного круга богослужений, к-рое не прерывается до сего дня. В доме был открыт приют для детей (12 чел. и смотрительница) (Тихон (Беллавин). 2000. С. 185-186).

Строительство храма было завершено к 17(30) мая 1906 г.: в этот день чин освящения мон-ря совершил свт. Тихон в сослужении викариев - еп. Аляскинского Иннокентия (Пустынского) и еп. Бруклинского свт. Рафаила (Хававини), а также большого числа духовенства (в т. ч. протопр. прав. Алексия Товта, настоятеля церкви в Уилкс-Барре, к-рый привез для пения за богослужением свой приходской хор) и мирян Североамериканской епархии; иером. Арсений (Чаговец) был возведен в сан игумена. Эти торжества совпали в 1906 г. с национальным праздником США - Днем памяти (Memorial Day), к-рый отмечается в последний понедельник мая, посвящен поминовению амер. военнослужащих и является выходным днем. Со временем День памяти стал днем ежегодного паломничества амер. правосл. паствы в С.-Т. м., днем поминовения усопших священнослужителей и мирян, в т. ч. основателей и благотворителей монастыря.

Интерьер храма во имя свт. Тихона Задонского. Фотография. 1920 г.
Интерьер храма во имя свт. Тихона Задонского. Фотография. 1920 г.

Интерьер храма во имя свт. Тихона Задонского. Фотография. 1920 г.
На заседании Синода РПЦ 19 мая - 17 июня 1906 г. свт. Тихону был выдан синодальный циркуляр № 2842 об учреждении в шт. Пенсильвания муж. общежительного мон-ря (Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 гг. СПб., 1910. Т. 12. С. 101). Летом 1906 г. свт. Тихон неск. недель жил в С.-Т. м., проявляя пастырскую заботу о новой обители и участвуя в повседневных монастырских делах. Святитель не забывал о С.-Т. м. и после возвращения в Российскую империю (25 янв. 1907 назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру): по его просьбе Синод основал фонд с закладным капиталом 10 тыс. р., с этой суммы С.-Т. м. получал постоянный доход. Поддержкой существования С.-Т. м. также служили монастырские огород и молочная ферма. В 1907 г. братию мон-ря составляли 10 чел. (игумен, 2 иеромонаха, 7 послушников), в приюте обучались 15 сирот (Денисов. С. 954). В 1908 г. по инициативе преемника свт. Тихона - архиеп. Платона (Рождественского) - на территории С.-Т. м. была построена летняя резиденция для правящего архиерея Североамериканской епархии. В том же году иером. Арсений (Чаговец) был назначен благочинным и управляющим приходами в Канаде, настоятелем мон-ря стал иером. Тихон (Ростовский), в 1908 г.- архим. Инна (Кибиков). В 1910 г. число насельников С.-Т. м. составляло 6 чел. (иеромонах, 5 послушников), число воспитанников сиротского приюта - 27 чел. Духовное окормление осуществлял прот. Игнатий Лахно, настоятель храма свт. Василия в Симпсоне (шт. Пенсильвания). К 1912 г. число насельников выросло до 9 (игумен, 2 иеромонаха, 6 послушников); настоятелем мон-ря в то время был иером. Вениамин (Басалыга), американец по происхождению и выпускник Североамериканской ДС, действовавшей в 1905-1912 гг. в Миннеаполисе (шт. Пенсильвания). При мон-ре также проживали 5 молодых людей, проходивших подготовку к поступлению в ДС, к-рая в 1912 г. была переведена в г. Тенафлай (шт. Нью-Джерси) и переименована в Свято-Платоновскую (см. в ст. Свято-Владимирская духовная семинария).

В 1913 г. архиеп. Платон благословил покупку дополнительной земли (42 акра (ок. 17 га)) для посевов и пастбищ, чтобы поддержать хозяйство мон-ря. 1 окт. 1913 г. началась расчистка территории для строительства 2-го храма С.-Т. м. План ц. Успения Пресв. Богородицы был разработан известным архит. Дж. Бергесеном, строительство завершено к авг. 1915 г. В это время братия С.-Т. м. под руководством нового настоятеля, иером. Никона (Микульского), составляла 25 чел. (игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон, 6 монахов, 14 послушников). В июне 1915 г. в С.-Т. м. открылась школа (курсы) подготовки кандидатов для поступления в Свято-Платоновскую ДС, в к-рую были приняты ок. 40 чел.

При архиеп. Алеутском и Североамериканском Евдокиме (Мещерском; 1914-1918) прилагались различные усилия к укреплению хозяйственной самостоятельности С.-Т. м.: так, в янв. 1916 г. по указу архиеп. Евдокима в мон-ре была открыта иконописная мастерская, к-рая должна была обеспечить сооружение иконостасов и написание икон для открывающихся церквей в Сев. Америке. В 1916 г. настоятелем мон-ря стал иером. Михаил (Орлов), известный своими молитвенными трудами и благочестием. Его келья находилась под алтарем монастырского храма свт. Тихона Задонского, недалеко от места погребения прав. Алексия Товта, к-рый одним из первых был похоронен в С.-Т. м. Иером. Михаил спал в гробу, в к-ром позже и был похоронен. Несмотря на рост числа братии в мон-ре, епархия в этот период остро нуждалась в священнослужителях, из-за чего иеромонахов С.-Т. м. часто переводили на служение в приходы.

Революционные события 1917 г. в Российской империи и прекращение финансовой поддержки имели серьезные последствия для Алеутской и Североамериканской епархии, в т. ч. для С.-Т. м. и приюта. При в. у. Алеутской и Североамериканской епархией еп. Канадском Александре (Немоловском) часть собственности мон-ря была заложена, чтобы обеспечить жизнедеятельность обители и приюта; также мон-рь и приют существовали на пожертвования от приходов Алеутской и Североамериканской епархии.

В авг. 1922 г. управляющий Североамериканской епархией митр. Платон (Рождественский) назначил настоятелем мон-ря иером. Луку (Сиркуна), к-рый оставался в этой должности до своей кончины в 1956 г. 14 авг. 1923 г. митр. Платон посетил С.-Т. м. с инспекцией. В это время в приюте воспитывались ок. 80 детей; они обучались Закону Божию, Свящ. Писанию, церковнославянскому и русскому языкам, церковному пению и литургике. Также дополнительную подготовку дети получали от приходских священников, посещавших С.-Т. м. и видевших в них кандидатов в пастыри. После закрытия Свято-Платоновской семинарии (1923) С.-Т. м. стал центром подготовки регентов, чтецов и певцов для Североамериканской епархии (с 1924 Митрополичий округ в Северной Америке (далее - Североамериканская митрополия)).

Храм во имя свт. Тихона Задонского. Фотография. 2009 г. Фото: Violette79 from Brooklyn, NY, USA / Flickr
Храм во имя свт. Тихона Задонского. Фотография. 2009 г. Фото: Violette79 from Brooklyn, NY, USA / Flickr

Храм во имя свт. Тихона Задонского. Фотография. 2009 г. Фото: Violette79 from Brooklyn, NY, USA / Flickr
К 1926 г. С.-Т. м. владел 150 акрами (свыше 60 га) земли и 4 зданиями: храмом свт. Тихона Задонского, Успенской ц., братским корпусом и архиерейским домом. Собственность оценивалась более чем в 60 тыс. долл., однако бóльшая часть территории находилась в залоге. Продолжались ежегодные паломничества на День памяти, привлекавшие большое количество духовенства и мирян. Серьезным ударом для братии С.-Т. м. стал происшедший в результате поджога пожар 21 апр. 1928 г., при к-ром полностью сгорела Успенская ц. В том же году иером. Пантелеимон (Нижник), заведовавший земледельческим хозяйством обители, покинул С.-Т. м. и основал в более уединенном месте скит (позже был преобразован в Свято-Троицкий муж. мон-рь (Джорданвилл, шт. Нью-Йорк) в юрисдикции РПЦЗ).

1 янв. 1938 г. с Детройтской и Кливлендской кафедры ушел на покой еп. Арсений (Чаговец), к-рый 11 окт. 1937 г. получил почетный титул «наместник митрополита и строитель монастыря» и к-рому было поручено устроить в С.-Т. м. духовную школу. Еп. Арсений поселился в обители и руководил жизнью мон-ря до своей кончины (4 окт. 1945); его трудами осенью 1938 г. при С.-Т. м. была открыта Свято-Тихоновская пастырская школа (с 1942 ДС).

На День памяти 1938 г. С.-Т. м. посетили более 16 тыс. паломников из США и Канады; торжества также были посвящены празднованию 950-летия Крещения Руси. Свыше 200 священников приняли участие в литургии, к-рую возглавил предстоятель Североамериканской митрополии митр. Феофил (Пашковский) в сослужении архиеп. Филадельфийского и Карпаторосского Адама (Филипповского-Филипенко) и еп. Арсения. 8-13 авг. в С.-Т. м. состоялось первое 5-дневное паломничество (англ. retreat - отпуст, отпуск), в к-ром приняли участие ок. 50 архиереев, священнослужителей и мирян Североамериканской митрополии. Впосл. эта традиция стала ежегодной. В рамках паломничества на День памяти 1941 г. состоялась церемония закладки нового здания для сиротского приюта; земля для строительства здания (12 акров (4,8 га)) была приобретена при поддержке Русского кафолического православного об-ва взаимопомощи.

В нач. 50-х гг. XX в. в С.-Т. м. жил известный духовный писатель еп. Жичский свт. Николай (Велимирович) (Сербская Православная Церковь). Он преподавал в Свято-Тихоновской ДС и скончался в своей келье в здании семинарии 18 марта 1956 г. В том же году 17 июня преставился многолетний настоятель монастыря архим. Лука (Сиркун). Его преемником стал архим. Андроник (Елпидинский), при к-ром, несмотря на небольшое число насельников, акцент ставился на сохранении традиции ежедневного совершения богослужений (полным чином служились вечерня, утреня, часы и литургия). По словам архим. Андроника, «эта полнота христианской жизни сияет как скромная лампада на просторах Америки». Архим. Андроник усердно заботился о пополнении братии С.-Т. м. и искал особую, амер. модель монашеской жизни.

Мантия и панагия свт. Тихона (Беллавина). Фотография. 2013 г. (Митрополичий музей, Свято-Тихоновский мон-рь) Фото: Brian Davis / Flickr
Мантия и панагия свт. Тихона (Беллавина). Фотография. 2013 г. (Митрополичий музей, Свято-Тихоновский мон-рь) Фото: Brian Davis / Flickr

Мантия и панагия свт. Тихона (Беллавина). Фотография. 2013 г. (Митрополичий музей, Свято-Тихоновский мон-рь) Фото: Brian Davis / Flickr
После его кончины (30 марта 1959) настоятелем С.-Т. м. в течение недолгого времени был игум. Василий (Филиппов), при котором в 1960 г. было построено новое здание трапезной. Под рук. настоятеля архим. Гавриила (Соколова) в мон-ре были осуществлены строительные работы: в 1961 г. построен новый братский корпус на 28 келий с часовней, трапезной и кухней. В 1962 г. настоятелем С.-Т. м. стал еп. Вашингтонский Киприан (Борисевич), занявший также должность ректора Свято-Тихоновской ДС. Число монашествующих в С.-Т. м. при нем насчитывало 10 чел., большинство были преклонного возраста. Несмотря на это, в мон-ре проводились строительные работы (напр., в 1965 старое здание, включавшее храм свт. Тихона Задонского и кельи монахов, было перестроено под нужды только одного храма), развивались инфраструктура территории и деятельность ДС; эти меры заложили основу для дальнейшего развития монашеской жизни в С.-Т. м. В 1970 г. решением Попечительского совета сиротский приют при монастыре был закрыт.

В 60-х гг. XX в. помощник еп. Киприана свящ. Иосиф Свайко, окончивший Свято-Тихоновскую ДС в 1963 г., значительно способствовал развитию и укреплению С.-Т. м. и ДС. В 1970 г. он принял постриг с именем Герман (см. ст. Герман (Свайко)), в 1971 г. возведен в сан игумена (в 1972 - архимандрита) и назначен благочинным монастыря. 10 февр. 1973 г. архим. Герман был хиротонисан во епископа Уилкс-Баррского, викария Филадельфийской епархии и сохранил должность благочинного С.-Т. м.

С.-Т. м. всегда занимал положение центра духовной жизни сначала Аляскинской и Североамериканской епархии РПЦ, затем самоуправляемой Североамериканской митрополии. В мон-ре проходили Архиерейские Соборы и заседания Митрополичьего Совета, на которых принимались важные решения, способствующие развитию Православия в Америке. После получения Североамериканской митрополией Томоса об автокефалии (10 апр. 1970) С.-Т. м. стал центром важнейших решений новой автокефальной Церкви - ПЦА. В С.-Т. м. прошли I Собор ПЦА (20-22 окт. 1970), на к-ром был принят статус Церкви и официально утверждено ее наименование, а также II Собор ПЦА (19-21 окт. 1971), принявший 1-й Устав ПЦА.

Несмотря на стабильность распорядка монастырской жизни, в 80-х гг. XX в. число монашествующих продолжало снижаться и к 1989 г. сократилось до 5 насельников. Тем не менее братия при поддержке преподавателей и студентов ДС и приходских священников окрестных церквей продолжала совершать ежедневный круг богослужений, в т. ч. литургию. В нач. 90-х гг. XX в. в число послушников С.-Т. м. вошли семинаристы М. Р. Моллард и Дж. Трейдер, ставшие впоследствии архиереями ПЦА.

Важным событием ПЦА, центром к-рого был С.-Т. м., стал акт канонизации известного миссионера в Сев. Америке прав. Алексия Товта, прошедший в рамках ежегодного паломничества в С.-Т. м. 28-30 мая 1994 г. (акт о канонизации см.: The Orthodox Church: Newspaper. N. Y., 1994. Vol. 30. N 6. P. 1). Мощи прав. Алексия были обретены в апр. того же года в гробнице у алтаря храма свт. Тихона Задонского; бóльшая часть, по свидетельству архиеп. Германа (Свайко), была нетленной (Canonization Follows Long Period of Study and Preparation // The Orthodox Church. 1994. Vol. 30. N 7/8. P. 10). Литургию в день прославления прав. Алексия возглавил предстоятель ПЦА митр. Феодосий (Лазор) в сослужении архиеп. Прешовского и Словацкого Николая (Коцвара) (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), архиеп. Детройтского Викторина (Урсаке) (Румынская Православная Церковь), архиеп. Винницкого и Могилёв-Подольского Макария (Свистуна) (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата), еп. Зарайского Павла (Пономарёва) (управляющий приходами Московского Патриархата в США), еп. Амисского Николая (Смишко) (Американская Карпаторосская епархия К-польской Церкви) и многочисленного духовенства (Ibid. P. 1, 7-11). С 1994 г. мощи прав. Алексия покоятся внутри храма свт. Тихона Задонского.

В 2000 г. в С.-Т. м. в ходе ежегодного паломничества состоялось торжественное прославление др. амер. святого - свт. Рафаила (Хававини). Чин прославления 28 мая и литургию на следующий день возглавили предстоятель Польской Православной Церкви митр. Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк) и предстоятель ПЦА митр. Феодосий; им сослужили архиереи Антиохийской правосл. архиепископии Сев. Америки еп. Василий (Ессей) и еп. Димитрий (Хури), архиереи РПЦ митр. Солнечногорский Сергий (Фомин) и еп. Зарайский Меркурий (Иванов), а также 13 архиереев ПЦА, К-польской Церкви, Польской и Японской Православных Церквей (Thousands Attend Glorification of St. Raphael // The Orthodox Church. 2000. Vol. 36. N 6/7. P. 1, 8).

В июле 2002 г. архиеп. Филадельфийский Герман (Свайко) был избран предстоятелем ПЦА в сане митрополита, став, согласно сложившейся традиции, настоятелем С.-Т. м. по должности. Благочинным мон-ря оставался игум. Тихон (Моллард), к-рый в февр. 2004 г. был хиротонисан во епископа Саут-Кейнанского, викария Филадельфийской епархии, и продолжал проживать в мон-ре и исполнять обязанности благочинного. В нач. 2000-х гг. в С.-Т. м. подвизались 7 насельников.

В нояб. 2008 г. настоятелем С.-Т. м. по должности стал новоизбранный предстоятель ПЦА митр. Иона (Паффхаузен). Его архипастырство пришлось на сложный для ПЦА период, когда финансовая сторона жизни церковных учреждений оказалась под пристальным вниманием как священноначалия ПЦА, так и церковной общественности. В нач. 2009 г. Синод ПЦА поручил еп. Тихону (Молларду) провести тщательное расследование финансового положения С.-Т. м. В своем докладе Митрополичьему Совету и Синоду ПЦА (февр. 2009) еп. Тихон указывал на значительную финансовую задолженность мон-ря и семинарии. По мнению еп. Тихона, решением создавшихся проблем послужило бы «углубление подвижнической жизни, в которой монастыри могут служить примером для всей Церкви» (His Grace, Bishop Tikhon of Philadelfia Continues Holy Synod Investigation of St Tikhon's Monastery and Seminary // www.oca.org, 05.03.2009 [Электр. ресурс]). Осознавая необходимость самостоятельности монастыря во внутренних делах и постоянного присутствия настоятеля в обители, митр. Иона благословил братию С.-Т. м. избрать настоятеля из числа братии. 24 окт. 2009 г. настоятелем был избран игум. Сергий (Бауэр); торжественное вступление в должность состоялось 23 янв. 2010 г. в ходе литургии, которую возглавил митр. Иона в сослужении еп. Тихона (Молларда) (New Abbot of St. Tikhon's Monastery to be installed Saturday, January 23 // www.oca.org, 13.01.2010 [Электр. ресурс]). Главной задачей нового руководства являлась реорганизация монастырской жизни, в т. ч. создание строгой финансовой отчетности.

В 2010 г. в С.-Т. м. произошли положительные перемены: увеличилось число насельников путем привлечения в мон-рь молодежи (в апр. 2021 число монашествующих достигало 19 чел.); были построены 2 гостевых дома для паломников (для мужчин и для семей); помимо книжного магазина в качестве средств дохода в мон-ре было налажено производство свечей и пчеловодство.

Улучшились взаимоотношения С.-Т. м. с центрами, обителями и представителями других юрисдикций. После восстановления общения между РПЦ и РПЦЗ (май 2007) в С.-Т. м. стали приезжать паломники из числа архиереев, духовенства и прихожан РПЦЗ. Так, в ходе традиц. паломничества на День памяти 27 мая 2013 г. состоялась литургия, к-рую возглавил предстоятель ПЦА митр. Тихон (Моллард) в сослужении первоиерарха РПЦЗ митр. Восточноамериканского и Нью-Йоркского Илариона (Капрала), бывш. предстоятеля ПЦА митр. Ионы и др. архиереев (St. Tikhon's Seminary Commencement, Monastery Pilgrimage attract Faithful from across North America // oca.org, 28.05.2013 [Электр. ресурс]). В июле 2012 г. архим. Сергий (Бауэр) был пострижен в великую схиму в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Толлесхант-Найтс (графство Эссекс, Великобритания), основанном схииером. прп. Софронием (Сахаровым; впосл. схиархимандрит). В свою очередь духовник мон-ря св. Иоанна Предтечи известный духовный писатель архим. Захария (Захару) и др. насельники регулярно посещают С.-Т. м. с лекциями и духовными беседами для монахов и семинаристов, т. о. поддерживая и укрепляя братские связи между 2 обителями.

С.-Т. м. также поддерживает тесные связи с РПЦ - Матерью-Церковью для ПЦА. Одним из знаменательных событий стало посещение С.-Т. м. патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Ридигером) (9-10 нояб. 1991). В сент. 2016 г. архим. Сергий (Бауэр) принял участие в праздновании 1000-летия присутствия рус. монахов на Святой Горе Афон, состоявшемся в Москве; 24 сент., в день памяти прп. Силуана Афонского, он принимал участие в литургии, к-рую совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Архиереи и духовенство различных правосл. юрисдикций регулярно принимают участие в богослужениях в С.-Т. м. в ходе традиц. паломничества на День памяти. За 40 лет гостями мон-ря были митр. Чешских земель и Словакии Дорофей (Филип; 1983), митр. Варшавский и всей Польши Василий (Дорошкевич; 1984), Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили; 1998), митр. Варшавский и всей Польши Савва (2000), митр. Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский; 2001; ныне митрополит Киевский и всея Украины).

Насельники С.-Т. м. преподают в Свято-Тихоновской ДС, являются духовниками студентов и членов их семей; семинаристы принимают участие в полноценном непрерывном круге богослужений. На территории С.-Т. м. функционирует Митрополичий музей (с 1995). В числе наиболее значительных артефактов коллекции - мантия и панагия патриарха свт. Тихона (Беллавина); серебряная чаша, принадлежавшая свт. Иннокентию (Вениаминову); экземпляр Евангелия от Матфея на алеутском и церковнославянском языках с введением прав. Иакова Нецветова; антиминс, данный Валаамской миссии в Америке митр. Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом (Петровым) 23 авг. 1793 г.; первоначальный план строительства Свято-Михайловского собора в Новоархангельске (ныне Ситка, Аляска), составленный в 1841 г. свт. Иннокентием; облачения, посланные имп. мч. Николаем II Александровичем на Всемирную ярмарку в Чикаго для храма в Русском павильоне; частицы мощей прп. Иова Почаевского, привезенные в Америку будущим митр. всей Америки и Канады Леонтием (Туркевичем); панагия, преподнесенная архиеп. Платону (Рождественскому) от правосл. американцев в 1912 г., и др.

С 2012 г. в С.-Т. м. находится чудотворная икона прав. Анны, матери Пресв. Богородицы, написанная в Елеонском Вознесенском русском монастыре в Иерусалиме в 1998 г. по заказу архим. Афанасия (Мастальского), к-рый обнаружил на ней следы мироточения и был хранителем иконы до своей кончины в 2016 г. Перед иконой совершаются регулярные молебны, священнослужители мон-ря периодически объезжают с иконой прав. Анны правосл. приходы США.

Настоятели С.-Т. м.

иером. Арсений (Чаговец; 1906-1907), иером. Тихон (Ростовский; 1907-1908), архим. Инна (Кибиков; 1908-1912), иером. Вениамин (Басалыга; 1912), иером. Тимон (1912-1913), иером. Никон (Микульский; 1913-1916), свящ. Михаил Орлов (1916), архим. Лука (Сиркун; 1922-1956), архим. Андроник (Елпидинский; 1956-1959), игум. Василий (Филиппов; 1959-1961), архим. Гавриил (Соколов; 1961-1962), архиеп. Киприан (Борисевич; 1962-1980), митр. Феодосий (Лазор; 1981-2002), митр. Герман (Свайко; 2002-2008), митр. Иона (Паффхаузен; 2008-2009), архим. Сергий (Бауэр; с 2009).

Арх.: Juvenaly (Repass), archim., Sergius (Bowyer), archim. History of St. Tikhon's Monastery // Arch. St. Tikhon's Monastery. Ms.; Perich J. The Center of Orthodoxy in America: History of St. Tikhon's Monastery, Orphanage, Seminary // Ibid. Ms.
Ист.: Тихон (Беллавин), свт. Отчет о состоянии Алеутской епархии за 1905 г. / Публ.: А. Б. Ефимов, П. Н. Грюнберг // БСб. 2000. № 6. С. 176-205.
Электр. ресурсы: sttikhonsmonastery.org/ (офиц. сайт С.-Т. м.); www.stots.edu/ (офиц. сайт Свято-Тихоновской ДС).
Архим. Сергий (Бауэр),Д. Форд, В. А. Пермяков
Ключевые слова:
Православная Церковь в Америке [ПЦА], автокефальная (с 10 апр. 1970) Поместная Православная Церковь, образованная на базе самоуправляемого Митрополичьего округа в Северной Америке Свято-Тихоновский мужской монастырь, ставропигиальный, общежительный, во имя святителя Тихона Задонского, в юрисдикции Православной Церкви в Америке
См.также:
АЛЕКСИЙ Товт (1853–1909), протопр. Православной Церкви в Америке, св. прав.
БОГОЛЕПОВ Александр Александрович (1886–1980), проф. Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, богослов-канонист, церковный писатель
ВСЕАМЕРИКАНСКИЙ СОБОР высшая законодательная и исполнительная власть Православной Церкви в Америке
ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ