Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОРИЕНЦИЙ
53, С. 269-270 опубликовано: 18 июля 2023г.


ОРИЕНЦИЙ

[Лат. Orientius] (V в.), св. (пам. зап. 1 мая), еп. г. Августа Авсков (ныне Ош), лат. богослов и поэт.

Источники

Известны 3 источника, в к-рых упоминается О. Первый - найденное в XVII в. иезуитом историком Иоганнесом Гамансом Житие, созданное в VI-VII вв. (Brux. 207-208 (3132), XIII в.; Tandoi. 1984. P. 209; Gillet. 2003. P. 142). Второй - Житие в составе Буржского бревиария XV в. (Orlandi. 1722. P. 304). Третий - группа памятников, в к-рых имеется ряд косвенных отсылок к О.: «Хроника» Проспера Аквитанского (MGH. SS. AA. T. 9. P. 476), «Трехчастная церковная история» (PL. 69. Col. 1125), «История готов» Кассиодора (MGH. SS. AA. T. 11. P. 277-278) и Житие св. Мартина Венанция Фортуната (Ibid. T. 4. Pars. 1. P. 293-370).

Главный труд О.- «Commonitorium fidelium» (Увещание верных, или Наставление верующих) (ок. 430), дидактическая поэма в 1036 строк о морали в назидание верующим. Написана элегическим дистихом в подражание Седулию Скоту и Пруденцию (Orientius. 1945. P. XIV, 4, 13, 122). В поэме описаны эпизоды неск. вторжений вандалов в Галлию в нач. V в.

Сохранились 2 молитвы, составленные О. Единственной рукописью, содержащей произведения святого, является Paris. Nouv. acq. lat. 457, созданная в X или XI в. (Manitius. 1891. S. 192). Ряд творений О. издан Р. Эллисом в 1888 г. (CSEL. 16. P. 205-243, последнее изд.: Orientii Commonitorium. Carmina / Cur. C. Rapisarda. Catania, 1958).

Жизнь

О. род. в г. Оска (ныне Уэска, Испания) или в г. Ургелл (ныне Ла-Сеу-д'Уржель) в христ. семье (ActaSS. Mai. T. 1. P. 62). Его отец был дуксом Ургелла и рим. наместником в испан. Каталонии. Святой получил великолепное религ. образование в Бурдигале (ныне Бордо), Толосе (ныне Тулуза) и Тарраконе (ныне Таррагона). Унаследовав пост наместника от ушедших друг за другом из жизни отца и старшего брата, О. понял, что управление огромной провинцией не соответствует его идеалам христ. жизни. Раздав имущество бедным, он стал отшельником и подвизался в местности Левитания (ныне Лавдан), построил скит и мельницу у р. Изаврий (ныне Изаби). Когда проживавшие неподалеку крестьяне узнали о его убежище, к нему потянулись паломники. Желая избежать общения с ними, О. удалился в грот близ совр. Вильлонга. Там он строго постился и молился.

После смерти епископа г. Августа Авсков горожане решили просить О. стать епископом и он согласился. Святой стяжал дар чудотворения. Однажды он воткнул палку в землю, та проросла и превратилась в большое дерево. По молитве святого обрушился языческий храм на горе Нервава (ныне Сен-Крик). О. обратил к вере во Христа васконов, предков совр. басков. Принимал участие в посольстве вестготов к рим. полководцам Литорию и Флавию Аэцию (439). По просьбе Теодориха I (418-451) О. пытался предотвратить осаду Толосы и, проповедуя, старался убедить римлян отступить. Литорий проигнорировал слова О., а Аэций прислушался к ним, и вестготам удалось победить в сражении. Провинциальные магнаты отправили О. послом к королю готов с просьбой о помиловании одного из них, приговоренного к смерти. После разговора О. с королем заключенного освободили из-под стражи (Salvianus Massiliensis. De gubernatione Dei // PL. 53. Col. 136-138; Gillet. 2003. P. 140). В конце жизни святой удалился в грот в Пиренеях и спустя нек-рое время мирно скончался.

Почитание

О. был похоронен в позднеантичной церкви (ок. III в.), к-рую в V в. переименовали в его честь (Сент-Оренс). На ее месте вскоре построили базилику. В VI в. кор. Хлодвиг I (481/2-511) даровал следующему епископу Августы Авсков право управления всеми церквами города. Сент-Оренс стал главным приходом еп-ства. Ок. 870 г. была проведена опись имущества базилики (Guédon. 2013. P. 51). В 960 г. бенедиктинские монахи основали аббатство на ее месте, а в 1068 г. оно было отдано вместе с неск. др. аббатствами в подчинение клюнийцам как приорат (De La Haye. 1995. P. 52). В 1075 г. была освящена ц. св. Ориенция в мон-ре во имя О. (Du Mège. 1843. P. 10). Мощи святого, утерянные в результате неск. нашествий варваров, были обретены в 1078 г. и с тех пор хранились частично в реликварии, частично были помещены в саркофаг в ц. св. Ориенция рядом с саркофагами др. святых. В XIV в. клюнийская конгрегация провела реконструкцию приората (Canéto. 1872. P. 95). Аббатство было разрушено после Великой французской революции (1789-1799), ок. 1800/02 г. После 1802 г. руины мон-ря приобрели монахини-урсулинки и восстановили обитель. В 1904 г. здания приората выкуплены городскими властями Оша, а в 1947 г. внесены в реестр исторических памятников (Courtès. 2003. P. 56).

Ист.: BHL, N 6344-6349; ActaSS. Mai. T. 1. P. 60-64; Orientius. Commonitorium / Ed. M. D. Tobin. Wash., 1945. P. XIV, 4, 13, 122.
Лит.: Orlandi P. A. Origine e progressi della stampa, o sia Dell'arte impressoria e notizie dell'opere stampate dall'anno 1457. sino all'anno 1500. Bologna, 1722; Du Mège A. Mémoire sur l'ancien monastère de Saint-Orens, à Auch. P., 1843; Canéto F. Le choeur d'Auch: Étude iconographique. Auch, 1872; Manitius M. Geschichte der christlich-lateinischen Poesie bis zur Mitte des 8. Jh. Stuttg., 1891. S. 192; Platelle H. Orenzio // BiblSS. 1967. T. 9. Col. 1223-1224; Tandoi V. Noterelle Orienziane // Vichiana: rassegna di studi filologici e storici del mondo classico. Napoli, 1984. P. 199-210; De La Haye R. Apogée de Moissac. Maastricht, 1995; Courtès G. Les communes du departément du Gers. Auch, 2003. Vol. 1. P. 56; Gillet A. Envoys and Political Communication in the Late Antique West, 411-533. Camb., 20032. P. 142; Guédon F. Archaelogical Prospection of the Pyrenean Valleys in the Upper Lavedan, Hautes-Pyrénées // Continuity and Change in Cultural Adaptation to Mountain Environments: From Prehistory to Contemporary Threats / Ed. L. R. Lozny. N. Y., 2013. P. 43-97.
И. М. Косов
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Богословы латинские Поэты латинские Ориенций (V в.), епископ г. Августа Авсков (ныне Ош), латинский богослов и поэт, святой (пам. зап. 1 мая)
См.также:
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.)
ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.)
КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.)
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
АВГУСТ († ок. 440), епископ, исп. (пам. зап. 2 мая)
АВЕНТИН († 528), еп. Шартрский, свт. (пам. зап. 4 февр.)
АВЗОНИЙ (III в.), еп. Ангулемский, сщмч. (пам. зап. 22 мая)
АВИТ Алцим Экдиций (ок. 450 – ок. 518 или 525), еп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 5 февр.)
АВИТ (571-594 или 595), еп. Клермонский, свт. (пам. зап. 21 авг., 4 сент.)