(Орловской епархии Орловской митрополии), находится в г. Орле.
Основан в кон. XVI в. на Взвозной горе, в версте от Орловской крепости, недалеко от Троицкой березовой рощи, у дороги, ведущей к г. Болхову. Сожжен вместе с г. Орлом в период Смутного времени, в период восстановления города перенесен на место слияния рек Оки и Орлика. В 1641 г. «на посаде в Большом остроге» свящ. Борисом Козьминым (Косминым) «в память по родителям» была сооружена деревянная на подклете ц. Богоявления с приделами свт. Николая Чудотворца и святых Космы и Дамиана. К храму примыкали кладбище и дворы священно- и церковнослужителей (Пясецкий. 1899. С. 253, 256). Вскоре рядом Козьмин построил теплую деревянную ц. св. князей Бориса и Глеба. Позже он принял постриг с именем Боголеп и стал 1-м настоятелем обители на новом месте. 24 июля 1655 г. сын Козьмина, поп Иван, выполняя волю отца, составил грамоту, согласно которой передавал монастырю обе церкви со всем имуществом, в т. ч. с образами, документы - «крепости» на землю, двор близ церквей и 80 р. (Неделин. 2001. С. 164). Во вкладной книге мон-ря XVII в. упоминались благотворители иером. Никифор, воевода А. С. Соковнин, соборный поп Даниил. К кон. XVII в. при помощи орловских помещиков И. С. Головина, Цуриковых, Аболмасовых, Логачёвых, Бородиных, Жиленковых, Ржевских и горожан «меною и куплею [было] приобретено монастырю земли с усадьбами, сенокосами и угодьями более 800 четвертей» (Петров. 1910. С. 3).
Настоятелями Богоявленского монастыря были строители, а позже - игумены. После строителя Боголепа обителью управляли Герман, Галактион, Корнилий, Сосипатр, Иов, Феодосий и Антоний. Последним настоятелем Богоявленского мон-ря стал строитель Евфимий, возведенный в сан игумена в 1686 г. архиеп. Коломенским и Каширским Никитой (Тотемским).
В 1673 г. Орёл и вместе с ним Богоявленский мон-рь сгорели во время пожара. В отчетах воеводы упоминается выгоревшее «святилище Божие» (АИ. 1842. Т. 4. С. 470). Разрушения были столь значительны, что жители обратились к царю Алексею Михайловичу с челобитной о перенесении города на Взвозную гору. Однако к тому времени, когда разрешение было получено, орляне успели отстроиться на пепелище. В 1674 г. мон-рь получил 150 четв. пашенной земли «вниз по Оке» и 12 дес. сенокосной земли. В 1676 г. настоятель иером. Евфимий с братией обратился к патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову) с просьбой о сооружении на старом монастырском погосте Каменный Верх деревянной ц. Успения Пресв. Богородицы для крестьян, к-рые не могли посещать городские храмы из-за разливов реки (Пясецкий. 1899. С. 6). Евфимию было отказано, но в 1678 г. в писцовой книге г. Орла и Орловского у. уже имеются сведения о существовании на Взвозной горе Успенской пуст. с деревянной ц. Успения Пресв. Богородицы с приделом апостолов Петра и Павла, а также и дворов, положивших начало подмонастырской слободе (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 10049. Л. 21 об.- 23). В писцовой книге 1685-1686 гг. упоминаются 25 тяглых людей, приписанных к пустыни. Келий еще не было, и монахи из братии мон-ря, проживавшие в пещерах на берегу р. Оки, подвергались нападениям разбойников. В синодике значилось неск. имен схимников и монахов, убиенных «лихими людьми» (Пясецкий. 1884. C. 487-489). После пожара (ок. 1680) игум. Евфимий с братией переехал в Успенскую пуст. и восстановил Богоявленскую обитель, отстроив собор в камне - ныне старейшая сохранившаяся каменная постройка в Орле.
Массивный Богоявленский собор, заложенный в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVII в., находится на берегу р. Орлик, недалеко от впадения в р. Оку, и является доминантой центра города. Построен по типу восьмерик на четверике в стиле нарышкинского барокко. Отмечается высокое качество белокаменной резьбы, связанной со столичными традициями. Кирпичные стены, выкрашенные в «алый» цвет, были украшены резными белокаменными деталями (Неделин. 2001. С. 164). В XIX в. храм был перестроен в стиле классицизма; лишь восьмерик с 8-гранным фонарем напоминает о формах нарышкинского барокко. Колокольня (более 30 м) первоначально стояла отдельно, в 1837 г. ее объединили с храмом, перестроив среднюю апсиду и дополнив приделами. На рубеже XIX и XX вв. верхние ярусы колокольни были разобраны; в нач. XXI в. ее воссоздали. Еще в 1678 г. воевода П. М. Скрябин пожаловал игум. Евфимию пустырь недалеко от места, где стояла сгоревшая в 1673 г. проезжая Пятницкая башня, «против мосту, что ездят через Оку-реку». Игумен с братией построил здесь каменную часовню (зафиксирована на чертеже г. Орла 1728 г. и снесена, вероятно, в кон. XVIII в. в связи с перестройкой города по регулярному плану; см.: Там же. 2001. С. 165).
В 1681 г. по благословению Коломенского архиеп. Никиты в Успенской пуст. был заложен, а 11 апр. 1688 г. освящен одноименный каменный храм с колокольней. Богоявленский мон-рь в центре города действовал нек-рое время, но вскоре Богоявленская ц. была обращена в приходскую, а Успенская пуст. преобразована в мон-рь. В день закладки Успенского храма из Богоявленской обители крестным ходом была перенесена икона Успения Пресв. Богородицы - «в дар... от старцев Богоявленского Феодосия и прозорливого Антония, схимника, с братиею» (Описание церквей. 1901. С. 25-26). Эта икона, «письма древнего византийского», почитавшаяся чудотворной, стала главной святыней храма. Вероятно, с этих пор установилась традиция совершать ежегодный крестный ход 15 авг. Впосл. он начинался в городском соборе и завершался в Успенской ц. В то же время из всех приходских храмов в Успенский направлялись крестные ходы. Это был самый древний и почитаемый из 3 существовавших в городе уставных «поместных» крестных ходов. В дни Успенского поста перед иконой совершалось ежедневное чтение акафиста, по средам - с участием архиерея. В О. У. м. хранился также сребропозлащенный крест с частицами мощей, пожалованный в 1659 г. царевной Татьяной Михайловной в путивльский Свято-Духов жен. мон-рь. Крест был украшен «лазоревыми камнями в гнездах» и жемчугом. Среди старопечатных книг упоминаются «Божественная литургия Стрятинской печати» (1604), Требник митр. Киевского и Галицкого свт. Петра (Могилы), рукописный сборник слов св. отцов (полуустав, XVII в.) (Прокопий (Леонов). 2001. С. 20).
В 1691 г. рядом с Успенской ц. была построена деревянная ц. свт. Николая Чудотворца, а над св. воротами 9 янв. 1693 г. освящена каменная ц. апостолов Петра и Павла. С запада «глаголем» к последней пристроены 2-этажные настоятельские покои и братские кельи. Вместо разобранной Никольской ц. была построена и 11 дек. 1700 г. освящена однопрестольная ц. Рождества св. Иоанна Предтечи, примыкавшая к сев. стороне Успенского собора. Одновременно была сооружена каменная часовня для отпеваний, а территория мон-ря обнесена каменной оградой с 3 воротами и 2 башнями. Первое графическое изображение Успенского собора с Предтеченской ц., оградой и кельями имеется на схематическом чертеже г. Орла 1728 г. (Неделин. 2001. С. 88). Сначала надвратная Петропавловская ц. действовала как приходская для монастырских крестьян. К приходу, существовавшему с 1693 по 1755 г., были приписаны причт из белого духовенства (священник, диакон), а также дьячок и пономарь. После отделения прихода от Петропавловской ц. она стала монастырской, а ее свящ. Василий Федотов переведен в Богоявленскую ц., приходские дворы (60) причислили к орловской Сретенской ц. Впосл. Петропавловский храм использовался как домовая церковь для схимников.
На рубеже XVII и XVIII вв. к Успенской ц. была пристроена колокольня в классическом стиле с «англицкими часами от доброхотных дателей», в нач. XIX в. разобрана Иоанно-Предтеченская ц., а новый одноименный храм пристроен с сев. стороны к Успенскому собору, к-рый был переделан: его увенчали большой глухой барабан и купол классического образца. Рядом с колокольней находился каменный столб с железными часами. Согласно описи 1764 г., одноглавая Успенская ц., к-рую венчал крест, «местами вызолочен червонным золотом», была покрыта «яблоко-разноцветною черепицею, а четверик, алтарь и трапеза сосновым тесом ново». На колокольне имелось 8 колоколов, в т. ч. весом 81 пуд (Там же. С. 169-170). В городе на берегу Оки находилась каменная монастырская часовня.
В 1710 г. игум. Евфимий был возведен в сан архимандрита (РГАДА. Ф. 281. Оп. 6. Д. 8636). В 1725 г. О. У. м. был приписан к Коломенскому архиерейскому дому, открыта школа для детей духовенства (в 1727 в ней обучались 25 учеников). Также в 1-й пол. XVIII в. в О. У. м. находились на довольствии отставные военные. Так, в 1741 г. «на содержании» у 21 монаха и 14 послушников проживали 6 ветеранов. По штатам 1764 г., О. У. м. был отнесен к 3-му классу, в 1766 г. переведен из Коломенской епархии во вновь образованную Севскую. В 1764 г. в мон-ре проживали 13 монахов и 17 отставных военных. При настоятеле архим. Арсении (1764-1774) была составлена первая из известных описей мон-ря (Лепилин. 1996. С. 38). В 1772-1779 гг. была надстроена ограда, каменные настоятельские кельи преобразованы в братские, а трапезная часть Петропавловской ц. с примыкавшими к ней помещениями - в настоятельский корпус. Игум. Иероним (ок. 1780-1796) руководил строительством здания Орловского ДУ (ГА Орловской обл. Ф. 220. Оп. 1. Д. 25. Л. 3) и был впосл. его префектом, в 1789 г. написал в духовную консисторию рапорт, в к-ром обосновал версию о существовании мон-ря до литов. разорения в нач. XVII в. Игум. Модест (1796-1800) 17 сент. 1798 г. был возведен в сан архимандрита, поскольку часто заменял архиерея при «торжествах и прочих церковных собраниях», а также «в духовных правлениях и в консистории» (Там же. Д. 30. Л. 20, 33; Д. 37. Л. 362-363). С авг. 1817 по авг. 1818 г. О. У. м. возглавлял архим. св. Гавриил (Городков).
Первоначально О. У. м. не имел земли и постоянных доходов, но к нач. XVIII в. владел с. Архангельским (Монастырским), дер. Орлица и Подмонастырской слободой; монастырские крестьяне ежегодно обрабатывали более 120 дес. земли. На 1741 г. за О. У. м. числилось 482 крепостных. Жертвователями были думный дворянин Н. И. Акинфов, стольник А. А. Юшков, ген. П. П. Воейков, майор И. Т. Шеншин, стольник В. А. Опухтин, ген. Ф. М. Каменский. В числе вкладов упоминается «животворящий Господень Крест», пожалованный Акинфовым и ок. 1693 г. установленный на соборе (Неделин. 2001. С. 167). К 1754 г. среди вкладчиков важнейшими были купцы И. Коровников, И. Коньков, Н. Набоков. В 1764 г. обитель, в вотчинах которой насчитывалось 480 крестьян, владела 817 четв. земли, 2 заказными рощами и 2 мельницами (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 711. Л. 2-30). К 1766 г. вместо переведенных в гос. ведение вотчин и угодий О. У. м. установили ежегодное гос. содержание в размере 806 р., а число братии определили в 12 чел.
15 сент. 1779 г. в Орле было открыто ДУ, подчиненное ректору Севской ДС, для которого в О. У. м. на средства купца С. Малыгина построен корпус, примыкавший к св. воротам. В 1780 г. в уч-ще было 285 учеников, в 1790 г.- 382 ученика. Для размещения воспитанников близ О. У. м. был построен деревянный дом. Настоятели являлись префектами уч-ща. Одним из его преподавателей был Иван Тодоровский, выпускник Московского ун-та, педагог, историк и поэт, впосл. служивший в Правительствующем Сенате. Среди студентов уч-ща - Ф. Г. Амфитеатров, впосл. митр. Киевский и Галицкий свт. Филарет. В результате пожара в ночь на 4 нояб. 1794 г. были повреждены Петропавловская ц. и помещения классов; в итоге здание храма обращено в жилое помещение, в 1798 г. уч-ще закрыто, ученики переведены в Севскую семинарию.
Средоточием духовного руководства в г. Орле и уезде был Орловский духовный приказ, переименованный в сер. XVIII в. в духовное правление. Должность главного судьи обычно занимали игумены и архимандриты Богоявленского и Успенского мон-рей. Второй судья, или судящий, избирался из белого духовенства. До перенесения Богоявленского мон-ря за город Орловский духовный приказ находился в каменном здании в городе, затем переведен в О. У. м.
Постепенно формировался некрополь обители. Еще в челобитной настоятеля Евфимия упоминается существование на Взвозной горе старого монастырского погоста. Впервые о захоронениях на территории О. У. м. писал архим. Арсений, в 1774 г. упомянувший могилы благотворителей: жен помещиков Жилина и Опочинина, а также канцеляриста Житкова, купца Я. Акулова, сыновей прот. Алексия и свящ. Симеона (Орловский краевед. музей. № 8986. Л. 1-4). Позже у алтаря Успенского храма был похоронен герой Бородинской битвы генерал-лейтенант барон Ф. К. Корф (1773-1823). Памятник на его могиле выполнил скульптор И. П. Мартос (1754-1835). На Успенском кладбище были погребены обер-шенк двора Его Имп. Величества гр. Г. И. Чернышёв (1762-1831), тайная советница кнг. Т. С. Урусова (Ɨ 1830), а также благотворительница обители С. И. Сабурова (1816-1864), адресат неск. стихотворений М. Ю. Лермонтова. Здесь же похоронена семья (мать, жена и двое детей) орловского губ. А. В. Кочубея (1790-1878). По его инициативе над могилами родственников была построена и 13 нояб. 1845 г. освящена небольшая ц. Св. Троицы (предположительно архит. Н. Т. Ефимов). Храм, возведенный в готическом стиле в виде однонефной базилики, венчали 2 главки с крестами и 4 шпиля по углам. В склепе под церковной криптой находятся останки членов семьи Кочубея (РГИА. Ф. 797. Оп. 12. Д. 30201).
Вокруг О. У. м. формировалась Монастырская слобода, названия улиц и переулков этого района включают слово «монастырский» (улицы Верхнемонастырская, Среднемонастырская, Нижнемонастырская, Садово-Монастырская, Монастырская набережная), а просторечное название Монастырка, закрепившееся за районом, употреблялось в XIX и XX вв.
22 дек. 1819 г. О. У. м. был упразднен, а его штат в 1820 г. переведен во мценский во имя святых апостолов Петра и Павла монастырь (РГИА. Ф. 397. Оп. 2. Д. 7773. Л. 7). Последний настоятель архим. Владимир, являвшийся одновременно ректором Орловской ДС в Севске, в янв. 1820 г. возглавил мценскую обитель. Все строения О. У. м. были преобразованы в архиерейский дом - новую резиденцию Орловских и Севских епископов. При переводе часть братии осталась проживать при архиерейском доме; в нем служили духовник, эконом, священник, иеродиакон, 2 псаломщика, пономарь и звонарь.
Еп. Иона (Павинский), с февр. 1820 г. проживавший в архиерейском доме, инициировал строительные работы на территории бывш. обители. К 1828 г. был сооружен 2-этажный архиерейский корпус с 6-колонным портиком, в к-ром освящена ц. Благовещения Пресв. Богородицы. В 1845-1858 гг. воздвигнуто 2-этажное здание консистории, достроены каменные стены вокруг всего комплекса, разбиты верхний и нижний сады. В неск. метрах севернее Малой Троицкой церкви-усыпальницы 5 июня 1860 г. был заложен, а 29 июня 1879 г. еп. Ювеналием (Карюковым) освящен 5-главый кирпичный архиерейский собор Св. Троицы (архит. Ефимов). Ок. 1899-1900 гг. все здания были отремонтированы, значительно перестроена Успенская ц., именовавшаяся Владычной усыпальницей. В ней были погребены епископы Никодим (Быстрицкий; † 1839), Поликарп (Радкевич; † 1867), Ювеналий (Карюков; † 1882), Ириней (Орда; † 1904), Митрофан (Землянский; † 1914). В 20-х гг. ХХ в. эти могилы были осквернены и разграблены.
В ризнице архиерейского дома хранились 18 напрестольных Евангелий, в т. ч. Евангелие (1830) в серебряном позолоченном окладе с чеканной каймой (все «финифтияные изображения» осыпаны стразами), 12 напрестольных крестов, 5 потиров, в т. ч. серебряный позолоченный весом более 6 фунтов, 4 серебряных позолоченных ковчега. Среди 12 архиерейских панагий была привезенная из Севска серебряная панагия на синей финифти с «золотыми разводами», украшенная 32 бриллиантами и 4 яхонтами. Здесь же находились 7 наперсных архиерейских крестов, в т. ч. серебряный позолоченный крест, украшенный яхонтами, алмазами и 5 голубыми сапфирами, а также серебряный, местами вызолоченный архиерейский жезл с верхушкой, украшенной драгоценными камешками (более 5 фунтов) (Прокопий (Леонов). 2001. С. 60-61).
К нач. XX в. архиерейский дом владел 7 дес. 1356 кв. саж. земли, мясной лавкой близ Очного моста, переправой через р. Оку, мукомольной мельницей с сенокосом и Спасским лугом в г. Севске, Бандинской лесной дачей в Севском у., Клетнянским архиерейским подворьем в Брянском у. При епископах Симеоне (Линькове; 1883-1889), Мисаиле (Крылове; 1889-1896) и Митрофане (Невском; 1896-1899) в архиерейском доме действовала детская ремесленная школа. В 1900 г. еп. Никанор (Каменский) основал историко-археологический комитет и организовал в архиерейском доме Орловский церковно-исторический музей. В основу собрания музея, первоначально размещавшегося в 2 комнатах бывш. Петропавловской ц., легли коллекции, собранные епископом, а также предметы из монастырской ризницы. В 1904 г., при еп. Иринее (Орде), музей был переведен в 3 верхние комнаты архиерейского дома и в малую Троицкую ц. 27 авг. 1905 г. комитет был преобразован в Орловское церковное историко-археологическое об-во. Архиерейский дом посещали представители имп. фамилии, в т. ч. неоднократно - вел. кн. Михаил Александрович Романов, брат имп. св. Николая II Александровича. 27 авг. 1913 г., во время празднования 800-летия преставления сщмч. Кукши Киево-Печерского, здесь побывала вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Архиерейский дом описан в произведениях Н. С. Лескова («Соборяне», «Мелочи архиерейской жизни») и И. А. Бунина («Жизнь Арсеньева»).
6 июля 1918 г. был арестован проживавший в архиерейском доме еп. сщмч. Серафим (Остроумов). 1 сент. того же года духовная консистория была реквизирована, в ее помещениях размещен Особый батальон караульной службы. В акте, составленном в 1919 г. сотрудником Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины В. П. Панаевым, отмечено, что консисторский архив «в более чем ужасном состоянии». В 1918 г. местная власть реквизировала почти все жилые и хозяйственные постройки архиерейского дома. По декрету ВЦИК (от февр. 1922) 24 апр. 1922 г. из храмов архиерейского дома были изъяты церковные ценности (ГА Орловской обл. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 542. Л. 24). Во время начавшейся кампании по изъятию церковных ценностей епископы Серафим (Остроумов), Агапит (Борзаковский), Николай (Никольский) и Даниил (Троицкий) подверглись аресту. По воспоминаниям орловского старожила М. П. Святицкого, сына духовника орловского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря, к нач. 20-х гг. XX в. в О. У. м. оставалось до 10 монахов, продолжались богослужения, совершались крестные ходы в обитель из храмов города на праздник Успения Пресв. Богородицы. В 1923 г. состоялся большой судебный процесс над архим. Пантелеимоном и прот. Павлом Святицким. Среди последних насельников архиерейского дома упоминаются игум. Каллист, иеромонахи Питирим, Фотий, Рафаил, Роман, Тихон и прот. Владимир.
В 1923 г. Наркомпрос принял Успенскую ц. на гос. учет, как памятник культуры (Там же. Д. 583. Л. 75). Вскоре все храмы архиерейского дома были закрыты. В 1924 г. производилась последняя фотофиксация интерьеров и росписей Успенской ц. (Там же. Д. 40. Л. 75). 20 сент. 1925 г. участок О. У. м. по берегу р. Оки, прилегающий к Петропавловской и Успенской церквам, со всеми постройками и с кладбищем был передан рабочему жилищно-строительному кооперативному товариществу «Застройщик». В окт. того же года председатель правления товарищества обратился в Губернский административный отдел с просьбой разрешить ликвидировать заброшенное Успенское кладбище. В нач. янв. 1926 г. товариществу было предписано сдать старые кресты и могильные плиты в Губфинотдел для пополнения госфонда. По рассказам старожилов, значительная часть каменных памятников кладбища использовалась при ремонте плотины у Банного моста. В нач. 1926 г. Троицкий собор был приспособлен под склад огнеприпасов 16-го полка 6-й Стрелковой дивизии. Кирпич из обветшавших зданий архиерейского дома расхищало население. В Орловском областном краеведческом музее сохранились фотографии полуразрушенных построек, сделанные в 1928 г.
В апр. 1928 г. архиерейский комплекс был передан фабрике-коммуне № 3 Наркомтруда СССР для трудового перевоспитания беспризорников и несовершеннолетних преступников (Там же. Д. 31. Л. 75). В авг. того же года в наспех отремонтированные корпуса вселилась 1-я группа беспризорников (738 чел.). Всего в 1928 г. в колонии числились 1300 чел. В 1929 г. началось приспособление под «культурные нужды» Успенской, Предтеченской и малой Троицкой церквей. В первую очередь разобрали колокольню и купол Успенского храма. Видимо, в кон. 1929 или в 1930 г. был взорван Троицкий архиерейский собор, разобрана Петропавловская ц. с келейным корпусом, на малой Троицкой ц. сбиты главки, к ней пристроили сарай; вскрыты и осквернены многие захоронения. В авг. 1930 г. кирпич из разобранных зданий О. У. м. использовался при строительстве фабрики-коммуны. В дек. 1930 г. фабрика-коммуна № 3 переименована в завод-школу, а 1 окт. 1931 г.- в завод № 5. В 1932 г. строения архиерейского дома были переданы Орловскому педагогическому ин-ту. На территории О. У. м. размещалось общежитие с лыжной базой (в Успенской ц.), со спортивным залом (в Предтеченской ц.). В 2-этажном корпусе проживали семьи преподавателей.
23 июня 1941 г. в О. У. м. был организован госпиталь для солдат и офицеров Красной Армии. По свидетельству очевидцев, в годы оккупации г. Орла в стенах обители был нем. госпиталь. После освобождения Орла 5 авг. 1943 г. на территории О. У. м. находились: лагерь для военнопленных, с 1944 г.- исправительно-трудовая колония № 4, с 50-х гг. XX в.- воспитательно-трудовая колония (в Успенской ц. была школа для заключенных, в Троицкой ц.- карцер, в склепах размещались отхожие места). В мае-июле 1980 г. колония была ликвидирована и в О. У. м. разместился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков; Успенский храм, ворота архиерейского дома и другие постройки были разрушены, св. колодец засыпан.
К кон. 80-х гг. XX в. на территории О. У. м. сохранились лишь Троицкая ц., один из корпусов архиерейского дома и подвалы Троицкого собора. В 1987 г. проводилось историко-архитектурное обследование территории О. У. м., в ходе несанкционированных строительных работ вскрыт некрополь, в 1990 г. перезахоронены останки ген. Ф. К. Корфа. 28 авг. 1991 г. на фундаментах Успенского храма отслужили 1-й молебен. 13 февр. 1992 г. по постановлению главы администрации области «О мерах по улучшению охраны и использования памятников истории и культуры» комплекс сооружений О. У. м. был принят под охрану гос-ва. 12 марта 1992 г. епархии была возвращена малая Троицкая ц. (ныне храм православной гимназии св. Кукши), освященная 22 янв. 1993 г. орловским благочинным свящ. И. Кардашем, прот. Н. Коваленко и настоятелем свящ. С. Крючковым.
20 апр. 1992 г. по постановлению мэра г. Орла территория О. У. м. была передана Орловской епархии РПЦ. В 1993 г. был зарегистрирован устав Православного братства Успения Пресв. Богородицы, призванного способствовать возрождению мон-ря. В авг. 1994 г. архиеп. Паисий (Самчук; Ɨ 2008) возглавил перезахоронение останков епископов Никодима (Быстрицкого), Поликарпа (Радкевича), Ювеналия (Карюкова), Иринея (Орды) и Митрофана (Землянского). Впосл., 22 марта 2008 г., архиеп. Паисий (Самчук) был похоронен в обители. В 1994-1995 гг. на территории О. У. м. был обнаружен подземный ход, а также найдено массивное каменное надгробие (до XVI в.). Раскопки 1996 г. помогли выявить под могилами в Успенской ц. 2 более древних захоронения, располагавшиеся в пределах 1-й каменной церкви. В одном находились останки старца-монаха с деревянными четками, со свечами и с монетой нач. XVIII в.- предположительно архим. Евфимия, в другом - женщины с кипарисовыми четками и янтарным крестиком, возможно одной из благотворительниц (Лепилин. 1998. С. 10).
В 1995-1996 гг. на территории, прилегающей к О. У. м., было построено новое здание архиерейского дома. 1 сент. 1998 г. в переданных епархии помещениях УВД начались занятия в Орловской православной гимназии сщмч. Кукши, к-рой был передан бывш. приходской малый Троицкий храм.
По решению Синода от 9 июня 1998 г. О. У. м. был открыт, к кон. 2018 г. в мон-ре проживали ок. 10 насельников, наместник - еп. Ливенский и Малоархангельский Нектарий (Селезнёв). В О. У. м. построены храм Успения Пресв. Богородицы (2002), 5-главый собор Казанской иконы Божией Матери (2003-2011; освящен 4 нояб. 2011), ц. Благовещения Пресв. Богородицы (2018), часовня св. блгв. кн. Александра Невского (2006) над артезианской скважиной. Среди святынь - несколько ковчегов с частицами мощей. В дер. Азаровка Орловского р-на имеется подворье с 2-этажным корпусом и ц. арх. Михаила. При мон-ре работает издательский отдел, действует благотворительная столовая, имеется пункт помощи освободившимся из мест лишения свободы. 3 мая 2014 г. в О. У. м. освящена мемориальная доска поэту С. С. Бехтееву.