Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОСИЯ
53, С. 413-414 опубликовано: 2 августа 2023г.


ОСИЯ

19-й царь израильский (VIII в. до Р. Х.). Согласно 4 Цар 15. 30; 17. 1, О., сын Илы, воцарился в Самарии в результате заговора против своего предшественника, царя Факея ( ), который был убит; О. стал последним царем Северного царства. Предполагаемые годы его царствования - 732/1-723/2 гг. до Р. Х. (Thiele. 1983. P. 163-172; Kolberg. 2010. P. 121-122), 731/30-723/2 (Na'aman. 1986. P. 72-74), 733/2-724/3 (Tadmor. 1958. P. 37), 730-721 (Hayes, Kuan. 1991. P. 179-181), 729-720 (Goldberg. 1999. P. 374-380), 727-719 (Tetley. 2002. P. 66-70).

О. воцарился в период сиро-палестинской военной кампании 734-732 гг. ассир. царя Тиглатпаласара III (Феглафелласара; 745-727), в ходе к-рой в 732 г. последний захватил значительную часть территории Израильского царства - Галаад, Галилею и Саронскую долину, переселив жителей в Месопотамию (4 Цар 15. 29). Существует т. зр., согласно которой упоминаемый в 4 Цар 15. 30 заговор О. против Факея был поддержан Тиглатпаласаром III, в результате чего было установлено фактическое ассир. доминирование над Израильским царством, а О. стал данником ассир. царя (см., напр.: Hayes, Kuan. 1991. P. 153-156; Tetley. 2002. P. 66-70). В содержащейся в анналах Тиглатпаласара III записи царь сообщал: «Израиль (букв.- «дом Амврия» - Bt-Hu-um-ri-a; по имени основателя г. Самарии, израильского царя  - И. Т., Ю. С.)… всех его жителей [и] их владение я переместил в Ассирию. Они свергли своего царя Факея (Pa-qa-ha; вариант - «они убили Факея, их царя»), и я поставил Осию (A-ú-si-'i) царем над ними. Я получил от них 10 талантов золота, 1000 (?) талантов серебра в качестве [да]ни и доставил ее в Ассирию» (ANET. P. 284a; The Context of Scripture. 2003. Vol. 2. P. 288; ср.: Tetley. 2002. P. 68). Во фрагменте т. н. 9-й надписи Тиглатпаласара III сообщается, что О. (возможно, через послов) доставил дань ассир. царю в г. Саррабану в Юж. Вавилонии (Tadmor. 1994. P. 188-189).

Согласно 4 Цар 17. 3, О. платил дань и ассир. царю Салманасару V (ок. 727-722), сыну Тиглатпаласара III, до тех пор пока ок. 725/4 г. не решился на отчаянный шаг - на союз с егип. правителями и на прекращение уплаты ежегодной дани Ассирии (4 Цар 17. 4). Древнеевр. текст (   ) не позволяет понять, была ли дань выплачена один раз или платилась постоянно. Дискуссионным является вопрос и о том, к какому егип. правителю О. обращался за защитой от ассир. господства. Вероятно, текст 4 Цар 17. 4 следует интерпретировать в том смысле, что О. отправил посланников «в Саис к царю Египта (по МТ букв.- «в Со ( ), [к] царю Египта»; по LXX и синодальному переводу - «к Сигору, царю Египта».- И. Т., Ю. С.)», т. е. к основателю XXIV егип. династии Тефнахту (Технадису) I, правителю Саиса, находившегося в зап. части дельты Нила (Christensen. 1989. P. 140-153; Day. 1992. P. 289-301). В то же время нек-рые исследователи предлагают альтернативную гипотезу, согласно к-рой О. отправил посланников к Осоркону IV, последнему царю XXII егип. династии, правившему в Танисе, расположенном на вост. рукаве Нила (см., напр.: Kang. 2010. P. 241-248; ср.: Green. 1993. P. 99-108). В наказание за попытку израильского царя заручиться егип. поддержкой Салманасар V заключил О. в тюрьму в Ассирии и приступил к осаде Самарии (4 Цар 17. 4-5; 18. 9-10). Осада столицы Северного царства длилась 3 года и, по всей вероятности, завершилась падением Самарии в 723/2 г., в последний год царствования Салманасара V (см., напр.: Na'aman. 1986. P. 73-74; Younger. 1999. P. 463-468; Тантлевский. 2007. C. 305; Park. 2012. P. 104-106; ср.: Tadmor. 1958. P. 37). Существует т. зр., согласно к-рой блокада столичных городов военных противников являлась распространенной стратегией ассир. правителей, о чем, в частности, свидетельствует отсутствие значительных разрушений в районе Самарии (см.: Tappy. 2007. P. 266-276). Завоевание Салманасаром V Самарии упоминается не только в Библии (4 Цар 17. 5-6; 18. 9-10), но и в т. н. Вавилонской (Халдейской) хронике: «В двадцать пятый день месяца тевета Салманасар взошел на престол в Ассирии [и Аккаде]. Он опустошил Самарию» (cр. далее, напр.: Grayson. 2000. P. 73). Однако в анналах ассир. царя Саргона II (722-705), преемника Салманасара V, написанных уже неск. годами позднее падения Самарии, утверждается, что именно Саргон разрушил Самарию в 1-й год своего царствования (ANET. P. 284b - 285b; The Context of Scripture. 2003. Vol. 2. P. 296). При этом в обобщающей записи Саргон характеризуется как «завоеватель Самарии (Sa-mir-i-na) и всего Израиля (букв.- «Дома Амврия» [Bt-Hu-um-ri-a])» (ANET. P. 284a; The Context of Scripture. 2003. Vol. 2. P. 297). Вероятно, Саргон был главнокомандующим армией Салманасара в то время, когда пала Самария. После смерти Салманасара V в 722 г. именно Саргон осуществил депортацию населения Самарии, численность которого, согласно анналам последнего, составила 27 290 чел. (ANET. P. 284b - 285a; The Context of Scripture. 2003. Vol. 2. P. 296; см. также: Na'aman. 1990. P. 222-225). Вероятно, имплицитное указание на эти 2 этапа покорения Самарии содержит текст 4 Цар 18. 9-10, где, с одной стороны, говорится, что Салманасар выступил против Самарии и осадил ее «в седьмой год Осии» и что ассирийцы взяли город «через три года» осады (см. также: 4 Цар 17. 5), т. е. в 10-й год царствования О. (вероятно, в 722), а с другой - что Самария была взята «в девятый год Осии» (см. также: 4 Цар 17. 1, 6), т. е. предположительно в 723/2 г. (Тантлевский. 2007. С. 305).

Депортированные израильтяне были поселены в Месопотамии (прежде всего в Халахе, к северо-востоку от Ниневии, в Гозане, в верхнем течении Хавора, притока Евфрата, в области Хавор, заселенной в основном арамеями) и Мидии (4 Цар 17. 6; 18. 11; 1 Пар 5. 26; ср. также: Ios. Flav. Antiq. IX 14. 1-2 [278-280]). На месте были оставлены, вероятно, мелкие крестьяне, между к-рыми разделили угодья угнанных во внутренние области Ассирийской империи землевладельцев (см., напр.: Тантлевский. 2007. C. 307 сл.). В соответствии с общей политикой в отношении подконтрольных Ассирии территорий область Эфраима (Ефрема; ядро Северного царства) была обращена в ассир. провинцию, адм. центром которой стала отстроенная с этой целью Самария. В города Северного царства переселили арамеев, затем халдеев из Вавилона и др. народы из покоренных ассирийцами областей: «И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа (Хамата), и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израиля. И они овладели Самарией, и стали жить в городах ее» (4 Цар 17. 24; ср. также: Ios. Flav. Antiq. X 9. 7 [184]). Вероятно, имя Осия засвидетельствовано на печати (булле) с текстом:     - «Принадлежит Абди, рабу (министру?) (царя) Осии» (Mykytiuk. 2004. P. 217).

Лит.:Thiele E. R. The Chronology of the Kings of Judah and Israel // JNES. 1944. Vol. 3. N 3. P. 137-186; idem. The Mysterious Numbers of the Hebrew Kings. Grand Rapids, 1983; Tadmor H. The Campaigns of Sargon II of Assur: A Chronological-Historical Study // J. of Cuneiform Studies. 1958. Vol. 12. N 1. P. 22-40; idem. The Inscriptions of Tiglath-Pileser III, King of Assyria: Crit. ed., with introd., transl., and comment. Jerus., 1994; Na'aman N. Historical and Chronological Notes on the Kingdoms of Israel and Judah in the 8th Cent. B. C. // VT. 1986. Vol. 36. P. 71-92; idem. The Historical Background to the Conquest of Samaria (720 bc) // Biblica. 1990. Vol. 71. N 2. P. 206-225; Christensen D. L. The Identity of «King So» in Egypt (2 Kings 17. 4) // VT. 1989. Vol. 39. Fasc. 2. P. 140-153; Hayes J. H., Kuan J. K. The Final Years of Samaria (730-720 BC) // Biblica. 1991. Vol. 72. N 2. P. 53-181; Day J. The Problem of «So, King of Egypt» in 2 Kings 17. 4 // VT. 1992. Vol. 42. Fasc. 3. P. 289-301; Green A. R. The Identity of King So of Egypt - An Alternative Interpretation // JNES. 1993. Vol. 52. N 2. P. 99-108; Goldberg J. Two Assyrian Campaigns Against Hezekiah and Later 8 Cent. Biblical Chronology // Biblica. 1999. Vol. 80. N 3. P. 360-390; Younger L. K. The Fall of Samaria in Light of Recent Research // CBQ. 1999. Vol. 61. N 3. P. 461-482; Grayson A. K. Assyrian and Babylonian Chronicles. Winona Lake (Ind.), 2000; Tetley M. C. The Date of Samaria's Fall as a Reason for Rejecting the Hypothesis of Two Conquests // CBQ. 2002. Vol. 64. N 1. P. 59-77; The Context of Scripture / Ed. W. W. Hallo. Leiden; Boston, 2003. 3 vol.; Mykytiuk L. J. Identifying Biblical Persons in Northwest Semitic Inscriptions of 1200-539 B.C.E. Atlanta, 2004; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 20072; Tappy R. E. The Final Years of Israelite Samaria: Toward a Dialogue Between Texts and Archeology // «Up to the Gates of Ekron»: Essays on the Archeology and History of the Eastern Mediterranean in Honor of S. Gitin / Ed. W. Crawford et al. Jerus., 2007. P. 258-279; Kang S. I. A Philological Approach to the Problem of King So (2 Kgs 17. 4) // VT. 2010. Vol. 60. Fasc. 2. P. 241-248; Kolberg B. Redating the Hebrew Kings. Brisbane, 2010; Park S. J. A New Historical Reconstruction of the Fall of Samaria // Biblica. 2012. Vol. 93. N 1. P. 98-106.
И. Р. Тантлевский, Ю. А. Снисаренко
Ключевые слова:
Ветхозаветные персоналии Цари Израиля Осия, 19-й царь израильский (VIII в. до Р. Х.)
См.также:
АМВРИЙ 6-й израильский царь (3 Цар 16. 16-28), основатель названной его именем династии
АХАВ (ок. 874 - 853 гг. до Р.Х.), царь Израиля
ВААСА 3-й израильский царь (ок. 900-877 гг. до Р. Х.)
ДАВИД пророк, 2-й и величайший царь Израиля, основатель династии Давидидов, псалмопевец
ЗАМВРИЙ (IХ в. до Р. Х.), 5-й израильский царь, к-рый пришел к власти вслед. переворота и занимал престол всего 7 дней (3 Цар 16. 9-20)
ИЕРОВОАМ I основатель и 1-й царь Израильского царства (ок 931-910 гг. до Р. Х.)