[Евр. греч. Ρουβην], в ВЗ первенец Иакова и Лии, родоначальник одноименного колена Израилева.
Конечная буква «м» в славянском и вслед за ним в русском варианте имени восходит к греч. тексту: в некоторых рукописях Септуагинты встречается написание Ρουβημ или Ρουβ(ε)ιμ (Wevers. 1974. P. 281). Чередование конечных -н и -м в именах собственных характерно для греч. Библии, ср.: евр. - Эдем и греч. εδεμ, в нек-рых рукописях встречается также εδεν.
В книге Бытие Р.- старший сын Иакова. Первородство Р. неоднократно подчеркивается, напр. в списках потомков Иакова о нем говорится как о первенце (Быт 35. 23; 46. 8). В истории Иосифа Р. явно играет роль старшего (и при этом заступника за самых младших, Иосифа и Вениамина). Он отдает распоряжения братьям и берет на себя ответственность за решение убить Иосифа. Так, в Быт 37. 21-22 он настаивает на том, чтобы не убивать Иосифа, а бросить его живым в яму (надеясь потом вернуть младшего брата отцу). В Быт 42. 37 он предлагает Иакову 2 своих сыновей в качестве гарантии того, что они с братьями вернут Вениамина из Египта. Именно Р. приходит к выводу, что беды, с к-рыми братья столкнулись в Египте, были божественным наказанием за заговор против Иосифа (Быт 42. 22).
Когда предания о сыновьях Иакова стали «читать» сквозь призму историй соответствующих племен, на роль «главного сына» уже претендовал Иуда. В рассказе о том, как братья хотели убить Иосифа (Быт 37), мн. ученые видят переплетение 2 преданий. Они отличаются, напр., тем, что в одном Иосифа продают мидьянитянам, в другом - измаильтянам; в рамках гипотезы Ю. Велльгаузена эти предания относятся к 2 разным источникам - яхвисту и элохисту (см.: Велльгаузен. 2017. С. 5-11). Яхвист, согласно этой гипотезе, появился примерно в IX в. до Р. Х. как памятник иудейской придворной историографии, элохист представляет собой более поздний документ (ок. VIII в. до Р. Х.) и отражает традицию левитов Северного Израильского царства. Т. о. в одной версии предания, восходящей к яхвисту, Иосифа от смерти спасает Р. (Быт 37. 21-22), в другой, более поздней, восходящей к элохисту,- Иуда (Быт 37. 26-27) (такая трактовка принята в ряде авторитетных комментариев к кн. Бытие, см., напр.: Skinner. 1910. P. 446-448, Speiser. 1964. P. 292-294).
В Быт 30 рассказывается, что Р. нашел мандрагоровые яблоки (в древности считалось, что эти плоды обладают свойствами афродизиака), за к-рые его мать Лия выменяла у Рахили одну ночь с Иаковом (Быт 30. 14-15). В результате этого Лия зачала 5-го сына, Иссахара.
Согласно Быт 35. 22, после смерти Рахили Р. вступил в связь с Валлой, наложницей своего отца. Дж. Никол (Nicol. 1980) предположил, что в Др. Израиле половой акт с наложницей отца был равносилен узурпации его власти и авторитета. Он проводит параллель с рассказом о восстании Авессалома: Ахитофел советует Авессалому «войти» к наложницам его отца Давида - видимо, он считает, что это действие будет политически значимым (2 Цар 16. 20-22). Во 2 Цар 20. 3 говорится, что после этого Давид не имел сексуальных отношений ни с одной из этих женщин. Действие Р., по мнению Никола, стоит рассматривать в том же ключе: как посягательство на власть Иакова. Впрочем, ремарка в Быт 35. 22 скорее предполагает, что действие Р. было тайным, а это не соответствует толкованию, при котором акт «овладевания» наложницей или женой отца является демонстративной узурпацией его прерогатив.
В Талмуде нет букв. толкования этого сюжета: возможно, Р. не совершил греха с Валлой, но, видя, что после смерти Рахили Иаков стал чаще бывать у наложницы, испытал чувство обиды за мать и в сердцах перевернул отцовское ложе (Шаббат. 55б).
В библейском нарративе именно этим поступком объясняется тот факт, что Р. утратил право на первородство. В Быт 49. 3-4 Иаков проклинает его, говоря: «…ты бушевал, как вода,- не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, [на которую] взошел». Следующие стихи содержат проклятия в адрес 2-го и 3-го из сыновей Иакова - Симеона и Левия; тем самым первенство переходит к 4-му сыну, Иуде, прародителю иудеев. В 1 Пар 5. 1 проклятие Иакова эксплицитно интерпретируется именно как потеря Р. первородства: «…когда осквернил он постель отца своего, первенство его отдано сыновьям Иосифа, сына Израилева…» Возвышение младшего сына над старшим (или старшими) - один из самых распространенных библейских топосов. Таковы истории Исаака и Измаила, Иакова и Исава, Ефрема и Манассии. То же самое происходит и с сыновьями Иакова: фактически первородство от старшего - Р.- переходит к одному из его младших братьев.
О жене (женах) Р. библейский текст умалчивает. Согласно Быт 46. 9, у него было 4 сына: Ханох, Фаллу, Хецрон и Харми; именно от них произошло колено Рувимово.
Проследить историю этого колена удается лишь фрагментами. По мнению ряда исследователей, в ранней истории Израиля оно занимало высокое (возможно, главенствующее) положение среди израильских племен (Curtis. 1965; Cross. 1988). По мнению исследователей, на это указывают, в частности, первородство Р., а также то, что его колено 1-м упоминается в библейских генеалогических списках (Быт 46. 9; Исх 6. 14; Числ 1. 5, 20-21). Однако впосл. племя Р. утратило первенство.
Вероятно, со временем колено Рувимово пришло в упадок. На это может намекать благословение Моисея (Втор 33). Перед смертью Моисей по очереди благословляет все 12 колен Израилевых, обращая к рувимитам лишь короткую фразу: «Да живет Рувим и да не умирает, и да [не] будет малочислен!» (Втор 33. 6). Проклятие Иакова (Быт 49. 3-4) также может свидетельствовать о бедственном положении Рувимова племени: один из фрагментов проклятия можно перевести как «ты бушевал, как вода,- от тебя ничего не останется» (ср.: 2 Цар 14. 15) (Oded. 2007). Важно также отметить, что ни один судья, пророк или другой значимый библейский персонаж не происходил из рода Р. Исключениями являются Дафан и Авирон - персонажи отрицательные, поднявшие восстание против Моисея и Аарона. В рассказе о Дафане и Авироне есть общие места с повествованием о грехе Р.: в обоих текстах бросается вызов установленному авторитету: в 1-м - отцу в патриархальной семье, во 2-м - религ. лидеру, посланному Богом; происхождение этого мотива неясно.
Книги Чисел и Иисуса Навина (Числ 32. 34-38; Нав 13. 15-23), описывая владения колена Рувимова, указывают примерно на одну и ту же территорию - область в Трансиордании, ограниченную р. Арнон с юга, территорией Гада с севера, Мёртвым м. с запада и пустыней с востока. Однако размер территории, указанной в кн. Числа, несколько меньше того, который описан в кн. Иисуса Навина (ср. также: Нав 21. 36-39). Иногда предполагают, что кн. Чисел и Нав 21. 36-39 отражают более поздний этап в истории колена, когда начался его упадок (Oded. 2007).
По всей видимости, к тому времени, как в земле Израиля установилась монархия, колено Рувимово практически исчезло. При описании Заиорданья времен правления царя Саула в 1 Цар 13. 7 упоминаются только колено Гадово и Галаад; в 3 Цар 4. 19 в Септуагинте эта область называется просто «землей Гада», а в MT - «землей Галаадской».
Территория, которая в Библии предназначена колену Р., была спорной между евреями и моавитянами. В Числ 21. 29-30 моавитяне предстают коренными жителями этих мест еще до прихода израильтян. Судя по надписи царя Меши Моавского, территории, к-рые в кн. Чисел и в Книге Иисуса Навина отданы колену Рувимову, уже до Меши входили с состав Моава, напр. Дивон - столица Меши. При этом стела Меши упоминает племя Гада, но не Р. В пророческих книгах «Рувимовы» города также упоминаются как моавитские, ср.: в Нав 13. 17 Дивон принадлежит Р., в Ис 15. 2; Иер 48. 18, 22 этот город упоминается как моавитский.
Согласно Библейскому преданию, в самом начале завоевания Ханаана колена Р., Гада и половина колена Манассии обратились к Моисею с просьбой отдать им земли к востоку от Иордана, поскольку они были пригодны для выпаса скота (Числ 32. 1-2). Моисей согласился на их просьбу при условии, что они помогут братьям при захвате остальных земель (Числ 32; Нав 1. 12-18). Только после того как колена Гада, Р. и Манассии исполнили обещание, им было позволено вернуться за Иордан (Нав 22). В окрестностях Иордана они соорудили алтарь (Нав 22. 27). Проч. колена начали угрожать войной заиорданским братьям в случае, если алтарь будет использоваться для жертвоприношений, но те поклялись, что не будут совершать на нем никаких культовых обрядов: этот алтарь - лишь подобие, модель жертвенника скинии, свидетельство того, что племена Заиорданья имеют право приносить жертвы в центральном святилище Израиля наравне с остальными. Ф. М. Кросс (Cross. 1988) считает эту историю свидетельством того, что на территории Заиорданья существовали свои культ и святилище. В этом случае рассказ Нав 22 должен был примирить существование этого святилища (или память о нем) с иерусалимской «второзаконнической ортодоксией».
Некоторые исследователи (Oded. 2007; Elliger. 2009) предполагают, что сначала рувимиты поселились на зап. берегу Иордана в районе, граничившем с территорией Вениамина на севере и Иуды на юге, и только потом ушли за Иордан. Об этом может свидетельствовать упоминание камня Богана, сына Рувимова, к-рый, согласно Нав 15. 6 и 18. 17, находился на границе территорий Иуды и Вениамина. На эту же область есть указание в рассказе о Р. и Валле (Быт 35. 21-22): событие происходило в р-не Гедера, который, вероятно, располагался в Иудее, в окрестностях Иерусалима (Мих 4. 8). То, что нек-рые израильские племена могли селиться и к западу, и к востоку от Иордана, видно на примере племени Манассии. Неясно, однако, почему трансиорданские владения племен Манассии и Р. следует считать вторичными.
В Книге Судей Девора стыдит «племена» Р. за то, что они остались в стороне во время битвы с Сисарой (Суд 5. 15-16).
В 1 Пар 5. 9-10, 18-22 дается генеалогия потомков Р.; неясно, как она коррелирует с исторической реальностью. В 1 Пар 5. 26 говорится о переселении Тиглатпаласаром III трансиорданских колен, в их числе и колена Рувимова. По мнению некоторых исследователей, текст 1 Пар 5. 26 может указывать на то, что идентичность рувимитов сохранялась вплоть до нашествия Тиглатпаласара в 733-732 гг. до Р. Х. Согласно др. т. зр., колено Рувимово к этому времени было поглощено гадитами и моавитянами, а слова «он выселил Рувимлян и Гадитян и половину колена Манассиина» (1 Пар 5. 26) просто дань устойчивой формуле перечисления израильских племен Заиорданья (Oller. 1992).
В НЗ колено Рувимово упоминается только в Откр 7. 5, в перечне колен. Оно названо не 1-м, а 2-м, после колена Иудина, следов. процесс превращения колена Иудина в «главное» из израильских племен завершился.