Франческо Никола де (1697/1700, Париж (?) - 1771, С.-Петербург; в лит-ре ошибочно принято 2-е имя зодчего - Бартоломео либо русифицированное - Варфоломей Варфоломеевич), рус. архитектор итал. происхождения, создатель и глава стиля высокого барокко в России, получившего название «растреллиевский». Главной темой творчества Р. было создание парадных имп. резиденций и дворцов для аристократии. В церковной архитектуре он первым в России воплотил образ крупного барочного монастырского и соборного ансамбля. Стиль Р. сочетает богатый, пышный, насыщенный декорацией внешний облик с простой и традиционной для русской архитектуры композицией зданий, построенных на основе прямоугольных форм плана, что не типично для европ. барокко.
Р. был сыном архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли (1666/1675-1744), флорентийца по происхождению, приехавшего в Россию в 1715 г. из Парижа по приглашению Ф. Я. Лефорта. В 1704 г. Бартоломео получил титул графа Папского гос-ва и приставку «де» к фамилии Растрелли, стал кавалером ордена Иоанна Латеранского. Графское достоинство перешло по наследству к сыну.
К 1721-1726 гг. относится 1-я известная работа Р.- дом Д. К. Кантемира между Дворцовой набережной и Миллионной ул., напротив Почтового двора в С.-Петербурге. В 1730 г. Р. был принят на службу как архитектор двора имп. Анны Иоанновны с жалованьем 800 р. в год. В 1730-1732 гг. Р. совместно с отцом возводил в Москве деревянный Зимний Анненгоф в Кремле и деревянный Летний Анненгоф в Лефортове (оба не сохр.). В С.-Петербурге Р. построил деревянный Летний дворец имп. Анны Иоанновны в Летнем саду (1732, не сохр.) и совместно с отцом - Четвертый (Третий) Зимний дворец (1732-1737, не сохр.) на том месте, где позднее был возведен существующий. Зимний дворец имп. Анны Иоанновны представлял собой сложный конгломерат 3- и 4-этажных кирпичных корпусов. Главный, зап. фасад был обращен к Адмиралтейству. Он единственный имел симметричную композицию. На Неву выходил огромный тронный зал, решенный как отдельный объем под высокой крышей с заломом. Фасады украшали пилястры большого ордера.
Карьере Р. способствовало покровительство фаворита императрицы герцога Курляндии (ныне Латвия) Э. И. Бирона. Для него Р. построил загородный дворец в Рундале (1736-1740, достроен в 1764-1768) и столичный дворец в Митаве (ныне Елгава, 1738-1740). Оба здания 2-этажные, с полуподвалом, имеют замкнутую композицию каре с повышенным 3-этажным центральным корпусом и боковыми ризалитами. Фасады оформлены сравнительно скромно. Здесь Р. только подошел к решению темы парадного дворца.
В 1744 г. Р. принял участие в строительстве Аничкова дворца в С.-Петербурге, начатом М. Г. Земцовым (перестроен). После смерти Земцова († 1743) дворцом занимался Г. Д. Дмитриев. Крупнейшим сооружением этого периода является деревянный Летний дворец имп. Елизаветы Петровны (1741-1744) в С.-Петербурге (не сохр.) у слияния Мойки и Фонтанки. Монументальная п-образная композиция одноэтажного с полуподвалом сооружения навеяна архитектурой Версаля. Центральный объем выше на один этаж и выделен богатым декором.
В 40-50-х гг. XVIII в. Р. создал главные произведения: 3 имп. дворца в пригородах и в столице. Реконструкция Большого Петергофского дворца, построенного в 1715-1725 гг. для Петра Великого, ставила целью сохранить стены петровских 2-этажных палат и мемориальные интерьеры, но при этом увеличить площадь дворца (1745-1755, разрушен в 1941, воссоздан в 50-х гг. XX в.- 2000-х гг.). Это предопределило фронтальное развитие композиции в длину. Старое здание было включено в центральный корпус, к к-рому были пристроены крылья с анфиладой комнат, зеркальным Бальным залом, Золотой лестницей и проч. Весь объем дворца получил единую этажность в «три апартамента». Фасады желтого цвета украшены пилястрами большого ордера. С востока и запада дворец соединен одноярусными галереями с симметричными объемами ц. апостолов Петра и Павла (1747-1751) и «корпуса под гербом». Изначально каждый корпус должен был завершаться куполом, но по настоянию набожной имп. Елизаветы Петровны церковь была увенчана традиционным для России пятиглавием. Пышный интерьер храма с золоченой резьбой иконостаса и иконами кисти Г. К. Гроота перекрыт деревянным сомкнутым сводом с люкарнами.
Аналогичная задача стояла при реконструкции в 1752-1757 гг. Екатерининского дворца в Царском с. (с 1808 Царское Село, ныне Пушкин в составе С.-Петербурга). До Р. в 1742-1752 гг. здесь уже вели работы Земцов, А. В. Квасов и С. И. Чевакинский, но они не справились с техническими проблемами, и постройку передали Р. В результате получился единый 3-этажный протяженный корпус длиной 298 м и высотой 15 м. На фасадах голубого цвета, украшенных полуколоннами большого ордера и позолоченной лепниной, во избежание монотонности выделяются центральный и боковые корпуса, соединенные длинными галереями. Богатое скульптурное убранство выполнено по моделям И. Ф. Дункера группой рус. мастеров во главе с Г. Макаровым. Из интерьеров наиболее выразительны Тронный зал и Янтарная комната с резными позолоченными украшениями, перевезенная из Зимнего дворца. Крайний сев. флигель дворца занимает ц. Воскресения Господня, завершенная купольной кровлей на металлическом каркасе и глухим декоративным пятиглавием. Интерьер с плоским перекрытием и балконом хоров украшен позолотой на синем фоне и пышным иконостасом. В регулярном Царскосельском парке в 40-60-х гг. XVIII в. Р. совместно с Земцовым и Чевакинским соорудил 4 павильона: Грот, Эрмитаж, Монбижу (перестроен), Катальную Горку (не сохр.). Все они развивают тему центрического здания, увенчанного куполом.
В 1754-1762 гг. строилось последнее крупное сооружение Р.- Шестой (Пятый) Зимний дворец имп. Елизаветы Петровны в С.-Петербурге. Было разработано 2 проекта. По замыслу архитектора с юга от дворца должна была располагаться круглая площадь с конной статуей Петра Великого работы отца Р.- Бартоломео (проект не был осуществлен). Оконченный уже при имп. Петре III дворец стал одним из крупнейших в Европе. Помощником Р. в строительстве дворца был Ю. М. Фельтен. Замкнутое 4-этажное здание-квартал с внутренним двором, куда можно попасть через 3-пролетную арку со стороны площади, имеет 4 разных фасада с единой системой членений. Цокольный и первый этажи отделены от бельэтажа и антресольного этажа карнизом. Этажи попарно оформлены полуколоннами большого ордера: ионического внизу и композитного наверху. Фасады, первоначально желтого цвета, с разнообразными окнами и наличниками, богато украшены лепниной и скульптурой, выполненной Дункером и И. А. Цвенгофом.
Интерьеры Зимнего дворца погибли в пожаре 1837 г., но 2 из них были воссозданы В. П. Стасовым по проекту Р.: парадная Иорданская лестница и дворцовая ц. Спаса Нерукотворного образа. Снаружи храм никак не выделен, но осенен яйцевидным куполом с овальными люкарнами и луковичной главкой. Внутри белый с золотом храм разделен на подкупольное пространство с фигурным резным золоченым иконостасом и трапезную. За эту постройку имп. Петр III увеличил Р. жалованье до 3 тыс. р. в год и наградил орденом св. Анны.
Р. активно работал одновременно над множеством проектов. В Москве и окрестностях он построил: каменный охотничий дворец в Перове (1747-1748, не сохр.), каменный Кремлевский дворец (1749-1753, не сохр.) на древних подклетах Алевиза, каменный дворец в Покровском-Рубцове (1752, перестроен). В С.-Петербурге и окрестностях были созданы: временный деревянный Зимний дворец на Невском проспекте (1754, не сохр.), Воронцовский дворец на Садовой ул. (1749-1757), Строгановский дворец на Невском проспекте (1752-1754), путевой деревянный Среднерогаткинский дворец (1751-1754) и др.
В области церковной архитектуры Р. принадлежат 3 крупнейших проекта. В 1747-1754 гг. по заказу имп. Елизаветы Петровны был сооружен собор ап. Андрея Первозванного в Киеве, заложенный еще в 1744 г. Руководил постройкой И. Ф. Мичурин. Отделка продолжалась до 1767 г. Собор задумали возвести на крутом склоне Днепра. Мичурин разработал сложную систему субструкций с 2-этажным домом причта, встроенным в холм в качестве постамента для храма. Крестообразный 2-светный объем собора с полукруглой апсидой и выступающим притвором завершен стройным куполом с люкарнами и луковичной главой, водруженным на световом барабане диаметром 10 м при общей высоте здания 45 м. По углам объем усложнен 4 глухими башенками с фигурными грушевидными главками, образующими традиц. пятиглавие. Лазоревые фасады украшены большим композитным ордером и позолоченной лепниной, что перекликается с дворцовыми постройками Р. Эффектное расположение храма на холме дополняет спускающаяся многомаршевая лестница. Внутри сохранился красный с позолотой барочный резной иконостас по рисунку Р., иконы для к-рого писали А. П. Антропов и И. Я. Вишняков.
В 1756-1761 гг. по проекту Р. производилась реконструкция шатра над ротондой Воскресенского собора Новоиерусалимского мон-ря под Москвой. Работы вел К. И. Бланк, Р. не выезжал на место, а присылал чертежи из С.-Петербурга. Сначала он спроектировал каменный шатер с 24 круглыми люкарнами. Это оказалось технически невыполнимо. Тогда настоятель мон-ря архим. Амвросий (Зертис-Каменский) предложил возвести деревянную конструкцию. Р. сделал 2-й проект деревянного шатра, освещенного 48 арочными окнами в 3 яруса. Величественный шатер возвышался над 3 ярусами аркады ротонды и завершался мощной золоченой луковичной главой (шатер был разрушен в 1941, воссоздан из металла в 1983-1993, вторично в 10-е гг. XXI в.- из дерева). После реконструкции Р. и Бланка интерьер собора приобрел пышный дворцовый облик. На синем фоне выделяются беленые лепные украшения и живописные вставки. Отдельные скульптурные детали декора делали в С.-Петербурге и везли в Москву, а затем собирали на месте. Поэтому нек-рые элементы не подходят по размеру к тем местам, где их установили. Главными мотивами декора стали крылатые херувимы, фантастические завитки капителей колонн и рокайль. Восстановление Новоиерусалимской ротонды повлияло на популярность храмов-ротонд в Москве и Подмосковье особенно во 2-й пол. XVIII в. Для кувуклии над Гробом Господним Р. соорудил пышное барочное архитектурное обрамление из дерева, меди и серебра с позолотой в виде ярусного храмика с закруглением одной стороны, увенчанного открытой купольной сенью на колонках, под которой был резной образ Спасителя (утрачено в 1941).
Самой выдающейся работой Р. и его последней церковной постройкой стал ансамбль Смольного Воскресенского Новодевичьего мон-ря в С.-Петербурге (1748-1764). Грандиозный архитектурный замысел был вызван желанием имп. Елизаветы Петровны уйти на покой в мон-рь, но он так и не был воплощен. Отделка фасадов собора продолжалась до 1769 г., в целом же постройка была закончена лишь в 30-х гг. XIX в. Стасовым. В 1748-1749 гг. Р. разработал 2 первоначальных варианта проекта. Ансамбль с центрическим регулярным планом включал 2-этажные корпуса келий, выдержанные в духе дворцовой архитектуры, 4 малых храма и большой собор в центре парадного двора. Главный въезд со стороны Шпалерной ул. был оформлен 4-ярусной колокольней с куполом в виде колокола. Этот проект стал популярен в провинции, аналогичные колокольни строил, в частности, С. А. Воротилов в Костроме и окрестностях города. Вопреки утверждениям исследователей уже в первоначальном проекте собор задуман 5-главым. Однако он имел сложную овальную форму, вытянутую с севера на юг. Центральный купольный восьмерик с луковичной главой был уравновешен широко расставленными по углам 2-ярусными башенками, развернутыми под углом в 450. Эту схему Р. позаимствовал из проекта П. А. Трезини для собора в Ставрополе-на-Волге (ныне Тольятти). Однако имп. Елизавета Петровна потребовала переработать проект так, чтобы он больше походил на Успенский собор Московского Кремля, а колокольня напоминала бы колокольню Ивана Великого. В 1750-1756 гг. был создан новый проект и изготовлена деревянная разборная модель мон-ря (архит. Х. Л. Кнобель, столяр Я. Лоренц, плотники Н. Тихонов, Н. Пекишев, Д. Голубев). В общих чертах ансамбль сохранял центрическую крестообразную структуру с малыми однокупольными церквами в углах креста. Кельи приобрели еще более богатую отделку. Необычно было новое решение 9-ярусной колокольни, к-рая должна была стать самой высокой в России (160 м). Из нижних квадратных и скругленных ярусов с арками звона и пучками колонн по углам вырастало не слишком гармоничное цилиндрическое завершение с 3 ярусами круглых окон-резонаторов, увенчанное луковичной главой. К нижней части основного столпа с боков примыкали 3-ярусные башенки с отдельными главами.
Осуществленный собор Воскресения словущего получил очертания плана, близкие к квадрату с 4 подкупольными столбами и выступающим зап. притвором. Двусветный объем решен в формах дворцовой архитектуры. Фасады со стройными арочными окнами в пышных лепных наличниках разделены карнизом на 2 яруса. Нижний ярус украшен пучками колонн, а верхний - лизенами с лепниной. Над зап. порталом помещено эффектное овальное окно. Базы и капители колонн, а также нек-рые детали отлиты из чугуна для большей прочности. Собор завершала динамично вздымающаяся 5-главая ротонда купольного барабана с арочными окнами в 2 света. Ротонда плотно окружена 4 башнями с 2 ярусами, развернутыми под углом в 450. Нижний ярус башен световой, в верхнем ярусе звона помещены колокола. Фонарь главного яйцевидного купола и 4 башни увенчаны выполненными в стиле барокко луковичными главками. Кирпичный купол собора был самым большим для своего времени (ок. 20 м). Образ Смольного собора с оригинальным пятиглавием нашел отражение в многочисленных близких и отдаленных репликах по всей России: напр., в Андреевском соборе на Васильевском о-ве в С.-Петербурге (1764-1780, архит. А. Ф. Вист), ц. святых Космы и Дамиана в Калуге (1794), Воскресенском соборе в Вологде (1772-1776, архит. Златицкий) и проч.
После воцарения имп. Екатерины II Р. почувствовал, что мода на стиль барокко прошла. В 1762 г. он попросил об отпуске и отъезде с семейством на родину для восстановления здоровья, на следующий год подал прошение об отставке, не желая подчиняться новому начальнику Канцелярии от строений И. И. Бецкому. Последние годы Р. провел в Курляндии, при дворе вернувшегося из ссылки Бирона, достраивая его дворцы. В 1771 г., незадолго до смерти, Р. был избран вольным общником АХ.