Во 2-й пол. XVII в. сведения о покровительстве Божией Матери роженицам появляются в лит. сборниках. В труде иером. Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое…» (Львов, 1665), созданном на основе католич. и правосл. лит. источников, описаны «три чуда», 2 из к-рых связаны с католич. обычаем почитания обручального перстня Богоматери, к-рый помогал в родах (3-е чудо было направлено против иконоборческой ереси голл. протестантов). В рукописный сборник западнорусского происхождения «Звезда Пресветлая», посл. четв. XVII в., во 2-й главе с названием «Яко святыя ради сея молитвы («Богородице, Дево, радуйся…».- Авт.) Господь Бог неплодныя ложесна разверзает и чадородие дарует; и от смерти рождаемые жены избавляет» повествуется о 6 чудесах Пресв. Богородицы во Франции и в Испании, свидетельствующих о Ее помощи роженицам.
Вне зависимости от извода иконы Божией Матери, наделенные «функцией» помощи в родах, встречаются под разными названиями. В кон. XVIII - нач. XIX в. преобладают образы, связанные со свт. Иоанном Новгородским († 1186), к-рому было видение на облаках Божией Матери «Помогательницы женам чады рожати» (лит. источник этого, вероятно легендарного, видения не выявлен): «Иоанн Архиепископ Новгородский виде на воздусе Божию Матерь, юже помогает женам детородительницам…», «Образ Пресвятыя Богородицы Помогательница женам чады рождати, юже виде на воздусе святый Иоанн Новгородский», «Образ Пресвятыя Богородицы, како помогает женам детей рождати…». Позже стали преобладать краткие варианты этого названия («Поможение в родах Пресвятой Богородицы»), преимущественно с образованием эпитета Божией Матери от слов «помощница, помогательница» («Помощница в родах», «В родах Помощница», «В родах Помогательница»). Существует наименование др. этимологического происхождения - «Разделимыя» (по всей видимости, оно имеет просторечное происхождение и отражает «разверзание ложесна» (раскрытие материнской утробы) в процессе родов), а также есть название, не отражающее «функцию» иконы,- «Тумбовская» (см. ст. Тумбовская икона Божией Матери).
Известен достаточно обширный пласт произведений рус. иконописи XVIII-XIX вв. с «функцией» помощи в родах и использовавшихся гл. обр. как объекты домашнего благочестия. Их можно условно разделить на неск. иконографических изводов. Основные особенности иконографии 1-го извода: на полумесяце помещены полуфигура Богоматери и сидящего при Ее персях Младенца Христа. Непокрытая голова Богородицы с распущенными по плечам волосами склонена или повернута к плечу, на Ней - платье и мафорий, задрапированный как плащ, руки сложены на груди в жесте моления по католич. образцу. Богомладенец облачен в хитон и гиматий, правой рукой Он именословно благословляет, в левой держит свиток. Примеры икон: «Юже виде на воздусе Иоанн епископ Новгородцки како помогает женам дети раждати», посл. четв. XVIII в., в серебряном окладе, выполненном в Москве в 1783 г., Саратовский гос. художественный музей им. А. Н. Радищева; «Како помогает женам детей рождати…», кон. XVIII в., частное собрание, Россия; «В родах помощница», кон. XVIII в., частное собрание, Россия; «Помогательница женам чады рожати, юже виде на воздусе св. Иоанн Новгородский», нач. XIX в., частное собрание, Россия; прорись иконы «Предстательница женам в рождении детей», 1836 г., ГИМ. И-218; «Помощница в родах», сер. XIX в., ЦАК МДА, и др. Редко полумесяц изображался под ногами Богомладенца (напр., иконы «Образ Пресвятыя Богородицы како женам помогает рождати…», 1-я пол. XIX в., ЦМиАР; «Разделимыя», кон. XIX в., частное собрание, Россия; «Помощница в родах», кон. XIX в., частное собрание, Россия).
Вторым изводом, получившим самое широкое распространение в рус. культуре, стал вариант 1-го извода, приведенный в соответствие с правосл. иконографической традицией: исчезло изображение полумесяца, изменилось положение рук Божией Матери, жест стал не только молитвенным, но и защитительным - Она словно придерживает мандорлу с Младенцем, касаясь ее ладонями разведенных рук или держа их на небольшом расстоянии. Примеры икон: «Яко помогати в родах», кон. XVIII в., храм-музей в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в дер. Исаково Московской обл.; «Помощница в родах», кон. XIX в., ЦАК МДА (см.: Материалы ЦАКа. 1962/1965. Вып. 3. С. 92); «Разделимая», кон. XIX в., Холуй (до 1917 в собрании Тульской палаты древностей, см.: Троицкий Н. И. Икона «Разделимыя» Пресв. Богородицы // Светильник. М., 1913. № 2. С. 13-22); «Помогает женам чад раждати», 2-я пол. XIX в., частное собрание, Россия, и др.
Третий извод отличается тем, что Богоматерь обеими руками держит мандорлу - сияние славы вокруг фигуры Младенца Христа, изображенного на Ее на лоне. Образ Богомладенца в медальоне (или в мандорле) встречается в Богородичной иконографии с VI в. (ср. с иконографическим типом «Никопея») и связан с темой Боговоплощения, иллюстрирующей слова прор. Исаии о грядущем воплощении Спасителя (Ис 7. 14). К этому изводу относится Тумбовская икона, впервые встречающаяся как «Тунбовская» на гравюре Г. П. Тепчегорского в рукописном сборнике «Солнце Пресветлое» нач. XVIII в. (НБ МГУ. ОР. № 293) и как «Тонбовская» - на раме к Владимирской иконе Божией Матери 1722 г. мастера Ивана Дорофеева (частное собрание, происходит из московской ц. апостолов Петра и Павла на Н. Басманной ул.). К этому же изводу можно отнести прорись 2-й пол. XVIII в. с изображением «Помогает женам рождати чада» и клеймо иконы со сводом чудотворных образов Божией Матери с аналогичным указанием «функции» Тумбовской иконы: «Тумбовския помогает женам родити дети...» (кон. XIX в., Холуй, ризница московского Сретенского мон-ря).
С темой Боговоплощения связан еще один извод, близкий к иконографическому типу Божией Матери «Воплощение-Знамение». Поясное изображение Богоматери с покровенной головой, с воздетыми руками завершено полумесяцем и облаками. На Ее лоне - стоящий на облаках Младенец, именословно благословляющий правой рукой и держащий левой раскрытое Евангелие; облачен в хитон и гиматий. К этому изводу относится самое малое число икон: «Пресвятыя Богородицы иже помогает женам детей рождати», 2-я пол. XIX в., ГМИР; икона Богоматери «В родах помощница», 1862 г., частное собрание, Россия.
Образцами для рус. икон самого многочисленного 1-го извода могли стать печатные листы западноевроп. графики XVII в. Возникнув в XIV в. в Италии, культ непраздной Девы Марии приобрел в католич. Европе чрезвычайную популярность (лат. «Maria Gravidа», итал. «Madonna del Parto», испан. «Virgen de la Esperanza», нем. «Maria in der Hoffnung», «Schwangere Jungfrau Maria», франц. «La Vierge enceinte», англ. «Virgin Mary in pregnancy»). Наиболее ранние памятники, созданные в Тоскане и подчеркивавшие достоинство и красоту Богоматери в ожидании чуда рождения Бога Слова, представляли Деву в рост, в платье с высоко повязанным поясом над чуть наметившимся животом («Мадонна дель Парто, с Франциском», 1320-1335, ц. Санта-Мария-ин-Кампо, Флоренция; «Мадонна дель Парто», 1346-1365, худож. Нардо ди Чоне, Музей Бандини, Фьезоле, Тоскана и базилика Сан-Лоренцо, Флоренция; «Мадонна дель Парто», кон. XIV в. Пинакотека Ватикана, и др.). Тосканские мастера деликатно акцентировали внимание на положении Девы Марии через изображение Ее рук: в одной Она держит кодекс Свящ. Писания, символизирующий здесь воплотившееся Слово, другая покоится на животе. В итал. искусстве XV в. появляются изображения Девы Марии с медальоном у груди, в к-ром представлен Младенец Христос,- «Madonna della Mizericordia» (Мадонна Милосердия) (напр., «Мадонна Мизерикордия, с двумя заказчиками», 1325-1330, худож. Паоло Венециано, Галерея Академии художеств, Венеция). В результате соединения иконографий «Madonna del Parto» и «Madonna della Mizericordia» сформировалась иконография, для к-рой было характерно изображение Девы Марии с образом Младенца Христа в мандорле на Ее груди или на лоне, держащей руками широко распахнутые края мафория над коленопреклоненными молящимися («Мадонна Мизерикордия», 1407, худож. Якобелло дель Фьоре, частная коллекция, Швейцария; «Мадонна Мизерикордия», XV в., ц. Санта-Мария-дель-Ардзилла, Пезаро). В XVI-XVII вв. мандорлу с образом Младенца стали заменять монограммой Христа («Мария ин дер Хоффнунг» («Мария Гравида»), XVII в., ц. св. Мартина, Ольсдорф, Австрия), персонифицированным солнцем («Нуэстра Сенора де ла Эсперанса», 1610, худож. Хуан Сариньена, Музей изящных искусств Валенсии) или с почти нечитаемым абрисом фигурки Младенца Христа.
В иконографию «Madonna del Parto» вводились элементы изображения «Апокалиптическая Жена», основанного на тексте Откр 12. 1-3 (Дева показана стоящей на полумесяце, облеченной в солнце, руки крестообразно сложены на груди), и иконографии, связанной с Непорочным Зачатием (нимб из 12 звезд) (напр., «Мадонна дель Парто», XV в., Маэстро де Сан-Ильдефонсо, монастырь Сан-Пабло в Пеньяфьеле - Музей пров. Вальядолид, Испания). На лоне Девы Марии мог быть представлен стоящий обнаженный Младенец Христос со сложенными на груди руками, повторяющий образ Младенца на лоне «Богенбергской Мадонны» (прославилась в Баварии в XV в. помощью в родах), или - надписанная золотом монограмма Христа. Подобные изводы служили символическими изображениями доктрины «Непорочного Зачатия Девы Марии». В католицизме контаминация иконографии Madonna del Parto с изображениями «Апокалиптическая Жена» и «Непорочное Зачатие» в наилучшей степени отражала культ Девы Марии, олицетворяющей непорочно зачатый, освобожденный от скверны первородного греха сосуд для принятия и воплощения Богомладенца.