Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОНТИЙ
57, С. 447-448 опубликовано: 29 августа 2024г.


ПОНТИЙ

[Лат. Pontius] († ок. 257-258 или 261) Римлянин, мч. Цемельский (пам. 5 авг.; пам. зап. 11 и 14 мая). Сведения о П. содержатся в Пространном Мученичестве (BHL, N 6896), в к-ром излагаются события от лица некоего Валерия, называющего себя другом святого и очевидцем его страданий.

Согласно Мученичеству, П. происходил из знатной языческой семьи. Его родители - рим. сенатор Марк и его супруга Юлия - много лет были бездетны, и лишь на 22-м году супружества Юлия забеременела. Когда она, имея во чреве буд. святого, вместе со своим мужем посетила храм Юпитера Капитолийского, демон, обитавший в храме, устами языческого жреца закричал, что сын Марка и Юлии станет разрушителем этого святилища. Придя домой, мать в смятении стала бить себя камнем в живот, надеясь погубить еще не рожденного младенца, однако не смогла нанести ему вреда. Когда П. родился, Юлия хотела его убить, боясь исполнения предсказания, но отец воспротивился этому.

П. рос умным и способным к учению. Однажды, направляясь в школу вместе со своим другом Валерием, буд. святой проходил мимо дома, где христиане совершали богослужение, и услышал слова 113-го псалма о бессилии и тщетности идолов. Исполнившись благодати Св. Духа, П. пожелал познать истинного Бога и постучался в двери дома. Св. папа Понтиан (230-235; пам. зап. 13 авг.), совершавший службу, велел впустить юношей и наставил их в христ. вере. С тех пор они ежедневно посещали его, и через некоторое время святитель крестил их. П. также обратил ко Христу отца, которого свт. Понтиан крестил со всеми его домашними.

По смерти отца П., к-рому в то время было 20 лет, был введен в состав сената имп. Александром Севером (222-235). Когда папой стал св. Фабиан (Фавий; 236-250; пам. 5 авг.), П. передал ему все свое имущество, чтобы оно было роздано бедным. Во время правления имп. Филиппа Араба (244-249) П. стал его доверенным советником. Согласно Мученичеству, когда в 248 г. совершались торжества в честь 1000-летия основания Рима, имп. Филипп хотел, чтобы святой принял участие в жертвоприношениях языческим богам, но П. отказался; вместо этого он обратился к императору с проповедью, в к-рой обличил языческие заблуждения и указал ему путь спасения во Христе. Тогда Филипп, убежденный П., принял крещение от св. Фабиана вместе со своим сыном-соправителем. Император также позволил П. и св. Фабиану разрушить храм Юпитера Капитолийского и ряд иных храмов и воздвигнуть на их месте христ. церкви.

После восшествия на престол имп. Деция (249-251) начались открытые гонения на христиан; св. Фабиан принял мученическую смерть за Христа, а П. удалился из Рима в г. Цемелий (ныне Симье, в черте Ниццы, Франция), где жил в добровольной бедности. Во время гонений имп. Валериана (253-260) в Цемелий явились рим. чиновники Клавдий и Анабий. Они быстро отыскали П., к-рый был известен как праведник, приказали схватить его и потребовали, чтобы он принес жертву богам. Святой отказался, и тогда его заковали в цепи и бросили в темницу. Еще до начала истязаний он предупредил судей, что Господь не даст совершиться пытке и они увидят силу Божию. Согласно Мученичеству, орудия пыток рассыпались в прах, а дикие звери отказывались тронуть П.; святой не сгорел в огне, когда его попытались сжечь, и все время мужественно исповедовал себя христианином. Тогда иудеи, присутствовавшие при суде над П., стали требовать его немедленной казни, и святому отсекли голову. Спустя 3 дня друг мученика, Валерий, к-рый сопровождал П. все это время, похоронил его тело с почестями. Вскоре после этого судьи умерли в страшных мучениях и многие язычники и иудеи уверовали во Христа. Казнь мученика состоялась 14 мая 257 (по др. версиям, 258 или 261) г.

Проблема достоверности источников

Историческая ценность Мученичества П. крайне мала. Издатели Acta Sanctorum и кард. Ц. Бароний отмечали, что рассказ о разрушении П. храма Юпитера Капитолийского, очевидно, недостоверен и должен считаться позднейшей вставкой. Этот эпизод действительно отсутствует в ряде рукописных версий Мученичества и в издании Л. Сурия «De probatis sanctorum historiis» (см.: ActaSS. Maii. T. 3. P. 272; Baronius C. Annales ecclesiastici / Ed. A. Theiner. Bar-le-Duc, 1864. T. 2. P. 618). Однако, как отмечает И. Делеэ, рассказ об обращении имп. Филиппа Араба также не является исторически достоверным (MartRom. Comment. P. 188); он основывается на традиции, восходящей к легендарным свидетельствам, приводимым Евсевием, еп. Кесарийским (Euseb. Hist. eccl. VI 34), так что не может принадлежать современнику описываемых событий. В наст. время общепринятой считается версия, согласно которой Мученичество носит легендарный характер; его изначальное составление должно датироваться, вероятно, не ранее VI в. (см.: Laguerre. 1967. Р. 402). Вместе с тем А. Дюфурк считал (Dufourcq A. Lérins et la légende chrétienne // CRAI. 1905. Vol. 49. N 4. P. 416-419), что автором Мученичества может быть свт. Валериан Цемельский († ок. 460), который упоминает П. (не называя, впрочем, имени) в проповедях, обращенных к своей пастве (см., напр.: Valerianus Cemeliensis. Hom. 15: De bono martyrii // PL. 72. Col. 738-739). Окончательная версия Мученичества, по некоторым оценкам, сложилась к VIII в. (см. в ст. Валериан Цемельский).

Почитание

Почитание П. первоначально сложилось в Цемелии не позднее сер. V в. (времени жизни свт. Валериана Цемельского). Впервые день памяти П.- 14 мая - фиксируется в Мартирологе Адона, архиеп. Вьеннского (MartAdon. 1984. P. 159), указания к-рого воспроизводятся также в Мартирологе Узуарда (IX в.) (MartUsuard. 1965. Р. 229). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) память П. указана под тем же днем (MartRom. P. 188). Современная редакция Римского Мартиролога в этом следует более ранним изданиям (MartRom. (Vat). P. 269).

Венецианский агиограф XIV в. Петр Наталис, в остальном излагая сказание о П. в соответствии с Мученичеством, писал также о епископской хиротонии П. (Petr. Natal. CatSS. IV 169), однако эта версия не подтверждается никакими источниками.

Нек-рые агиографические собрания средних веков указывали память П. под 11 мая (см.: ActaSS. Maii. T. 3. P. 273); в этот день совершалось особое празднование в честь святого в Каталонии. Согласно местной традиции, П. после бегства из Рима посетил Барцино (Барцинону, ныне Барселона), где лечил больных целебными травами, и потому в день праздника освящали мед и травы (см.: Laguerre. 1967. Р. 430-431).

В греч. традиции литургического почитания П. не сложилось. Свт. Димитрий Ростовский включил перевод Мученичества П. в «Книгу житий святых», поместив день памяти под 5 авг. на основании того, что в этот день совершается память свт. Фабиана (Фавия), папы Римского, которому святой был сотрудником в проповеди истинной веры. Под той же датой память П. указана и в совр. Месяцеслове РПЦ.

Ист.: BHL, N 6896; ActaSS. Maii. T. 3. P. 272-278; Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 4. Л. 458 об.- 464; ЖСв. Авг. С. 67-82.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 237; Т. 3. С. 312; Mathon G. Ponzio // BiblSS. Vol. 10. Col. 1021-1023; Laguerre G. Saint-Pons de Cimiez // Provence historique. Marseille, 1967. T. 17. Fasc. 70. Р. 396-432.
П. А. Пашков
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Мученики Римско-католической Церкви Понтий († ок. 257-258 или 261) Римлянин, мученик Цемельский (пам. 5 авг.; пам. зап. 11 и 14 мая)
См.также:
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АЛФИЙ, ФИЛАДЕЛЬФ, КИРИН, ЕРАЗМ, ОНИСИМ И С НИМИ 14 († ок. 251), мученики Бастийские (пам. 10 мая)
АНАСТАСИЙ († 304), мч. Салонский (пам. 25 окт., 5 дек., пам. зап. 25 или 26 авг., 7 сент.)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
АСКАЛОН († ок. 304), мч. Антинойский (пам. 20 мая, копт. 20 янв., зап. 23 янв.)
ВАРВАР ВОИН, ВАКХ, КАЛЛИМАХ, ДИОНИСИЙ († ок. 362), мученики (пам. 6 мая, пам. зап. 14 мая)
ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)
ВИКТОРИН, ВИКТОР, НИКИФОР, КЛАВДИЙ, ДИОДОР, СЕРАПИОН, ПАПИЙ мученики Коринфские (пам. 31 янв., 10 марта, пам. греч. 5 апр., пам. зап. 25 февр.)