(† 361-363?), мч. Эфесский (пам. 15 сент.). Основным источником сведений о П. является краткое сказание в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.; SynCP. Col. 48). Буд. святой был мимом. В день рождения имп. Юлиана Отступника (361-363) он должен был выступать перед императором в театре, представляя в нелепом и смешном виде таинство Крещения. Но когда П. был погружен в воду с произнесением крещальной формулы, на него действительно сошла благодать Св. Духа, он уверовал во Христа и открыто исповедовал себя христианином. Император немедленно приказал отсечь ему голову. Перед смертью мученик «сотворил великие чудеса».
Иначе описываются обстоятельства мученической кончины П. в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.): в нем нет истории о чудесном обращении мима во время театрального представления. Выступая перед императором-отступником, П., к-рый уже был христианином, в порыве ревности о Боге обличил императора и был за это казнен (PG. 117. Col. 143-144). Происхождение этой версии не вполне ясно; позднейшие повествования о мученической кончине П. чаще следуют изложению Синаксаря К-польской ц., а версию Минология игнорируют.
Несмотря на различие сказаний, П., вероятно, следует отождествлять с Порфирием, мч. Кесарийским (пам. 4 нояб.). Ошибочное представление о двух святых Порфириях, однако, было общепринятым в церковной традиции. Отдельная память П. с кратким сказанием содержится в Синаксаре К-польской ц. под 15 сент. (SynCP. Col. 48); под той же датой она приводится и в Минологии имп. Василия II (PG. 117. Col. 51-52). Следует за ранними источниками и прп. Никодим Святогорец (см. Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 151).
В латинской традиции литургическое почитание П. как отдельного лица впервые фиксируется в Римском Мартирологе Цезаря Барония (80-е гг. XVI в.) под 15 сент. (MartRom. P. 397). Совр. редакция Римского Мартиролога память П. не включает.
В слав. традиции, следовавшей за греч. источниками, П. также считался отдельным лицом, отличным от мч. Порфирия, пострадавшего при имп. Аврелиане. Память П. со сказанием содержится под 15 cент. в составе слав. нестишного Пролога, переведенного с греческого в кон. XI или нач. XII в. (изд.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 76-77). Включалась она (под той же датой) и в славяно-рус. стишной Пролог, переведенный в Болгарии в XIV в. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 1. С. 64). Краткое сказание о П. входит в состав ВМЧ свт. Макария под 15 сент. (см.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 40 [1-я паг.]). Во всех этих источниках память П. указывается наряду с днем памяти мч. Порфирия в нояб. Слав. и рус. версии «Книги житий святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского, однако, указывают только празднование 15 сент. Этот день также входит и в совр. месяцеслов РПЦ.