Муж. мон-рь во имя свт. Василия Острожского Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на отвесном склоне одноименной горы, в 15 км к югу от г. Никшич (Черногория). Название мон-ря происходит от слав. «острог» - крепость. Состоит из Верхнего О. и Нижнего О. Настоятель - митрополит Черногорско-Приморский, с 2000 г. Амфилохий (Радович). Братия ок. 20 чел.
О. основал свт. Василий Острожский не позже 60-х гг. XVII в. в местах, где, согласно преданиям, подвижники жили с давних времен. Возможно, пещерная ц. Введения во храм Пресв. Богородицы существовала и ранее, свт. Василий ее перестроил и благословил расписать. Первым игуменом О. стал иером. Исаия («из Оногошта из с. Попа», внук местночтимого одноименного подвижника), к-рый в 1665 г. в своей узкой пещерке, располагавшейся близ Введенской ц., устроил ц. в честь Животворящего Креста Господня, вероятно, чтобы хранить в ней частицу Животворящего Креста. При жизни свт. Василия († 1671) в О. фактически находилась кафедра его епархии. В завещании святителя, составленном в 1666 г., перечислены приобретенные им для обители земельные участки. Через 7 лет после смерти свт. Василия его мощи были обретены и положены в кивоте во Введенской ц. Многочисленные чудеса от мощей всегда привлекали множество паломников, как православных, так и др. вероисповеданий.
О. трижды подвергался нападениям турок: в 1768, янв. 1853 и июле 1877 г., неск. раз насельники прятали святыни обители в безопасных местах. Братия О. поддерживала местное население в борьбе против турок: в 1805 г. игум. Петроний (Дамьянович) возглавил восстание против турок, в к-ром приняли участие 400 чел. из местного рода Белопавлич, а в 1820 г. бывш. игум. Георгий (Вуядинович) организовал нападение на турок близ Морачи. При игум. Никодиме (Раичевиче) турки осадили обитель, но после явления свт. Василия отряды осаждавших были сметены во время горного оползня.
В обители действовала монашеская школа, где преподавали и народные ремесла. До открытия народных школ О. был одним из важнейших центров распространения грамотности на черногорских землях. Расцвет школы пришелся на 1805-1836 гг., игуменство Иосифа (Павичевича). Франц. полковник Луи Вьялла де Сомьер, губернатор обл. Котор в 1807-1813 гг., отмечал высокий уровень образования братии О., он писал, что неск. монахов имели европ. образование.
Игумены О. занимали высокое положение в иерархии настоятелей черногорских мон-рей: именно острожский архим. Иосиф (Павичевич) на гравюре 1830 г. представлен принимающим присягу черногорских предводителей в Цетинском монастыре. Из братии О. вышли неск. епископов и митрополитов Черногорских, напр. Иларион (Роганович) и Митрофан (Бан). Но во 2-й пол. XIX в. в О. наблюдался упадок монашества, обителью иногда управляли местные священники.
Из игуменов ХХ в. наиболее известен архим. Леонтий (Митрович), который управлял обителью с 1921 по 1952 г. с перерывами. При нем в монастырском комплексе размещались почтовое отд-ние, начальная школа, квартиры для священников из близлежащих приходов и учителей. В 1940 г. игум. Леонтий построил здания для начальной школы в с. Црно-Врло. В кон. 40-х гг. ХХ в. игуменом О. был рус. монах из Киево-Печерской лавры Даниил (Маров).
После нападения Германии на Югославию, в апр. 1941 г., в О. несколько дней провел перед эмиграцией кор. Петр II (см. в ст. Карагеоргиевичи). Вместе с патриархом Сербским Гавриилом V (Дожичем) он передал архим. Леонтию на хранение ценные предметы, в т. ч. святыни из часовни ап. Андрея, находившейся в королевском дворце в Белграде,- десницу Иоанна Крестителя, частицу Животворящего Креста Господня и чудотворную Филермскую икону Божией Матери. Архим. Леонтий раздал местному населению автомобили, оружие и ценности, оставленные королевской свитой, а деньги и ювелирные драгоценности спрятал под кивотом с мощами свт. Василия Острожского. В том же году фашисты изъяли из мон-ря 10 сундуков с золотом, посуду из драгоценных металлов и неск. картин. 23 апр. 1941 г. патриарх Гавриил и архим. Леонтий были арестованы. До июля 1941 г. в мон-ре размещался пункт итал. жандармерии. После антифашистского восстания местного населения Нижний О. подвергся авиационному обстрелу. Ок. 2 лет в О. находился главный штаб черногорских четников (партизан), к-рый был разгромлен в окт. 1943 г. В 1945 г. партизаны нашли в обители часть королевских ценностей и передали их Национальному банку Югославии. Осенью 1952 г. Служба гос. безопасности Черногории изъяла частицу Животворящего Креста, десницу Иоанна Крестителя (ныне в Цетинском мон-ре) и Филермскую икону (ныне в Национальном музее Черногории в Цетине). В 1953 г. осужден на 2 года архим. Леонтий (Митрович). Тогда же на 7 лет осужден иером. Серафим (Кашич), который впосл., с 1967 по 1991 г., был игуменом О. Несмотря на препятствия коммунистических властей, в ХХ в. обитель без перерывов действовала, в нее приходили многочисленные паломники.
Расположен на высоте 900 м над уровнем моря. Церкви и кельи являются пещерами, закрытыми внешней стеной. Введенский храм (максимальная высота 2,7 м), судя по ктиторской записи, был расписан в 1667 г. (но вероятно, это год начала росписи, завершившейся после кончины свт. Василия, т. к. программа указывает на предназначение храма хранить мощи святителя). Судя по манере росписи в визант. стиле в технике альсекко, мастер мог быть членом семейства художников Рафаилович или Димитриевич из Приморья. На юж. стене, над кивотом с мощами, находится образ святителя в архиерейском облачении в окружении 2 монахов и 2 шестикрылых херувимов. На зап. стене расположены образы свт. Николая Чудотворца и вмч. Георгия Победоносца, возле - образы св. воинов вмч. Димитрия, Нестора (?), Феодора Тирона и Феодора Стратилата, а следом - равноапостольные царь Константин и царица Елена. В следующей зоне находится Деисус, а над окном - едва видный Христос Еммануил. На сев. стене представлен лик свт. Саввы Сербского, над ним - образ святого, возможно прп. Симеона Мироточивого. Ближе к алтарю помещены образы мучеников Сергия и Вакха и сцена «Введение во храм Богородицы». В алтаре традиционно в нижней зоне находятся сцена «Служение Агнцу», фигуры свт. Кирилла Александрийского, архидиак. Стефана, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, в др. зоне - Деисус. Над ними - поясной образ Пресв. Богородицы с 2 преклоняющимися ангелами, а на своде - Христос Пантократор в медальоне, по кругу к-рого написана часть 102-го псалма. Железный иконостас 1913 г. с чеканными иконами. В 1994 г. храм отреставрировали. В 1774 г. мон. Михаил (Васоевич) пристроил к храму притвор, который расписал даскал Симеон (росписи сохр. фрагментарно).
Находится над Введенской ц., он украшен фресками (1667-1668) известных мастеров того периода Йована и Радула. На своде представлен лик Христа Пантократора: в пандан ему написан образ Пресв. Богородицы со Христом на юж. стене в окружении первомч. Стефана, архидиак. Прохора, прор. Исаии и вмч. Феодора Тирона. Над ними - «Сошествие Св. Духа на апостолов». В нижней зоне - сцена «Христос во гробе», а слева - список-помянник архиепископов Сербских, епископов Захумских, 6 монахов и 4 священников. Близ входа на сев. стене в нижней зоне помещены фигуры в рост свт. Николая, прп. Симеона Мироточивого и свт. Саввы Сербского, над ними - сцены «Распятие» и «Схождение во ад», выше «Крещение Господне», по сторонам - поясные фигуры царей Давида и Соломона. В юж. алтарной части над окнами представлены поясные фигуры св. воинов Георгия, Димитрия и Нестора, между окнами - лик св. Симеона Столпника. На зап. стене алтаря помещены ростовые фигуры святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, в следующей зоне - фигура прор. Осии со свитком в руке и сцены «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», в верхней зоне - «Благовещение», «Рождество Христово» и «Сретение». На вост. стене - фигуры святых царя Константина и царицы Елены, справа - мч. Мины, прп. Параскевы, праведных Иоакима и Анны. Над ними представлены поясные фигуры пророков Иезекииля, Илии, Даниила, Аарона, Моисея, Самуила и Иеремии, на своде - «Вознесение Господне». В центре храма стоит распятие с частицей Животворящего Креста.
Совр. вид Верхнего О. сложился в 1924-1926 гг., когда после пожара 1923 г. по проекту рус. архит. Владимира Сукуренко были отремонтированы фасады храмов и построены келейный и паломнический корпуса. При входе в Верхний О. стоит часовня во имя мч. Исаии Острожского (2016).
Находится в местности Косерадичи (или Госерадичи), в 3 км от Верхнего О. (640 м над уровнем моря). Сначала здесь находилось подсобное хозяйство, в 1723 г. возвели ц. вмч. Георгия Победоносца (в 1770 сожжена турками, восстановлена в 1799, в 1896 разрушена при землетрясении, вокруг ее развалин находятся монашеские захоронения), в 1742 г.- жилой корпус, в 1820 г.- однонефный Троицкий храм со звонницей (пристроена во 2-й пол. XIX в.; иконостас работы иером. Наума (Андрича) 1969-1973 гг.). В комплекс Нижнего О. входят келейные корпуса (1742, 1800), трапезная (украшена сценой «Острожские монахи на Небесной лествице» работы Гаврила Марковича). Ограда вокруг Нижнего О. сложена из жерл пушек, использовавшихся в 1876 г. в решающей черногорско-тур. битве на плато Вучий-До близ Билечи.
В архиве О. хранятся грамота от 27 нояб. 1651 г. патриарха Печского Гавриила (Раича) о посвящении свт. Василия во епископа Герцеговинского, завещание святителя 1666 г., а также документы о деятельности обители с 1885 г. Мн. ценности из ризницы и б-ки О. сейчас находятся в различных собраниях: напр., Минея на сент.- в ц. прор. Илии в г. Плевля (Черногория), подсвечник (1799) - в мусульм. текке в г. Благай (Босния и Герцеговина), медный сосуд (1761) - в мон-ре Блишкова (Черногория). От библиотечного собрания сохранились лишь сборник XVI в. (с утратами) и «Архиерейский чиновник» (1638), принадлежавший Никону, экзарху патриарха Печского Арсения (Черноевича). Сейчас в ризнице имеются 15 икон (древнейшие из них - XVII в.: свт. Николая Чудотворца и «Схождение во ад», возможно, кисти иконописцев семей Рафаилович или Димитриевич), орарь архим. Иосифа (Павичевича) сер. XVII в. (вероятно, работы ювелира из Сараево Савы Божича), напрестольный крест (XIX в., дар австр. имп. Франца-Иосифа), серебряный оклад с частицами мощей 5 мучеников, крест (1864) гравера Якова Марковича из Подгорицы со сценами двунадесятых праздников и др.
В 2003-2004 гг. на дороге между Верхним О. и Нижним О. была освящена ц. во имя местночтимого нмч. Станко, 15-летнего пастуха, убитого турками в 1712 г. за отказ принять ислам. Святыней храма (архит. П. Ристич, росписи 2005 г.) считаются отсеченные руки нмч. Станко. В церкви были перезахоронены останки четников во главе с полковником Б. Станишичем, погибших в 1943 г.
О. имеет скиты во имя Иоанна Крестителя (в местности Йован-Дол близ Никшича, построен в 1995-2000) и во имя свт. Василия Острожского (в с. Негуши близ г. Цетине, освящен в 2002).