Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РАЙМУНД ПЕНЬЯФОРТСКИЙ
59, С. 259-261 опубликовано: 11 февраля 2025г. 


РАЙМУНД ПЕНЬЯФОРТСКИЙ

[Раймонд, Рамон; лат. Raimundus de Pennaforte; испан. Raimundo de Peñafort; каталон. Ramon de Penyafort] (между 1175 и 1185, замок Пеньяфорт, близ Барселоны, Каталония - 6.01.1275, Барселона, Каталония), св. Римско-католической Церкви (пам. 7 янв.), монах-доминиканец, генеральный магистр ордена доминиканцев (1238-1240), средневек. католич. богослов, юрист, канонист.

Жизнь

Происходил из знатного каталон. рода. Впервые о Р. П. упоминается в документе 1204 г. из капитула Барселоны как о «писце» (scriptor). Согласно позднейшим источникам (хроники 2-й пол. XIII в., Житие, составленное между 1318 и 1351), он получил образование в школе при кафедральном соборе Барселоны, затем там же преподавал риторику и логику. Ок. 1210 г. отправился в Болонью, чтобы изучать право. Подробный рассказ о путешествии из Барселоны в Болонью и о случившихся во время этого путешествия чудесах, якобы написанный в 1271 г. самим Р. П., сохранился лишь в рукописи XVII в. и является позднейшей подделкой. Среди его преподавателей в Болонском ун-те был, вероятно, известный представитель школы глоссаторов Ацо (Ɨ ок. 1230), соучениками Р. П. были юристы Аккурсий (Ɨ между 1259 и 1263), Танкред (ок. 1185-1236), Синибальдо Фьески (папа Римский Иннокентий IV в 1243-1254). Р. П. получил степень д-ра канонического права, в 1216-1219 гг. преподавал в Болонском ун-те. По-видимому, в 1218/19 уч. г. он читал курс по Декрету Грациана и ранним сборникам декреталий. Согласно Житию, ок. 1219 г. Болонью посетил Беренгарий (Беренгер) II, епископ Барселоны (1212-1241). Он познакомился с Р. П. и пригласил его преподавать в семинарии, к-рую он собирался основать в Барселоне в соответствии с декретами Латеранского IV Собора (1215). Ок. 1220 г. Р. П. вернулся на родину, стал каноником и, возможно, деканом кафедрального собора Барселоны. По одной версии, он вступил в орден доминиканцев в апр. 1222 г. С деятельностью этого ордена Р. П. мог познакомиться еще в Болонье, где доминиканский конвент действовал с 1217 г. Достоверно известно, что Р. П. вернулся в Барселону к авг. 1220 г.: как магистр он был упомянут в одной грамоте в качестве свидетеля. Согласно др. версии, он присоединился к ордену доминиканцев не ранее 1229 г. (Viejo-Ximénez. 2019. P. 52). Традиционно имя Р. П. связывалось с основанием в кон. 10-х или нач. 20-х гг. XIII в. ордена мерцедариев, однако документальных подтверждений этому нет (Taylor B. Structures of Reform: The Mercedarian Order in the Spanish Golden Age. Leiden etc., 2000. P. 8).

В 1229 г. Р. П. сопровождал в поездке по Пиренейскому п-ову папского легата кард. Иоанна Гальгрина, участвовал в созванном им Соборе в Льейде (Лериде) и в переговорах о расторжении брака между Хайме (Жауме) I, королем Арагона (1213-1276), и Элеонорой Кастильской, дочерью Альфонсо VIII Благородного, короля Кастилии (1158-1214). В нояб. 1229 г. папа Римский Григорий IX (1227-1241) поручил Р. П. проповедовать на юге Франции (в церковных провинциях Арль и Нарбон), чтобы оказать поддержку экспедиции кор. Хайме I на Балеарских о-вах против мусульман.

Вскоре (вероятно, ок. 1230) папа Григорий IX вызвал Р. П. в Рим и назначил его своим капелланом, исповедником и пенитенциарием. Главной задачей Р. П. стала подготовка систематического свода декретального права. Этот труд был завершен в 1234 г. Папа Римский направил списки свода в Парижский и Болонский ун-ты (булла «Rex pacificus» от 5 сент. 1234). Григорий IX распорядился считать официальным только этот сборник и впредь не составлять новые правовые своды без разрешения Папского престола. Свод не имел офиц. названия, впосл. стал известен как «Liber Extra» или «Gregoriana» (см. Декреталии Григория IX). Вероятно, еще до отъезда из Рима Р. П. подготовил свод документов и протоколов канонизационного процесса католич. св. Елизаветы Тюрингской (Processus et ordo canonizationis - BHL, N 2493a).

Большое внимание Р. П. уделял борьбе с распространением в Арагонском королевстве движений катаров и вальденсов, признанных еретическими. Вероятно по инициативе Р. П., папа Григорий IX поручил архиепископу Таррагоны и его суффраганам принять меры против еретиков (1232). В 1235 г. Р. П. через папу Римского направил администратору вакантной тогда Таррагонской кафедры особую инструкцию для инквизиторов, определявшую среди прочего их статус по отношению к епископам и возможные меры воздействия на подозреваемых в ереси. Согласно Житию, в 1234 г. Р. П. отказался занять вакантную кафедру Таррагонского архиеп-ства.

В 1236 г. из-за ухудшившегося здоровья Р. П. получил разрешение вернуться из Рима на родину. При этом он сохранял статус папского капеллана до конца жизни. Принимал участие в кортесах в Монсоне (15 окт. 1236), созванных кор. Хайме I для организации похода на Валенсию. В 1237 г. по поручению папы Римского снял с кор. Хайме I церковное отлучение, наложенное на него за конфликт с избранным епископом Сарагосы. В том же году от имени папы Римского Григория IX принял отказ Гильема де Монгри от архиепископской кафедры Таррагоны. На генеральном капитуле ордена доминиканцев, созванном в Болонье (22 мая 1238) после гибели в кораблекрушении 2-го генерального магистра ордена Иордана Саксонского (13 февр. 1237), Р. П., находившийся в то время в Барселоне, был избран генеральным магистром. На этом посту он подготовил новую редакцию орденских статутов (утверждены на генеральных капитулах 1239-1241, действовали с изменениями до 1924). На генеральном капитуле в Болонье (3 июля 1240) подал в отставку, ссылаясь на слабое здоровье.

Остаток жизни провел гл. обр. в барселонском конвенте св. Екатерины, пользовался большим влиянием в Арагонском королевстве, а также среди доминиканцев. В 1241 г. его имя фигурировало среди душеприказчиков в завещаниях кор. Хайме I и еп. Беренгария II. Как пенитенциарий Папского престола участвовал в разрешении споров относительно выборов епископов и аббатов, определении законности браков, обвинений в ереси, диспенсаций и др. Так, в 1252 г. он был одним из арбитров в конфликте между епископом Уржеля и графом Фуа о сюзеренитете над долиной Андорры. В 1274 г. улаживал тяжбы между мерцедариями и францисканцами относительно прав на земельный участок в Барселоне. Был одним из доверенных советников кор. Хайме I, а также его сына Педро (кор. Педро III Великий в 1276-1285). Р. П. по-прежнему уделял много внимания борьбе с еретиками. По его совету Пере д'Альбалат, архиепископ Таррагоны (1238-1251), на Соборе в Таррагоне (13 мая 1242) издал правила для инквизиторов.

Большое значение Р. П. придавал проповеди христианства среди иудеев и мусульман. По его инициативе доминиканцы открыли школы в Тунисе (для изучения араб. языка, ок. 1245-1258), Мурсии (для изучения араб. и евр. языков, ок. 1266-1280) и в Барселоне (для изучения араб. языка, ок. 1259-1266). Папа Римский Александр IV (1254-1261) дал Р. П. полномочия отправлять миссионеров в Тунис и др. «варварские страны» (15 июля 1260). Согласно каталон. хронисту-доминиканцу Пере Марсили († 1318), именно по настоянию Р. П. католич. св. Фома Аквинский написал трактат «Сумма против язычников» (San Raimundo de Penyafort: Diplomatario. 1954. P. 341).

Почитание

Р. П. умер в доминиканском конвенте в Барселоне, похоронен там же с почестями (согласно нек-рым источникам, на церемонии присутствовали короли Арагона и Кастилии). Гробница Р. П. стала местом паломничества, в 1279 г. епископ Барселоны распорядился начать сбор свидетельств о происходивших там исцелениях. В том же году провинциальный Собор в Таррагоне направил прошение папе Римскому Николаю III (1277-1280) о начале процедуры канонизации, в 1282 г. кор. Арагона Педро III с той же целью послал в Рим прокуратора. Однако из-за конфликта между Арагоном и Папским престолом по вопросу о правах на Сицилийское королевство (см. ст. Мартин IV) канонизационный процесс был отложен.

В 1299 г. в доминиканской церкви Барселоны за королевский счет была построена капелла в честь Р. П. В 1317 г. папа Иоанн XXII (1316-1334) назначил комиссию, к-рая рассмотрела присланные в Авиньон материалы расследования 1279 г. и санкционировала его продолжение. На процессе в Барселоне в 1318 г. были признаны 13 чудес, совершённых по заступничеству Р. П., однако по неясным причинам процесс приостановился. Лишь в 1542 г. папа Римский Павел III (1534-1549) санкционировал написание службы в честь Р. П. для совершения в доминиканских конвентах Испании, что de facto означало его беатификацию. В XVI в. появились новые сообщения о чудесах святого, в т. ч. о плавании с о-ва Мальорка в Барселону на лодке, сооруженной из плаща (каппы) и посоха. Этот сюжет получил широкое распространение в иконографии Р. П. В 1587 г. канонизационный процесс был возобновлен по настоянию аудитора Римской роты испанца Франсиско Пеньи (ок. 1540-1612). Благодаря вмешательству королей Испании Филиппа II (1556-1598), а затем Филиппа III (1598-1621) папа Римский Климент VIII (1592-1605) 29 апр. 1601 г. провозгласил Р. П. святым Римско-католической Церкви. День памяти первоначально был установлен 7 янв., в 1671 г. папа Римский Климент X (1670-1676) перенес его на 23 янв., в 1969 г. в ходе литургической реформы поминовение было возвращено на первоначальную дату.

В 1838 г. мощи Р. П. перенесли в кафедральный собор Барселоны, с 1879 г. они покоятся в специально сооруженной капелле. В Испании Р. П. почитается как покровитель юристов, в 1944 г. был учрежден гос. орден креста св. Раймунда Пеньяфортского, к-рый вручают за заслуги в области юриспруденции.

Сочинения

Р. П. принадлежит ряд важных трудов, определивших развитие католич. церковного права. Еще в Болонье он начал работать над оригинальной «Суммой канонического права» (Summa juris canonici или Summa de jure canonico, между 1218 и 1221). По первоначальному плану она должна была состоять из 7 частей. Возможно, труд остался незавершенным: в 2 известных к наст. времени рукописях содержатся только 2 его первые части (полностью в ркп. Vat. Borg. 261, фрагмент в ркп. Bamberg. Staatsbibl. Can. 19). Также в Болонье Р. П. составил глоссы на Декрет Грациана и, возможно, на один из ранних декретальных сборников («Compilatio IV»).

По возвращении в Барселону Р. П. по просьбе Суэро Гомеса (1170-1221), приора орденской пров. Испания, работал над пособием для исповедников. Ок. 1225 г. он завершил 1-ю редакцию «Суммы о казусах» (Summa de casibus), известной также как «Сумма о покаянии» (Summa de poenitentia). Трактат состоял из 3 книг, посвященных преступлениям против Бога, преступлениям против ближних и каноническому статусу священнослужителей. Каждая книга делилась на главы (титулы; 16 - в 1-й книге, 8 - во 2-й, 34 - в 3-й), в них сначала излагались общие положения, а затем в форме вопросов и ответов рассматривались конкретные примеры. При работе над этим трудом Р. П., по-видимому, пользовался материалами, собранными в ходе составления «Суммы канонического права».

Важнейшим трудом Р. П. стал свод декретального права «Liber Extra» (нач. 30-х гг. XIII в.; о нем и методах работы Р. П. см. ст. Декреталии Григория IX), быстро получивший широкую известность в католич. мире. Уже в 1234 г. сам Р. П. составил как пособие для исповедников-доминиканцев выборку из 6 декреталий, посвященных вопросам отлучения от Церкви, симонии и ростовщичества. В янв. 1235 г. по поручению папы Григория IX он направил служившим в Тунисе доминиканцам и францисканцам письмо, в к-ром разбирал проблемы отношений христиан с иноверцами (Tolan. 2007). Тогда же он начал работу над новой редакцией «Суммы о покаянии», завершенной уже после возвращения в Барселону (1235-1236). В частности, были добавлены материалы из новых декреталий Григория IX, а также ссылки на «Liber Extra». Одновременно с этим Р. П. составил «Сумму о браке» (Summa de matrimonio), к-рую в дальнейшем обычно переписывали вместе с «Суммой о покаянии», как ее 4-ю книгу. Главным источником для книги Р. П. стала «Сумма о супругах и браке» (Summa de sponsalibus et matrimonio) декреталиста Танкреда. Спорным остается вопрос об авторстве Р. П. трактата о допустимых для заключения брака степенях кровного родства и свойства (Summula de consanguinitate et aflinitate), широко известного в средние века. Завершив 2-ю редакцию «Суммы о покаянии», Р. П. составил ответы на 34 вопроса, заданные в письме Ранольдом, приором орденской пров. Дакия (объединяла конвенты в Дании и др. скандинавских странах). Часть вопросов касалась орденского управления (в т. ч. пределов полномочий генерального магистра), другие были посвящены церковным прещениям, правилам совершения Евхаристии, выдаче индульгенций, распределению церковных бенефициев.

2-я редакция «Суммы о покаянии» вместе с «Суммой о браке» были востребованы в католич. Церкви в средние века и раннее Новое время. Уже в сер. XIII в. Вильгельм Редонский составил к ним глоссы, во 2-й пол. XIII-XIV в. появился ряд адаптаций этих трактатов. Благодаря сочинениям Р. П. получили широкую известность разработанная католич. юристами-канонистами система обстоятельств (circumstantiae), принципы инквизиционного расследования, критерии справедливой и несправедливой войны и др. «Сумма о покаянии» оказала влияние и на памятники светского права, в т. ч. на «Семь партид», составленных под рук. короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1252-1282/4). Тем самым труды Р. П. стали важной вехой в формировании общеевропейского jus commune.

Соч.: Liber Extra // CorpICan. Pars 2. P. X-XLIX, 1-928; Summa de iure canonico / Ed. X. Ochoa, A. Diez. R., 1975. (Universa biblioteca iuris; 1.A); Summa de paenitentia / Ed. X. Ochoa, A. Diez. R., 1976. (Universa biblioteca iuris; 1.B); Summa de matrimonio. Decretales novae. Responsiones ad dubitabilia. Quaestiones canonico-pastorales. Summula de consanguinitate et affinitate / Ed. X. Ochoa, A. Diez. R., 1978. (Universa biblioteca iuris; 1.C).
Ист.: Raymundiana: Seu documenta quae pertinent ad S. Raymundi de Pennaforti vitam et scripta / Ed. F. Balme, C. Pabam. R., 1898-1901. 2 vol. (MOFPH; 6. 1-2); El Diplomatari de Sant Ramon de Penyafort / Ed. F. Valls i Taberner // Analecta Sacra Tarraconensia. Barcelona, 1929. Vol. 5. P. 249-304; San Raimundo de Penyafort: Diplomatario: (Documentos, vida antigua, crónicas, procesos antiguos) / Ed. J. Rius Serra. Barcelona, 1954; Collell Costa A. Raymundiana: Apéndice à un Diplomatario // Ausa. Barcelona, 1955. N 13. Fasc. 2. P. 102-109; Idem. // Analecta Sacra Tarraconensia. 1957. Vol. 30. P. 63-96; 1958. Vol. 31. P. 341-366; Robles Sierra A. La biografía inédita de S. Ramón de Penyafort escrita por Vicente Justiniano Antiist, O. P. (s. XVI) // Escritos del vedat. Torrente, 1977. Vol. 7. P. 29-60.
Лит.: Valls i Taberner F. San Ramón de Penyafort. Barcelona, 1936; Creytens R. Les constitutions des Frères Prêcheurs dans la rédaction de S. Raymond de Peñafort (1241) // AFP. 1948. Vol. 18. P. 5-68; idem. Operetta sconosciuta di Raimondo da Peñafort: «Responsa ad quaesita fr. Ranoldi O. P. provincialis Daciae» // Escritos del vedat. 1980. Vol. 10. P. 141-154; Giménez Martínez de Carvajal J. San Raimundo de Peñafort y las Partidas de Alfonso X el Sabio // Anthologica annua. R., 1955. Vol. 3. P. 201-338; Cortabarría A. San Ramón de Penyafort y las escuelas dominicanas de lenguas // Escritos del vedat. 1977. Vol. 7. P. 125-154; Horwitz S. Magistri and Magisterium: St. Raymond of Peñafort and the Gregoriana // Ibid. P. 209-238; Kuttner S. Raymond of Peñafort as editor: The «Decretales» and «Constitutiones» of Gregory IX // Bull. of Medieval Canon Law. N. S. R., 1982. Vol. 12. P. 65-80; Ramon de Penyafort i el dret català: Quatre cents anys de la canonització del patró dels advocats de Catalunya, 1601-2001. Barcelona, 2000; Magister Raimundus: Atti del convegno per il IV cent. della canonizzazione di S. Raimondo de Penyafort (1601-2001) / Ed. C. Longo. R., 2003; Tolan J. V. Taking Gratian to Africa: Raymond de Penyafort's legal advice to the dominicans and franciscans in Tunis (1234) // A Faithful Sea: The Religious Cultures of the Mediterranean, 1200-1700 / Ed. A. Husain, K. Fleming. Oxf., 2007. P. 47-63; The History of Medieval Canon law in the Classical Period, 1140-1234: From Gratian to the Decretals of Pope Gregory IX / Ed. W. Hartmann, K. Pennington. Wash., 2008; Viejo-Ximénez J. M. Raimundo de Peñafort decretalista // Revista española de-derecho canónico. Madrid, 2018. Vol. 75. P. 329-264; idem. Raymond of Penyafort // Great Christian Jurists in Spanish History / Ed. R. Domingo, J. Martínez-Torrón. Camb., 2019. P. 50-67.
С. Г. Мереминский
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Почитание святых в Римско-католической Церкви Богословы католические Доминиканцы, католический нищенствующий монашеский орден Канонисты Римско-католической Церкви Раймунд Пеньяфортский [Раймонд, Рамон] (между 1175 и 1185 - 1275), святой Римско-католической Церкви (пам. 7 янв.), монах-доминиканец, генеральный магистр ордена доминиканцев (1238-1240), средневековый католический богослов, юрист, канонист
См.также:
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ
ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви
ИОАНН ДУНС СКОТ († 1308), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.)
ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.)
КАНИЗИЙ Петр (1521-1597), cв. католич. Церкви (пам. 21 дек.), иезуит, богослов, полемист, проповедник
ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.)
МОР Томас (1478-1535), англ. писатель, философ, богослов, видный представитель англ. гуманизма; юрист, церковный и политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529-1532); в католической Церкви почитается как мученик (пам. 22 июня)
ПЕТР ДАМИАНИ (ок. 1007 - 1072 или 1073), кардинал-еп. Остии, богослов, церковный писатель, деятель григорианской реформы , католич. св. (пам. 21 февр.)
РАБАН МАВР Рабан Мавр [Храбан Мавр] (ок. 780 - 856), блж. Римско-католической Церкви (пам. 4 февр.), монах-бенедиктинец, аббат мон-ря Фульда (822-842), архиеп. Майнцский (847-856), средневек. богослов, церковный писатель, деятель Каролингского возрождения
АЙЛЕРАН МУДРЫЙ († 665), раннесредневековой ирландский богослов, экзегет, св. (пам. зап. 29 дек.)
АЛЬФОНСО МАРИЯ ДЕ ЛИГУОРИ (1696-1787), итал. свящ., теолог, св. католич. Церкви (пам. зап. 1 и 2 авг.)
АМВРОСИЙ АУТПЕРТ († 784) , аббат и писатель, богослов, св. (пам. зап. 19 июля)