(920-992, Вустер), св. (пам. зап. 28/29 февр.), еп. Вустерский (с 961) и архиеп. Йоркский (с 971).
По отцовской линии О. происходил из знатной англо-дат. семьи. Его дед был в одном из отрядов викингов, вторгшихся в Британию в 70-х гг. IX в. К сер. Х в. родственники О. занимали высокие посты в англ. церковной иерархии: дядя по отцовской линии св. Одон (Ода) был архиепископом Кентерберийским (941-958), дальний родственник Оскитель - епископом Дорчестерским (949/50-971) и архиепископом Йоркским (956/9-971). О. воспитывался в окружении архиеп. Одона, его наставником был франкский ученый и поэт Фритегод. В 50-х гг. Х в. Одон отправил О. на обучение в мон-рь Флёри (Сен-Бенуа-сюр-Луар), где тот принял постриг и познакомился с принципами реформированного бенедиктинского монашества (см. в ст. Клюнийская реформа). О. вернулся в Англию ок. 959 г.; по протекции Оскителя он был представлен Кентерберийскому архиеп. св. Дунстану (960-988), к-рый в 961 г. добился его избрания на авторитетную и богатую Вустерскую кафедру. Укрепляя ее материальное и общественное положение, О. активно заключал письменные договоры о передаче в аренду (как правило, на 3 поколения) земельных участков мирянам (тэнам, рядовым воинам и ремесленникам) за плату и выполнение определенных повинностей в пользу епископа. Сохранилось ок. 80 таких документов, примерно треть их касается братьев и др. родственников О. Способствуя распространению в Англии бенедиктинского монашества, О. сразу после избрания основал небольшой мон-рь в Уэстбери-он-Трим (ныне в составе Бристоля), впосл.- еще ряд мон-рей в своем диоцезе (в Уинчкомбе, Першоре, Ившеме, возможно также в Дирхерсте и Глостере). По отношению к кафедральному капитулу Вустера О. придерживался осторожной политики. Он основал рядом со старым собором св. Петра ц. Пресв. Девы Марии, в которой служили монахи. Известия источников XII в. об изгнании им из капитула секулярных клириков ныне признаются вымышленными. Ок. 965 г., получив от покровительствовавшего монахам элдормена Вост. Англии Этельвине землю в графстве Хантингдоншир, О. основал на острове среди болот крупный монастырь Рамси, в 969 г. он перевел в этот мон-рь монахов из Уэстбери. О. стал аббатом Рамси, ежегодно посещал обитель, повседневное управление общиной осуществлял декан. Являвшийся одним из главных приближенных кор. Эдгара (957/9-975) О. в 971 г. был назначен на почетную, хотя и обедневшую архиепископскую кафедру Йорка. В следующем году он вошел в состав посольства Эдгара ко двору императора Свящ. Римской империи Оттона I вероятно, тогда же посетил Рим, где получил от папы Иоанна XIII (по др. версии - от Бенедикта VI) паллий и разрешение вопреки каноническим нормам сохранить за собой Вустерскую кафедру. Ок. 973 или 975 г. О. и Дунстан совершили коронацию Эдгара в Бате, на к-рой присутствовал ряд шотландских и валлийских правителей, признавших его сюзеренитет. В Сев. Англии О. попытался восстановить монашескую жизнь в мон-ре Рипон. При нем были обретены мощи св. Вильфрида (согласно Житию О. авторства Эадмера, Йоркского архиеп. Вильфрида II - Eadmer of Canterbury. 2006. P. 270-272) и 5 рипонских аббатов VII-VIII вв., но, по-видимому, он продолжал уделять больше внимания Вустерскому диоцезу и мон-рю Рамси. О. покровительствовал созданию книг и образованию в основанных им мон-рях, по его приглашению в мон-ре Рамси нек-рое время жил знаменитый ученый Аббон из Флёри, написавший Мученичество св. Эдмунда, короля Вост. Англии, и подготовивший нескольких учеников (в т. ч. и Бюрхтферта, автора Жития О.). После смерти Эдгара О. и др. лидеры «монашеской» партии выдвинули претендентом на престол старшего сына короля, Эдуарда, их противники во главе с элдорменом Мерсии Элфхере - сына от 2-й жены, Этельреда. Убийство Эдуарда в марте 978 г. (впосл. был канонизирован и почитался как мученик) и коронование Этельреда привели к опале О. и изгнанию монахов из ряда монастырей в Вустерском диоцезе (Уинчкомб, Першор, Ившем), но Рамси под покровительством Этельвине сохранил свое привилегированное положение. В нояб. 991 г. О. в последний раз посетил Рамси, освятив там новую церковь, вскоре его здоровье резко ухудшилось, и он скончался в следующем году, после церемонии омовения ног 12 беднякам, которую ежедневно совершал каждый Великий пост.
О. был похоронен в соборе Пресв. Девы Марии в Вустере. Его могила почти сразу стала местом паломничества, уже Бюрхтферт, составитель 1-го Жития О., отмечал происходившие на ней знамения и исцеления. 15 апр. 1002 г. еп. Эльдвульф перенес мощи О. на почетное место - к югу от главного алтаря. В кон. XI в., после завершения строительства еп. Вульфстаном II в Вустере нового собора в романском стиле (между 1084 и 1095), мощи О. были перенесены туда. С XII в. в Вустере память этого события отмечалась 8 окт., в вустерский календарь также входили годовщины кончины святого (28 февр., в високосные годы - 29 февр.) и его рукоположения во пресвитера (1 июня). В XVI в., во время Реформации, гробница О. была разрушена, мощи перезахоронены под полом собора. Др. центром культа О. в средние века был мон-рь Рамси, где день памяти О. (28/29 февр.) был включен в стихотворный литургический календарь уже ок. 994 г. Значительно меньше свидетельств его почитания в Йорке, хотя во 2-й пол. XI в., вероятно по просьбе Йоркского архиеп. Эалдреда (1060-1069), живший в Англии фламанд. агиограф Фолькард Сен-Бертенский создал некие посвященные О. литургические тексты (не сохр.). Согласно «Хронике архиепископов Йоркских» (вероятно, написана ок. 1143 Альфредом из Беверли - см.: Мереминский С. Г. Беверли и североангл. историописание XII в. // СВ. 2006. Вып. 67. С. 140-163), в XII в. в Беверли (Вост. Йоркшир) как реликвия хранилась пурпурная, украшенная золотом и драгоценными камнями риза (infula) О. (The Historians of the Church of York. 1886. P. 341). С XI в. день памяти О. включен в большое число англ. монастырских бенедиктинских литургических календарей, он также отмечался во Флёри. Имя О. включено в состав Собора святых, в земле Британской и Ирландской просиявших (решение Синода РПЦ от 21 авг. 2007).