Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СВЯТО-ВЛАДИМИРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
62, С. 99-108 опубликовано: 1 октября 2025г. 


СВЯТО-ВЛАДИМИРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

Храм во имя Трех святителей Свято-Владимирской семинарии. 1983 г. Фотография. 2013 г. Фото: Facebook/Svots.edu
Храм во имя Трех святителей Свято-Владимирской семинарии. 1983 г. Фотография. 2013 г. Фото: Facebook/Svots.edu

Храм во имя Трех святителей Свято-Владимирской семинарии. 1983 г. Фотография. 2013 г. Фото: Facebook/Svots.edu
(далее - СВДС; офиц. название: Свято-Владимирская православная богословская семинария; англ. Saint Vladimir's Orthodox Theological Seminary (далее - SVOTS); в русскоязычной лит-ре с 1948 также используется: Свято-Владимирская духовная академия) Православной Церкви в Америке (ПЦА), одно из ведущих высших православных учебных заведений в Сев. Америке (предместье Крествуд, г. Йонкерс, шт. Нью-Йорк, США). Образована 3 окт. 1938 г., оказала значительное влияние на распространение Православия и развитие правосл. богословской науки в зап. мире во 2-й пол. XX - нач. XXI в. СВДС, а также принадлежащий ей храм во имя Трех святителей имеют ставропигиальный статус: предстоятель ПЦА, архиепископ Вашингтонский и митрополит всей Америки и Канады, является председателем Попечительского совета СВДС; должность президента СВДС занимает прот. Чад Хатфилд (с мая 2016).

История

Основание и первоначальный период (1938-1948).

Возникновение СВДС было непосредственно связано с необходимостью воссоздания Североамериканской ДС (с 1912 - Свято-Платоновская), действовавшей в юрисдикции Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ с 1905 г. (в г. Миннеаполис (шт. Миннесота) - в 1905-1912; в г. Тенафлай (шт. Нью-Джерси) - в 1912-1923) и закрытой в 1923 г. из-за финансовых трудностей. В 20-30-х гг. XX в. в США функционировала Ассоциация выпускников семинарии, своей главной задачей поставившая возрождение правосл. ДС в Сев. Америке (Tarasar, Erickson. 1975. P. 108-110).

Вопрос о возобновлении ДС активно обсуждался в церковных кругах в преддверии VI Всеамериканского Собора Митрополичьего округа в Северной Америке (т. н. Североамериканской митрополии), прошедшего 5-8 окт. 1937 г. в Нью-Йорке. 6 мая 1937 г. в докладе казначея Покровского кафедрального собора Нью-Йорка П. П. Зубова Епархиальному училищному совету митрополии был предложен план по открытию ДС. В июне бывш. преподаватель Свято-Платоновской ДС проф. В. М. Бензин писал, что создаваемая высшая духовная школа по уровню не должна уступать амер. колледжам и ун-там, а также отмечал, что предстоятель Североамериканской митрополии митр. Феофил (Пашковский) в ходе личной беседы получил поддержку в вопросе об открытии ДС со стороны патриарха Сербского Варнавы (Росича; 1930-1937) (Бензин В. М. Об открытии Североамер. ДС // РАПВ. 1937. № 6. С. 77-78). 6 окт. Бензин выступил на VI Всеамериканском Соборе: он настаивал на немедленном открытии высшей духовной школы, указывая на «назревшую нужду в подготовке образованных и преданных Православию пастырей» нового поколения и на «необходимость создания своего центра духовного просвещения Русского Православия для миссионерской работы в Америке». В силу затруднительного финансового положения рус. правосл. паствы и, вероятно, с учетом прежнего опыта работы Североамериканской ДС Бензин считал допустимым открытие ДС при «каком-либо американском университете или колледже» (Деяния 6-го Всеамер. церк. Собора, 5-8 окт. 1937. Н.-Й., 1937. С. 37). Собор согласился с его положениями, а также по предложению еп. Детройтского и Кливлендского РПЦЗ Арсения (Чаговца) рассмотрел вопрос об открытии пастырской школы «среднего типа». Окончательное решение Собора предполагало создание 3 комиссий для открытия духовных школ в Сев. Америке: в Нью-Йорке, при Свято-Тихоновском мужском монастыре (г. Саут-Кейнан, шт. Пенсильвания) и в Чикаго (Там же. С. 38). Деятельность первых 2 комиссий привела к образованию СВДС и Свято-Тихоновской ДС, проект духовной школы в Чикаго осуществлен не был.

Вопрос о необходимости воссоздания ДС в Сев. Америке поднимался и на II Всезарубежном Соборе РПЦЗ (14-24 авг. 1938, Сремски-Карловци, Югославия), в работе к-рого участвовали также представители Североамериканской митрополии, входившей в то время в юрисдикцию РПЦЗ. Собор принял постановление о желательности воссоздания в эмиграции высшей богословской школы «типа Российских Духовных Академий» и открытия пастырско-богословского уч-ща «ввиду необходимости иметь кадр пастырей со средним образованием» (Деяния 2-го Всезарубежного Собора РПЦЗ. Белград, 1938. С. 174, 176).

Первое заседание Семинарской комиссии по Нью-Йоркской ДС состоялось 4 дек. 1937 г. в храме Христа Спасителя в Нью-Йорке. Ее возглавил бывш. ректор Свято-Платоновской ДС (1916-1923) еп. Бруклинский Макарий (Ильинский); в состав комиссии вошли прот. В. Ф. Курдюмов, Зубов и Бензин. Комиссия занималась разработкой программы и учебных планов для курса ДС, поиском помещения для занятий и проч. Был утвержден представленный А. Р. Виреном план о сотрудничестве с Русским студенческим фондом в Америке для финансовой поддержки студентов и о соглашении с Колумбийским ун-том в целях организации учебного процесса (Деятельность Семинарской комиссии // РАПВ. 1938. № 2. С. 21). Весной 1938 г. было заключено соглашение с Колумбийским университетом: студенты ДС должны были проходить курс общеобразовательных предметов в ун-те, одновременно изучая богословские дисциплины в рамках ДС; весь семинарский курс занимал 5 лет (От Семинарской комиссии г. Нью-Йорка // Там же. № 4. С. 50). Т. о., первоначально возрожденная ДС была учебным заведением уровня бакалавриата. В июле 1938 г. был осуществлен 1-й набор абитуриентов на 1938/39 уч. г.: это были «православные русские люди» от 17 лет, окончившие курс средней школы (От Семинарской комиссии // Там же. № 7. С. 99).

Иерархи Северо-Американской митрополии. Сидят (слева направо): архиеп. Адам (Филипповский-Филипенко), митр. Феофил (Пашковский), митр. Василий (Максимен-ко). Стоят: митр. Макаирй (Ильинский), еп. Леонтий (Туркевич), еп. Иероним (Чернов), еп. Арсений (Чаговцев), еп. Вениамин (Басалыга). Фотография. 30-е гг. XX в. Фото: OCA.org
Иерархи Северо-Американской митрополии. Сидят (слева направо): архиеп. Адам (Филипповский-Филипенко), митр. Феофил (Пашковский), митр. Василий (Максимен-ко). Стоят: митр. Макаирй (Ильинский), еп. Леонтий (Туркевич), еп. Иероним (Чернов), еп. Арсений (Чаговцев), еп. Вениамин (Басалыга). Фотография. 30-е гг. XX в. Фото: OCA.org

Иерархи Северо-Американской митрополии. Сидят (слева направо): архиеп. Адам (Филипповский-Филипенко), митр. Феофил (Пашковский), митр. Василий (Максимен-ко). Стоят: митр. Макаирй (Ильинский), еп. Леонтий (Туркевич), еп. Иероним (Чернов), еп. Арсений (Чаговцев), еп. Вениамин (Басалыга). Фотография. 30-е гг. XX в. Фото: OCA.org
7-8 окт. 1938 г. в Нью-Йорке состоялись организованные Нью-Йоркским епархиальным комитетом торжества, посвященные празднованию 950-летия Крещения Руси, широко отмечавшегося рус. правосл. приходами в рассеянии. Средства, собранные на этих мероприятиях (молебен равноап. кн. Владимиру, торжественный акт, духовный концерт), были переданы в фонд новой ДС (РАПВ. 1938. № 8. С. 119). Очевидно, это совпадение (950-летие Крещения Руси и открытие ДС) повлияло на посвящение ДС равноап. кн. Владимиру.

10 окт. митр. Феофил утвердил Временное положение Русской православной духовной семинарии св. Владимира в Америке, определившее ее название как «Православная духовная семинария св. Владимира» (англ. St Vladimir's Theological Orthodox Seminary). Согласно 1-му Уставу СВДС, она была создана «для подготовки образованных кандидатов священства для Североамериканской митрополии» (статьи 1-2). Ректором (President) являлся митрополит всей Америки и Канады, к-рый назначал декана и инспектора (статьи 4, 7, 10). Попечительский совет, в обязанности к-рого входило «изыскание средств на содержание семинарии», возглавлял митрополит, совет состоял из «лиц и учреждений», морально и материально поддерживавших ДС (статьи 16-17). Ректор, декан и инспектор семинарии, а также секретарь правления и представитель от духовенства входили в состав правления СВДС (Executive Committee). Педагогический совет, включавший в себя всех преподавателей семинарии, возглавлял декан (Там же. № 10. С. 151).

Первым деканом СВДС был назначен еп. Бруклинский Макарий (Ильинский), инспектором - протопр. А. Ю. Кукулевский, секретарем правления - Е. А. Добрянский, секретарем педсовета - Бензин, секретарем Попечительского совета - Вирен. На 1-м заседании педсовета и правления (29 сент. 1938) были зачислены 4 студента и одобрена программа для 1-го семестра, согласно к-рой студенты изучали в Колумбийском ун-те философию, англ., греч., лат. и рус. языки, в СВДС - Свящ. Писание, литургику, библейскую историю, катехизис и церковное пение. Офиц. открытие состоялось 3 окт. после молебна в Свято-Троицкой ц. в Браунсвилле (Бруклин, Нью-Йорк); занятия начались 4 окт. в помещении, предоставленном храмом Христа Спасителя в Манхаттане (Манхэттене) (Там же. С. 151-152).

Работа СВДС требовала широкой поддержки со стороны священноначалия и духовенства Североамериканской митрополии, рус. эмиграции, а также инославных христ. церквей и амер. научных кругов; по этой причине в 1-й состав Попечительского совета вошли как представители рус. эмиграции (бывш. посол российского Временного правительства в США Б. А. Бахметьев, Вирен, кн. С. А. Гагарин, кн. С. П. Оболенский, проф. М. И. Ростовцев, И. И. Сикорский и др.), так и инославные церковные деятели (еп. Нью-Йоркский У. Т. Маннинг и еп. Лонг-Айленда Э. М. Стайрз, Епископальная церковь США) и ученые (амер. славист К. О. Маннинг и др.) (Catalogue. 1939. P. 2). Впосл. число инославных деятелей в составе консультативных органов СВДС было увеличено: напр., к 1948 г. в составе Комитета спонсоров (Sponsoring Committee) было 3 англикан. епископа, а также известный деятель YMCA (Young Men's Christian Association - Юношеская христианская ассоциация) П. Андерсон. В тот же период почетным председателем Комитета советников семинарии (Board of Advisers) был Дж. Р. Мотт (бывш. руководитель YMCA и Всемирной студенческой федерации), председателем - президент Объединенной богословской семинарии д-р Г. П. Ван Дьюсен и др. (Bulletin. 1948/1949. Crestwood, 1948. P. 4-5). В 1939 г. была учреждена Ассоциация выпускников СВДС (РАПВ. 1939. № 6. С. 87).

В 1940/41 уч. г. студенты СВДС проходили общеобразовательные предметы в Колумбийском университете по программе бакалавра искусств. Семинарская программа, к-рая читалась на рус. языке, занимала 3 года. В это время в СВДС преподавали еп. Макарий (Ильинский) (ВЗ, церковная история), Бензин (библейская история, НЗ, рус. язык), Добрянский (катехизис, церковная история), Кукулевский (литургика, пастырское богословие), С. Е. Андреев (церковное пение) (Catalogue. 1939. P. 6, 13-14). С сент. 1939 по 1947 г. занятия СВДС проходили в помещении Уайт-холла (White Hall), принадлежавшем Общей богословской семинарии Епископальной Церкви США, в 1947-1962 гг.- в квартирах в доме Рид-хаус, предоставленных Объединенной богословской семинарией в Манхаттане (там же располагались часовня, общежитие и квартиры преподавателей) (A Legacy of Excellence. 1988. P. 11, 28). Число студентов оставалось небольшим: в 1940 г. в СВДС поступило 3 чел., в 1941 г.- 5 (РАПВ. 1940. № 10. С. 148; 1941. № 11. С. 169); т. о., в дек. 1941 г. в семинарии обучались 11 чел. (Там же. 1941. № 12. С. 179). На нужды СВДС в приходах митрополии периодически производились т. н. тарелочные сборы, основную поддержку оказывали церковно-общественные орг-ции (напр., Русский студенческий фонд, Федерация русских православных клубов и др.) (Там же). Финансовые трудности привели к решению не принимать новых студентов в 1942/43 уч. г. (попытка осуществить прием семинаристов в качестве вольнослушателей была пресечена постановлением Малого архиерейского Собора Североамериканской митрополии 27-28 окт. 1942) (Там же. 1942. № 11. С. 163). Несмотря на трудности, в мае 1943 г. состоялся 1-й выпуск 3 студентов, окончивших 5-летний курс (Москов Е. Рус. правосл. ДС // РАПВ. 1943. № 5. С. 122).

В 40-х гг. XX в. в связи с частым отсутствием митр. Феофила (Пашковского) в Нью-Йорке обязанности ректора СВДС исполняли архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский Виталий (Максименко; дек. 1941 - окт. 1942) и еп. Чикагский Леонтий (Туркевич; с авг. 1943). В дек. 1944 г. еп. Макарий (Ильинский) был переведен на должность почетного декана ДС (освобожден 31 янв. 1946); деканом был назначен архим. Дионисий (Дьяченко; с 1947 епископ) (РАПВ. 1944. № 12. С. 178). 17 мая 1946 г. состоялся 2-й выпуск СВДС - 8 чел. (Там же. 1946. № 5. С. 76), в числе которых был буд. еп. Чикагский и Среднезападный ПЦА Борис (Гижа; 1978-1988).

Основание академии и развитие богословской школы (1948-1992)

На Архиерейском Соборе Североамериканской митрополии (10-11 окт. 1944) обсуждался вопрос о реформировании системы образования СВДС с целью повышения его уровня до уровня дореволюционных российских ДА (РАПВ. 1944. № 10. С. 148-149); в сент. 1945 г. в офиц. печатных органах Североамериканской митрополии было озвучено намерение открыть «академический курс» при СВДС, студенты которой считались «вполне подготовленными» для него (Открытие акад. курса // РАПВ. 1945. № 9. С. 138-139; Свято-Владимирская ДС // Там же. № 11. С. 174). В том же году по поручению митр. Феофила историки Г. П. Федотов и Зубов представили доклады об открытии ДА, утвержденные на особом совещании при предстоятеле; свой доклад Федотов также зачитал на VII Всеамериканском Соборе (26-29 нояб. 1946; Кливленд, шт. Огайо). Он предлагал укрепить преподавательский состав СВДС за счет высококвалифицированных профессоров из числа рус. эмигрантов; читать курсы на рус. и англ. языках; пересмотреть договор с Колумбийским ун-том (возможность прохождения 3-летнего курса ДА по окончании колледжа); пастырскую школу в Свято-Тихоновском мон-ре перевести в Нью-Йорк и соединить с ДА. Собор одобрил преобразование СВДС в ДА, но указал на желательность сохранения пастырской школы в Свято-Тихоновском мон-ре (Протоколы 7-го Всеамер. церк. Собора, состоявшегося в Свято-Феодосиевском соборе г. Кливленд, шт. Огайо, 26-27 нояб. 1946 г. Б. м., 1946. С. 18-19, 21).

События, происшедшие в 1946-1947 гг. (разрыв с РПЦЗ, неудавшаяся попытка восстановления молитвенного общения с Московской Патриархией), задержали исполнение постановлений Собора. Лишь в 1948 г. на заседании Малого архиерейского Собора Североамериканской митрополии (2-3 июня) было принято решение об открытии 1 июня 1948 г. ДА на базе СВДС. Собор утвердил название «Православная Духовная Академия в Северной Америке имени св. князя Владимира» и принял замечания к представленному Уставу. Одновременно было признано желательным преобразование пастырской школы им. патриарха Тихона при Свято-Тихоновском мон-ре в 4-летнюю ДС. Несмотря на преобразование в ДА и перемену русскоязычного наименования, в офиц. регистрационных документах на англ. языке сохранилось старое название (St Vladimir's Orthodox Theological Seminary). 18 июня 1948 г. Департамент образования шт. Нью-Йорк выдал временное свидетельство о регистрации (provisional charter), признавшее СВДС высшим богословским учебным заведением для подготовки кандидатов в священнослужители «Русской православной греко-кафолической Церкви Северной Америки и других ветвей православного содружества» (РАПВ. 1948. № 6. С. 81-82, 84).

Деканом СВДС в 1947 г. стал еп. Бруклинский Иоанн (Шаховской), инспектором - игум. Иона (Штальберг). После 1948 г. состав преподавателей пополнили выдающиеся ученые, мыслители и богословы, оказавшиеся на Американском континенте после окончания второй мировой войны. В этот период в СВДС преподавали прот. Г. В. Флоровский (профессор догматического богословия, ведущий преподаватель СВДС, инспектор и позже администратор) (Blane. 1993. P. 90-91); еп. Иоанн (Шаховской) (пастырское богословие, гомилетика), рус. философы Н. С. Арсеньев (основное богословие, НЗ, апологетика) и Н. О. Лосский (философия), Федотов (история Церкви), Е. В. Спекторский (церковное право), Е. А. Москов (рус. язык), Добрянский (ВЗ, церковнослав. язык), Л. П. Троицкий (церковное пение). В сент. 1950 г., с избранием еп. Иоанна (Шаховского) на Сан-Францисскую кафедру, прот. Г. Флоровский занял должность и. о. декана, в дек. 1950 г. утвержден в должности декана.

Прот. Георгий Флоровский. Фотография. 50-е гг. XX в. Фото: Facebook / Svots.edu
Прот. Георгий Флоровский. Фотография. 50-е гг. XX в. Фото: Facebook / Svots.edu

Прот. Георгий Флоровский. Фотография. 50-е гг. XX в. Фото: Facebook / Svots.edu
Открытие ДА 22 окт. 1948 г. было отмечено торжественным собранием в Покровском кафедральном соборе Нью-Йорка. На вечере в Объединенной богословской семинарии (4 нояб.) с докладом «Наследие и задача православного богословия» выступил прот. Г. Флоровский. Он указал на то, что деятельность ДА поможет разрешить вопросы, поставленные перед правосл. богословием в зап. мире, в первую очередь - взаимодействия Востока и Запада, раскрытия, полноценного восстановления и реализации всех богатств «богословского предания». Также он отметил, что наука стоит «на пороге нового синтеза в богословии - неопатристического синтеза... это, как кажется, является одной из непосредственных задач Церкви в наше время...» (The Legacy and the Task of Orthodox Theology // Anglican Theol. Review. Evantson, 1949. Vol. 31. N 2. P. 65-71). 7 дек. 1949 г. был принят новый Устав СВДС, находившейся в юрисдикции «Русской православной греко-кафолической Церкви Северной Америки» (т. е. Североамериканской митрополии); предстоятель митрополии являлся президентом (ректором) и председателем Попечительского совета СВДС (Art. 1-2 // Arch. SVOTS. Papers prot. G. Florovsky. Box 7). Декан и профессора назначались Попечительским советом по предложению президента (Art. 13, 15 // Ibid.).

Прот. Г. Флоровский считал, что его основная задача как декана - повышение академических стандартов обучения, в т. ч. переход на англ. язык преподавания, повышение требований к изучению древних языков, исправление недостатков программы. Несмотря на то что СВДС не давала выпускникам магистерской степени, прот. Г. Флоровский настаивал на том, что при поступлении абитуриенты уже должны иметь бакалаврскую степень (Blane. 1993. Р. 94-95). В 1951 г. он писал, что «принял Академию с полным отсутствием архива и даже текущей канцелярии» (Шмеман, Флоровский. 2019. С. 306). План тесного взаимодействия (или соединения) СВДС и Свято-Тихоновской ДС не осуществился (прот. Г. Флоровский указывал на соперничество со стороны ректора Свято-Тихоновской ДС еп. Никона (де Греве)) (Там же. С. 280). Различие в подходе к задачам духовного образования вызвало полемику на VIII Всеамериканском Соборе (5-8 дек. 1950, Нью-Йорк), где прот. Г. Флоровский выступил с докладом (Деяния 8-го Всеамер. церк. Собора, 5-8 дек. 1950 г. Б. м., 1950. С. 78).

В 1950/51 уч. г. в СВДС обучались 32 студента (Шмеман, Флоровский. 2019. С. 254), представлявшие разные правосл. юрисдикции и древние Восточные Церкви (Bulletin. 1950/1951. P. 3). В семинарской часовне совершались ежедневные богослужения; по воскресеньям и праздникам священнослужители и студенты семинарии участвовали в богослужениях в Покровском кафедральном соборе Нью-Йорка (Minutes of the Faculty Meeting on August 22, 1955 // Arch. SVOTS. Papers prot. G. Florovsky. Box 7C).

По причине преклонного возраста нек-рых профессоров и из-за необходимости поддержания академических стандартов возникла проблема обновления кадров. В 1951 г. скончались Спекторский и Федотов; в том же году кафедру церковного права занял проф. А. А. Боголепов; в июне 1951 г. по приглашению прот. Г. Флоровского в США прибыл свящ. А. Д. Шмеман (с 1953 протоиерей, с 1964 протопресвитер), получивший кафедру литургики и церковной истории и занявший должность инспектора семинарии (до 1955); в февр. 1952 г. кафедру догматического богословия занял бывш. профессор Православного богословского института преподобного Сергия Радонежского в Париже С. С. Верховской. В дальнейшем в состав преподавателей СВДС вошли свящ. П. Шнейрла (ВЗ), свящ. П. Шафран (литургика), проф. В. Кесич (НЗ), Б. М. Ледковский (церковное пение). Осенью 1952 г. под ред. прот. Г. Флоровского было предпринято издание научно-богословского ж. St Vladimir's Seminary Quarterly (с 1969 - St Vladimir's Theological Quarterly (SVTQ)), ставшего одним из ведущих правосл. богословских журналов на англ. языке.

Важным этапом для СВДС благодаря попечению прот. Г. Флоровского стало получение постоянного свидетельства о регистрации - т. н. Постоянной Хартии (Absolute Charter) от Совета директоров Департамента образования шт. Нью-Йорк (24 апр. 1953). Это предоставило СВДС полные права высшего учебного заведения уровня аспирантуры (graduate school). В этот период семинаристы в течение 3 лет проходили курс бакалавриата в Колумбийском ун-те, одновременно слушая курсы в СВДС, по окончании колледжа в течение 2 лет проходили полную семинарскую программу, получая по ее завершении диплом СВДС (Bulletin. 1953/1954. Crestwood, 1953. P. 11).

В июне 1955 г. личный конфликт между инспектором прот. А. Шмеманом, преподавателями и прот. Г. Флоровским привел к отставке прот. Г. Флоровского с поста декана (Blane. 1993. Р. 111-112). По решению Архиерейского Собора и Попечительского совета СВДС предстоятель митрополии митр. Леонтий (Туркевич), будучи президентом СВДС, взял на себя также обязанности декана (Minutes of the Faculty Meeting on July 8, 1955 // Arch. SVOTS. Papers protopr. A. Schmemann. Box 14). Инспектором стал Верховской, прот. А. Шмеман занял должность настоятеля семинарского храма и духовника СВДС (Ibidem). Прот. А. Шмеман представлял СВДС на IX Всеамериканском Соборе (8-10 нояб. 1955, Нью-Йорк) (Minutes: Of the Ninth All American Church Sobor. N. Y., 1955. P. 13-14); с 1958 г. он также занимал должность заместителя декана, в 1961-1962 гг.- вице-декана. Несмотря на глубокую заинтересованность в жизни и развитии СВДС, митр. Леонтий по состоянию здоровья не мог активно участвовать в ее деятельности (см., напр., письма митр. Леонтия прот. А. Шмеману от 8 марта 1960, 13 апр. 1960, 20 сент. 1961 - Arch. SVOTS. Papers protopr. A. Schmemann. Box 13). Т. о., фактическим руководителем СВДС был прот. А. Шмеман. В 1959 г. преподавательский состав СВДС пополнил выдающийся правосл. ученый, патролог протопр. И. Ф. Мейендорф.

Митр. Леонтий (Туркевич). Фотография. 60-е гг. XX в. Фото: Facebook / Svots.edu
Митр. Леонтий (Туркевич). Фотография. 60-е гг. XX в. Фото: Facebook / Svots.edu

Митр. Леонтий (Туркевич). Фотография. 60-е гг. XX в. Фото: Facebook / Svots.edu
Со временем СВДС стала нуждаться в получении соответствующей территории для ее постоянного размещения. После 5-летних поисков и сбора средств СВДС приобрела место бывш. католич. благотворительного заведения «Дом св. Элеоноры для бедных матерей» в мест. Крествуд недалеко от г. Йонкерс (шт. Нью-Йорк). Освящение Свято-Владимирского храма, иконостаса (иконы написаны М. А. Струве) и новых зданий совершил 6 окт. 1962 г. митр. Леонтий. Божественную литургию возглавил архиеп. Бостонский Ириней (Бекиш; в 1965-1977 предстоятель ПЦА) в сослужении архиеп. Сан-Францисского Иоанна (Шаховского), еп. Вашингтонского Киприана (Борисевича) и собора духовенства ПЦА. В торжествах также приняли участие архиеп. Нью-Йоркский и Североамериканский Антоний (Башир) (Антиохийский Патриархат), митр. Америки и Австралии Андрей (Петков) (Болгарская Православная Церковь) и еп. Нисский Герман (Полизоидис) (Греческая архиепископия Америки) (РАПВ. 1962. № 11. С. 171-172). 30 нояб. 1962 г. Попечительский совет СВДС избрал прот. А. Шмемана на должность декана (SVTQ. 1962. Vol. 6. N 4. P. 217). На том же заседании в состав Попечительского совета были включены иерархи Североамериканской митрополии и др. правосл. юрисдикций в Америке: митр. Антоний (Башир), митр. Андрей (Петков), архиеп. Иоанн (Шаховской), еп. Детройтский Валериан (Трифа) (Румынская православная епархия в Америке) (Catalogue. 1963/1964. Crestwood, 1963. P. 4). Приобретение собственной территории укрепило самостоятельность СВДС как духовной школы, имеющей общеправославные характер и влияние. Позже Попечительский совет СВДС стал возглавлять предстоятель ПЦА; также в совет входили главы и представители др. правосл. юрисдикций, образовавших Постоянную конференцию канонических епископов Америки,- Антиохийской, Сербской, Греческой и др. (см., напр.: Catalogue. 1998/2001. Crestwood, 1999. P. 9).

Свящ. Александр Шмеман (в центре) с преподавателями семинарии. Фотография. 1958 г.
Свящ. Александр Шмеман (в центре) с преподавателями семинарии. Фотография. 1958 г.

Свящ. Александр Шмеман (в центре) с преподавателями семинарии. Фотография. 1958 г.
В июне 1966 г. СВДС стала ассоциированным членом Ассоциации богословских школ Америки, в 1973 г.- полностью аккредитованным членом ассоциации. С целью соответствия стандартам ассоциации еще в 1958 г. курсы бакалаврской программы СВДС были отделены от профессиональной программы подготовки священнослужителей (в кон. 80-х гг. XX в. бакалаврское отд-ние в СВДС было полностью свернуто). В 1967 г. СВДС в лице декана протопр. А. Шмемана приняла активное участие в создании под эгидой Архиерейского Собора Североамериканской митрополии Комитета по богословскому образованию (Board of Theological Education), который должен был координировать работу СВДС и Свято-Тихоновской ДС (The Orthodox Church. 1967. Vol. 3. N 4. P. 1); в дальнейшем, однако, обе семинарии продолжали свою деятельность по большей мере независимо друг от друга.

31 марта 1967 г. Департамент образования шт. Нью-Йорк дал СВДС право присваивать своим выпускникам ученую степень бакалавра богословия (с 1973 - магистра богословия). В меморандуме о своем решении Департамент подтвердил, что СВДС «показала себя в качестве наиважнейшего центра знаний о Православии в западном мире» (St. Vladimir's to give Degree // The Orthodox Church. 1967. N 3/4. P. 1). 21 марта 1970 г. СВДС получила от Департамента образования шт. Нью-Йорк право присваивать выпускникам степень магистра теологии. Две программы дипломов - в области церковной музыки и религ. образования, существовавшие с 1972 г., в 1986 г. были преобразованы в программу магистра искусств (A Legacy of Excellence. 1988. P. 37).

В офиц. документах СВДС в качестве своей основной задачи указывала «предоставление высшего образования в области православного богословия для кандидатов для священнослужения в Православной Церкви в Соединенных Штатах»; кроме того, СВДС позиционировала себя как «исследовательский центр в области православного богословия, религиозной жизни, религиозной философии и культуры», к-рый должен «обеспечить участие православных американцев в богословской мысли Православной Церкви во всем мире и свидетельствовать о православной вере перед другими христианскими церквами» (Catalogue. 1963/1964. Crestwood, 1963. P. 8). По словам протопр. А. Шмемана, «по мере того, как студенты практически из всех православных юрисдикций в Америке и многих Церквей в Европе собираются вместе на ее кампусе, семинария все более и более становится лабораторией православного единства, центром православной богословской мысли и средоточием экуменического диалога в сложной культуре современного мира», поскольку «Православие есть вера для всех людей как на Западе, так и на Востоке» (Schmemann A., protopr. Thoughts for the Jubilee // SVTQ. 1969. Vol. 13. N 1/2. Р. 101-102). Т. о., СВДС, будучи созданной как «русская православная семинария» для нужд Североамериканской митрополии, к кон. 60-х гг. XX в. осознавала свое предназначение как служение общеправосл. делу развития богословского образования в рамках всей Церкви. В то же время, несмотря на то что СВДС с кон. 40-х гг. XX в. принимала студентов из различных правосл. юрисдикций, она оставалась образованием Североамериканской митрополии (позже ПЦА): ее ведущие профессора (протопр. А. Шмеман, протопр. И. Мейендорф, протопр. Ф. И. Хопко, Верховской и др.) участвовали во Всеамериканских Соборах и в др. церковных органах, в т. ч. в Митрополичьем Совете; в 1968-1970 гг. протопр. А. Шмеман и протопр. И. Мейендорф играли ведущую роль в переговорах с РПЦ о даровании автокефалии ПЦА и др. (Meyendorff P., protopr. Fr. John Meyendorff and the Autocephaly of the Orthodox Church in America // Ibid. 2012. Vol. 55. N 1. Р. 335-352). Идеи литургического возрождения, высказывавшиеся в трудах и лекциях протопр. А. Шмемана и др. профессоров СВДС, имели значительное влияние на развитие богослужебной и приходской жизни ПЦА.

Здание общежития. 60-е гг. XX в. Фотография. Нач. XXI в. Фото: Facebook / Svots.edu
Здание общежития. 60-е гг. XX в. Фотография. Нач. XXI в. Фото: Facebook / Svots.edu

Здание общежития. 60-е гг. XX в. Фотография. Нач. XXI в. Фото: Facebook / Svots.edu
В марте 1968 г. по инициативе протопр. А. Шмемана, Верховского и др. группа мирян во главе с банкиром З. Мирковичем с целью консолидации финансовой поддержки СВДС образовала Свято-Владимирский богословский фонд (St Vladimir's Theological Foundation), к-рый объединил мн. благотворителей в США (к 1971 орг-ция включала в себя ок. 280 членов) и стремился расширять базу поддержки СВДС путем организации лекций и бесед для мирян. 3 окт. 1970 г. по инициативе фонда на территории СВДС прошел 1-й День православного образования (Orthodox Education Day), на к-ром побывали более 700 чел. (Second Orthodox Education Day Book. N. Y., 1971. P. 3). Благодаря успеху этой инициативы День православного образования с 1971 г. стал ежегодным благотворительным событием, проходящим в 1-ю субботу после 1 окт. и включающим в себя богослужение, лекции и семинары для гостей, знакомство с жизнью СВДС и ее студентов и др. В 2018 г. СВДС отметила 50-летие фонда как чрезвычайно успешной инициативы, способствовавшей финансовой поддержке духовного образования в Сев. Америке и распространению знаний о СВДС.

В 1978 г. с целью повышения образовательного уровня духовенства и мирян и более широкого распространения богословских и литургических знаний, в особенности идей литургического возрождения и обновления приходской жизни, СВДС в лице протопр. А. Шмемана, проф. Д. Дриллока и прот. С. А. Глаголева организовала 1-й Летний ин-т церковной музыки и пастырской практики (Institute of Liturgical Music and Pastoral Practice); занятия включали в себя лекции профессоров СВДС, практические занятия и семинары для пастырей, регентов и певцов. Летний ин-т действовал в течение 30 лет и ежегодно собирал ок. 80 слушателей (Drillock D. My Life in Church Music. Crestwood, 2004).

После переезда в Крествуд требовалось развитие инфраструктуры на новой территории. В сер. 60-х гг. XX в. было построено здание, где разместились б-ка и аудитории для лекций и семинаров, оно было названо в честь митр. Леонтия (Туркевича). Здание общежития (в т. ч. с квартирами для семейных студентов и преподавателей), к-рое позже стало носить имя протопр. А. Шмемана, 23 мая 1977 г. было освящено патриархом Антиохийским Илией IV (Муавадом; 1970-1979). Увеличение числа семейных студентов сделало необходимым дальнейшее развитие кампуса: новые здания были построены в 1996 и в 2005-2007 гг.

В нач. 80-х гг. XX в. стала очевидной необходимость строительства нового семинарского храма, поскольку действовавшая церковь уже не вмещала всех студентов и общину. Новый храм во имя Трех святителей был возведен по проекту прот. А. Виноградова в 1982-1983 гг.; 13 мая 1983 г. чин освящения возглавил предстоятель ПЦА митр. Феодосий (Лазор; 1977-2002). В 1984-1989 гг. храм был расписан (худож. Е. П. Озолина). 24 нояб. 1983 г. в этом храме совершил свою последнюю литургию протопр. А. Шмеман; 13 дек. он скончался после тяжелой болезни. Как декан СВДС, занимавший пост более 20 лет, правосл. мыслитель, литургист, протопр. А. Шмеман имел значительное влияние на миссию и самосознание СВДС. Чин отпевания 15 дек. и заупокойную литургию 16 дек. возглавил митр. Феодосий в сослужении 12 архиереев и более 100 священников.

15 марта 1984 г. деканом был избран протопр. И. Мейендорф (вступил в должность 19 мая) (Fr. Meyendorff Appointed Dean of St. Vladimir's Seminary // The Orthodox Church. 1984. Vol. 20. N 5. P. 2). В состав преподавателей в этот период входили ученые и священнослужители Дриллок, протопр. Ф. Хопко, Кесич, свящ. П. Тарази, С. С. Куломзина и др.

Развитие научно-богословской школы в СВДС было наиболее тесно связано с такими дисциплинами, как литургика и патристика. Изучение литургического наследия правосл. Церкви приобрело особый характер благодаря развитой протопр. А. Шмеманом концепции «литургического богословия», оказавшей сильное влияние на осмысление восточнохрист. богослужения в правосл. мысли кон. XX в., а также на западнохрист. понимание богословия литургии (Э. Кавана, Г. У. Латроп, Д. Фагерберг). В рамках духовного образования в СВДС традиция протопр. А. Шмемана была продолжена (с большим вниманием к методологии исторической литургики) преподавателями семинарии П. И. Мейендорфом и прот. А. Рентелем.

Протопр. Иоанн Мейендорф. Фотография. 70-е гг. XX в.
Протопр. Иоанн Мейендорф. Фотография. 70-е гг. XX в.

Протопр. Иоанн Мейендорф. Фотография. 70-е гг. XX в.
Неоспоримый вклад в глубокое изучение и понимание святоотеческого наследия православной Церкви внесли профессора СВДС выдающиеся правосл. ученые-богословы протопр. И. Мейендорф и прот. И. Бер. Перу протопр. И. Мейендорфа принадлежат монографии о свт. Григории Паламе, об исихазме, истории Византийской Церкви. Исследования прот. И. Бера касаются христологии и антропологии раннехрист. Церкви, богословия Евангелия от Иоанна, богословия сщмч. Иринея Лионского, Климента Александрийского и Оригена. Научное значение трудов протопр. А. Шмемана, протопр. И. Мейендорфа и прот. И. Бера выходит за конфессиональные рамки правосл. науки и признаётся в христ. научном сообществе, что подчеркивает роль СВДС как общехрист. интеллектуального центра. Помимо них в числе известных представителей богословской школы, созданной в СВДС, следует назвать Верховского, протопр. Ф. Хопко, прот. Иоанна (Джона) Эриксона, П. М. Бутенева и др.

После 1992 г.

Протопр. Фома Хопко. Фотография. Кон. 80-х — нач. 90-х гг. XX в. Фото: Facebook / Svots.edu
Протопр. Фома Хопко. Фотография. Кон. 80-х — нач. 90-х гг. XX в. Фото: Facebook / Svots.edu

Протопр. Фома Хопко. Фотография. Кон. 80-х — нач. 90-х гг. XX в. Фото: Facebook / Svots.edu
В июне 1992 г. протопр. И. Мейендорф ушел на покой († 22 июля), в сент. деканом СВДС был избран протопр. Ф. Хопко. В том же году Попечительский совет одобрил кампанию по сбору средств для строительства новой инфраструктуры на территории СВДС - прежде всего здания б-ки. Начало сбору положило пожертвование греко-амер. миллионера Дж. Рангоса. Новое адм. здание, выстроенное в 1998-2001 гг., было названо в его честь и освящено в Светлую субботу (11 мая) 2002 г. митр. Феодосием (Лазором). В нем разместились б-ка им. прот. Г. Флоровского, актовый зал им. митр. Филиппа (Салибы), кабинет декана, канцелярия и адм. офисы СВДС (St Vladimir's Seminary Library: More than Sixty Years of Growth // The Orthodox Church. 2002. Vol. 38. N 1/2. P. 1, 8-9).

14 дек. 2001 г. в связи с уходом на покой протопр. Ф. Хопко деканом СВДС был впервые избран мирянин - профессор церковной истории Джон Эриксон (The Orthodox Church. 2002. Vol. 38. N 1/2. P. P. 5), к-рый вступил в должность 14 сент. 2002 г. и исполнял обязанности до 30 июня 2007 г. (в 2006 рукоположен во диакона и во иерея, возведен в сан протоиерея). Преподавательский состав СВДС в 90-х гг. XX - нач. XXI в. включал в себя ряд видных правосл. ученых, священнослужителей и церковных деятелей, ведущими профессорами в этот период были протопр. И. Мейендорф (патристика, церковная история, до 1992), протопр. Ф. Хопко (догматическое богословие, пастырское богословие, до 2002), проф. прот. И. Брек (НЗ, до 1996), прот. И. Эриксон (церковная история, церковное право), проф. прот. П. Тарази (ВЗ и НЗ), прот. И. Бер (патристика, с 1995), прот. А. Рентель (литургика, церковное право, с 2002), архиеп. Петр (Л'Юилье; церковное право), Дриллок (церковное пение), проф. П. Мейендорф (литургическое богословие), Бутенев (догматическое и систематическое богословие, с 2000), Кесич (НЗ), проф. Дж. Барнет (НЗ), прот. П. Лазор (литургика), проф. А. С. Росси (пастырская психология), проф. Дж. Буджамра, К. Тарасар (религ. образование) и др. Инспектором в 1977-2007 гг. был прот. П. Лазор.

С целью более эффективной работы администрации в 2006-2016 гг. дважды пересматривалась структура руководящих органов СВДС, в связи с чем в уставные документы семинарии (Хартию и Устав) вносились изменения. В нояб. 2006 г. в связи с уходом на покой декана прот. И. Эриксона Попечительский совет принял решение разделить полномочия декана между 2 равноправными должностями: декана (Dean), ответственного за академическую и духовную стороны семинарской жизни, и канцлера (Chancellor), ответственного за административную и финансовую работу. Также декан являлся настоятелем Трехсвятительского храма, канцлер - его заместителем. 1 июля 2007 г. избранные Попечительским советом декан Бер и канцлер прот. Чад Хатфилд (бывш. декан Свято-Германовской ДС ПЦА на Аляске) приступили к исполнению обязанностей. В февр. 2011 г. прот. И. Бер и прот. Ч. Хатфилд были переизбраны на следующий 5-летний срок (ограничение срока 5 годами было введено в 2006).

В мае 2016 г. Попечительский совет вновь пересмотрел структуру управления СВДС: президент семинарии стал единственным высшим должностным лицом, к-рому подотчетны декан и лица, ответственные за финансы и развитие СВДС; предстоятель ПЦА митр. Тихон (Моллард) занял должность председателя Попечительского совета. 3 мая 2017 г. Попечительский совет утвердил прот. Ч. Хатфилда в должности президента СВДС на 2 года, в мае 2019 г. переизбрал его на новый, 5-летний срок. В июле 2018 г. деканом СВДС был назначен профессор визант. истории Бухарестского ун-та (Румыния) историк Й. А. Тудорие. С осени 2018 г. СВДС с целью повышения эффективности семинарских программ ввела в действие план по развитию «Видение 2020» (Vision 2020); в рамках проекта в существующих программах был усилен акцент на пастырском служении буд. священников; также учебные планы были пересмотрены в сторону уменьшения числа часов и развития специализаций (капелланское служение, церковное искусство и др.).

С 2011 г. в рамках широкого культурного проекта, посвященного осмыслению роли правосл. традиции в контексте мировой муз. культуры, СВДС установила творческое сотрудничество с известным правосл. эст. композитором А. А. Пяртом; в 2014 г. СВДС организовала ряд мероприятий, в т. ч. концерт Пярта в Карнеги-холле в Нью-Йорке; на выпускном акте 2014 г. Пярту была присвоена почетная докторская степень СВДС. С целью расширения проекта, охватывающего не только музыку, но и иконопись и архитектуру в жизни Церкви и культуры, осенью 2016 г. под эгидой СВДС был основан Ин-т церковного искусства (Institute of Sacred Arts). В 2021/22 уч. г. СВДС планирует открыть магистерскую программу в области церковного искусства.

СВДС поддерживает и укрепляет связи с правосл. Церквами всего мира, ее посещали предстоятели и иерархи мн. Поместных Православных Церквей. 11 нояб. 1991 г. в СВДС в рамках визита в США побывал патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер); ему была присуждена степень почетного д-ра богословия (The Orthodox Church. 1992. Vol. 28. N 1/2. P. 9). Также эта степень была присуждена патриарху Сербскому Павлу (Стойчевичу; 1990-2009) (6 окт. 1992) (Ibid. N 10/11. P. 4), Патриарху К-польскому Варфоломею I (Архондонису) (25 сент. 1997), митр. Чешских земель и Словакии Христофору (Пулецу) (28 февр. 2011), митр. Диоклийскому Каллисту (Уэру) (2011), митр. Волоколамскому Илариону (Алфееву) (8 нояб. 2014), патриарху Сербскому Иринею (Гавриловичу) (2015) и др.; в числе инославных иерархов степень получили архиеп. Кентерберийский Роуэн Уильямс (2010) и Патриарх Сиро-яковитской Церкви Игнатий Афрем II (Керим) (2019). В 2009 г. СВДС стала лауреатом премии им. патриарха Московского и всея Руси Алексия II «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов - за утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества». По словам декана семинарии прот. И. Бера, одним из факторов, сыгравших «значимую роль в формировании идентичности» СВДС, было «непосредственное продолжение в ее стенах академической, интеллектуальной и богословской традиций дореволюционной России».

Митр. Волоколамский Иларион (Алфеев) и представители Свято-Владимирской семинарии после подписания соглашения между Свято-Владимирской ДС и Общецерковной аспирантурой и докторантурой. Фотография. 13 окт. 2013 г. Фото: Служба коммуникации ОВЦС
Митр. Волоколамский Иларион (Алфеев) и представители Свято-Владимирской семинарии после подписания соглашения между Свято-Владимирской ДС и Общецерковной аспирантурой и докторантурой. Фотография. 13 окт. 2013 г. Фото: Служба коммуникации ОВЦС

Митр. Волоколамский Иларион (Алфеев) и представители Свято-Владимирской семинарии после подписания соглашения между Свято-Владимирской ДС и Общецерковной аспирантурой и докторантурой. Фотография. 13 окт. 2013 г. Фото: Служба коммуникации ОВЦС
СВДС сотрудничает с православными и инославными учебными заведениями как в США, так и за рубежом: по состоянию на 2020 г. соглашение о сотрудничестве заключено с Киевской Духовной Академией и Семинарией, Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, фак-том правосл. богословия Ун-та «Лучиан Блага» (Сибиу, Румыния), Новым грузинским ун-том (Поти, Грузия), англикан. семинарией Нашота-Хаус (Нашота, шт. Висконсин), Центром Арво Пярта (Лауласмаа, Эстония). С 1968 г. СВДС поддерживает тесные партнерские взаимоотношения с Семинарией св. Нерсеса Армянской Апостольской Церкви в Сев. Америке (Армонк, шт. Нью-Йорк): в соответствии с соглашением Семинария св. Нерсеса является сателлитом СВДС; арм. семинаристы обучаются по совместной программе в СВДС и своей семинарии. В окт. 2019 г. СВДС и Семинария св. Нерсеса отметили 50-летие успешного сотрудничества.

Современное положение

По состоянию на май 2021 г. СВДС являлась учебным заведением уровня магистратуры, имеющим аккредитацию Департамента образования шт. Нью-Йорк согласно Постоянной Хартии (Absolute Charter) от 24 апр. 1953 г. (поправки от 24 янв. 1964, 31 марта 1967, 21 янв. 1970, 4 июня 1985). СВДС - постоянный член Ассоциации богословских школ в США и Канаде (Association of Theological Schools), которая аккредитует богословские программы семинарий и богословских фак-тов Сев. Америки. СВДС имеет право присваивать своим выпускникам степени магистра богословия (Master of Divinity), магистра теологии (Master of Theology), магистра искусств (Master of Arts) и доктора церковного служения (Doctor of Ministry). Языком преподавания и богослужения с 50-х гг. XX в. является английский.

Согласно Хартии и Уставу СВДС (Seminary Charter and Statutes) (утверждены в мае 2000, последняя редакция - май 2020), высшим органом управления и надзора является Попечительский совет (Board of Trustees), состоящий из 20-35 лиц, избираемых самим советом или входящих в состав совета по должности. Председатель совета - предстоятель ПЦА. По должности в состав совета входят иерархи православных и древних Восточных Церквей (в наст. время - предстоятель Антиохийской правосл. архиепископии Сев. Америки, иерарх Сиро-яковитской Маланкарской Церкви и иерарх Коптской Церкви), президент и декан СВДС, управляющий делами ПЦА и председатель Ассоциации выпускников семинарии (Alumni Association) (Charter of SVOTS. Art. 2 C). Попечительский совет собирается дважды в год и имеет право принимать и вносить изменения в Хартию и Устав, распоряжаться имуществом и собственностью семинарии и т. д. (Charter of SVOTS. Art. 2 A, E). Высшее должностное лицо СВДС - президент, который осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью учебного заведения, включая духовный, образовательный, финансовый, академический и юридический аспекты; президент по должности является настоятелем семинарского храма Трех святителей (Charter of SVOTS. Art. 3 B). Декан (Academic Dean) подотчетен президенту, осуществляет руководство академической и образовательной деятельностью и председательствует в Педагогическом совете (Charter of SVOTS. Art. 4 A; Statutes of SVOTS. Sec. 3.204 E). Президент и декан избираются Попечительским советом на срок, к-рый устанавливает совет. Педагогический совет (Faculty Council) включает в себя всех преподавателей СВДС, работающих на постоянной основе; в сферу компетенции совета входят развитие академических программ и курсов и др. академическая деятельность семинарии (Statutes of SVOTS. Sec. 3.202). Присуждение академических степеней (в т. ч. почетных) осуществляется решением Попечительского совета по рекомендации Педагогического совета (Statutes of SVOTS. Sec. 3.205). Президиум Ассоциации выпускников избирается через онлайн-голосование.

В состав преподавательской корпорации (full-timefaculty) в наст. время (май 2021) входят: проф. прот. Ч. Хатфилд (миссиология), Тудорие (церковная история), Бутенев (систематическое богословие), Барнет (НЗ), доцент свящ. Б. Г. Букур (патристика), доцент прот. С. Халворсен (гомилетика), В. А. Пермяков (литургическое богословие). Преподавательский состав СВДС также включает ряд профессоров на непостоянной основе, в т. ч. нек-рых преподавателей Семинарии св. Нерсеса (Армянская Апостольская Церковь).

Митр. Тихон (Моллард), президент Свято-Владимирской ДС Чад Хатфилд, представители православных Церквей с выпускника-ми в ц. Трех святителей. Фотография. 18 мая 2019 г. Фото: Facebook / Svots.edu
Митр. Тихон (Моллард), президент Свято-Владимирской ДС Чад Хатфилд, представители православных Церквей с выпускника-ми в ц. Трех святителей. Фотография. 18 мая 2019 г. Фото: Facebook / Svots.edu

Митр. Тихон (Моллард), президент Свято-Владимирской ДС Чад Хатфилд, представители православных Церквей с выпускника-ми в ц. Трех святителей. Фотография. 18 мая 2019 г. Фото: Facebook / Svots.edu
Программа магистра богословия - основная программа СВДС - является профессиональной ученой степенью, имеющей целью подготовку к церковному служению - рукоположению в священный сан и др. видам церковного служения, а также к дальнейшему образованию в области богословских наук. Трехлетний курс обучения включает в себя углубленное изучение Свящ. Писания, литургики, литургического богословия, церковной музыки, древнегреч. языка, гомилетики, церковной истории, систематического богословия и пастырских дисциплин; студенты проходят пастырскую практику в больницах (клиническое пастырское образование) и на приходах (Catalogue. 2020/2021. Crestwood, 2020. P. 72-75). Двухлетняя программа магистра искусств предоставляет возможность углубленного изучения богословских дисциплин мирянам, не готовящимся к рукоположению в священный сан; программа включает в себя вводные и специализированные курсы в области Свящ. Писания, церковной истории, литургического богословия, систематического богословия, патристики и др. (Ibid. Р. 78-82). Годичная программа магистра теологии предназначена для студентов, имеющих магистерскую степень в области богословия или религиоведения; она дает навыки к осуществлению научных исследований и публикаций, а также к продолжению богословского образования на уровне докторантуры (Ibid. Р. 83-85). Все магистерские программы в СВДС предполагают очную форму обучения. Программа доктора церковного служения (продолжительность обучения 3,5 года) использует смешанную, очно-заочную модель и предназначена для священнослужителей и мирян, осуществляющих служение в Церкви на постоянной основе и желающих осмыслить свой пастырский опыт в русле церковного Предания и академической науки (Ibid. Р. 86-88).

В 2020/21 уч. г. в СВДС обучается 87 студентов: 42 - по программе магистра богословия, 16 - магистра искусств, 7 - магистра теологии, 22 - доктора церковного служения; 22 чел. принадлежат к юрисдикции ПЦА, 18 - Антиохийского Патриархата в Сев. Америке, остальные представляют различные правосл. юрисдикции (Греческую правосл. архиепископию, Сербскую, Румынскую Православные Церкви и др.) и юрисдикции древних Восточных Церквей (Маланкарскую Сирийскую Церковь, Сиро-яковитскую Церковь Индии, Коптскую Церковь, Армянскую Апостольскую Церковь). Согласно оценке руководства СВДС, общее число выпускников семинарии составило не менее 2 тыс. чел., из которых ок. 50 стали иерархами православных (напр., предстоятели ПЦА митр. Феодосий (Лазор) и митр. Иона (Паффхаузен)) и др. христ. Церквей. В наст. время 5 из 10 архиереев ПЦА являются выпускниками СВДС. В СВДС почти ежегодно проходят научно-богословские конференции и публичные лекции, собирающие как ученых-богословов, так и священнослужителей и прихожан различных православных и христианских Церквей. Одним из важных ежегодных событий является лекторий, посвященный памяти протопр. А. Шмемана, учрежденный в 1984 г. В числе тех, кто выступали со «Шмемановской лекцией», были мн. выдающиеся церковные деятели, богословы и ученые с мировым именем: напр., протопр. Б. А. Бобринский (1984), митр. Георгий (Ходр) (1985), кн. Д. Д. Оболенский (1986), протопр. В. Боровой (1995), архиеп. Американский Димитрий (Тракателлис) (2002), архим. Р. Ф. Тафт (2009), архиеп. Кентерберийский Р. Уильямс (2010), митр. Волоколамский Иларион (Алфеев) (2011) и др.

Библиотека

действующая при СВДС, носит имя прот. Г. Флоровского. По словам бывш. директора Б-ки Конгресса США Дж. Х. Биллингтона, это «богатейшее собрание материалов по восточному христианству в западном полушарии». Несмотря на скромное собрание 1938 г., состоявшее из пожертвований книг рус. эмигрантов, б-ка непрестанно пополнялась, в настоящее время ее фонды включают более 180 тыс. томов (History // library.svots.edu [Электр. ресурс]). При б-ке действует архив, содержащий личные фонды бывш. деканов СВДС - прот. Г. Флоровского и протопр. А. Шмемана, а также коллекцию материалов по церковной музыке. К числу редких книг относятся Острожская Библия (1581), подаренная архиеп. Сан-Францисским и Западноамериканским Иоанном (Шаховским), и Евангелие от Матфея на алеутском языке (1840) в переводе свт. Иннокентия (Вениаминова), митр. Московского и Коломенского.

Трехсвятительский храм

Интерьер ц. Трех святителей. Фотография. 2013 г. Фото: Facebook / Svots.edu
Интерьер ц. Трех святителей. Фотография. 2013 г. Фото: Facebook / Svots.edu

Интерьер ц. Трех святителей. Фотография. 2013 г. Фото: Facebook / Svots.edu
СВДС (1983) является центром духовной и богослужебной жизни семинарии; во время учебного года в нем совершаются ежедневные богослужения. В нояб. 2013 г. в ходе празднования 75-летия СВДС митр. Полтавский и Миргородский Филипп (Осадченко) по благословению митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) (Украинская Православная Церковь) передал в храм частицу мощей равноап. кн. Владимира. В воспоминание этого события в СВДС установлено ежегодное празднование перенесения мощей равноап. кн. Владимира (отмечается в воскресенье, ближайшее к 1 нояб.).

При Трехсвятительском храме действует хор СВДС, имеющий значительное влияние на развитие правосл. церковной музыки на Американском континенте. С 1962 г. до 90-х гг. XX в. октет певцов периодически (в основном раз в 2 года) посещал правосл. приходы в США и Канаде с целью сбора средств и ознакомления правосл. прихожан Сев. Америки с деятельностью семинарии. Просветительская деятельность хора, в особенности в период регентства Ледковского (1952-1968) и Дриллока (1963-2004), способствовала установлению и широкому развитию церковной музыки на англ. языке в соответствии с рус. богослужебной (в особенности московской) традицией. Под ред. Дриллока в изд-ве СВДС были опубликованы нотные сборники песнопений на английском языке для Божественной литургии, Литургии Преждеосвященных Даров (1973), Страстной седмицы (в 2 томах, 1973, 1983) и Пасхи (1977). Записи хора СВДС на грампластинках (впосл. на компакт-дисках, в формате онлайн) выходили в 1965, 1966, 1972, 1975, 1977, 1979, 1982, 1992, 1994, 2011, 2018 гг. С 1970 г. в СВДС осуществляется преподавание также византийской традиции богослужебного пения.

Издательство

СВДС (St Vladimir's Seminary Press), основанное в 1968 г., является одним из ведущих изд-в правосл. лит-ры на англ. языке в Сев. Америке. Объем опубликованных книг включает ок. 500 наименований и охватывает широкий спектр тем: это переводы древних и совр. авторов, оригинальные монографии по патристике, церковной истории, литургическому богословию, этике, церковной музыке и др. Одной из наиболее важных в научном и образовательном отношении инициатив изд-ва является сер. «Популярная патристика» (Popular Patristics), в рамках к-рой издаются новые переводы трудов св. отцов Церкви и др. раннехрист. авторов с греческого, сирийского, армянского, латинского и др. языков (на данный момент издан 61 том). К др. сериям научно-богословских и популярных монографий относятся «Сокровища армянской христианской традиции» (Treasures of the Armenian Christian Tradition), «Православная литургия» (Orthodox Liturgy), «Выдающиеся православные деятели» (Orthodox Profiles), «Основы» (Foundations). Под эгидой изд-ва продолжает выходить научно-богословский ж. St Vladimir's Theological Quarterly.

Президенты СВДС: предстоятели ПЦА митр. Феофил (Пашковский; окт. 1938-1950), митр. Леонтий (Туркевич; 1950-1965), митр. Ириней (Бекиш; 1965-1977), митр. Феодосий (Лазор; 1977-2002), митр. Герман (Свайко; 2002-2008), митр. Иона (Паффхаузен; 2008-2012), митр. Тихон (Моллард; 2012-2016), прот. Чад Хатфилд (и. о. с мая 2016; действующий - с 1 июля 2017). Деканы СВДС: еп. Макарий (Ильинский; окт. 1938 - дек. 1944), архим. Дионисий (Дьяченко; дек. 1944 - 1 июня 1947), еп. Иоанн (Шаховской; 1 июня 1947 - сент. 1950), прот. Г. Флоровский (дек. 1950 - июнь 1955), митр. Леонтий (Туркевич; 8 июля 1955 - 30 нояб. 1962), протопр. А. Шмеман (30 нояб. 1962 - 13 дек. 1983), протопр. И. Мейендорф (19 мая 1984 - 30 июня 1992), протопр. Ф. Хопко (14 сент. 1992 - 1 июля 2002), прот. И. Эриксон (1 июля 2002 - 30 июня 2007), прот. И. Бер (1 июля 2007 - 25 мая 2017), Дж. Барнет (и. о. в 2017-2018), Тудорие (с 1 нояб. 2018).

Арх.: Arch. SVOTS. Papers prot. G. Florovsky; Arch. SVOTS. Papers protopr. A. Schmemann.
Ист.: A Legacy of Excellence: SVOTS, 1938-1988. Crestwood, 1988; Catalogue, 1939 / SVOTS. Crestwood, 1939; Idem, 1958/1959-1963/1964. Crestwood, 1958-1963; Idem, 1964/1965-1979/1980. Crestwood, 1964-1980; Idem, 1984/1985. Crestwood, 1984; Idem, 1999-2001. Crestwood, 1999; Idem, 2014/2015. Crestwood, 2014; Idem, 2020/2021. Crestwood, 2020; Bulletin, 1948/1949-1957/1958 / SVOTS. Crestwood, 1948-1957; SVTQ. Crestwood, 1952-.; The Orthodox Church: Newspaper. N. Y., 1965-2012 [Электр. ресурс: www.oca.org/toc].
Лит.: Tarasar C., Erickson J. H. Orthodox America, 1794-1976: Development of the Orthodox Church in America. Syosset [N. Y.,] 1975; Blane A. Georges Florovsky: Russian Intellectual and Orthodox Churchman. Crestwood, 1993; Шмеман А. Д., протопр., Флоровский Г., прот. Письма, 1947-1955 гг. / Подгот. текста, сост., предисл.: П. Л. Гаврилюк. М., 2019.
Электр. ресурсы: www.svots.edu (офиц. сайт СВДС); www.oca.org (офиц. сайт ПЦА).
В. А. Пермяков
Ключевые слова:
Православная Церковь в Америке [ПЦА], автокефальная (с 10 апр. 1970) Поместная Православная Церковь, образованная на базе самоуправляемого Митрополичьего округа в Северной Америке Свято-Владимирская духовная семинария (СВДС; офиц. название: Свято-Владимирская православная богословская семинария); в русскоязычной литературе с 1948 также используется: Свято-Владимирская духовная академия) Православной Церкви в Америке (ПЦА), одно из ведущих высших православных учебных заведений в Северной Америке (предместье Крествуд, г. Йонкерс, шт. Нью-Йорк, США)
См.также:
АЛЕКСИЙ Товт (1853–1909), протопр. Православной Церкви в Америке, св. прав.
БОГОЛЕПОВ Александр Александрович (1886–1980), проф. Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, богослов-канонист, церковный писатель
ВСЕАМЕРИКАНСКИЙ СОБОР высшая законодательная и исполнительная власть Православной Церкви в Америке
ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ