[Греч. Πορφύριος ὁ Καυσοκαλυβίτης; в миру Евангелос Баирактарис] (7.02.1906 - 2.12.1991), прп. (пам. греч. 2 дек.), совр. подвижник и духовник. Род. в бедной, но благочестивой семье Леонида и Елены Баирактарисов в дер. Айос-Иоанис в Каристии на о-ве Эвбея. Был 4-м из 5 детей. Отец П. К. тоже имел монашеское призвание, но, так и не приняв постриг, стал певчим в храме и научил сына основам православной веры. Евангелос окончил лишь 2 класса начальной школы, т. к., чтобы помочь семье, был вынужден ухаживать за скотом и работать на немногочисленных полях семьи, на угольных копях Эвбеи, в магазинчике в г. Халкида (о-в Эвбея), а позже - в магазине скобяных изделий в Пирее. Еще в детстве прочитав Житие прп. Иоанна Кущника (Каливита), мальчик вдохновился святой жизнью преподобного и решил подражать ему. Неск. попыток уехать на Афон оказались неудачными. Наконец он встретил на корабле мон. Пантелеимона, который принял его под свое покровительство и представил его как своего племянника. Мальчик был принят в Кавсокаливийском скиту во имя Пресв. Троицы (см. в ст. Великая Лавра) в келью св. Георгия, где стал послушником у 2 старцев - Пантелеимона и Иоанникия (1920/21). Будучи подростком, он показал себя настоящим аскетом: ходил босой, спал на полу, совершал множество поклонов, работал в саду, собирал улиток, таскал землю, занимался резьбой по дереву и при этом оказывал крайнее послушание старцам. Через 2 года он принял монашеский постриг с именем Никита.
В 1925 г. молодой монах заболел открытым плевритом после сбора улиток в мороз. Лечение и временное пребывание в Афинах не помогли. Т. о., в возрасте 19 лет он был вынужден покинуть Афон и вернуться на Эвбею. Там он поселился в мон-ре во имя сщмч. Харалампия в Авлонари, недалеко от родного села, где продолжал жить по святогорскому уставу, ограничив лишь пост до полного выздоровления. В возрасте 21 года 26 июля 1927 г. стал диаконом, а на следующий день земляк П. К., архиеп. Синайский Порфирий III (Павлинос), рукоположил его в сан пресвитера и в качестве особенного знака отличия нарек своим именем - Порфирий. Два года спустя еп. Каристийский Пантелеимон (Фостинис) назначил П. К. духовником-исповедником, а в 1938 г. возвел его в сан архимандрита в качестве поощрения за служение Церкви. П. К. прожил на Эвбее примерно до 1940 г., служа в обители сщмч. Харалампия, а когда мон-рь был преобразован в женский,- в обители во имя свт. Николая в Ано-Ватии, также на Эвбее.
С 12 окт. 1940 до 1973 г. иером. П. К. служил приходским священником в ц. во имя св. Герасима при Афинской больнице недалеко от пл. Омония. За это время П. К. помог тысячам людей обрести душевный мир и, получив дар врачевания, исцелял их от многих болезней. В храме св. Герасима собирался кружок афинской интеллигенции - профессора и студенты Афинского ун-та, среди них был крупный специалист по истории религий Л. Филиппидис, который весьма почитал старца. Одно время в храме св. Герасима пел знаменитый псалт Спиридон Перистерис. П. К. очень любил визант. пение, считал визант. церковную музыку учением, к-рое умягчает душу и постепенно возносит ее к духовным мирам, соединяет с Богом и приносит совершенное успокоение. Служа в Афинах, П. К. изучал теорию музыки, научился играть на фортепиано, любил фисгармонию.
Врачи в больнице оказывали старцу особое уважение, часто просили помолиться перед сложной операцией, а когда затруднялись с определением диагноза, обращались к П. К. В 1955 г. он получил от мон-ря Пендели небольшой мон-рь св. Николая в Калисии (ныне Калитея) с участком земли, к-рый стал усердно обрабатывать. 16 марта 1970 г. после 35-летнего служения Церкви удостоился небольшой пенсии и ушел за штат, но продолжал служить в храме св. Герасима. С 1973 г. стал принимать духовных чад в Калисии. Летом 1979 г. П. К. поселился в сел. Милеси в совр. диме Оропос на частной земле, купленной на свои сбережения. В 1980 г. начались первые строительные работы на сбережения старца, собранные благодаря многолетней экономии, и на пожертвования духовных чад (одно время старец и его родственники усердно работали на вязальной машине и брали множество заказов). Ок. 1984 г. было завершено строительство большей части жен. мон-ря (исихастирия) в честь Преображения Господня, в котором ныне находится изд-во, выпускающее книги о преподобном.
П. К. страдал от плеврита, грыжи, постоянных желудочных кровотечений из-за побочного эффекта вслед. приема лекарств, от болезни сердца; он перенес инфаркт, операцию на почках, из-за неудачной операции по удалению катаракты потерял зрение, в конце жизни болел раком. Старец со смирением переносил недуги, считая их благословением Божиим. П. К. полагал, что жив только по молитвам своих духовных чад. Имея дар исцелять др. людей, он никогда им не пользовался для лечения собственных недугов.
Незадолго до смерти старец был извещен о своей кончине и пожелал умереть смиренно, вдали от мира. Он удалился на Афон в 1991 г. Скончался в своей келье, где начинал монашеский путь, в Кавсокаливийском скиту. 27 нояб. 2013 г. Синод К-польского Патриархата прославил старца в лике святых.
П. К. получил дар благодати в юном возрасте на Афоне от 90-летнего старца Димаса, бывш. рус. офицера. С тех пор П. К. мог видеть на расстоянии, понимать язык птиц и зверей, определять местонахождение воды и полезных ископаемых под землей, но никогда этим не пользовался ради своей выгоды. Также он читал помыслы людей, имел дар прозорливости и предвидел судьбу человека, напр. станет ли он монахом или создаст семью. Собирающимся стать монахами он давал советы относительно выбора мон-ря, имеющим семью - о воспитании детей без принуждения и о создании благоприятной атмосферы в доме. Обладая великим даром рассуждения, П. К. в каждой ситуации действовал по-разному. Старец знал, какой совет будет по силам выполнить тому или иному человеку. В пастырской заботе мог оставить все свои насущные дела и поехать на Крит или на Кипр, чтобы помочь тому или иному человеку, о нужде к-рого его известил Св. Дух.
Старец имел особый дар общения на расстоянии со своими чадами, живущими в др. странах, без помощи телефона. Практиковал совместную молитву с чадами в определенное время, считая молитву общением с Богом. Получил благодать видения нетварного света. Считал особенно полезной ночную молитву. Определял различные страхи (фобии) у людей, неврастению, навязчивые идеи и другие душевные болезни, от которых с успехом исцелял.
П. К. считал, что исповедь должна быть основана на любви и свободе и был против строгих епитимий, к-рые давали своим чадам в его время др. духовники (в молодости он сам действовал подобно им). Призывал причащаться за каждой литургией тех, кто не под епитимией. Своим чадам советовал чаще творить Иисусову молитву и делать земные поклоны, к-рые имеют большое значение для духовной жизни человека, т. к. тело тоже должно участвовать в молитве. Старец говорил о единстве душевно-телесной сущности человека, в которой усматривал основу его существования.