РПЦ, существовала в 1927-1936 гг. как Пятигорская и Прикумская, в 1936-1937 гг.- как Пятигорская и Будённовская, возобновлена с совр. названием и границами по решению Синода от 22 марта 2011 г. путем выделения из состава Ставропольской епархии (см. ст. Ставропольская и Невинномысская епархия). Епархия включает Минераловодский, Предгорный и Кировский районы Ставропольского края, города-курорты федерального значения Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск того же края, а также республики Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию; по решению Синода от 7 июня 2012 г. благочиния П. и Ч. е., расположенные на территории Ставропольского края, включены также в состав Ставропольской митрополии. П. и Ч. е. разделена на 9 благочиннических округов: Пятигорский, Ессентукский, Кисловодский, Лермонтовский, Минераловодский, Нальчикский, Новопавловский, Северный Карачаево-Черкесский, Южный Карачаево-Черкесский. Кафедральные города - Пятигорск и Черкесск. Кафедральные соборы - во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного при Овчей купели (Спасский), в Пятигорске, во имя свт. Николая Чудотворца в Черкесске, во имя равноап. Марии Магдалины в Нальчике. Правящий архиерей - архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов; с 22 марта 2011; до 1 февр. 2014 в сане епископа). К нач. 2019 г. на территории епархии насчитывалось 164 приходских и 4 монастырских храма, действовали 3 мон-ря (мужской и 2 женских) и архиерейское подворье; в клире состояли 153 священника и 14 диаконов.
При ЕУ работают отделы: по образованию и катехизации, по делам молодежи, по взаимодействию с казачеством, миссионерский, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, архитектурно-строительный, культуры; действует комиссия по канонизации святых. Функционирует епархиально-общественный совет по увековечиванию памяти о выдающихся россиянах, послуживших Отечеству на благословенном Кавказе (с 2011).
Христ. вероучение рано проникло в верховья Кубани, Кумы и бассейна Терека. По церковному преданию, уже в сер. I в. этот район был охвачен проповедью ап. Андрея Первозванного. VII-VIII вв. датируются ранние находки в регионе предметов христ. культа и каменных крестов (в т. ч. крест с греч. надписью VIII в. (Рим-Гора у г. Кисловодска)). В верхнекубанской горной Алании во 2-й пол. VII в. существовал монастырь во имя св. Иоанна Крестителя; в Схимарии (Схемарий, Химар; предположительно городище Хумара у г. Карачаевска) жил и скончался в 662 г. высланный из Византии прп. Максим Исповедник. Правящая династия Зап. Алании приняла крещение ок. 912 г. Территория П. и Ч. е. вошла в состав Аланской епархии (имела статус митрополии) К-польского Патриархата - одной из древнейших епархий на территории России (существовала в нач. Х - кон. XVI в.). С X в. центр этой епархии располагался в крупном аланском городище у пос. Н. Архыз Зеленчукского р-на Карачаево-Черкесии, в верховьях притока Кубани - р. Б. Зеленчук (см. ст. Нижнеархызский архитектурно-археологический комплекс). Между 1084 и 1105 гг. кафедра Аланской епархии была перемещена на Черноморское побережье М. Азии в г. Сотириуполь. В акте К-польской Патриархии 1364 г. в качестве частей Аланской митрополии упомянуты «Ахохия и Кавказия» (см. ст. Кавкасийская митрополия), к-рые, по нек-рым предположениям, располагались на территории Кабардино-Балкарии.
Включение в результате походов монголов в 1-й пол. XIII в. земель Сев.-Зап. Кавказа в состав Золотой Орды и разрушительный поход Тамерлана в кон. XIV в. негативно сказались на церковной жизни региона. Несмотря на это, мн. местные жители продолжали исповедовать христианство, о чем свидетельствуют археологические находки культовых предметов и объектов XIII-XV вв. (остатки церквей, кресты и др.) и сообщения путешественников, относящиеся к тому же времени. Особой общностью в кон. XV - нач. XVII в. были «пятигорские черкасы», отождествляемые с кабардинцами, но, по письменным свидетельствам нач. XVI в. (М. Меховский, С. фон Герберштейн), исповедовавшие христианство и совершавшие церковную службу на слав. языке, «…которым они… и пользуются главным образом в жизни». О наличии элементов христ. воззрений у народов центральной части Сев. Кавказа сообщали иностранные и российские путешественники и ученые в XVII-XVIII вв. (период наиболее активного распространения ислама в регионе). Имеются сведения о почитании древних церквей нек-рыми кабардинцами и балкарцами в XVIII в. В сообщении о горских народах, направленном в российскую Коллегию иностранных дел в 1743 г. кабардинскими князьями, подчеркивалось, что балкарцы из ряда горских обществ «были христианского закона, который и ныне многие из них содержат…» (Русско-осетинские отношения в XVIII в. Орджоникидзе, 1976. Т. 1. С. 37).
После проведения по распоряжению царя Иоанна IV Васильевича 1-й северокавказской миссии Русской Церкви в 1559-1560 гг. (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 320, 324) и основания рус. городка в низовьях р. Терек (1567, 1578, 1588) часть совр. территории Кабардино-Балкарии перешла в юрисдикцию Сарской и Подонской епархии (см. в ст. Крутицкая кафедра), с 1589 г. входила в состав Казанской и Астраханской епархии (см. ст. Казанская и Татарстанская епархия), а с 1602 г.- в состав Астраханской и Терской епархии (см. ст. Астраханская и Енотаевская епархия). После адм. закрепления центральных районов Сев. Кавказа в составе Российской империи в результате победы в русско-тур. войне 1768-1774 гг. в Астраханской епархии в 1793-1799 гг. существовало Моздокское викариатство во главе с Моздокским и Можарским (Маджарским) еп. Гаием (Такаовым). Еп. Гаий управлял церквами в городах Георгиевск и Екатериноград (ныне станица Екатериноградская Прохладненского р-на Кабардино-Балкарии) с прилегающими участками Азово-Моздокской линии, включая Константиногорскую крепость на территории совр. Пятигорска. После упразднения Моздокского вик-ства территория П. и Ч. е. вновь стала непосредственно окормляться архиереями Астраханской и Моздокской (с 1803 Астраханской и Кавказской) епархии. С образованием в 1829 г. Новочеркасской и Георгиевской епархии (с 1842 Донская и Новочеркасская епархия) территория П. и Ч. е. вошла в ее состав. В 1842 г. от Донской епархии была отделена Кавказская и Черноморская епархия, в состав к-рой вошла территория П. и Ч. е.
С 1885 г. территория буд. П. и Ч. е. была разделена между 2 епархиями: верхнекубанские районы продолжали относиться к Кавказской (с 1886 Ставропольской) и Екатеринодарской епархии до преобразования этой епархии в Кавказскую и Ставропольскую в 1916 г. Регион Кавказских Минеральных Вод, Кабарда и Балкария оказались в составе Владикавказской епархии Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви. В 1894 г. Владикавказская епархия была выведена из состава Экзархата и стала называться Владикавказской и Моздокской епархией, ее территория была расширена и к нач. XX в. включала совр. Сев. Осетию, Кабардино-Балкарию, Дагестан, Чечню, Ингушетию и регион Кавказских Минеральных Вод. Территория Карачаево-Черкесии в 1886-2011 гг. относилась к Ставропольской епархии.
В связи с началом заселения территории П. и Ч. е. в кон. XVIII - 2-й пол. 20-х гг. XIX в. волгскими и донскими казаками в регионе значительно распространилось старообрядчество, к-рому оказывала противодействие светская и церковная власть. Так, в станице Ессентукской (ныне районный центр Предгорного р-на Ставропольского края) казаки-переселенцы, принадлежавшие к белокриницкому согласию (см. ст. Белокриницкая иерархия), в 1825-1826 гг. устроили Покровский молельный дом (фактически храм, но без глав и колокольни). В нем имелись привезенные переселенцами иконостас и церковная утварь XVII в. В 1833 г. власти отобрали помещение у старообрядческой общины, в храме был организован единоверческий (см. ст. Единоверие) приход (освящен в 1836 в честь Богоявления), в котором имелся антиминс 1645 г. Однако численность этого прихода не превышала 100 чел., тогда как в станице проживало ок. 3 тыс. старообрядцев.
К сер. XIX в. возобновилось образование правосл. приходов и строительство церквей на территории совр. Карачаево-Черкесии в связи с тем, что на В. Кубань был переведен Хопёрский казачий полк. Казаки нередко переносили на новые места свои старинные церкви в разобранном виде, как, напр., в станице Баталпашинской (ныне г. Черкесск), ставшей центром одноименного казачьего отдела. В 1845 г. линейные станицы, в т. ч. на Кавказских Минеральных Водах, в Кабарде и верховьях Кубани, были отделены от Кавказской епархии и переданы в управление обер-священнику Отдельного Кавказского корпуса прот. Лаврентию Михайловскому, пребывавшему в Тифлисе (с 1858 главный священник Кавказской армии). Такое положение сохранялось до 14 сент. 1867 г., когда станичные приходы вновь вернулись в юрисдикцию Кавказской епархии. К этому времени в ее составе уже действовало Пятигорское благочиние.
Миссионерская деятельность Русской Церкви в регионе Кавказских Минеральных Вод в основном была направлена на казаков-старообрядцев и сектантов; на территории Кабарды, Карачая и Черкесии - гл. обр. на мусульман. Мон-ри на территории П. и Ч. е. имели миссионерскую направленность. Так, Александро-Афонский Зеленчукский мужской монастырь был ориентирован на проповедь Православия среди черкесов, Спасо-Преображенский Сентинский жен. мон-рь в основном занимался христианизацией карачаевцев, монахи Второафонского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря пытались распространять христианство среди кабардинцев. Эффективность миссионерской деятельности на территории П. и Ч. е. была невысокой.
Во Владикавказской епархии в 1892 г. были образованы 11 благочиннических округов, в т. ч. 1-й (Георгиевский), 2-й (Пятигорский; центр - станица Ессентукская), 3-й (Екатериноградский; центр - станица Прохладная (ныне г. Прохладный)). В 1895 г. округов стало 13 (в т. ч. единоверческий). Часть станиц нынешнего Кировского р-на Ставропольского края (Марьинская, Зольская) относилась сначала к 3-му благочинническому округу, а в нач. ХХ в. вошли в состав Пятигорского благочиния. К 10-м гг. ХХ в. имелось уже 14 благочиннических округов, приходы 4 из к-рых полностью либо частично располагались на территории П. и Ч. е. В 1910-1914 гг. существовало Пятигорское викариатство Владикавказской епархии, в 1923-1925 гг.- одноименное викариатство Ставропольской епархии.
В кон. 1916 г. регион Кавказских Минеральных Вод вошел в состав преобразованной Кавказской и Ставропольской епархии (до этого - Ставропольской и Екатеринодарской). Большая часть территории нынешней П. и Ч. е. вновь объединилась в составе единой епархии. Но приходы Нальчикского благочиния оставались в составе Владикавказской и Моздокской епархии до ее упразднения в 1943 г.
В авг. 1922 г. Владикавказский еп. Макарий (Павлов) переселился в Пятигорск, основал в городе группу «Живой церкви» и объявил себя Пятигорским обновленческим (см. ст. Обновленчество) епископом, положив начало Пятигорской раскольничьей епархии, существовавшей до 1935 г. Вместе с еп. Макарием в обновленчество уклонились мн. священнослужители «русской» части Владикавказской епархии. К обновленцам также присоединилось фактически все духовенство на территории Кабардино-Балкарии, раскол распространился и на землях Карачаево-Черкесии.
Обновленческую Пятигорскую кафедру занимали: «епископ» (впосл. «архиепископ») Макарий (Павлов; авг. 1922 - 10 июля 1923), «епископ» Александр Шубин (10 июля 1923 - 23 июля 1924, в. у.), «епископ» Иоанн Завадовский (23 июля 1924 - апр. 1926), «архиепископ» Серапион Сперанцев (19 апр.- 3 авг. 1926), «епископ» Иоанн Завадовский (авг. 1926 - янв. 1927), «епископ» Августин Разумовский (2 февр.- апр. 1927), «епископ» Филипп Власов (8 июля 1927-1928), «епископ» Константин Смирнов (10 июня 1928 - 12 сент. 1929), «архиепископ» Николай Чудновцев (12 сент. 1929-1930), «архиепископ» Алексий Микулин (дек. 1930 - 19 марта 1931), «епископ» (впосл. «архиепископ») Иоанн Острогорский (26 апр. 1931 - 7 дек. 1932), «епископ» Николай Автономов (7 дек. 1932 - июнь 1933), «епископ» Гавриил Турбин (1933 - март 1934), «митрополит» Василий Кожин (март 1934 - 5 дек. 1935). Пятигорская обновленческая епархия входила в состав раскольничьего Северо-Кавказского митрополитанского округа.
К сер. 20-х гг. XX в. получила распространение практика регистрации при одном приходе 2 общин - канонической и обновленческой. В 1925 г. начался процесс постепенной ликвидации Патриарших общин при 2-общинных храмах и передачи приходов в исключительное ведение обновленцев. Первоначально противостояние обновленцев и клириков и мирян канонической Церкви нередко заканчивалось победой обновленцев. Напр., в станице Незлобной Георгиевского р-на «тихоновские» священники были вынуждены признать власть раскольничьего Пятигорского ЕУ. Однако в Ставропольском и Терском округах еще до 1926 г. произошел перелом в пользу канонической Церкви.
27 июня 1927 г. была учреждена самостоятельная Пятигорская и Прикумская епархия, на Пятигорскую кафедру получил назначение Астраханский архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский), однако к месту служения не выехал, поскольку находился в ссылке в г. Кузнецке (ныне Пензенской обл.). 27 нояб. того же года на Пятигорскую кафедру был назначен еп. сщмч. Димитрий (Добросердов). Архиерей, находившийся под негласным наблюдением ОГПУ, поселился в Кисловодске, служил в Пантелеимоновской ц. 13 янв. 1930 г. еп. сщмч. Димитрий был переведен на Костромскую кафедру и возведен в сан архиепископа (по др. данным, архиепископ с 1925). В кон. 1929 или нач. 1930 г. на Пятигорскую кафедру определен еп. Никифор (Ефимов). Первоначально он пребывал в Кисловодске и служил в Пантелеимоновской ц., но вскоре переехал в Пятигорск и перенес свою кафедру в Михайловский собор. 16 сент. 1930 г. архиерей был арестован, 15 дек. того же года в связи с арестом формально уволен Патриархией на покой, а на Пятигорскую кафедру назначен архиеп. Павел (Вильковский). Он управлял епархией до мая 1932 г. (по др. данным, до кон. 1931). По некоторым сведениям, с июня по 19 сент. 1932 г. Пятигорским архиереем вновь значился архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов). 19 сент. того же года на его место был назначен еп. сщмч. Иоасаф (Жевахов), однако уже 10 нояб. 1932 г. он был определен на Чебоксарскую кафедру (последнее назначение не принял, вскоре арестован и в 1933 приговорен к ссылке в Северный край). 10 нояб. 1932 - 21 марта 1933 г. Пятигорским архиереем был еп. Петр (Савельев).
21 марта 1933 г. на Пятигорскую кафедру был назначен еп. Мефодий (Абрамкин). В Пятигорске он первоначально служил в кафедральном Михайловском соборе, но вскоре был изгнан оттуда обновленцами. С 1934 г. служил в Горячеводской Успенской ц. Пятигорска. Архиерей в проповедях обличал обновленчество, неоднократно подвергался арестам. 17 марта 1936 г. возведен в сан архиепископа, получил титул «Пятигорский и Будённовский» (в 1921 город Святой Крест переименовали в Прикумск, а в 1935 - в Будённовск). С последним арестом архиеп. Мефодия (22 сент. 1937) Пятигорская и Будённовская епархия прекратила существование. Приходы на ее территории окормляли Ставропольские архиереи. С 1938 по 1942 г. в Ставропольской епархии среди оставшихся 14 легально действующих приходов 11 являлись обновленческими.
Во время Великой Отечественной войны проживавший на покое в оккупированном немцами Пятигорске обновленческий «архиепископ» Николай Автономов (к тому времени занимал руководящую должность на мясокомбинате) вернулся к религ. деятельности. 25 сент. 1942 г. нем. командование официально разрешило ему «руководить церковной жизнью г. Пятигорска и прилегающих районов» (Лавринов. 2016. С. 389). По данным М. В. Шкаровского, немцы разрешили ему религиозную деятельность в качестве обновленческого «архиерея» (Шкаровский. 2002. С. 403). По сведениям свящ. М. В. Зёрнова (впосл. архиеп. Киприан) и свящ. И. В. Соловьёва, Автономов представился оккупантам как канонический архиерей (Зёрнов. 1947. С. 33; Соловьёв. 2008. С. 280). Его кафедра находилась в Лазаревской кладбищенской ц. Пятигорска. По доносу Автономова был арестован и впосл. казнен клирик этого храма (1938-1942) прот. Василий Геккель, укрывавший советских солдат. (По сведениям обновленческого Ставропольского «митрополита» Василия (см. ст. Ермоген (Кожин), митр.), немцы расправились с «настоятелем православно-обновленческой Кладбищенской церкви г. Пятигорска» прот. В. Геккелем за то, что он был обновленцем, производил «сбор средств на Красную Армию» и читал с амвона воззвание обновленческого «первоиерарха» А. И. Введенского, в к-ром А. Гитлер именовался «кровавым людоедом» (Шишкин. 2014. С. 117)). В дек. 1942 г. Автономов ушел с немцами на Украину.
Кубань, Ставрополье и Сев. Кавказ были единственными регионами России, где немцы допускали деятельность обновленческих общин. На большей части Краснодарского и Ставропольского краев шла открытая борьба между обновленцами и «тихоновцами». В сообщении полиции безопасности и СД (службы безопасности СС) от 18 дек. 1942 г. отмечалось, что в Прохладной обновленцы владели собором, а «тихоновцы» занимали только маленький храм. В том же сообщении пятигорские и прохладненские священники-обновленцы рассматривались нацистами как «агенты НКВД», а при открытии храмов предписывалось уделять особое внимание церковному направлению в тех местах, где продолжали действовать обновленцы. В Георгиевске, согласно документу, активность раскольников прекратилась «под давлением общественного мнения» (Шкаровский. 2002. С. 402-403). В оккупированном Пятигорске противостояние «тихоновцев» и обновленцев затрагивало широкие слои населения.
После освобождения территории П. и Ч. е. от оккупантов обновленческие приходы постепенно воссоединились с РПЦ, приходы канонической Церкви вошли в Ставропольскую епархию (в 1943-1945 именовалась Ставропольской и Пятигорской) и относились к ней до 2011 г.
В составе Ставропольской епархии действовали Кавминводский, Черкесский, Нальчикский благочиннические округа. Накануне воссоздания Пятигорской епархии они стали разукрупняться. В частности, 24 февр. 2010 г. нек-рые приходы выделили из состава Кавминводского благочиния и образовали из них Пятигорское благочиние. При возобновлении 22 марта 2011 г. Пятигорской самостоятельной кафедры на нее был назначен Смоленский еп. Феофилакт (Курьянов), управляющий приходами Патриаршего благочиния Туркменистана (занимает эту должность с 2008 по наст. время). Определением Синода от 15 марта 2012 г. еп. Феофилакт утвержден настоятелем Второафонского Успенского мон-ря.
С 2007/08 уч. г. в Пятигорском гос. лингвистическом ун-те (ныне Пятигорский гос. ун-т) действует отд-ние теологии, готовящее специалистов в области государственно-конфессиональных отношений по направлениям «Православие» и «Ислам». В 2011 г. отд-ние преобразовано в Ин-т государственно-конфессиональных отношений. Ряд дисциплин в ин-те преподают священнослужители П. и Ч. е. В последние годы ин-т ведет подготовку и переподготовку кадров по программе «Основы религиозных культур и светской этики» для всего Северо-Кавказского федерального округа. С 1992 г. действует правосл. гимназия в Кисловодске, с 1995 г. она является подразделением Центра образования № 11 «Свято-Сергиевская гимназия с этнокультурным компонентом» (Черкесск). В Пятигорске работает казачья детская общеобразовательная школа № 19 с православным компонентом программы. Действуют курсы дополнительного образования «Основы регентского мастерства» при епархиальном отделе по делам культуры, а также епархиальные богословско-катехизаторские курсы. При кисловодской Крестовоздвиженской ц. работает детский сад в честь чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница». В П. и Ч. е. функционирует более 80 аттестованных воскресных школ.
В Пятигорске работают: Сестричество милосердия во имя священноисп. Луки, архиеп. Симферопольского, Сестричество милосердия во имя святых праведных Богоотец Иоакима и Анны; в Ессентуках - Кризисный центр помощи беременным и женщинам с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, «Дом для мамы», Реабилитационный центр помощи алко- и наркозависимым, Сестричество милосердия во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, Епархиальный центр поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный городок», Епархиальный центр лечебной верховой езды (иппотерапии) «Целебный Ессентуки», Сестричество милосердия во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; в Кисловодске - Православная поликлиника при Никольском соборе; в г. Минеральные Воды - Сестричество милосердия во имя прав. Иосифа Обручника и Богоотец Иоакима и Анны, благотворительная столовая при Покровском соборе, Социально-культурный центр «12 праздников»; в пос. Иноземцево (городской округ город-курорт Железноводск) - Реабилитационный центр помощи алко- и наркозависимым; в пос. Ясная Поляна Предгорного р-на Ставропольского края - Центр реабилитации Благотворительного фонда «Остров» для людей с различными формами зависимостей, Приют-пансион «София» для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, при Свято-Георгиевском жен. мон-ре. В Кабардино-Балкарии, в станице Александровской Майского р-на, при храме во имя блгв. кн. Александра Невского, действуют богадельня, детский приют «Отрада», социальный приют. В с. Благовещенка Прохладненского р-на работает кабардино-балкарский филиал Епархиального центра иппотерапии, Центр реабилитации и социальной адаптации наркозависимых «Возрождение» и др.
С 2011 г. выходит ежемесячный церковно-общественный ж. «Благословенный Кавказ». Издаются ежемесячные газеты: «Православное Пятигорье» Пятигорского благочиния и «Лик Кавказа» казачьего Успенского храма Пятигорска. Действуют офиц. епархиальный сайт «Благословенный Кавказ» и ок. 20 сайтов благочиний, храмов, благотворительных орг-ций. Вещает радио «Вера».
Главные святыни П. и Ч. е. находятся в кафедральных и крупных городских соборах. В пятигорском Спасском кафедральном соборе имеются: частица древа Животворящего Креста Господня, частица мощей свт. Николая Чудотворца и особо почитаемый афонский список Иверской иконы Божией Матери 1874 г. В Покровском соборе г. Минеральные Воды почивают мощи местночтимого иеросхим. преподобноисп. Феодосия Кавказского (Кашина) и частицы мощей более 50 святых в иконах и мощевике. В епархии почитаются неск. списков Иверской иконы Божией Матери (в т. ч. список Моздокской иконы Божией Матери), старинные иконы из разрушенных в советское время храмов. В канун 2000-летия Рождества Христова напротив бывш. Александро-Афонского Зеленчукского мон-ря на скальной террасе была обнаружена наскальная икона Христа Спасителя; она стала особо почитаемой святыней епархии. Чтимой реликвией является хоругвь 2-го Хопёрского полка времен первой мировой войны, хранящаяся в Покровском соборе Черкесска. В ряде соборов и храмов созданы и действуют церковно-исторические музеи: в кисловодском Свято-Никольском (с 1998), в минераловодском Покровском (с 2016), в ессентукском Пантелеимоновском (с 2019) и др. К 100-летию Второафонского Успенского мон-ря, в 2004 г., в обители основан музей; в 2014 г. он был значительно расширен (в 2018 принял ок. 90 тыс. посетителей).
С территорией епархии связаны жизнь и служение общецерковно канонизованных и местночтимых святых и церковных деятелей: свт. Игнатия (Брянчанинова), иеросхим. преподобноисп. Феодосия Кавказского и мн. др. Верующие совершают богослужения у захоронений иеросхим. Стефана (Игнатенко) в Кисловодске, схиархим. Иоанна (Мирошникова) во Второафонском мон-ре, а также в местах гибели почитаемых священнослужителей (напр., свящ. Игоря Розина в г. Тырныауз). В епархии почитаются поклонные кресты, святые родники, озера (Кисловодск, Новопавловск, Второафонский мон-рь, Свято-Троицкий Серафимовский мон-рь и др.) и купели (напр., в Успенской ц. пос. Иноземцево).
До массовых гонений на Православие в XX в. по территории П. и Ч. е. совершались многодневные крестные ходы со святынями, организовывавшиеся Владикавказской и Ставропольской епархиями. Так, в 1915 г. Владикавказский еп. Антонин (Грановский) возглавил крестный ход с чудотворной Моздокской иконой Божией Матери. Икону доставили в пятигорский Спасский собор, а епископ посетил военные госпитали и лазареты, один из которых был создан во Второафонском мон-ре. Крестные ходы из Пятигорска во Второафонский мон-рь и обратно продолжались до начала советского периода (после распространения обновленчества их организовывали раскольники).
С 2011 г. в Пятигорске и др. городах-курортах возрождена дореволюционная традиция Освящения Вод в начале курортного сезона; к празднику приурочиваются крестные ходы. Крестохождения организовываются не только по церковным праздникам, но и в Дни г. Пятигорска и др. городов в пределах епархии. С 18 июня по 28 июля 2013 г. совершался крупнейший общеепархиальный крестный ход, приуроченный к 1025-летию Крещения Руси и 25-летию начала возрождения церковной жизни в совр. России. Духовенство несло список Моздокской иконы Божией Матери и ковчег с частицей древа Честного и Животворящего Креста Господня от Свято-Троицкого жен. мон-ря в Зольском р-не Кабардино-Балкарии до Александро-Невского муж. скита в пос. Н. Архыз. Крестный ход двигался по маршруту Нальчик-Майский-Прохладный-Новопавловск-Пятигорск-Лермонтов-Железноводск-Минеральные Воды-Кисловодск-Ессентуки-Черкесск-Карачаевск. В начале маршрута священнослужители во главе с еп. Феофилактом со святынями на вертолете МЧС облетели границы Кабардино-Балкарии, пролетели над Эльбрусом.
Еп. сщмч. Фаддей (Успенский; 27 июня - 27 нояб. 1927, к месту служения не прибыл), архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов; 27 нояб. 1927 - 13 янв. 1930; июнь - 19 сент. 1932), еп. Никифор (Ефимов; кон. 1929 или нач. 1930 - 15 дек. 1930), еп. Павел (Вильковский; 15 дек. 1930 - май 1932 или кон. 1931), еп. сщмч. Иоасаф (Жевахов; 19 сент.- 10 нояб. 1932), еп. Петр (Савельев; 10 нояб. 1932 - 21 марта 1933), архиеп. Мефодий (Абрамкин; 21 марта 1933 - 22 сент. 1937; до 17 марта 1936 в сане епископа), архиеп. Феофилакт (Курьянов; с 22 марта 2011; до 1 февр. 2014 в сане епископа).
Успенский Второафонский Бештаугорский (мужской, на юго-зап. склоне горы Бештау, в 55-м квартале Машукского лесничества, Предгорный р-н Ставропольского края; основан в 1904, окончательно закрыт в 1929, возобновлен в 2000), Свято-Троицкий Серафимовский (женский, в с. Совхозном Зольского р-на Кабардино-Балкарии; основан в нач. XX в. как жен. община, община закрыта в кон. 20-х гг. XX в., возобновлен в 2000), Свято-Георгиевский (женский, близ г. Ессентуки; основан в 2006). Недействующие: во имя вмч. Георгия Победоносца (женский, ныне территория с. Горнозаводского Кировского р-на Ставропольского края; основан в 1885, закрыт в 20-х гг. XX в.), Александро-Афонский Зеленчукский (мужской, в совр. пос. Н. Архыз; основан в 1886, торжественно открыт в 1889, закрыт в 1927; с 90-х гг. XX в. на территории обители действует нижнеархызский храм во имя прор. Илии, при котором имеется монашеская община), Спасо-Преображенский Сентинский (женский; аул Н. Теберда Карачаевского р-на Карачаево-Черкесии; официально учрежден в 1897, закрыт после 1917).