[Греч. πρεσβυτέρισσα, букв.- «старица»], вид церковного служения, к-рый стоит в одном ряду со служением диаконисс и вдовиц церковных. Возможно, слова ап. Павла, «чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру» (Тит 2. 3), относились не просто к пожилым христианкам, но к тем из них, кто исполняли служение П. Аналогичным образом может быть прочитано и упоминание «стариц» в 1 Тим 5. 2. На христ. Востоке поставление П. было запрещено в сер. IV в.: «Не должно поставляти в церкви так именуемыя пресвитериды (старицы), или председательницы» (Лаодик. 11). На Западе окончательное упразднение этого института относится, вероятно, к кон. V в., к понтификату папы Геласия I († 496). П. упоминаются в источниках реже, чем диакониссы и вдовицы церковные, поэтому характер их служения не вполне ясен. Предположительно они преподавали преждеосвященные Св. Дары больным женщинам, не имевшим возможности по состоянию здоровья причащаться в храме. Свт. Никодим (Милаш) в толковании на 11-е прав. Лаодикийского Собора, ссылаясь на наставления ап. Павла (1 Тим 5. 2; Тит 2. 3-4), находит, что главной обязанностью П. была катехизация или подготовка к крещению женщин. П., как и диакониссы, при этом посвящались на свое служение по определенному чину (Никодим [Милаш], еп. Правила. С. 89). П. относились к церковнослужителям. Сказанное в 19-м прав. Вселенского I Собора о диакониссах, что они «никакого рукоположения не имеют, так что могут совершенно счислены быть с мирянами», в полной мере относится и к П.
В настоящее время в грекоязычных Церквах П. называют жён священников - пресвитеров.
В большинстве протестант. деноминаций, а также в сектантских общинах начиная со 2-й пол. XX в. женщины стали поставляться на пасторское служение. В нек-рых из этих деноминаций их именуют П. Протестантская экклезиология исключает само существование священства с апостольским преемством рукоположений. Впрочем, апологеты англиканства настаивают на существовании преемства рукоположений в Англиканской Церкви. Практикуемое ныне в англиканских (епископальных) деноминациях поставление женщин епископами, пресвитерами (П.) и диаконами (диакониссами) положило конец православно-англикан. диалогу по теме наличия апостольского преемства в англиканстве ввиду радикального неприятия правосл. стороной жен. священства.