Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«ПРЕЖДЕ РОЖДЕСТВА ДЕВА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
58, С. 75-77 опубликовано: 18 октября 2024г.


«ПРЕЖДЕ РОЖДЕСТВА ДЕВА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(Празд. 17 окт.), чудотворная, прославилась в Мефодиевом Пешношском (Песношском) во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре близ Дмитрова.

История

«Прежде Рождества Дева». Икона Божией Матери. Кон. XIX в. (ЦМиАР)
«Прежде Рождества Дева». Икона Божией Матери. Кон. XIX в. (ЦМиАР)

«Прежде Рождества Дева». Икона Божией Матери. Кон. XIX в. (ЦМиАР)
Согласно монастырской летописи, икона (написана маслом на холсте, закрепленном на доске, размер 53×40 см) была принесена в мон-рь его благотворителем московским купцом А. Г. Мокеевым, который в 1780 г. принял в обители монашеский постриг. После смерти Мокеева в 1792 г. образ был взят из его кельи и размещен над входом в часовню прп. Мефодия Пешношского, располагавшуюся недалеко от обители, по дороге к ней. В 1827 г. для иконы была изготовлена серебряная риза на средства капитана Егерского пехотного полка П. О. Шабашева. Согласно летописцу, у капитана возникли неприятности по службной линии, и ему было видение во сне парящей над часовней на облаках и в сиянии иконы Божией Матери. При посещении Пешношского монастыря Шабашев узнал икону и дал обет сделать для нее оклад. Вскоре обвинения с капитана были сняты. После того, как оклад был готов, образ перенесли в монастырский храм. В источниках и публикациях сведения о том, в каком именно храме пребывала икона до 1848 г., разнятся. Также в мон-ре существовало предание, что при изготовлении оклада холст с изображением был снят с доски, и на ней открылась более ранняя, традиц. живопись. Свидетельств о раздельном существовании в обители 2 икон «П. Р. Д.» не было.

Икона прославилась чудотворениями во время эпидемии холеры в 1848 г. Письменно было зафиксировано исцеление от холеры крестьянина Ерофея, носившего икону крестным ходом. По окончании эпидемии икона была поставлена у мощей прп. Мефодия Пешношского. В том же году ей была составлена служба и установлен день празднования, в к-рый свершался крестный ход. Вскоре также были отмечены исцеление бесноватой девицы из с. Говейнова, избавление от горба внучки московского купца во время молитвы ее матери в мон-ре, исцеление «скорченной» руки у женщины из Старицкого уезда, прожившей 3 недели в обители в 1851 г. В 1861 г. серебряный оклад иконы позолотили. В 1886 г. на пожертвования мирян для образа был устроен придел на паперти собора свт. Николая Чудотворца.

Общероссийскую известность икона получила после чудесного спасения царской семьи во время железнодорожной катастрофы 17 окт. 1888 г. близ станции Борки, к-рое пришлось на день ее празднования. По возвращении царской семьи в С.-Петербург вышло Высочайшее распоряжение служить благодарственные молебны перед иконой «П. Р. Д.» во всех российских храмах. Тогда же с нее выполнили большое количество списков.

Чудотворный образ был утрачен в 20-х гг. XX в., после закрытия Пешношского мон-ря. В наст. время в обители находится совр. список, выполненный в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры.

Иконография

Божия Матерь Царица Небесная. Гравюра С. А. Босверта по оригиналу П. П. Рубенса. 1-я пол. XVII в.
Божия Матерь Царица Небесная. Гравюра С. А. Босверта по оригиналу П. П. Рубенса. 1-я пол. XVII в.

Божия Матерь Царица Небесная. Гравюра С. А. Босверта по оригиналу П. П. Рубенса. 1-я пол. XVII в.
Изображение восходит к гравюре С. А. Болсверта по оригиналу П. П. Рубенса «Maria Mater Dei, Regina Caeli» (1625-1645, Антверпен; Hollstein F. W. H. Dutch and Flemish etchings, engravings and woodcuts ca.1450-1700. Amst., 1950. Vol. 3. Boekhorst - Brueghel. Сat. 181-1); она послужила образцом для выполненной в кон. XVII в. в Москве мастером Леонтием Буниным гравюры, где использован зеркальный извод, а изображение помещено в овальную рамку-картуш, по внутреннему ободку к-рой - текст «Прежде Рожества Дева, и в Рожестве Дева, и по Рожеству Паки Дева», давший впосл. название образу. Бунин также внес изменение в написание одеяний Божией Матери в соответствии с правосл. традицией: на Ее голове, непокрытой на оригинале, появился мафорий. При использовании обратного извода скипетр оказался в правой руке Богомладенца. Богоматерь поддерживает сферу-державу левой рукой, Младенец касается ее верха. Сохранено изображение исходящего от Божией Матери сияния. Один из оттисков гравюры Бунина был вклеен в рукописный сб. «Солнце Пресветлое» нач. XVIII в., принадлежавший Симеону Моховикову (МГУ НБ. № 293), где сопровождает текст отдельно вынесенного сказания о Ругодивской (Нарвской) иконе Божией Матери (Л. 150).

«Прежде Рождества Дева». Гравюра Леонтия Бунина. Кон. XVII в.
«Прежде Рождества Дева». Гравюра Леонтия Бунина. Кон. XVII в.

«Прежде Рождества Дева». Гравюра Леонтия Бунина. Кон. XVII в.
Гравюра Бунина и выполненные с нее графические листы-прориси зеркального извода, композиционно соответствующие фламанд. гравюре (ГИМ), в нач. XVIII в. послужили образцами для изображений на отдельных иконах (ГИМ) и в составе икон-сводов Богородичных образов, в частности на раме к Владимирской иконе Божией Матери 1722 г. мастера Ивана Дорофеева (частное собрание). Все они имеют название «Прежде Рождества Дева». Пышная орнаментика рамки гравюры Бунина передавалась не всегда, но в большинстве случаев сохранялся овал, в к-ром размещалось изображение. Иногда, как на раме Дорофеева, овальная рамка не изображалась, но прослеживаются др. характерные для гравюры Бунина детали.

Гравюра Болсверта послужила также образцом для гравюры Г. П. Тепчегорского, выполненной в 1713-1714 гг. в Москве и подписанной автором как «Божия Матерь Византийская». Тепчегорский использовал зап. образец в прямом изводе, голова Богородицы покрыта, дополнением является изображение короны на главе Младенца Христа. Эта гравюра также вошла в состав сб. «Солнце Пресветлое», иллюстрируя соответствующее сказание. Впосл. этот лист воспроизводился в графических и живописных сводах Богородичных икон с сохранением названия.

Чудотворная икона из Пешношского монастыря, судя по спискам с нее, восходила не к гравюре Бунина, а непосредственно к листу Болсверта в зеркальном изводе: изображение не вписано в овал, Богоматерь показана сидящей, колени переданы в ракурсе, глава не покрыта, левая рука Младенца Христа не касается сферы, а направлена на зрителя в благословляющем жесте. В силу сходства с изводом, восходящим к гравюре Бунина, икона Николо-Пешношского мон-ря получила то же название.

Ту же иконографическую схему, что и икона из Пешношского монастыря, имели 2 чудотворных образа Божией Матери, прославившиеся в XVIII в. на Стародубье (Брянская обл.),- Мишковская и Чубковская иконы. По-видимому, они также восходили напрямую к гравюре Болсверта (в прямом и обратном изводах соответственно). Типу «П. Р. Д.» чрезвычайно близка Шестоковская икона Божией Матери, на которой в левую руку Богородицы вложен белый плат по аналогии с изводом Римской иконы Божией Матери.

Списки

Списки с чудотворной иконы из Пешношского мон-ря получили распространение со 2-й пол. XIX в. Особенно много их было изготовлено в связи с событиями 17 окт. 1888 г. Большинство списков выполнено в живописной или компромиссной манере (ЦМиАР; Музей икон Пресв. Богородицы в Исакове). Встречаются также иконы т. н. массового письма в скорописной манере (частное собрание). Известны редкие полноростовые изображения стоящей Богоматери с Младенцем на руках в иконографическом типе, соответствующие чудотворному образу (ЦМиАР).

Распространению иконографии способствовало издание литографий с изображением иконы. В 1879 г. по заказу мон-ря в московской литографии И. Д. Сытина был выпущен лист «Вид Николаевского Пешношского общежительного монастыря», где в центре, над панорамой обители, в облаках воспроизведен чудотворный образ в раме с надписью внизу, где указан день его празднования. По сторонам на облаках иконе предстоят свт. Николай Чудотворец и прп. Мефодий Пешношский. Также Сытиным была издана многочастная хромолитография в память 17 окт. 1888 г., где в верхнем ряду представлены прор. Осия, мученики бессребреники Косма и Дамиан Аравийские с мучениками Леонтием, Анфимом и Евтропием, прмч. Андреем Критским; в среднем - образы «П. Р. Д.» и Спаса Нерукотворного; в нижнем - сцены преставления прп. Антония Леохновского и перенесения мощей прав. Лазаря Четверодневного. Там же в 1891 г. была напечатана листовая хромолитография с изображением иконы в прямоугольной цветочной рамке.

Известны также примеры более традиционной иконографической трактовки образа «П. Р. Д.», восходящие к гравюре Бунина: на образце палехского иконописца Н. Д. Удалова (1892) Богоматерь представлена стоящей, голова покрыта мафорием (ГМПИ).

Ист.: Иероним (Суханов), иером. Летопись Песношския обители отеческой. 1859. Ркп. // МЗДК. ОФ 3133/1.
Лит.: Калайдович К. Ф. Историческое описание муж. общежит. мон-ря св. Чудотворца Николая, что на Пешноше. М., 18662; Руднев В., свящ. (впосл. архим. Тихон). Сказание об иконе Богоматери «Прежде рождества и по рождестве Дева». М., 18892; Комашко Н. И. Рукописный сборник «Солнце Пресветлое» и изобразительные своды чтимых богородичных образов: текст, гравюра, икона // Солнце Пресветлое: Рус. свод сказаний о богородичных иконах. М., 2020. С. 252-252.
Н. И. Комашко