(Ок. 730, Галатия, ныне Турция - 1.05.780, Ракка, Сирия), мч. Мученичество Р. Н. было составлено прп. Стефаном Савваитом Младшим (Ɨ 807) на араб. языке, но сохранилось только в груз. переводе в рукописях X в.: полностью - в Ath. Iver. georg. 8 (изд.: Хаханов. 1910; лат. пер.: Peeters. 1911. P. 409-427) и с лакунами - в Пархальском Многоглаве (НЦРГ. А 95; рус. пер.: Кекелидзе. 1910. С. 219-238). Оно представляет собой ценный источник сведений по эпохе визант. иконоборчества и византийско-араб. отношениям VIII в.
Р. Н., грек по происхождению, с юности подвизался в мон-ре в Мантинее (Вифиния), подчинявшемся обители прп. Анфисы Старшей. В 771 г., находясь по ее поручению в путешествии по делам обители, он был захвачен мусульманами и отправлен в Багдад. По приказу халифа аль-Мансура Р. Н. посадили в тюрьму, где он находился вместе с др. попавшими в плен византийцами. Среди них были как иконопочитатели, так и притеснявшие их иконоборцы. Последние замыслили убить Р. Н. и его единомышленников, монахов Иоанна и Симеона, но их спасли мусульмане, после чего местный христианин испросил разрешения выдать их ему на поруки. При новом халифе аль-Махди (775-785) к ним присоединили еще 5 пленных монахов. Желавший выслужиться перед халифом монах-отступник Иаков, приняв Р. Н. за др. Романа, обвинил его в шпионаже в пользу Византии. Аль-Махди, допросив Р. Н., заподозрил, что обвинение было ложным, но оставил его в заключении до вторичного разбирательства. С этой целью халиф взял Р. Н. в поход против Византии весной 780 г. В г. Ракка неск. пленных византийцев, ранее принявших ислам, под влиянием Р. Н. раскаялись и пожелали вернуться в христианство. За это Р. Н. был предан бичеванию и после отказа стать мусульманином усечен мечом. Тело и глава Р. Н., сброшенные в р. Евфрат, были чудесным образом обретены местными христианами и помещены в кафедральный собор Ракки. Память Р. Н. отмечена в Палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34) под 1 мая.