Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРИБАВЛЕНИЕ УМА (ПОДАТЕЛЬНИЦА УМА) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
58, С. 174-178 опубликовано: 30 октября 2024г. 


Содержание

ПРИБАВЛЕНИЕ УМА (ПОДАТЕЛЬНИЦА УМА) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Икона Божией Матери «Прибавление ума». 1738 г. Иконописец игум. Савватий (частное собрание)
Икона Божией Матери «Прибавление ума». 1738 г. Иконописец игум. Савватий (частное собрание)

Икона Божией Матери «Прибавление ума». 1738 г. Иконописец игум. Савватий (частное собрание)
Чудотворная (празд. 28 авг.). Необычность иконографии привлекла внимание исследователей в XIX - нач. XX в. Иером. Алексий (Виноградов) впервые описал композицию на примере икон из Спасо-Преображенского собора в Рыбинске и из храма с. Башарова Весьегонского у. Тверской губ. Он отметил связь иконографии с кругом почитания Св. Софии Премудрости Божией и засвидетельствовал обращения местных крестьян к «П. у.» за помощью в учении детей (Виноградов. 1877. С. 44-46). А. А. Титов исследовал известные в В. Поволжье иконы и собрал сохранившуюся о них информацию, в т. ч. уделил особое внимание чтимой иконе из ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы г. Романова-Борисоглебска (ныне Тутаев) (Титов. 1909).

Иконы «П. у.» сохраняют общую композиционную схему и главные узнаваемые детали. Божия Матерь показана в рост, с Младенцем Христом на левой руке, стоящей внутри полукруглой ниши на распростертых крыльях серафима. Младенец правой рукой благословляет, в Его левой руке - держава. Взгляды обоих, как правило, обращены вправо. На головах Пресв. Богородицы и Младенца короны. Единое облачение, покрывающее Богородицу вместе с Младенцем от плеч и до ступней ног, придает общему силуэту Их фигур форму конуса или колокола. Наверху, в закруглении ниши, помещены 3 серафима, по сторонам - по 2 парящих ангела, протягивающих в сторону Божией Матери подсвечники с зажженными свечами. Под ногами Богородицы - условное изображение града, в верхних углах композиции - горящие лампады.

Уже Титов на основании очевидного сходства сделал вывод о связи происхождения «П. у.» со скульптурным образом Божией Матери, почитаемым в Италии, в Св. доме (Santa Сasa) в Лорето (пров. Анкона, обл. Марке). Изображение одеяния, в к-рое закутаны Богородица с Младенцем на иконе, копирует богато украшенный ритуальный далматик, в который была по традиции облачена лоретская статуя. Это облачение описано рус. паломниками, в т. ч. В. Г. Григоровичем-Барским (посетил Лорето в 1724), еп. Порфирием (Успенским) (посетил Лорето в 1854) и многократно воспроизведено в европ. графике и живописи. Изображение ниши, в к-рую на иконах «П. у.» помещены фигуры Богородицы и Младенца, также соответствует архитектурному оформлению чтимой статуи в лоретском святилище.

Появление образа в России. Лоретский образ Божией Матери стал известен в России благодаря «Повести о храме святыа Богородица, в нем же родилася от Иоакима и Анны», в к-рой рассказывается о чудесном перенесении в 1294 г. дома Пресв. Богородицы по воздуху из Назарета в итал. Лорето. Текст «Повести…» оказался в России в 1528 г., когда из Рима в Москву вернулся посол вел. кн. Василия III Иоанновича Е. М. Трусов. В русской традиции «Повесть…» существовала в лит. кругу, включавшем Сказание о Тихвинской иконе Божией Матери. Произведения объединял мотив «бегства» христ. святынь из земель, захваченных мусульманами, «в пустыню», в случае дома Пресв. Богородицы - из Св. земли в итал. провинцию, в случае Тихвинской иконы Божией Матери - из К-поля на Рус. Север (Плюханова. 2008).

Упомянутый в тексте «Повести…» образ Пресв. Богородицы, находившийся в Св. доме в Лорето, согласно документам, первоначально был иконописным. Однако между 1528 и 1532 гг. (Гукова. 2001. С. 97), уже после возвращения русских послов в Москву, он был заменен скульптурным изображением. Именно почитание лоретского образа в варианте статуи стало «одним из величайших христианских культов Нового времени» (Плюханова. 2008. С. 669). В XVI-XVII вв. почитание распространилось за пределами Италии, особенно в нем. землях. В обширной европ. иконографии, посвященной лоретскому образу Пресв. Богородицы и Ее дому, существовало 2 основных типа изображений. Первый вариант воспроизводил саму чтимую статую, второй показывал момент перенесения по воздуху Божией Матери, стоящей на крыше Своего дома, из Назарета в Италию. Очевидно, эти изображения, получившие широкое распространение в Европе, были адаптированы рус. иконописцами и послужили иконографической основой для создания икон «П. у.». При этом композиция иконы сохранила как реальные особенности чтимой статуи (ниша, облачение), так и мотив несения Богородицы по воздуху ангелами. По мнению Г. В. Сидоренко, среди живописных изображений, послуживших прототипом иконографии «П. у.», могла быть икона, находящаяся в «капелле церкви Святой Лестницы в Риме» (Сидоренко. 2002. С. 53-54).

Отголоски почитания лоретской святыни проникли в Россию в разное время и в 2 различных формах - в литературной («Повесть…») и художественной (иконы «П. у.»). Несмотря на отсутствие непосредственной связи между этими традициями, обращает на себя внимание тот факт, что ареал распространения списков «П. у.» в В. Поволжье, на границе Ярославской, Тверской и Вологодской губерний, совпадает с ареалом распространения местных чтимых списков Тихвинской иконы Божией Матери, со Сказанием о к-рой «Повесть…» сосуществовала в лит. кругу.

Протограф одной из икон «П. у.» удалось выявить С. Н. Гуковой в печатной графике, изготовлявшейся в Лорето для паломников. Образ из итал. частного собрания (датировка Гуковой - нач. XVIII в., датировка Н. И. Комашко - 2-я четв. XVIII в.; оклад с печатью 1744 г.) повторяет одну из литографий с образом лоретской статуи кон. XVII - нач. XVIII в. Совпадает не только общая композиция, но и детали: округлость ликов, форма корон, звезды (символ католич. концепции Непорочного Зачатия) и лучи вокруг головы Пресв. Богородицы (Гукова. 2001. С. 105). Изображение града в нижнем картуше представляет собой узнаваемый пейзаж Лорето с архитектурными достопримечательностями. Верхняя пара ангелов протягивает Божией Матери лампады, нижняя - канделябры. Изображение 3 херувимов помещено в замке арки, украшенной аканфом (надпись на арке: «S. MARIA LAVRETANA ORA PRO NOBIS»). Существенное отличие иконы от гравюры заключается в том, что вместо барочных образов полуобнаженных путти правосл. иконописец изобразил одетых ангелов. Также отсутствует изображенный на гравюре пьедестал, на котором стоит статуя, т. о. фигура Богородицы оказалась парящей в воздухе. На нижнем поле иконы помещен отсутствующий на гравюре пространный рус. текст (дублируется также на окладе). Текст поясняет изображение и перечисляет случаи, в к-рых надлежит молиться перед иконой, при этом не имеет отношения к лоретскому образу.

В 1876 г. в деревянном храме с. Башарова Весьегонского у. Тверской губ. иером. Алексий (Виноградов) обнаружил икону с характерной композицией «П. у.» и с подписью, к-рую он прочел как «Филарет» или «Филафет». Он истолковал надпись как искаженное греч. «подруга истины» или «правдолюбие» (Виноградов. 1877. С. 44-46). В сборники кон. XIX - нач. XX в., посвященные Богородичным иконам, этот образ вслед за описанием иером. Алексия был включен отдельным пунктом под названием «Филафет - Правдолюбие» (Поселянин Е. Богоматерь. С. 535; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 397-398). По мнению Гуковой, прочтение «Филафет» ошибочно: надпись может обозначать имя человека, с которым связано появление композиции в рус. иконописи. По другой версии, название «Филарет» является неправильно прочтенным «в Лорето» (Гукова. 2001. С. 103), что более вероятно, если учесть искажение в русской традиции названий многих икон Божией Матери, заимствованных из европ. источников. Иконы с такой подписью, неустойчивые по иконографии, иногда включались в своды Богородичных икон. Так, на иконе «Успение Пресв. Богородицы и свод чудотворных икон» (XIX в., ГТГ) с подписью «Филарет» помещен образ «П. у.» (Кочетков И. А. Свод чудотв. икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв. // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 414-415); на иконе «Явленные иконы Пресв. Богородицы» из Благовещенской ц. в Череповце (кон. XVIII в., ЧерМО) с подписью «Филарет. Вертогр(адская)» помещена Вертоградская икона Божией Матери (Рыбаков А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 202; Галунова. 2019. С. 318-320. Кат. 94).

Сказание об иконе «Прибавление ума» было записано Титовым со слов настоятеля Крестовоздвиженского собора г. Романова-Борисоглебска прот. В. П. Мирославского (Титов. 1909. С. 8-9). Тот в свою очередь сослался на «благочестивых старожилов», почитавших образ «П. у.» в Покровской ц. Романова-Борисоглебска как исцеляющий от душевных болезней. Предание относит время создания иконы к эпохе, последовавшей за церковным расколом и исправлением богослужебных книг патриархом Никоном (Миновым). Некий благочестивый человек, живший в Москве, по роду занятий иконописец, прочел множество церковных книг, но никак не мог решить, каким из них следовать, чтобы спастись. В результате мучительных раздумий он сошел с ума и в моменты просветления молился Божией Матери о вразумлении. Богородица явилась ему в видении, пообещав исцеление, когда он напишет Ее образ в том виде, как Она ему явилась. Иконописец принялся писать образ, но видение было столь кратким, что он постоянно забывал облик Богородицы, а просветления рассудка, во время к-рых он мог работать, были редкими. Тем не менее иконописец продолжал молиться и писать образ по божественному вразумлению. Завершив написание иконы, мастер назвал ее «Прибавление ума Пресвятой Богородицы». Сказание является самостоятельным произведением, очевидно, народной попыткой осмыслить необычную как по иконографии, так и по наименованию почитаемую икону. Обращение в сказании к эпохе церковного раскола подчеркивало актуальность темы для Романова-Борисоглебска, являвшегося одним из крупнейших центров старообрядчества в В. Поволжье.

Иконография

В лит-ре XIX - нач. XX в. иконография «П. у.» характеризовалась как редкая. Вместе с тем количество икон, сохранившихся в церквах, музейных и частных собраниях, достаточно велико. Это может объясняться ярко выраженной локальностью почитания извода, сконцентрированного в В. Поволжье.

Среди сохранившихся икон существует устойчивый по иконографии круг списков, очевидно связанный с чтимой иконой из Покровской ц. г. Романова-Борисоглебска. Этот круг включает в т. ч. самые ранние точно датированные примеры данного извода. Две подписные иконы выполнены иконописцем из Ростова игум. Савватием. По сведениям Титова, игум. Савватий служил дьячком в ростовской ц. Рождества Пресв. Богородицы, принял постриг и в 1731-1740 гг. был игуменом Воскресенского Карашского мон-ря в Ростовском у. Одна из этих икон находится в частном собрании (1738, собр. А. И. Колпачёва, Москва; кат. описание Комашко: Шесть веков рус. иконы. 2007. Кат. 106), другая хранилась в собр. Н. М. Постникова, ее современное местонахождение неизвестно (1739; Постников. 1888. № 3028). Икона из собр. Постникова отличалась наличием изображений избранных святых на полях: ап. Иоанна Богослова, мч. Иоанна Воина, блж. Иоанна Милостивого и вмц. Екатерины. По предположению Титова, образ был написан для ц. Рождества Пресв. Богородицы в Ростове, к-рая имела приделы во имя вмц. Екатерины и мч. Иоанна Воина. Известно, что в нач. XX в. с иконы из собр. Постникова иконописцем Соколовым был изготовлен список для ц. свт. Николая Чудотворца в с. Покровском в Москве. На нижнем поле обеих икон помещены пространные надписи (на сохранившейся иконе надпись в 5 строк, частично утрачена). Существование 2 икон письма одного иконописца свидетельствует о том, что к сер. XVIII в. образ из романовской Покровской ц. уже широко почитался в регионе.

В Покровской ц. Тутаева сохранился чтимый список «П. у.», выполненный, возможно, в 1-й четв. XIX в. (Полушкина. 2009). По записанным Титовым со слов местного свящ. Николая Семёновского сведениям, икона, вероятно, ранее служила хоругвью (2-сторонний образ написан на холсте, на обороте изображение Спасителя на престоле). Другой информации Титову обнаружить не удалось, в церковных описях 1808, 1816 и 1856 гг. икона не упомянута. В подробном описании церквей г. Романова-Борисоглебска и чтимых находившихся в них икон, изданном в 1875 г. (Лествицын В. Путев. по церквям г. Романова-Борисоглебска // Ярославские ЕВ. 1875. № 13. Ч. неофиц. С. 97-102), сведения о «П. у.» также отсутствуют. Свящ. Н. Семёновский и Титов выразили мнение, что икона происходит из располагавшегося ранее на месте Покровской ц. Новопокровского мон-ря (мон-рь упоминается в писцовых книгах Романова с 1679), после упразднения к-рого в 1771 г. часть имущества перешла Покровской ц. По иконографии образ на холсте близок к иконам письма игум. Савватия и явно воспроизводит более древний протограф, чтимый в Ярославской земле и, вероятно, утраченный. По сообщению Титова, аналогичные по композиции «древние» иконы находились у «коренных жителей» г. Романова-Борисоглебска.

Икона Божией Матери «Прибавление ума — Ключ разума». 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)
Икона Божией Матери «Прибавление ума — Ключ разума». 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)

Икона Божией Матери «Прибавление ума — Ключ разума». 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР)
Близки по иконографии к романовскому образу иконы из ЦАК МДА (XVIII в.), ГРМ (1833), чтимая икона из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском в Москве (XIX в.), икона письма романовского иконописца А. И. Захарикова (1888, ЯМЗ; происходит из Архангельской ц. Тутаева, вклад мещанина К. И. Соленикова; Иконы «романовских писем». 2011. С. 239). К этому кругу принадлежит также целый ряд иконных образцов (ГИМ, ЦМиАР; Госкаталог РФ. № 11556918, 11557354, 11557643, 11557507, 6643911), существование которых в Ярославском регионе зафиксировал Титов. Одна из прорисей кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР) выполнена романовским мещанином А. И. Лисихиным (Кирьянова С. А. Иконные образцы мастеров Романова-Борисоглебска в собр. ЦМиАР // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христ. искусства. 2012. Вып. 3(9). С. 112-126). Существовали зеркальные переводы, на к-рых Богородица держит Младенца на правой руке и Их взгляды также обращены вправо. Таковы иконы с избранными святыми на полях 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР; Госкаталог РФ. № 10380028; см.: София Премудрость Божия. 2000. Кат. 82) и кон. XIX в. (Староладожский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Госкаталог РФ. № 9382506).

При сохранении узнаваемой композиции «П. у.» ее детали варьируются. Фигуры Божией Матери и Младенца Христа могут быть закутаны так, что видны лишь Их головы, или же закутаны по плечи. Варьируются наличие и отсутствие херувимов, количество ангелов, их позы, различаются изображения града на поземе. Ниша или киот, в который помещен образ Пресв. Богородицы, может быть трактован как условно, так и реалистично - как архитектурное сооружение с пилястрами и антаблементом (икона из ГРМ, 1833). Фон в глубине ниши также может различаться (простой золотой, звезды, фрагменты реалистичного изображения апсиды с кессонированной конхой). На иконах, происходящих, очевидно, из старообрядческой среды, вокруг фигуры Божией Матери изображена ярко выраженная красная мандорла, близкая к иконографии образа Божией Матери «Благодатное Небо» (напр., на иконе 1-й четв. XIX в., ЧерМО; Госкаталог РФ. № 11741954; Галунова. 2019. С. 317. Кат. 88). Существуют варианты, композиция к-рых существенно отличается от традиц. типа. Так, на 4-частной иконе 80-х гг. XVIII в. из Рыбинска ангелов всего двое и они протягивают Богородице с Младенцем не свечи, а орудия страстей (РГИАХМЗ; Иконы Божией Матери Иверская, Боголюбская, «П. у.», Рудненская; Хохлова. 2009. Кат. 87).

Вариативность деталей композиции может быть обусловлена использованием в качестве образцов различных по иконографии западноевроп. гравюр. На иконе из частного собрания (XIX в.?, аукционный дом Гелос) фигура Богородицы закутана в облачение лишь по пояс, в правой руке Она держит жезл, а по Ее сторонам изображены 2 высоких (выше Ее роста) подсвечника с зажженными свечами. Композиция с подсвечниками имеет аналогии в некоторых европ. гравюрах с изображением лоретского образа Божией Матери (ок. 1664, Дж. Лентини; 1853, Т. Капус Алонсо).

Иногда к надписи на иконах «П. у.» добавлено название «Ключ разума», как на мстерских иконах 2-й пол. XIX в. (ГИМ, ЦМиАР, частные собрания) - очевидно, смешение произошло благодаря сходству названий и близости толкования сюжетов, в к-рых Богородица и Христос рассматриваются как источник разума и премудрости.

В своды Богородичных икон «П. у.» включалась редко. По замечанию Титова, 1-е печатное изображение этой иконы было помещено в числе др. изображений Божией Матери «на большом листе, изданном в XVIII-XIX вв., под названием «316 икон Божией Матери»». На многосоставной, вошедшей в издание Н. П. Кондакова иконе, созданной, очевидно, в старообрядческой среде, с «Воскресением - Сошествием во ад» в среднике, праздниками, минеей и избранными Богородичными иконами, образ «П. у.» помещен в верхнем ряду клейм симметрично образу Божией Матери «Благодатное Небо» (Кондаков Н. П. Рус. икона. Пг., 1929. Т. 2. № 120).

Народное почитание. Несмотря на то что данные о почитании иконы фрагментарны, очевидно, что к ее помощи прибегали по мн. поводам. Об этом свидетельствуют надписи на иконах. Так, на нижнем поле неск. икон (2 иконы письма игум. Савватия, икона из итальянского частного собрания и ее оклад) сохранились пространные надписи с перечислением случаев, при к-рых перед образом надлежит молиться. Лучше всего сохранилась надпись на окладе иконы из итал. частного собрания (серебряный золоченый оклад, с печатью Москвы 1744 г., поля - более поздние, печать Москвы 1802 г.; Гукова. 2001. С. 102. Ил. 9). В надписи сообщается, что образ защищает «от смертнаго убийства», «от тлетворных ветр», «от трясовиц», «от озепу», «от находа зверей ядовитых и паутов и мъши и комаров» (Там же. С. 105). Похожий, но еще более пространный текст был помещен на иконе из собр. Постникова (опубл.: Восьмой археологический съезд в Москве. 1890. С. 576-577). Традиция благословлять иконами детей зафиксирована в надписи на обороте 4-частной иконы 80-х гг. XVIII в. из Рыбинска («Константина Михалкова благословил отец 27 марта 1865 г»).

Выбор святых, изображенных на полях мн. икон «П. у.», по мнению Титова, говорит о том, что они писались по обету. Так, на полях одной из икон были представлены прп. Моисей Мурин и мч. Вонифатий, к-рым молились «от блуда» и «от пьянства»; существовало изображение «П. у.» со сщмч. Антипой, к которому обращались при зубной боли (Титов. 1909. С. 6-7). Покровитель трезвости мч. Вонифатий (вместе с арх. Михаилом) также изображен на полях иконы письма Захарикова (1888, ЯМЗ).

Сведения о народном почитании «П. у.» сохранились в воспоминаниях математика, инженера и кораблестроителя А. Н. Крылова. Он писал, что «служение молебна перед иконою Богородицы, «рекомой прибавление ума», в старые годы совершалось при всякой закладке - дома, корабля и т. п.», добавив, однако, что «почти никогда не знал, какой Богородице молебствие служится» (Крылов А. Н. Мои воспоминания. Л., 1979. С. 412). В проекте приветствия в честь 50-летия научной деятельности гидротехника С. А. Чаплыгина Крылов упоминал о молебнах с водосвятием и с выносом иконы «П. у.» по заказу благочестивых купцов при закладке плотин для водяных мельниц (Там же. С. 415). Старинная икона «П. у.» имелась у самого Крылова, к-рый передал ее своей дочери А. А. Капице.

Храмы, освященные в честь иконы, находятся в Иванове (2004-2008), в Москве в Черёмушках (2014-2016), в Н. Новгороде (2015-2017), в Барнауле (2015- 2017).

Лит.: Виноградов А. Сравнительное описание и краткое объяснение иконы Приснодевы «Неопалимыя купины» // Изв. РАО. 1877. Т. 9. Вып. 1. С. 1-70; Постников Н. М. Каталог христ. древностей. М., 1888. С. 29. № 3028; Восьмой археологический съезд в Москве: Икона Богородицы «Прибавление ума» // ПО. 1890. Т. 1. Вып. 4. С. 576-577; Титов А. А. Образ Пресвятой Богородицы «Прибавление ума». М., 1909; «О Тебе радуется»: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в.: Кат. выст. / ЦМиАР; сост.: Л. П. Тарасенко. М., 1995. С. 67. Кат. 58; София Премудрость Божия: Выставка рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. С. 236-237. Кат. 82; Гукова С. Н. Икона «Богоматерь Прибавление ума» и Лоретская Мадонна // ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 94-110; Полушкина Л. Л., Урываев В. А. Икона «Богоматерь прибавление ума»: История образа // Гуманизм и духовность в образовании: Науч. тр. II междунар. науч.-практ. конф. Н. Новг., 2001. С. 260-262; Икона Божией Матери «Прибавление ума» / Авт.-сост.: Е. Лукьянов, А. Трофимов. М., 20022; Сидоренко Г. В. Богоматерь Лоретская: К вопросу интерпретации образа в иконописи // ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 41-56; Шесть веков рус. иконы: новые открытия: Выст. из частных собраний к 60-летию Музея им. Андрея Рублева. М., 2007. С. 123, 196-197. Кат. 106; Плюханова М. Б. Культ Божией Матери Лоретской, его рус. параллели и связи // ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 669-696; Полушкина Л. Л. «Всемилостивая Владычице, премудрость и разум людям Твоим дарующая»: (Иконы Богоматери «Прибавление ума» на ярославской земле) // Романов-Борисоглебская старина. Тутаев, 2009. № 2(10). С. 26-27; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. С. 222-223. Кат. 87; Иконы «романовских писем»: Тайны и традиции Ярославской земли. М.; Рыбинск, 2011. С. 239; Образ Богородицы: Иконы XVI - нач. XX в. М., 2012. С. 78; Montanari M. La Madre di Dio «Chiave della conoscenza»: Un'icona russa di origine Lauretana // Il messaggio della Santa Casa. Loreto, 2012. N 6. P. 225-227; Галунова С. И. Иконописное наследие Череповецкого края кон. XIV - нач. XX вв. Череповец, 2019.
А. А. Климкова