Чудотворная (празд. 28 авг.). Необычность иконографии привлекла внимание исследователей в XIX - нач. XX в. Иером. Алексий (Виноградов) впервые описал композицию на примере икон из Спасо-Преображенского собора в Рыбинске и из храма с. Башарова Весьегонского у. Тверской губ. Он отметил связь иконографии с кругом почитания Св. Софии Премудрости Божией и засвидетельствовал обращения местных крестьян к «П. у.» за помощью в учении детей (Виноградов. 1877. С. 44-46). А. А. Титов исследовал известные в В. Поволжье иконы и собрал сохранившуюся о них информацию, в т. ч. уделил особое внимание чтимой иконе из ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы г. Романова-Борисоглебска (ныне Тутаев) (Титов. 1909).
Иконы «П. у.» сохраняют общую композиционную схему и главные узнаваемые детали. Божия Матерь показана в рост, с Младенцем Христом на левой руке, стоящей внутри полукруглой ниши на распростертых крыльях серафима. Младенец правой рукой благословляет, в Его левой руке - держава. Взгляды обоих, как правило, обращены вправо. На головах Пресв. Богородицы и Младенца короны. Единое облачение, покрывающее Богородицу вместе с Младенцем от плеч и до ступней ног, придает общему силуэту Их фигур форму конуса или колокола. Наверху, в закруглении ниши, помещены 3 серафима, по сторонам - по 2 парящих ангела, протягивающих в сторону Божией Матери подсвечники с зажженными свечами. Под ногами Богородицы - условное изображение града, в верхних углах композиции - горящие лампады.
Уже Титов на основании очевидного сходства сделал вывод о связи происхождения «П. у.» со скульптурным образом Божией Матери, почитаемым в Италии, в Св. доме (Santa Сasa) в Лорето (пров. Анкона, обл. Марке). Изображение одеяния, в к-рое закутаны Богородица с Младенцем на иконе, копирует богато украшенный ритуальный далматик, в который была по традиции облачена лоретская статуя. Это облачение описано рус. паломниками, в т. ч. В. Г. Григоровичем-Барским (посетил Лорето в 1724), еп. Порфирием (Успенским) (посетил Лорето в 1854) и многократно воспроизведено в европ. графике и живописи. Изображение ниши, в к-рую на иконах «П. у.» помещены фигуры Богородицы и Младенца, также соответствует архитектурному оформлению чтимой статуи в лоретском святилище.
Появление образа в России. Лоретский образ Божией Матери стал известен в России благодаря «Повести о храме святыа Богородица, в нем же родилася от Иоакима и Анны», в к-рой рассказывается о чудесном перенесении в 1294 г. дома Пресв. Богородицы по воздуху из Назарета в итал. Лорето. Текст «Повести…» оказался в России в 1528 г., когда из Рима в Москву вернулся посол вел. кн. Василия III Иоанновича Е. М. Трусов. В русской традиции «Повесть…» существовала в лит. кругу, включавшем Сказание о Тихвинской иконе Божией Матери. Произведения объединял мотив «бегства» христ. святынь из земель, захваченных мусульманами, «в пустыню», в случае дома Пресв. Богородицы - из Св. земли в итал. провинцию, в случае Тихвинской иконы Божией Матери - из К-поля на Рус. Север (Плюханова. 2008).
Упомянутый в тексте «Повести…» образ Пресв. Богородицы, находившийся в Св. доме в Лорето, согласно документам, первоначально был иконописным. Однако между 1528 и 1532 гг. (Гукова. 2001. С. 97), уже после возвращения русских послов в Москву, он был заменен скульптурным изображением. Именно почитание лоретского образа в варианте статуи стало «одним из величайших христианских культов Нового времени» (Плюханова. 2008. С. 669). В XVI-XVII вв. почитание распространилось за пределами Италии, особенно в нем. землях. В обширной европ. иконографии, посвященной лоретскому образу Пресв. Богородицы и Ее дому, существовало 2 основных типа изображений. Первый вариант воспроизводил саму чтимую статую, второй показывал момент перенесения по воздуху Божией Матери, стоящей на крыше Своего дома, из Назарета в Италию. Очевидно, эти изображения, получившие широкое распространение в Европе, были адаптированы рус. иконописцами и послужили иконографической основой для создания икон «П. у.». При этом композиция иконы сохранила как реальные особенности чтимой статуи (ниша, облачение), так и мотив несения Богородицы по воздуху ангелами. По мнению Г. В. Сидоренко, среди живописных изображений, послуживших прототипом иконографии «П. у.», могла быть икона, находящаяся в «капелле церкви Святой Лестницы в Риме» (Сидоренко. 2002. С. 53-54).
Отголоски почитания лоретской святыни проникли в Россию в разное время и в 2 различных формах - в литературной («Повесть…») и художественной (иконы «П. у.»). Несмотря на отсутствие непосредственной связи между этими традициями, обращает на себя внимание тот факт, что ареал распространения списков «П. у.» в В. Поволжье, на границе Ярославской, Тверской и Вологодской губерний, совпадает с ареалом распространения местных чтимых списков Тихвинской иконы Божией Матери, со Сказанием о к-рой «Повесть…» сосуществовала в лит. кругу.
Протограф одной из икон «П. у.» удалось выявить С. Н. Гуковой в печатной графике, изготовлявшейся в Лорето для паломников. Образ из итал. частного собрания (датировка Гуковой - нач. XVIII в., датировка Н. И. Комашко - 2-я четв. XVIII в.; оклад с печатью 1744 г.) повторяет одну из литографий с образом лоретской статуи кон. XVII - нач. XVIII в. Совпадает не только общая композиция, но и детали: округлость ликов, форма корон, звезды (символ католич. концепции Непорочного Зачатия) и лучи вокруг головы Пресв. Богородицы (Гукова. 2001. С. 105). Изображение града в нижнем картуше представляет собой узнаваемый пейзаж Лорето с архитектурными достопримечательностями. Верхняя пара ангелов протягивает Божией Матери лампады, нижняя - канделябры. Изображение 3 херувимов помещено в замке арки, украшенной аканфом (надпись на арке: «S. MARIA LAVRETANA ORA PRO NOBIS»). Существенное отличие иконы от гравюры заключается в том, что вместо барочных образов полуобнаженных путти правосл. иконописец изобразил одетых ангелов. Также отсутствует изображенный на гравюре пьедестал, на котором стоит статуя, т. о. фигура Богородицы оказалась парящей в воздухе. На нижнем поле иконы помещен отсутствующий на гравюре пространный рус. текст (дублируется также на окладе). Текст поясняет изображение и перечисляет случаи, в к-рых надлежит молиться перед иконой, при этом не имеет отношения к лоретскому образу.
В 1876 г. в деревянном храме с. Башарова Весьегонского у. Тверской губ. иером. Алексий (Виноградов) обнаружил икону с характерной композицией «П. у.» и с подписью, к-рую он прочел как «Филарет» или «Филафет». Он истолковал надпись как искаженное греч. «подруга истины» или «правдолюбие» (Виноградов. 1877. С. 44-46). В сборники кон. XIX - нач. XX в., посвященные Богородичным иконам, этот образ вслед за описанием иером. Алексия был включен отдельным пунктом под названием «Филафет - Правдолюбие» (Поселянин Е. Богоматерь. С. 535; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 397-398). По мнению Гуковой, прочтение «Филафет» ошибочно: надпись может обозначать имя человека, с которым связано появление композиции в рус. иконописи. По другой версии, название «Филарет» является неправильно прочтенным «в Лорето» (Гукова. 2001. С. 103), что более вероятно, если учесть искажение в русской традиции названий многих икон Божией Матери, заимствованных из европ. источников. Иконы с такой подписью, неустойчивые по иконографии, иногда включались в своды Богородичных икон. Так, на иконе «Успение Пресв. Богородицы и свод чудотворных икон» (XIX в., ГТГ) с подписью «Филарет» помещен образ «П. у.» (Кочетков И. А. Свод чудотв. икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв. // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 414-415); на иконе «Явленные иконы Пресв. Богородицы» из Благовещенской ц. в Череповце (кон. XVIII в., ЧерМО) с подписью «Филарет. Вертогр(адская)» помещена Вертоградская икона Божией Матери (Рыбаков А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 202; Галунова. 2019. С. 318-320. Кат. 94).
Сказание об иконе «Прибавление ума» было записано Титовым со слов настоятеля Крестовоздвиженского собора г. Романова-Борисоглебска прот. В. П. Мирославского (Титов. 1909. С. 8-9). Тот в свою очередь сослался на «благочестивых старожилов», почитавших образ «П. у.» в Покровской ц. Романова-Борисоглебска как исцеляющий от душевных болезней. Предание относит время создания иконы к эпохе, последовавшей за церковным расколом и исправлением богослужебных книг патриархом Никоном (Миновым). Некий благочестивый человек, живший в Москве, по роду занятий иконописец, прочел множество церковных книг, но никак не мог решить, каким из них следовать, чтобы спастись. В результате мучительных раздумий он сошел с ума и в моменты просветления молился Божией Матери о вразумлении. Богородица явилась ему в видении, пообещав исцеление, когда он напишет Ее образ в том виде, как Она ему явилась. Иконописец принялся писать образ, но видение было столь кратким, что он постоянно забывал облик Богородицы, а просветления рассудка, во время к-рых он мог работать, были редкими. Тем не менее иконописец продолжал молиться и писать образ по божественному вразумлению. Завершив написание иконы, мастер назвал ее «Прибавление ума Пресвятой Богородицы». Сказание является самостоятельным произведением, очевидно, народной попыткой осмыслить необычную как по иконографии, так и по наименованию почитаемую икону. Обращение в сказании к эпохе церковного раскола подчеркивало актуальность темы для Романова-Борисоглебска, являвшегося одним из крупнейших центров старообрядчества в В. Поволжье.
В лит-ре XIX - нач. XX в. иконография «П. у.» характеризовалась как редкая. Вместе с тем количество икон, сохранившихся в церквах, музейных и частных собраниях, достаточно велико. Это может объясняться ярко выраженной локальностью почитания извода, сконцентрированного в В. Поволжье.
Среди сохранившихся икон существует устойчивый по иконографии круг списков, очевидно связанный с чтимой иконой из Покровской ц. г. Романова-Борисоглебска. Этот круг включает в т. ч. самые ранние точно датированные примеры данного извода. Две подписные иконы выполнены иконописцем из Ростова игум. Савватием. По сведениям Титова, игум. Савватий служил дьячком в ростовской ц. Рождества Пресв. Богородицы, принял постриг и в 1731-1740 гг. был игуменом Воскресенского Карашского мон-ря в Ростовском у. Одна из этих икон находится в частном собрании (1738, собр. А. И. Колпачёва, Москва; кат. описание Комашко: Шесть веков рус. иконы. 2007. Кат. 106), другая хранилась в собр. Н. М. Постникова, ее современное местонахождение неизвестно (1739; Постников. 1888. № 3028). Икона из собр. Постникова отличалась наличием изображений избранных святых на полях: ап. Иоанна Богослова, мч. Иоанна Воина, блж. Иоанна Милостивого и вмц. Екатерины. По предположению Титова, образ был написан для ц. Рождества Пресв. Богородицы в Ростове, к-рая имела приделы во имя вмц. Екатерины и мч. Иоанна Воина. Известно, что в нач. XX в. с иконы из собр. Постникова иконописцем Соколовым был изготовлен список для ц. свт. Николая Чудотворца в с. Покровском в Москве. На нижнем поле обеих икон помещены пространные надписи (на сохранившейся иконе надпись в 5 строк, частично утрачена). Существование 2 икон письма одного иконописца свидетельствует о том, что к сер. XVIII в. образ из романовской Покровской ц. уже широко почитался в регионе.
В Покровской ц. Тутаева сохранился чтимый список «П. у.», выполненный, возможно, в 1-й четв. XIX в. (Полушкина. 2009). По записанным Титовым со слов местного свящ. Николая Семёновского сведениям, икона, вероятно, ранее служила хоругвью (2-сторонний образ написан на холсте, на обороте изображение Спасителя на престоле). Другой информации Титову обнаружить не удалось, в церковных описях 1808, 1816 и 1856 гг. икона не упомянута. В подробном описании церквей г. Романова-Борисоглебска и чтимых находившихся в них икон, изданном в 1875 г. (Лествицын В. Путев. по церквям г. Романова-Борисоглебска // Ярославские ЕВ. 1875. № 13. Ч. неофиц. С. 97-102), сведения о «П. у.» также отсутствуют. Свящ. Н. Семёновский и Титов выразили мнение, что икона происходит из располагавшегося ранее на месте Покровской ц. Новопокровского мон-ря (мон-рь упоминается в писцовых книгах Романова с 1679), после упразднения к-рого в 1771 г. часть имущества перешла Покровской ц. По иконографии образ на холсте близок к иконам письма игум. Савватия и явно воспроизводит более древний протограф, чтимый в Ярославской земле и, вероятно, утраченный. По сообщению Титова, аналогичные по композиции «древние» иконы находились у «коренных жителей» г. Романова-Борисоглебска.
Близки по иконографии к романовскому образу иконы из ЦАК МДА (XVIII в.), ГРМ (1833), чтимая икона из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском в Москве (XIX в.), икона письма романовского иконописца А. И. Захарикова (1888, ЯМЗ; происходит из Архангельской ц. Тутаева, вклад мещанина К. И. Соленикова; Иконы «романовских писем». 2011. С. 239). К этому кругу принадлежит также целый ряд иконных образцов (ГИМ, ЦМиАР; Госкаталог РФ. № 11556918, 11557354, 11557643, 11557507, 6643911), существование которых в Ярославском регионе зафиксировал Титов. Одна из прорисей кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР) выполнена романовским мещанином А. И. Лисихиным (Кирьянова С. А. Иконные образцы мастеров Романова-Борисоглебска в собр. ЦМиАР // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христ. искусства. 2012. Вып. 3(9). С. 112-126). Существовали зеркальные переводы, на к-рых Богородица держит Младенца на правой руке и Их взгляды также обращены вправо. Таковы иконы с избранными святыми на полях 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР; Госкаталог РФ. № 10380028; см.: София Премудрость Божия. 2000. Кат. 82) и кон. XIX в. (Староладожский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; Госкаталог РФ. № 9382506).
При сохранении узнаваемой композиции «П. у.» ее детали варьируются. Фигуры Божией Матери и Младенца Христа могут быть закутаны так, что видны лишь Их головы, или же закутаны по плечи. Варьируются наличие и отсутствие херувимов, количество ангелов, их позы, различаются изображения града на поземе. Ниша или киот, в который помещен образ Пресв. Богородицы, может быть трактован как условно, так и реалистично - как архитектурное сооружение с пилястрами и антаблементом (икона из ГРМ, 1833). Фон в глубине ниши также может различаться (простой золотой, звезды, фрагменты реалистичного изображения апсиды с кессонированной конхой). На иконах, происходящих, очевидно, из старообрядческой среды, вокруг фигуры Божией Матери изображена ярко выраженная красная мандорла, близкая к иконографии образа Божией Матери «Благодатное Небо» (напр., на иконе 1-й четв. XIX в., ЧерМО; Госкаталог РФ. № 11741954; Галунова. 2019. С. 317. Кат. 88). Существуют варианты, композиция к-рых существенно отличается от традиц. типа. Так, на 4-частной иконе 80-х гг. XVIII в. из Рыбинска ангелов всего двое и они протягивают Богородице с Младенцем не свечи, а орудия страстей (РГИАХМЗ; Иконы Божией Матери Иверская, Боголюбская, «П. у.», Рудненская; Хохлова. 2009. Кат. 87).
Вариативность деталей композиции может быть обусловлена использованием в качестве образцов различных по иконографии западноевроп. гравюр. На иконе из частного собрания (XIX в.?, аукционный дом Гелос) фигура Богородицы закутана в облачение лишь по пояс, в правой руке Она держит жезл, а по Ее сторонам изображены 2 высоких (выше Ее роста) подсвечника с зажженными свечами. Композиция с подсвечниками имеет аналогии в некоторых европ. гравюрах с изображением лоретского образа Божией Матери (ок. 1664, Дж. Лентини; 1853, Т. Капус Алонсо).
Иногда к надписи на иконах «П. у.» добавлено название «Ключ разума», как на мстерских иконах 2-й пол. XIX в. (ГИМ, ЦМиАР, частные собрания) - очевидно, смешение произошло благодаря сходству названий и близости толкования сюжетов, в к-рых Богородица и Христос рассматриваются как источник разума и премудрости.
В своды Богородичных икон «П. у.» включалась редко. По замечанию Титова, 1-е печатное изображение этой иконы было помещено в числе др. изображений Божией Матери «на большом листе, изданном в XVIII-XIX вв., под названием «316 икон Божией Матери»». На многосоставной, вошедшей в издание Н. П. Кондакова иконе, созданной, очевидно, в старообрядческой среде, с «Воскресением - Сошествием во ад» в среднике, праздниками, минеей и избранными Богородичными иконами, образ «П. у.» помещен в верхнем ряду клейм симметрично образу Божией Матери «Благодатное Небо» (Кондаков Н. П. Рус. икона. Пг., 1929. Т. 2. № 120).
Народное почитание. Несмотря на то что данные о почитании иконы фрагментарны, очевидно, что к ее помощи прибегали по мн. поводам. Об этом свидетельствуют надписи на иконах. Так, на нижнем поле неск. икон (2 иконы письма игум. Савватия, икона из итальянского частного собрания и ее оклад) сохранились пространные надписи с перечислением случаев, при к-рых перед образом надлежит молиться. Лучше всего сохранилась надпись на окладе иконы из итал. частного собрания (серебряный золоченый оклад, с печатью Москвы 1744 г., поля - более поздние, печать Москвы 1802 г.; Гукова. 2001. С. 102. Ил. 9). В надписи сообщается, что образ защищает «от смертнаго убийства», «от тлетворных ветр», «от трясовиц», «от озепу», «от находа зверей ядовитых и паутов и мъши и комаров» (Там же. С. 105). Похожий, но еще более пространный текст был помещен на иконе из собр. Постникова (опубл.: Восьмой археологический съезд в Москве. 1890. С. 576-577). Традиция благословлять иконами детей зафиксирована в надписи на обороте 4-частной иконы 80-х гг. XVIII в. из Рыбинска («Константина Михалкова благословил отец 27 марта 1865 г»).
Выбор святых, изображенных на полях мн. икон «П. у.», по мнению Титова, говорит о том, что они писались по обету. Так, на полях одной из икон были представлены прп. Моисей Мурин и мч. Вонифатий, к-рым молились «от блуда» и «от пьянства»; существовало изображение «П. у.» со сщмч. Антипой, к которому обращались при зубной боли (Титов. 1909. С. 6-7). Покровитель трезвости мч. Вонифатий (вместе с арх. Михаилом) также изображен на полях иконы письма Захарикова (1888, ЯМЗ).
Сведения о народном почитании «П. у.» сохранились в воспоминаниях математика, инженера и кораблестроителя А. Н. Крылова. Он писал, что «служение молебна перед иконою Богородицы, «рекомой прибавление ума», в старые годы совершалось при всякой закладке - дома, корабля и т. п.», добавив, однако, что «почти никогда не знал, какой Богородице молебствие служится» (Крылов А. Н. Мои воспоминания. Л., 1979. С. 412). В проекте приветствия в честь 50-летия научной деятельности гидротехника С. А. Чаплыгина Крылов упоминал о молебнах с водосвятием и с выносом иконы «П. у.» по заказу благочестивых купцов при закладке плотин для водяных мельниц (Там же. С. 415). Старинная икона «П. у.» имелась у самого Крылова, к-рый передал ее своей дочери А. А. Капице.
Храмы, освященные в честь иконы, находятся в Иванове (2004-2008), в Москве в Черёмушках (2014-2016), в Н. Новгороде (2015-2017), в Барнауле (2015- 2017).