Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОСИОС МЕЛЕТИОС
53, С. 391-393 опубликовано: 1 августа 2023г.


ОСИОС МЕЛЕТИОС

[Греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Οσίου Μελετίου], жен. действующий мон-рь, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен на сев.-вост. склоне горного хребта Китерона (древний Киферон), недалеко от сел. Панакто, в 6 км от городка Инои. В визант. период О. М. являлся одним из наиболее важных монашеских центров на территории совр. Греции.

История

Сведения о возникновении мон-ря содержатся в Житиях его основателя - прп. Мелетия Нового (ок. 1030/35 - 1105-1110), написанных в сер. XII в. Николаем, еп. Мефонским, и Феодором Продромом (BHG, N 1247-1248). Согласно этим источникам, прп. Мелетий, стремясь к уединению и избегая земной славы, покинул основанный им близ Фив мон-рь вмч. Георгия Победоносца и переселился на труднодоступную гору Киферон, называемую тогда Миупольской (Миопольской). Там его принял Феодосий - игумен монастыря Симвул (Символ) в честь Таксиархов, к-рый находился на склоне горного массива (ныне Пастра) к востоку от древних Элевфер, на границе Аттики и Беотии. Феодосий разрешил преподобному поселиться около часовни Христа Спасителя, располагавшейся на сев. склоне Киферона. Вскоре часовня была перестроена и освящена как церковь, вокруг нее были сооружены кельи для приходивших к Мелетию христиан, стремившихся к монашеской жизни. Через нек-рое время в общине преподобного было ок. 100 чел. Т. к. число желавших подвизаться под рук. Мелетия постоянно росло, то он построил церкви Пресв. Богородицы и прор. Илии, затем занялся устройством малых лавр (паралаврий), число к-рых достигло 22 (или 24) и в к-рых подвизались не менее 8-12 монахов. По благословению К-польского патриарха Николая III Грамматика (1084-1111) Мелетий был рукоположен во иерея и после смерти игум. Феодосия возглавил мон-рь Симвул. Он возвел новые здания в обители, возможно, полностью перестроил старый кафоликон. Ок. 1084 г. имп. Алексей I Комнин (1081-1118) назначил из податных сборов Аттики ежегодные выплаты мон-рю в размере 422 золотых монет (Николай, еп. Мефонский, Феодор Продром. Жития Мелетия Нового // ППС. 1886. Т. 6. Вып. 2(17). С. 17-19, 47-49). Вскоре после кончины прп. Мелетия мон-рь Симвул стал называться его именем; как передает Николай Мефонский, спустя 36 лет там проживали ок. 300 монахов, к-рые ни в чем не имели нужды (Там же. С. 21).

Монастырь Осиос Мелетиос
Монастырь Осиос Мелетиос

Монастырь Осиос Мелетиос

Расцвет О. М. приходится на XII-XIII вв., вероятно, в это время на территории монастыря действовал скрипторий; некоторые рукописи, созданные в обители, находятся в зап. б-ках (напр., Lond. Brit. Lib. add. 28816, XII в.). В сохранившихся письмах свт. Михаила Хониата игум. О. М. Иоанникию, написанных ок. 1208-1218 гг., дается высокая оценка интеллектуальному уровню ее настоятеля и насельников, святитель в одном из писем назвал О. М. философским стойлом (φιλόσοφος μάνδρα) (Μιχαὴλ ᾿Ακομινάτου τοῦ Χονιάτου. Τὰ σωζόμενα / ᾿Εκδ. Σ. Λάμπρος. ᾿Αθήναι. 1880. Τ. 2. Σ. 148-149, 155-157, 272-273, 313-314, 319-320, 352-353). После взятия К-поля крестоносцами в 1204 г. О. М. оставался под властью греков, однако ранее 1218 г. латинянам удалось взять мон-рь под свой контроль. В 1218 и 1236 гг. обители были даны папские грамоты, подтверждающие освобождение монахов О. М. от налогов (Regesta Honorii papae III / Ed. P. Pressutti. R., 1888. T. 1. P. 271; Acta Honorii III (1216-1227) et Gregorii IX (1227-1241) / Ed. A. L. Tàutu. R., 1950. P. 66, 291. N. 42, 43, 216). По-видимому, это было необходимо из-за посягательств на мон-рь со стороны архиепископа Фив. Обитель сильно пострадала и была разграблена в 1218 г. Феодором Комнином Дукой во время его кампании по освобождению от франков Фессалоники и др. греч. регионов, но не прекратила своего существования. Иаков, насельник О. М. (впосл. митрополит Болгарии), написал поэму о разграблении монастыря Феодором Дукой (Vindob. Hist. gr. 106. Fol. 184-185, XIV в.; изд.: Iacobi Bulgariae Archiepiscopi Opuscula / Ed. S. G. Mercati // Bessarione: Rivista di studi orientali. R., 1917. Vol. 33. P. 222-226). По мнению К. Константопулоса, разграбление О. М. произошло между 1223 и 1230 гг. (Κωνσταντόπουλος. 1924. Σ. 57), др. исследователи считают, что в 1218 г. (см., напр., TIB. 1976. Bd. 1. S. 217).

Прп. Мелетий. Икона. XX в. (мон-рь Осиос Мелетиос)
Прп. Мелетий. Икона. XX в. (мон-рь Осиос Мелетиос)

Прп. Мелетий. Икона. XX в. (мон-рь Осиос Мелетиос)
Точное время, когда О. М. стал ставропигиальным, установить невозможно. В сигиллии К-польского патриарха Самуила от 1766 г. сказано, что обитель имела этот статус уже при патриархах Митрофане II (1440-1443) и Иоасафе I (1462-1463 или кон. 1464 - нач. 1465 или нач. 1466), а, возможно, и ранее. В свою очередь патриарх Самуил подтвердил ставропигию О. М. (Τρία πατριαρχικὰ σιγίλλια μονῶν τῆς Αττικῆς. 1907. Σ. 97-100). Из сигиллия известно, что после правления патриарха Иоасафа II (1556-1565) монастырь дважды приходил в упадок (во 2-й раз - незадолго до времени издания сигиллия). Монастырские постройки требовали ремонта, и первоначальный вид О. М. был сильно изменен. В XVI в. обитель посетил известный афонский монах и богослов Пахомий Русан; в письме он похвалил удобное расположение обители (Μουστοξύδης Α. Ελληνομνήμων ή Σύμμικτα ελληνικά̇ σύγγραμα ελληνικόν. ᾿Αθῆναι, 1843. Σ. 673).

В XVII в. О. М. приобрел 2 метоха в Афинах: храм св. Параскевы и небольшую ц. св. Мелетия, со временем расширенную и ставшую приходской. В последние годы XVII в. и в течение XVIII в. О. М. находился в упадке, однако за несколько лет до начала войны за независимость Греции (1821) был возрожден. Мон-рь оказывал помощь грекам в борьбе против тур. владычества. Был дважды разграблен и сожжен Омер-пашой, наместником Эвбеи, и еще не раз подвергался разорению до освобождения Греции. Экономическое положение О. М. ухудшилось, он потерял значительную часть своего имущества; в 1883 г. стал подворьем мон-ря Пресв. Богородицы Фанеромени, расположенного на о-ве Саламин. В 1928 г. по решению архиеп. Афинского Хризостома (Пападопулоса) О. М. была возвращена независимость. В 1950 г. по благословению Иакова (Ваванацоса), митр. Аттикийского и Мегарского, мон-рь был преобразован в женский. Устав мон-ря общежительный. В наст. время в О. М. проживают ок. 20 монахинь; игумения - Вероника Ятропулу (Δίπτυχα. 2014. Σ. 661).

Монастырский комплекс и архитектурные памятники

Кафоликон мон-ря Осиос Мелетиос
Кафоликон мон-ря Осиос Мелетиос

Кафоликон мон-ря Осиос Мелетиос
Мон-рь окружен укрепленной стеной, к-рая в плане образует трапециевидный прямоугольник (42×56,5 м). В юж. стене находятся 2 входа: древний, достаточно широкий, и построенный позднее - более узкий, расположенный восточнее первого. Внутренний двор с 3 сторон окружен кельями, с зап. стороны - трапезная, кухня и хозяйственные постройки. Центр монастырского двора занимает кафоликон. Это 3-апсидный крестовокупольный храм типа вписанного креста, его свод поддерживают 4 мраморные колонны; алтарная часть удлинена и напоминает ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Осиос Лукас (X в.). А. Орландос датировал строительство собора посл. четв. XI в. или нач. XII в. (᾿Ορλάνδος. 1939/1940. Σ. 59). Первоначально храм был посвящен Спасителю или св. Таксиархам, в наст. время освящен во имя прп. Мелетия, основателя мон-ря. Сохранились небольшие фрагменты мозаичного пола наоса, выполненного из разноцветного мрамора. Ок. 1150 г. нартекс кафоликона был перестроен в просторный притвор-лити, его своды опираются на 2 колонны. Ранее западная стена нартекса находилась на месте, где сейчас расположены колонны. Об этом свидетельствует, в частности, сохранившаяся напольная мозаика между входом в храм и основанием колонн с изображением 5 хлебов. С сев. стороны лити находится аркосолий с саркофагом прп. Мелетия; часть пространства под лити занимает крипта. На вост. стене лити имеется фронтальное изображение прп. Мелетия, благословляющего правой рукой, в левой он держит исписанный свиток. К сев. приделу храма впосл. была пристроена часовня вмч. Георгия Победоносца, в к-рую ведет лестница, из-за чего северная и восточная части крыши кафоликона приподняты. В 1200 г. с зап. стороны к кафоликону был пристроен 2-этажный экзонартекс (внешний притвор); его 1-й этаж оформлен в виде галереи с колоннами, на 2-м этаже с юж. стороны, вероятно, располагалась б-ка, с сев. стороны были устроены покои, куда ведет наружная лестница, через которую можно попасть в южную часть 2-го этажа. В XVIII в. из-за угрозы разрушения в результате землетрясения проходы между колоннами на 1-м этаже были заложены, а с юж. стороны была пристроена подпорная стена. В настоящее время 3 прохода на западе и 1 на юге вновь открыты, т. о., внешний облик кафоликона стал более напоминать первоначальный, хотя надстроенные лити исказили облик здания: с южной и северной стороны появились 2 крыла; с юж. стороны также сооружена колокольня. Внешнее оформление храма характерно для XII в.: в частности, под черепицей крыши вместо обрамляющих карнизов видна зубчатая лента. Кафоликон сильно пострадал во время землетрясения в 1981 г.
Успение прп. Мелетия. Роспись крипты кафоликона мон-ря Осиос Мелетиос. XII в.
Успение прп. Мелетия. Роспись крипты кафоликона мон-ря Осиос Мелетиос. XII в.

Успение прп. Мелетия. Роспись крипты кафоликона мон-ря Осиос Мелетиос. XII в.

По мнению К. Вандерхейде, внутреннее архитектурное украшение кафоликона восходит к традиции художественного оформления храмов, зародившейся в К-поле в XI в. (Vanderheyde. 1994. P. 401-402). Обрамления 3 дверей, ведущих в наос, выполнены из тонких мраморных пластин с геометрическим (ромбы) и растительным орнаментом (листья аканфа, пальметты), а также с изображением орлов. Посредине верхней перекладины каждой из дверей изображен расцветший крест. Первоначальный темплон (алтарная преграда) также был выполнен из мрамора и украшен резным геометрическим и растительным орнаментом. Манера и техника орнаментального оформления жертвенника указывают на его более позднее происхождение. В основной части кафоликона остались следы фресок XII в. Росписи стен лити датируются 3-й четв. XVI в. и, по-видимому, были созданы при содействии архиеп. Афинского Никанора (1570-1592), о чем свидетельствует мраморная мемориальная плита 1573 г. на сев.-зап. стене монастырских келий (Κωνσταντόπουλος. 1924. Σ. 59-60). Возможно, иконописец, выполнивший росписи, принадлежал к мастерской фиванской школы и был учеником Франко Кондари (Deliyanni-Doris. 1975). В наосе и в крипте прп. Мелетия также имеются росписи XVIII-XIX вв.

Рака с мощами прп. Мелетия и др. святых в кафоликоне мон-ря Осиос Мелетиос
Рака с мощами прп. Мелетия и др. святых в кафоликоне мон-ря Осиос Мелетиос

Рака с мощами прп. Мелетия и др. святых в кафоликоне мон-ря Осиос Мелетиос
С юж. стороны к храму примыкает прямоугольная купольная часовня во имя св. Таксиархов. Возможно, первоначально она была главной церковью мон-ря Симвул, которую впосл. перестроил прп. Мелетий, однако купол датируется XII в.

Монастырская трапезная представляет собой прямоугольное здание с полуцилиндрической конхой и имеет росписи. В наст. время территория мон-ря расширена примерно в 2 раза по сравнению с древней. Здесь находится кладбищенская церковь во имя св. Иоанна Предтечи с мраморным резным иконостасом (отреставрирован). Согласно сохранившейся надписи, церковь была отремонтирована и заново расписана в 1764 г., при игум. Феофане. Также в обители имеются иконописная и швейная мастерские, работают изд-во и гостиница.

Среди святынь мон-ря - глава прп. Мелетия Нового, частицы мощей вмч. Феодора Стратилата и прп. Макария Египетского. В день памяти прп. Мелетия (1 сент.) в мон-ре собирается множество паломников.

Большинство паралаврий, основанных прп. Мелетием, до наст. времени не сохранилось, нек-рые находятся в полуразрушенном состоянии. Так, близ совр. дер. Пили в заброшенном монастыре находится храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В 1890 г. во время ремонтных работ древнее здание, кроме лити, рухнуло. К уцелевшей просторной лити был пристроен алтарь, в результате чего сейчас здание представляет собой 8-угольный храм. Сохранившиеся архитектурные элементы древней церкви обнаруживают нек-рое сходство с кафоликоном О. М., что позволяет предположить, что ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» принадлежала 2-му монастырю в честь Пресв. Богородицы, основанному прп. Мелетием, и была построена в XII в. Возможно, ранее этот мон-рь был известен как мон-рь Стернас.

Др. паралаврием О. М. является храм вмч. Георгия Победоносца, находящийся к югу от монастыря, на небольшом холме в сел. Пурнари, примерно в 42 км от старой дороги Афины-Фивы. Крестовокупольная церковь с цилиндрическим барабаном датируется XII в. В период турецкого владычества вход в зап. стене был заложен, дверь сделали с юж. стороны. В наст. время открыты оба входа.

Также известен паралаврий преподобных Феодоров, находящийся в 20 м к западу от монастыря, в сосновом лесу Китероны, и в наст. время представляющий собой развалины крестовокупольного храма XII в. с 2 колоннами, к-рые поддерживали барабан. Капитель одной из колонн была перенесена в О. М. Руины паралаврия свт. Николая также располагаются на зап. склоне Китероны. Это был 4-угольный крестовокупольный храм с выступавшими апсидой и нартексом.

Лит.: Τρία πατριαρχικὰ σιγίλλια μονῶν τῆς Αττικῆς / Εκδ. Σπ. Λάμπρος // Νέος Ελληνομνήνων. ᾿Αθῆναι, 1907. Τ. 4. Σ. 83-93; Κωνσταντόπουλος Κ. ῾Η μονὴ τοῦ ὁσίου Μελετίου κα ὁ Μητροπολίτης ᾿Αθηνῶν Νικάνωρ // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρίας. 1924. Τ. 1. Σ. 49-61; ᾿Ορλάνδος Α. ῾Ιστορία κα περιγραφὴ τῆς ἱερᾶς μονῆς ῾Οσίου Μελετίου. ᾿Αθῆναι, 1931; idem. ῾Η μονὴ τοῦ ὁσίου Μελετίου κα τὰ παραλαύρια αὐτῆς // ᾿Αρχεῖον Βυζαντινῶν Μνημείων ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 1939/1940. Τ. 5. Σ. 34-118; Γριτσόπουλος Τ. Α. Μελέτιος // ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 942-949; Deliyanni-Doris H. Die Wandmalereien der Lite der Klosterkirche von Hosios Meletios. Münch., 1975; Koder J. Hosios Meletios // TIB. 1976. Bd. 1. S. 217-218; Γκέλτης ᾿Ι. ᾿Ανατολὴ στὸν Κιθαιρώνα: ῞Οσίος Μελέτιος. ᾿Αθῆναι, 1983; Gregory T. E. Hosios Meletios // ODB. 1991. Vol. 2. P. 950-951; Vanderheyde C. La sculpture architecturale du «katholikon» d' Hosios Meletios et émergence d'un style nouveau au début du XIIe siècle // Byz. 1994. Vol. 64. N 2. P. 391-407; Κόκορης Δ. Θ. ᾿Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ᾿Αθῆναι, 19972. Σ. 30; Λέκκος Ε. Π. Τά μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. Τ. 1. Σ. 340-344; Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 19992. Σ. 139; Μπούρας Χ., Μπούρα Λ. Η Ελλαδική ναοδομία κατά τον 12ο αιώνα. Αθήνα, 2002. Σ. 232-240; Нектария (Мак-Лиз), мон. Евлогите!: Путев. по св. местам Греции. М., 2007. С. 684.
А. Н. Крюкова
Ключевые слова:
Монастыри Элладской Православной Церкви Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Греция) Осиос Мелетиос, женский действующий монастырь, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви
См.также:
АГАФОНА В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в митрополии Фтиотиды (Элладская Церковь)
БЕСПЛОТНЫХ СИЛ ПЕТРАКИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ действ., принадл. Афинской митрополии Элладской Церкви
БОЛЬШОЙ МЕТЕОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Преображения Господня, муж. Элладской Церкви
ВАРЛААМА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ в комплексе Метеорских монастырей (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви)
ВАРНАКОВА УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ принадлежит Фокидской митрополии Элладской Православной Церкви
ВАРСОН, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ действующий, принадлежит Мантинейской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви