[Лат. prioratus], в Римско-католической Церкви наименование мон-рей, настоятель к-рых носит титул приора (в жен. мон-рях - приорессы), а не аббата или аббатисы. В X-XI вв. в Зап. Европе, прежде всего в связи с формированием Клюнийской конгрегации и др. централизованных объединений монашеских обителей (конгрегаций Горце, Хирзау, Фонтевро и др.), стали появляться новые типы мон-рей, зависимых от материнской обители. Первоначально они назывались по-разному (abbatiola, cella, domus, ecclesia, locus, monasteriolum, obedientia, praepositura), с XII в. чаще всего - П. В нек-рых случаях П. были и полностью независимыми мон-рями (напр., кафедральные П.- монашеские общины при соборах в Англии и на Сицилии). В XIII в. различия между зависимыми и самостоятельными (sui juris) П. были закреплены в каноническом праве. В ордене картузианцев статус П. изначально имели все мон-ри. П. были большинство мон-рей регулярных каноников, хотя в нек-рых их объединениях (у викторинцев, премонстрантов) существовали и аббатства. В духовно-рыцарском ордене иоаннитов (см. Мальтийский орден) П. (приорствами) назывались территориально-адм. единицы (у тамплиеров и в Тевтонском ордене им соответствовали баллеи).