Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОСНИК
57, С. 581-583 опубликовано: 13 сентября 2024г. 


ПОСНИК

(Постник) Яковлев, древнерус. архит., «церковный и городовой мастер» сер. XVI в., один из немногих известных по имени средневек. зодчих, ведущий псковский мастер «грозненского стиля» (Седов. 1996. С. 199). Имя П. содержится в тексте царского указа от кон. 1554 г., направленного в Новгород, согласно которому он и псковские каменщики Иван Ширяй «с товарыщы», всего 200 чел., должны были ехать «к весне, в Казани новой город Казань камен делати» (ДАИ. 1846. Т. 1. № 82. С. 136-137). По мнению В. В. Седова, указание относится к весне 1555 г., т. к. строительство началось в этом году. Под рук. П. в Казанском крае был возведен целый ряд белокаменных сооружений: в Казани - нек-рые участки стен и башен кремля (1555-1562), Спасская башня и Спасская ц. кремля (1555-1560), Благовещенский собор кремля (1561-1562); в Свияжске (Ивангороде Свияжском) - Никольский храм Успенского мон-ря с трапезной и службами (1556), Успенский собор (1560-1561; освящен 12 сент., в день памяти мч. Автонома).

Фрагмент панорамы юж. части Казанского кремля со Спасской башней и надвратной церковью. Гравюра по рис. А. Свечина. 1763 г.
Фрагмент панорамы юж. части Казанского кремля со Спасской башней и надвратной церковью. Гравюра по рис. А. Свечина. 1763 г.

Фрагмент панорамы юж. части Казанского кремля со Спасской башней и надвратной церковью. Гравюра по рис. А. Свечина. 1763 г.

Возведенная под рук. П. Казанская крепость была одним из крупнейших оборонительных сооружений своего времени. Как было отмечено в ходе археологических работ в Казанском кремле, существующие стены и башни возводились в неск. этапов. Первоначально при возведении белокаменных укреплений Казани псковские мастера во главе с П. и Иваном Ширяем с юга и севера повторили местоположение и конфигурацию татар. крепости, включили ее фрагменты в структуру возводимых укреплений; местоположение части башен, в т. ч. проездных (воротных), осталось прежним. Крепостных башен было 13, они различались по функции (проездные и без проезда), форме (граненые и круглые), наличию или отсутствию дополнительных сооружений, прежде всего церквей, и были, как правило, 2-ярусными, не имели шатровых завершений в камне или дереве. Помимо сохранившейся Спасской надвратной ц. надвратные церкви в крепости были на Сергиевских воротах (на зап. стене, в районе подворья Троице-Сергиева мон-ря), на Никольских (Тайницких) воротах (на сев. стене), возможно, на Воскресенских воротах. Спасская ц. служила также реликварием для воинского царского стяга, в размер к-рого была сделана икона Нерукотворного образа Спасителя (под записью, ныне в ц. Ярославских чудотворцев на Арском кладбище в Казани). Седов отмечает, что в стилистике казанской цитадели, возведенной псковскими мастерами, присутствуют элементы итальянской крепостной архитектуры: внешний валик стены, завершения «ласточкин хвост», круглые бойницы.

Храмовые сооружения псковских мастеров в Ср. Поволжье разнообразны по типологии: большие соборы (кафедральный Благовещенский в Казани, монастырский Успенский в Свияжске), надвратные церкви (ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя на Спасской башне кремля в Казани), теплая церковь со службами и трапезной (Никольская ц. в муж. Богородицком Успенском мон-ре).

Никольская церковь с трапезной и службами (1556) и Успенский собор (1560–1561) Успенского Свияжского мон-ря. Фотография. 2018 г. Фото: М. Маханько
Никольская церковь с трапезной и службами (1556) и Успенский собор (1560–1561) Успенского Свияжского мон-ря. Фотография. 2018 г. Фото: М. Маханько

Никольская церковь с трапезной и службами (1556) и Успенский собор (1560–1561) Успенского Свияжского мон-ря. Фотография. 2018 г. Фото: М. Маханько

Сохранившиеся каменные постройки в Казани и Свияжске принадлежат псковской архитектурно-строительной традиции, при этом, по мнению Седова, мастера представляли 2 направления - более традиционное и новаторское. К последнему принадлежал и П. Степень индивидуальности П. как архитектора не определяется какими-то особыми формами или повторяющимися мотивами. Ее маркируют, по мнению Седова, формы московской архитектуры, а сами мастера различаются по степени следования псковской традиции (многолопастные арки фасадов у Спасской надвратной ц. или Успенского собора в свияжском мон-ре) или по новаторским формам, образцами для к-рых служили московские кремлевские соборы. Так, Благовещенский собор Казани - 6-столпный 5-главый, с круглыми внутренними столбами по аналогии с Успенским собором Московского Кремля; вместо парусных переходов к главному куполу использованы тромпы - прием, присущий вост. архитектуре и уникальный для храмового строительства того времени. П. и его сотоварищи умело воспроизводили известные в псковском строительстве формы храмов: надвратная Спасская ц., судя по старинным рисункам сер. XVIII в. (Фролов. 2005. С. 14: Саначин. 2015. С. 70-71; ил. между с. 188 и 189), повторяла облик небольшой бесстолпной церкви, известной по придельным храмам в городских ансамблях, таких как сев. Сретенский придел (не сохр.) в псковской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы со Усохи) 1535 г. или юж. придел во имя св. Саввы Сербского в Крыпецком мон-ре (1557; схемы и реконструкции: Седов. 1996. С. 101, 154). И псковские придельные храмы, и Спасская надвратная ц. имели пощипковое покрытие на 8 скатов, лицевой фасад с 3 пряслами, соединенными многолопастной аркой, и боковые фасады с филенками без лопаток с узкими окнами. В декоре фасадов детали, характерные для псковской строительной школы, узорчатые пояски («бегунок», кирпич на ребро), соединены с аркатурами. В размещении декоративных элементов подчеркивались наиболее значимые зоны (верхи глав и апсид) (подробнее см.: Седов. 1996. С. 170-198).

С привлечением на рубеже XIX и XX вв. новых письменных источников мастерству П. отводится особая роль в истории древнерус. архитектуры. В 1896 г. свящ. И. Кузнецов опубликовал выдержку из рукописного сборника, хранившегося в Румянцевском музее (собр. Н. П. Румянцева, № CCCLXIV). Сборник, согласно А. X. Востокову, датирован кон. XVII - нач. XVIII в., в его состав входит «Сказание о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца», образ был царским вкладом в строившийся Покрова Пресвятой Богородицы на Рву собор в Москве (Василия Блаженного). В этом позднем сказании о постройке собора упоминается, что для строительства «дарова ему [царю] бог дву мастеров руских, по реклу Постника и Барму, и быша премудрии и удобни таковому чюдному делу» (Кузнецов И. Еще новые летописные данные о построении московского Покровского (Василия Блаженного) Собора // ЧОИДР. 1896. Кн. 2. С. 24). В 1902 г. И. Е. Забелин отождествил с Постником, строителем храма Василия Блаженного, псковского мастера П. (Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1902. ч. 1. С. 156). Сведения текста «Сказания...» восходят к 3-й редакции Жития свт. Ионы, митр. Московского, и пересекаются с данными Пискаревского летописца, произведения столичного летописания, известного по единственному списку 40-х гг. XVII в.; в нем также упоминается строитель Покровского собора на Рву, но его имя - Барма (ПСРЛ. Т. 34. С. 189). Использованный в «Сказании...» оборот «по реклу», «рекомый» указывает на прозвище, личное или фамильное, или на дополнительное имя; встречается при упоминании лиц различного социального, сословного или профессионального круга начиная с XVI-XVII вв. Имя Посник (Постник) в качестве личного и отцовского именования употреблялось в различных кругах, от крестьян до чиновников-дьяков (Тупиков Н. М. Словарь древнерус. личных собственных имен. СПб., 1903. С. 316-318); в сравнении с ним прозвище Барма встречается гораздо реже (Там же. С. 40). Версия о том, что одинаковое имя обозначает одного мастера, без учета возможностей к перемещению на дальние расстояния в средневек. эпоху, нашла поддержку у нек-рых историков архитектуры и привела к появлению гипотезы, что П., строитель каменных сооружений в Казани и Свияжске, был также автором Покровского собора на Рву и имел прозвище Барма. По мнению Н. Ф. Калинина, этот мастер был по значению сопоставим с лучшими мировыми архитекторами (Калинин. 1957. С. 263). Подтверждение своей гипотезе ученый нашел в др. памятнике письменности: в книге Судебник 1550 г. во вкладной записи 1633 г. упоминается московский служилый человек по имени Дружина, сын Тарутия (Таруты) Посникова, «по реклу Бармы»; Калинин считал его внуком П. (ркп.: Архив СПБИИ РАН, собр. Н. П. Лихачёва, № 228; опубл.: Судебники XV-XVI вв. М.; Л., 1952. С. 117). Мнение об отождествлении П. и Бармы было опровергнуто в работах исследователя древнерус. рукописей Е. И. Серебряковой; в трудах совр. историков архитектуры, прежде всего А. Л. Баталова и Седова, отвергнуто авторство П. как строителя Покровского собора на Рву (см. ст. Барма; также: Седов. 1996. С. 198-199; Баталов. 2001; он же. 2016. С. 144-147).

Память о П. как строителе первых каменных сооружений в Казани увековечена в столице Татарстана монументом в сквере перед юж. фасадом Благовещенского собора.

Лит.: Калинин Н. Спасская башня Казанского Кремля. Каз., 1926; он же. Постник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского кремля // Сов. Арх. 1957. № 3. С. 261-263; Седов В. В. Псковская архитектура XVI в. М., 1996; Баталов А. Л. О ранней истории собора Покрова на Рву и обретении «лишнего» престола // Сакральная топография средневек. города. М., 1998. С. 51-63 (Изв. Ин-та христ. культуры Средневековья; Т. 1); он же. Судьбы ренессансной традиции в средневек. культуре: Итал. формы в рус. архитектуре XVI в. // ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 135-142; он же. Собор Покрова Богородицы на Рву: История и иконография архитектуры. М., 2016; Фролов Г. В., сост. Путев. по храмам и мон-рям г. Казани. Каз., 2005; Саначин С. П. Исслед. по истории Казанского края, преимущ. Казани. Каз., 2015.
М. А. М.
Ключевые слова:
Архитекторы российские Посник (Постник) Яковлев, древнерусский архитектор, «церковный и городовой мастер» сер. XVI в., один из немногих известных по имени средневековых зодчих, ведущий псковский мастер «грозненского стиля»
См.также:
АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий
АНТОН Фрязин (Онтон Вязин), итал. мастер, архит., инженер, упом. летописями в связи со строительством Моск. Кремля (XV в.)
АРТЛЕБЕН Николай Андреевич (1827-1882), архитектор, реставратор