(Хиландарский) [серб. Рафаил Банатски] (XVII в.), прп. (пам. 16 авг.), иером. афонского мон-ря Хиландар, подвизавшийся в обл. Банат (ныне в Сербии). Достоверными сведениями о Р. Б. являются лишь те, что приведены в надписи на оборотной стороне его иконы, хранившейся в алтаре собора Хиландара: «Се святой Рафаил, родом серб, священноинок хиландарский на таксид (т. е. сбор милостыни) послан на монастырское послушание в Банат, и там преставился, и прославил его Бог даром чудотворения от честных его мощей приходящим к нему с верой» (Нићифор (Дучић), архим. Разни записи // Старина. Загреб, 1889. Књ. 21. С. 131; Стоjановић. Записи. Књ. 2. Бр. 4670). Образ датируется временем после 1718 г. на основании использования названия Банат, введенного в употребление в тот год. На иконе святой представлен с нимбом, в монашеском облачении, одной рукой он благословляет, в другой держит крест и четки. Земля на фоне окрашена в ярко-красный цвет, возможно символизируя борьбу сербов за освобождение от власти турок (Воргић. 2016. С. 150-151).
Могила Р. Б. находится в часовне, примыкающей к юж. стороне алтаря ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в бывш. с. Граднулица (т. н. Граднулицкая ц., ныне в черте г. Зренянин, Сербия). Эта надгробная часовня упоминается в источниках с XVIII в., совр. здание церкви вместо прежнего воздвигнуто в 1777 г. Косвенные данные и длительная традиция наименования этого района и проходящей возле церкви улицы Монастырскими свидетельствуют о существовании до нач. XVIII в. в Граднулице Введенского мон-ря (с тем же посвящением, что и у хиландарской обители), в дальнейшем здесь упоминается только приходская церковь (Там же). Рядом с церковью стоит 400-летний вяз обхватом ок. 5 м, из его корней ранее истекал чудотворный источник, к-рый, согласно преданиям, забил в час смерти святого. На основании народного почитания Р. Б. был канонизирован 20 мая 1965 г. решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви.
В нач. XXI в. было высказано предположение об идентичности Р. Б. с 2 упоминающимися в разных источниках соименными монахами (Воргић. 2016). Возможно, он является хиландарцем Рафаилом (Зотовичем), к-рый в 1688 г. просил разрешение собирать милостыню для своего мон-ря среди правосл. подданных Свящ. Римской империи (Габсбургской монархии; Фотић А. Света гора и Хиландар у Османском царству, XV-XVII вв. Београд, 2000). Чуть ранее имп. Леопольд I (1657-1705) предоставил такое право афонским обителям, к-рые власти Османской империи обязали платить военные налоги. На выбор окрестностей г. Велики-Бечкерек (ныне Зренянин) для создания хиландарского метоха мог повлиять еп. Бечкерекский Михаил, проживавший в кон. XVII в. на Афоне, вероятно, по причине затронувших территорию его епархии событий австро-тур. войны (1683-1699) и ставший ктитором росписи припраты храма Павла святого монастыря (1687), перламутрового иконостаса для мон-ря Хиландар и ремонта хиландарской келлии во имя свт. Николая Чудотворца в Карее (1691; Богдановић. 1978).
Возможно, именно Р. Б. оставил запись, датируемую примерно XVII в., в рукописном сборнике аскетического содержания (1400, переплет XVII в., ныне хранится в б-ке Хиландара). В ней некий грешный Рафаил сообщает, что прочитал эту книгу в «Краине Темишварской» (так Банат иногда назывался до 1718), будучи больным, перед самой смертью и что он бы хотел еще что написать, но уже не в состоянии (Богдановић Д. Каталог ћирилских рукописа ман-ра Хиландара. Београд, 1978. С. 179; Воргић. 2016).