Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОЛОЦКИЙ ЕВФРОСИНИЕВ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
57, С. 228-237 опубликовано: 19 августа 2024г. 


ПОЛОЦКИЙ ЕВФРОСИНИЕВ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Белорусского Экзархата РПЦ), ставропигиальный, находится в г. Полоцке Витебской обл. (Беларусь).

История

1127-1832 гг.

Храм в честь Преображения Господня. 2-я четв. XII в., 1837–1838 гг. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. Пятнов
Храм в честь Преображения Господня. 2-я четв. XII в., 1837–1838 гг. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. Пятнов

Храм в честь Преображения Господня. 2-я четв. XII в., 1837–1838 гг. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. Пятнов
Основан в 1127-1128 гг. по инициативе прп. Евфросинии Полоцкой на правом берегу р. Полоты в загородном Сельце, подворье Полоцких архиереев. Прежде преподобная проживала не в жен. мон-ре, а в келье при полоцком Софийском соборе, поэтому можно предполагать, что П. Е. м. стал 2-й жен. обителью в Полоцке (вслед за мон-рем, к-рый ранее основала ее тетка, вдова полоцкого кн. Романа Всеславича). При основании П. Е. м. прп. Евфросиния взяла к себе в помощь младшую сестру Городиславу (в постриге Евдокия) и организовала монастырскую школу для обучения девушек, а также скрипторий. Судя по месту находок печатей прп. Евфросинии в Городище (совр. Рюриково городище), главным книгописным центром, с которым она установила прямые контакты, был Новгород (Актовые печати. Т. 3. С. 41, 127). Первыми насельницами П. Е. м. стали родственницы основательницы, а затем жительницы Полоцка и окрестностей. В обители был возведен каменный Преображенский собор (сохр.), в к-ром хранились точная копия с Эфесской иконы Божией Матери и драгоценный крест, созданный по благословению прп. Евфросинии мастером Лазарем Богшей для хранения христ. святынь (см. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест).

Собор был расписан. Поминальные записи на его стенах и фресках XII-XVI вв. свидетельствуют о том, что некоторые граффити, включая древнейшие, были сделаны местными клириками. Часть граффити имеют летописный характер или включают записи, упоминающие имена настоятельниц. Так, в кон. XII - сер. XIII в. здесь поминали игумений Екатерину и Анну, 25 дек. 1476/77 г.- «Окулину». О связях с архиерейским домом свидетельствует запись XIII в. о смерти Полоцкого еп. Афанасия, в недатированной записи 1534 г. упоминается о смерти Киевского митр. Иосифа III (Русина), к-рый в 1516-1522 гг. был архиепископом Полоцким, Витебским и Мстиславским (Калечиц И. Л. Исторические личности в граффити полоцкой Спасо-Преображенской ц. // История и археология Полоцка и Полоцкой земли. Полоцк, 2013. Ч. 2. С. 30-35).

В XV-XVI вв. большое внимание обители уделяли правосл. представители самого знатного полоцкого боярского рода Корсаков, записи о к-рых также встречаются в граффити Преображенского собора. Надписи на стенах создавались как в период деятельности прп. Евфросинии, так и позднее, напр. в сер. XIII в. Среди позднейших граффити наиболее важными являются находящиеся в алтарной части храма 2 древнерус. алфавита. В 1-м всего 5 букв (от А до Д), во втором - 17. В 1-м столбце 2-го алфавита сохранились буквы от А до З, Н и I, во 2-м столбце - от К до О. Палеографически оба этих алфавита относятся к сер. XIV в. Они свидетельствуют о продолжении в П. Е. м. традиций обучения грамоте, которые были заложены в мон-ре еще во 2-й четв. XII в. (Калечыц I. Л. Азбучныя эпiграфемы XII-XIV ст. на тэрыторыi Беларусi // Гiстарычна-археалагiчны зб. Мн., 2008. Вып. 24. С. 35-40; Она же (Калечиц И. Л.). Поминальные алтарные граффити Спасо-Преображенской ц. г. Полоцка: Классификация и содержание // ДРВМ. 2011. № 3(45). С. 55-56; Кузьмин. 2012).

С нач. XIV в. ктиторами П. Е. м. были правители Литовского великого княжества. Источники по истории П. Е. м. в годы правления в Полоцком княжестве Воиня, брата литов. вел. кн. Гедимина, Наримонта (Глеба) Гедиминовича, Андрея, Симеона Лугвеня и Скиргайло Иоанна Ольгердовичей не обнаружены. Но на юго-зап. грани сев.-вост. столба Спасской ц. сохранилась надпись, в к-рой отмечена кончина в марте 1392 г. Литовской вел. кнг. Иулиании Александровны, дочери владимирского, новгородского и тверского блгв. кн. мч. Александра Михайловича, 2-й жены Литовского вел. кн. Ольгерда (Калечиц И. Л. Ист. личности в граффити полоцкой Спасо-Преображенской ц. // История и археология Полоцка и Полоцкой земли. Полоцк, 2013. Ч. 2. С. 34-35). Возможно, это граффити свидетельствует о ее контактах с П. Е. м.

По данным привилеев правителей Литовского великого княжества, которые по крайней мере можно отнести к эпохе вел. кн. Витовта и которые позднее подтверждались его наследниками, «напервеи, в церкви Божи и в ыменья церковные нам не вступати ся… и в дом Божи Светого Спаса, и в ыные домы церковные нам не вступати ся» (Lietuvos Metrika. Kn. 8 (1499-1514). Vilnius, 1995. N 613. P. 452).

Полоцкая ревизия 1552 г. не упоминает княжеских грамот, выданных в пользу мон-ря, однако сообщает о многочисленных земельных владениях обители. Монастырские люди несли гос. повинности, занимаясь строительством «5-й городни у 4-й вежи в Полоцком замке», а в Мотырынском стане вместе с господарскими людьми должны были предоставлять подводы для гонцов и пленных, к-рые «едучы до Литвы до стану Долецкого» (Лаппо И. И. Полоцкая ревизия 1552 г. // ЧОИДР. 1905. Кн. 2. Отд. 1. С. 4, 66). В Екиманском посаде города П. Е. м. владел 2 участками «земли Игуменной»: на одном проживали 15 мещан, к-рые платили в пользу обители «позма» 45 грошей, на другом - 25 горожан, «с которых ей плату никоторого нет» (Там же. С. 26). К этому времени в Мотырынских озерах Мотырынского стана Полоцкого повета наряду с господарскими людьми крестьяне обители имели право ловить «рыбу своими неводами» (Там же. С. 66).

П. Е. м. владел селами Яковковичи и Глубокое; здесь проживали 15 чел., обязанных посылать весной в обитель «два чоловеки на две недели, а в осень также два чоловеки на две недели». Ежегодно они платили в пользу П. Е. м. 5 «пудов меда», 50 «широких грошей» и 10 «корцев» «жыта», а также дополнительно были обязаны давать еще 28 широких грошей на содержание сторожей в Полоцком замке. Помимо крестьян в Глубоком жил «слуга церковный», к-рый «конем служыт». Здесь действовала Пречистенская ц. «Подле» нее жили 9 церковных людей, не имевших собственной земли и огородов, из-за чего они не платили налоги. В сельце Туров обители принадлежали 5 чел., которые «дани на манастыр дають тры пуды меду» и 30 широких грошей, а также ловили для обители рыбу в р. Туров. В Наволоке жил «чоловек», к-рый платил мон-рю вместо куницы 25 широких грошей.

В селах Вежищи и Комли числились 22 «дыма» вместе со старцем, к-рые посылали по 2 чел. весной и осенью сроком на 2 недели для работы в обители. При этом они платили мон-рю полчетверти пуда меда, 18 корцев «жыта», 10 корцев льна, 60 «снетов» дров, а также давали на содержание замковых сторожей 7 широких грошей и 7 ковриг хлеба. В Ловожском стане и в Гановичах крестьяне обители «на пана воеводу, на послы и гоньцы стацею дають», а на р. Островнице «бобры на манастыр гонять». В Меховлянах мон-рю принадлежали 5 чел., к-рые «дають с пашни всякого збожа» 4-й сноп и 30 «снетов» дров. Крупным владением обители было с. Межчичи. Здесь вместе со старцем было 60 «дымов». Отсюда на службу в П. Е. м. ежегодно отправляли 5 чел. на 2 недели весной и осенью, при этом они давали в его пользу «полосма» пуда меда, по 45 корцев «жыта» и ячменя, 5 корцев льна. «Прыгоньцы игуменьскому» давали 50 широких грошей, а замковым сторожам - 10 широких грошей и 5 ковриг хлеба (Там же. С. 167-170). Аналогичные налоги и повинности несли крестьяне и из др. владений П. Е. м., власти к-рого обладали весьма ограниченным иммунитетом.

Возможно, во время династических кризисов в ВКЛ в посл. трети XIV в. и во 2-й трети XV в. и набегов рус. войск в нач. XVI в. П. Е. м. сильно пострадал. В 1563 г., к моменту осады Полоцка войсками царя Иоанна IV Васильевича Грозного, мон-рь стал королевским бенефицием, к-рый по традиции жаловали знатным шляхтянкам. По данным «Тетради рубежей» Полоцкого повета 60-х гг. XVI в., Спасская ц. и сельцо на р. Улле, а также 16 деревень в Селецкой вол. до 1562 г. были «в держании» за панной Анной. Кроме этих владений в волости Тетчая Полоцкого повета располагалась монастырская слободка - сельцо Яковковичи, которое ранее «было игуменьи Спаской».

В 1563 г. П. Е. м. посещал царь Иоанн IV Васильевич, молился здесь за победу рус. войск. После капитуляции литов. гарнизона правитель Русского гос-ва «пожаловал» обитель и вернул сестрам главную монастырскую святыню - крест прп. Евфросинии. Для подтверждения прав на землевладения по приказу царя в Москву были вывезены архивы полоцких мон-рей, включая архив П. Е. м. Их дальнейшая история и местонахождение остаются невыясненными.

В 1579 г., после неудачной обороны рус. войсками, Полоцк был захвачен войском польского кор. Стефана Батория, решающее значение в городе приобрели иезуиты и базилиане. При поддержке светских властей они лишили православных большинства храмов и мон-рей, включая П. Е. м. 20 янв. 1582 г. это решение кор. Стефана Батория было подтверждено его жалованной грамотой (Витебская старина. 1888. Т. 5. Ч. 1. № 49. С. 69-75).

В 1582 г. монастырь был передан иезуитам. Согласно описи пана Федора Скумина, в 1583 г. за обителью числился 181 крестьянский двор в 21 деревне, из числа к-рых в результате военных действий во время Ливонской войны 1558-1583 гг. запустело 156.

Во время русско-польск. войны 1654-1667 гг. Полоцк сдался рус. воеводам, а местные католики, включая членов городского магистрата, в 1655 г. бежали в Вильно. Летом 1656 г. в Полоцк прибыл царь Алексей Михайлович, по приказу к-рого началось восстановление правосл. иерархии в рус. землях Литовского княжества. 9 июля 1656 г. в его присутствии Преображенский собор П. Е. м. был заново освящен. В результате Андрусовского перемирия 1667 г. Полоцк вновь оказался в составе Речи Посполитой, в мон-рь вернулись иезуиты, к-рые использовали его как свою летнюю резиденцию. В результате их действий в кон. XVI-XVII в. в Преображенском соборе были прекращены богослужения, утрачена часть фресок, на них появились граффити на латинском и польск. языках.

Во время Северной войны (1700-1721) положение православных в Речи Посполитой улучшилось, т. к. в войне против швед. протестантов она являлась союзником России. Во мн. рус. городах Литовского княжества появились рус. гарнизоны. В 1705 г. Полоцк, в т. ч. и П. Е. м., посетил царь Петр I Алексеевич.

В сер. XVIII в. полоцкий униат. митр. Флориан Гребницкий не смог отобрать П. Е. м. у иезуитов. Свою власть в обители они сохранили и при имп. Екатерине II Алексеевне. Вопреки булле папы Римского Климента VIII, она отказалась распускать иезуитский орден в новых владениях на территории Речи Посполитой, отошедшей к Российской империи в результате 3 разделов. По указу имп. Александра I Павловича от 13 марта 1820 г. иезуиты были лишены всех владений и высланы с территории Российской империи. Полоцкий иезуитский коллегиум, включая П. Е. м. и костел св. Стефана, на 12 лет был передан пиаристам. В 1832 г., после закрытия их обители в Полоцке, встал вопрос о дальнейшей судьбе П. Е. м.

Лит.: Алексеев Л. В. Лазарь Богша - мастер-ювелир XII в. // Сов. Арх. 1957. № 3. С. 224-244; он же. Домонгольская архитектура Полоцкой земли в ист. осмыслении // Рос. Арх. 1996. № 2. С. 96-110; Каргер М. К. Храм-усыпальница в Евфросиниевском мон-ре в Полоцке // Сов. Арх. 1977. № 1. С. 240-247; Раппопорт П. А. Полоцкое зодчество XII в. // Там же. 1980. № 3. С. 142-161; он же. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. № 166-167; Раппопорт П. А., Штендер Г. М. Спасская ц. Ефросиньева мон-ря в Полоцке // ПКНО, 1979. Л., 1980. С. 459-468; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест - хранитель Всея Вселенныя. Мн., 1996; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002. С. 170, 276, 290, 308-309, 321-324, 354, 402-403; она же. Храмы и мон-ри Беларуси XIX в. в составе Российской империи: Пересоздание наследия. М., 2010. С. 165, 169-170, 297, 354; Чантурыя Ю. У. Гарады i час // Страчаная спадчына / Уклад.: Т. В. Габрусь. Мн., 2003. С. 236-254; Калечыц I. Л. Графiцi X-XIV ст. у Спаса-Праабражэнскай ц. ў Полацку // Гiстарычна-археалагiчны зб. Мн., 2006. Вып. 22. С. 238-245; она же. Эпiграфiка Беларусi X-XIV ст. Мн., 2011; Ярашэвiч А. А. Полацкi Спаса-Еўфрасiннеўскi ман-р. Мн., 2006; Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенская ц. Евфросиньева мон-ря и ее фрески. М., 2007; Лабоха Г. М. Кароткi нарыс гiсторыi Спаса-Ефрасiннеўскага жаночага ман-ра ў Полацку // Беларус. гiстаричны часопic. Мн., 2012. № 10(159). С. 19-29; Кузьмин А. В. Судьба полоцких памятников письменности в XI-XIV вв.: (Факты и гипотезы) // Румянцевские чт.-2012: Мат-лы всерос. науч. конф. М., 2012. Ч. 1. С. 320-330.
А. В. Кузьмин

1832-2020 гг.

Церковь во имя прп. Евфросинии. 1842 г. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. Пятнов
Церковь во имя прп. Евфросинии. 1842 г. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. Пятнов

Церковь во имя прп. Евфросинии. 1842 г. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. Пятнов
В 1832 г. по ходатайству еп. Могилёвского и Витебского Гавриила (Городкова) резолюцией имп. Николая I Павловича Преображенский храм был возвращен правосл. общине.

В 1840 г. Полоцкий и Витебский еп. Василий (Лужинский) выступил с инициативой «возобновления в Спасе Полоцком существовавшей некогда обители преподобной Евфросинии» (Василий (Лужинский). 1885. С. 201). Для сбора средств на восстановление П. Е. м. архиеп. Василий с Высочайшего соизволения отправился в Москву и С.-Петербург, взяв с собой из Полоцка крест прп. Евфросинии. В обеих столицах святыне были оказаны особые почести. По воспоминаниям архиеп. Василия, святыня пребывала в Успенском и Архангельском соборах Москвы, в Синодальной ц. и Казанском соборе столицы. Было собрано большое количество пожертвований, и 18 окт. 1841 г. Высочайшим указом жен. мон-рь «у церкви Спаса» был возрожден.

Колокольня над св. вратами. 1882 г. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. Пятнов
Колокольня над св. вратами. 1882 г. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. Пятнов

Колокольня над св. вратами. 1882 г. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. Пятнов
На пожертвованные средства в П. Е. м. была устроена домовая ц. во имя прп. Евфросинии (1842), отремонтированы Преображенская ц. и 2-этажный каменный корпус бывш. летней резиденции иезуитского ордена (XVIII в.), в к-ром поселились первые насельницы. По возвращении из С.-Петербурга Евфросиниевский крест некоторое время находился в полоцком Софийском соборе, а 23 мая 1842 г., в день памяти прп. Евфросинии, был торжественно перенесен «на вечное хранение» в монастырский Преображенский храм и положен в келье преподобной на хорах (Там же. С. 214-217).

Первой настоятельницей восстановленной обители до 7 нояб. 1842 г. была Иннокентия (Кулешова). Преемницей ее стала Евфросиния (Дегтярёва), переведенная из Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря. В 1842 г. по постановлению Синода П. Е. м. был причислен к 1-му классу, став единственной жен. общиной такого уровня в Полоцкой епархии. В 1843 г. в П. Е. м. насчитывалось 13 насельниц (НИАБ. Ф. 2694. Оп. 1. Д. 20. Л. 1; Д. 130. Л. 22 об.- 23).

В 1843-1854 гг. П. Е. м. возглавляла игум. Клавдия (Щепановская), ранее являвшаяся настоятельницей оршанского Кутеинского в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря. В 1847 г. небольшая домовая ц. прп. Евфросинии Полоцкой была перестроена в одноименный теплый храм. 27 июня 1847 г. в П. Е. м. для исправления были переведены три монахини-униатки, а в дек. 1854 г. по указу преосвящ. Василия - монахини-униатки Ждановская и Крайская из Витебского Свято-Духовского монастыря (Борун. 2012. С. 225).

При настоятельнице (1854-1878) игум. Евфросинии (Сербинович) в 1870 г. по прошению Полоцкого и Витебского еп. Саввы (Тихомирова) и «по соизволению» Киевского митр. Арсения (Москвина) от мощей прп. Евфросинии, хранившихся в Киево-Печерской лавре, была отделена частица (средний перст правой руки) и перенесена сначала в Витебск, а в 1871 г. в П. Е. м. (РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 389. Л. 39; Д. 439. Л. 37-41 об.). 5 июня 1877 г. эта частица была переложена в новый серебряный ковчег, изготовленный на средства действительного статского советника Матюнина. В 1856 г. впервые была издана служба прп. Евфросинии (НИАБ. Ф. 2563. Оп. 1. Д. 11. Л. 2-2 об.).

Годы настоятельства (1878-1900) Евгении (Говорович) были временем расцвета духовной и хозяйственной жизни обители, в к-рой была возведена каменная колокольня с 4 кельями (1882). В 1886 г. церковь Евфросинии Полоцкой была значительно расширена: надстроены стены, поднят потолок, пристроены алтарь, притвор и ризница, сооружены новые престол и жертвенник. После окончания строительных работ, 12 дек. 1886 г., по благословению еп. Полоцкого и Витебского Маркелла (Попеля) церковь была освящена благочинным 1-го Полоцкого округа свящ. Д. Акимовым (Там же. Ф. 2694. Оп. 1. Д. 504. Л. 52 об.; Д. 519. Л. 12 об.- 13). В дальнейшем возвели сестринский корпус (1891), часовню в честь восшествия на престол св. имп. Николая II Александровича (1897).

Венцом строительной деятельности игум. Евгении стал 5-главый собор Воздвижения креста Господня (1893-1897), выполненный по проекту витебского губ. архит. В. Ф. Коршикова (НИАБ. Ф. 2694. Оп. 1. Д. 551. Л. 70 об.). В его архитектурно-стилевой основе прослеживаются традиции визант. архитектуры XIII-XIV вв. Это центральные полукруглые закомары и фрески, сдвоенные и строенные окна, прорезающие плоскость главного и боковых фасадов, характерные визант. колонны в интерьере, имитация квадровых блоков на оштукатуренных побеленных стенах. В строительстве и оформлении собора принимали участие лучшие мастерские не только Полоцка, но также Москвы, Смоленска и Вильны. Иконописные работы выполняла московская мастерская «поставщика двора Его императорского величества» Я. Е. Епанешникова (Там же. Ф. 2563. Оп. 1. Д. 7. Л. 29-30, 171-172). Главный престол собора освящен 23 мая 1897 г. Полоцким еп. Александром (Закке-Заккисом), юж. придел свт. Николая Чудотворца - 7 мая 1897 г. ректором Витебской ДС архим. Константином, сев. придел Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» - 7 мая 1897 г. настоятелем Богоявленского монастыря архим. Игнатием (Там же. Ф. 2694. Оп. 1. Д. 551. Л. 70 об.) (в наст. время в юж. приделе располагается ризница, а в северном - пономарка).

26 сент. 1879 г. к П. Е. м. был причислен заштатный полоцкий Бельчицкий во имя святых князей Бориса и Глеба монастырь со всеми его угодьями и имуществом. В нач. XX в. в собственности П. Е. м. находились 321 дес. земли в Юровичской вол. (Сапунов. 1907. С. 564), небольшие земельные владения в С.-Петербурге, Царском Селе (ныне г. Пушкин), 42 дес. земли в Витебске (Куприянов. 1992. С. 38). К 1902 г. количество насельниц составило 148 чел. (НИАБ. Ф. 2694. Оп. 1. Д. 615. Л. 1-38).

По указу Полоцкой духовной консистории с 20 дек. 1904 по 19 февр. 1905 г. и с 28 июня по 21 нояб. 1905 г. должность настоятельницы временно исполняла мон. Нина (Боянус; с 1914 игумения) (Там же. Ф. 2694. Оп. 1. Д. 626. Л. 9 об.- 10). С 1905 по 1910 г. П. Е. м. находился под упр. игум. Иларионы (Черных) (Там же. Д. 626. Л. 7 об.- 8). При ней после многочисленных ходатайств 3 июля 1909 г. имп. Николай II подписал резолюцию, в к-рой выразил свое согласие на возвращение мощей прп. Евфросинии из Киево-Печерской лавры в Полоцк (Довгялло. 1910. С. 4). На основании представленного проекта еп. Полоцкого и Витебского Серафима (Мещерякова) Синод составил подробный чин перенесения мощей преподобной, утвержденный императором 29 янв. 1910 г. Святыню перевозили по Днепру (737 км); от Орши до Полоцка через Витебск «окружным путем» (201 км) раку с мощами несли священнослужители, монахини и богомольцы. Святыню на всем пути ее «шествия» от Киева до Полоцка сопровождали вел. кн. Константин Константинович, благочинный мон-рей Полоцкой епархии архим. Пантелеимон (Рожновский), настоятельница П. Е. м. игум. Илариона (Черных) с 12 монахинями, мон. Нина (Боянус) и др. (Там же. С. 9). 20 мая 1910 г. крестный ход с мощами прибыл в Полоцк, к-рый «никогда не видел в стенах своих такого скопления народа, пришедшего не только из Витебской и соседних губерний, но и из Твери, с берегов Волги и других отдаленных мест» (Шавельский. На торжестве. 1910. № 33. С. 738). 22 мая мощи внесли в мон-рь. По окончании литургии 23 мая мощи были помещены в Преображенском храме в серебряной раке, средства на изготовление к-рой жертвовали все епархии Северо-Западного края. Это памятное событие вошло в историю под названием «Свято-Евфросиниевские торжества». В 1911 г. клириком витебской Рынково-Воскресенской ц. свящ. Димитрием Александровым и епархиальным миссионером свящ. Феодором Борнуковым была составлена служба на перенесение мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк.

В июне 1911 г. по ходатайству еп. Полоцкого Серафима (Мещерякова) хранившийся в П. Е. м. ковчег (70-х гг. XIX в.) с частицей мощей (средним перстом) прп. Евфросинии был перенесен из Полоцка в Витебск и поставлен на «постоянное пребывание» в кафедральном Николаевском соборе.

На территории П. Е. м. находилось Спасо-Евфросиниевское уч-ще, открытое 1 сент. 1844 г., при игум. Клавдии (Щепановской). В 1845 г. в нем воспитывалась 21 девица, в 1897 г.- 111 чел. С 1885 г. при уч-ще действовала церковноприходская школа для практических занятий по дидактике и подготовки выпускниц к учительской деятельности. К 1900 г. в программу уч-ща были введены преподавание иконописи, истории рус. лит-ры, физики, первоначальной медицинской помощи и гигиены, а также уроки игры на скрипке. В 1907 г. указом Синода уч-ще было преобразовано в 6-классное со статусом епархиального, что давало право выпускницам на звание домашних учительниц без сдачи дополнительных экзаменов в Полоцком муж. ДУ. Было сооружено новое 3-этажное каменное здание уч-ща (1907), в к-ром 19 сент. 1910 г. витебским соборным прот. Алексием Матюшенским освящена домовая ц. Св. Троицы; в учебный курс введены дополнительные предметы: иностранные языки и изящные искусства (черчение, живопись, ваяние), гражданская история, основы сельского труда и пчеловодства. В 1910 г. усердием мон. Нины (Боянус) при уч-ще было учреждено Спасо-Евфросиниевское братство, деятельность к-рого была направлена на оказание нравственной и материальной поддержки выпускницам. Во время первой мировой войны (1914-1918) в уч-ще был оборудован лазарет. В отчете в Учебный комитет при Синоде сказано: «В 1914/15 учебном году начальствующие, учащие и учащиеся принимали участие в удовлетворении нужд наших воинов». Воспитанницы шили и вязали теплые носки (ок. 160 пар), изготовляли кисеты, в них вкладывали образки, крестики, конверты, бумагу, карандаши, табак и мыло (ок. 350 штук) и отправляли солдатам на фронт, часть полученного сахара воспитанницы передавали раненым воинам (РГИА. Ф. 802. Оп. 11 - 1914 г. Д. 380 в. Л. 155-156).

Указом Синода от 3 дек. 1913 г. в должности настоятельницы П. Е. м. утвердили мон. Елену (Волкову), возведенную в сан игумении 25 янв. 1914 г. и управлявшую монастырем до его закрытия в 1925 г. (НИАБ. Ф. 2694. Оп. 1. Д. 662. Л. 1 об.- 2). В сент. 1914 г. в здании монастырской гостиницы открылся лазарет Полоцкого комитета Общества Красного Креста (НИАБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 49010. Л. 81-82). Осенью 1915 г., когда возникла угроза захвата Полоцка германскими войсками, началась спешная эвакуация монастырских ценностей под руководством Полоцкого епархиального эвакуационного комитета. В первую очередь из П. Е. м. были вывезены мощи прп. Евфросинии и 258 сестер обители (НИАБ. Ф. 2694. Оп. 1. Д. 666. Л. 1 об.- 50). 8 сент. мощи преподобной были доставлены в Витебск, 9 сент. крестным ходом, возглавляемым еп. Полоцким и Витебским Кирионом (см.: Кирион III (Садзаглишвили)), перенесены в Николаевский собор, 10 сент. отправлены в Ростов в сопровождении еп. Кириона, игум. Елены и сестер.

В 1915 г. из П. Е. м. в Ростов было эвакуировано и жен. уч-ще, которое разместилось в Варницком во имя Святой Троицы Сергиевом монастыре, но в 1918 г. вернулось в Полоцк. По требованию Полоцкого отдела народного образования оно было передано в ведение Комиссариата народного образования (Витебское церк.-обществ. слово. 1918. № 8. С. 10). По сообщению инспектора Е. Сабинина, на 3 дек. 1918 г. учебно-воспитательный персонал состоял из 9 чел. Учебное заведение имело полный состав учащихся: только в старших 6 классах числились 265 воспитанниц, большинство к-рых не переводились в др. заведения, а ожидали возобновления занятий.

Решением коллегии Полоцкого отдела народного образования от 11 февр. 1919 г. на базе бывш. епархиального уч-ща была открыта 3-я Советская школа 1-й и 2-й ступеней. В 1921 г. здания уч-ща, монастырской гостиницы и окружающие земли передали Полоцкому лесному техникуму.

В 1921 г. большая часть насельниц П. Е. м. вернулась в Полоцк. В 1921-1922 гг. из П. Е. м. были реквизированы иконы, драгоценные ризы, оклады, а также серебряная рака, не ранее 1925 г.- крест прп. Евфросинии. Представители советской власти трижды вскрывали ее мощи: в Ростове Великом (1920) (ГАВО. Ф. 1821. Оп. 1. Д. 425. Л. 280), Полоцке (1922) (Зональный ГА в г. Полоцке. Ф. 51. Оп. 1. Д. 91. Т. 1. Л. 66-67) и Витебском губ. музее, куда святыню доставили в 1922 г. (ГАВО. Ф. 1947. Оп. 1. Д. 43. Л. 288).

В 1925 (1924?) г. обитель, в к-рой проживали 146 сестер, была закрыта, здания переданы военному ведомству и различным гос. структурам. Часть насельниц во главе с игум. Еленой (Волковой) переехали в мест. Пеньки, на отведенном им участке земли, на к-ром был вырублен лес, в 20 км от Полоцка, была организована сельскохозяйственная артель, следовавшая монастырскому уставу. 4 нояб. 1929 г. артель (в 1928 насчитывала 35 чел.) была ликвидирована. В отчете за 1929-1930 гг. Полоцкий райисполком отмечал, что «колхоз «Пеньки», основанный бывшими монашками, превратился в монастырь, и был распущен» (ГАВО. Ф. 3721-п. Оп. 1а. Д. 11. Л. 87-92). Но иноческая жизнь в Полоцке не прекратилась: тайно в миру сестры продолжали нести монашеский подвиг.

Крестовоздвиженский собор. 1893–1897 гг. Архит. В. Ф. Коршиков. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. Пятнов
Крестовоздвиженский собор. 1893–1897 гг. Архит. В. Ф. Коршиков. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. Пятнов

Крестовоздвиженский собор. 1893–1897 гг. Архит. В. Ф. Коршиков. Фотография. 2014 г. Фото: А. П. Пятнов
Во время оккупации 21 окт. 1943 г. с разрешения немецкого командования П. Е. м. был открыт. 23 окт. того же года мощи прп. Евфросинии были перевезены из Витебска в Полоцк, в действовавшей Преображенской ц., слева от алтаря, установили раку преподобной (Пароменский П. Встреча мощей Преподобной в Полоцке // К перенесению св. мощей прп. Евфросинии, кнж. Полоцкой: Информ. листок. Полоцк, 1943). Вернувшихся в П. Е. м. сестер возглавила игум. Анания, с 1945 г. игуменией была Елевферия (Новикова, † окт. 1960). В 1956 г. в обители насчитывалась 51 насельница. В 1958 г. власти запретили прописывать в П. Е. м. новых насельниц, планируя в скором времени обитель закрыть. Из документов известно, что игум. Елевферия неск. раз пыталась возвратить мон-рю Крестовоздвиженский собор, поврежденный в годы войны и пребывавший в запустении, и даже провести в нем ремонт, однако получала отказ (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 179. С. 216; Д. 233. Л. 148).

В 1961 г. П. Е. м. был закрыт, насельниц перевели в Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальный мужской монастырь, древняя Преображенская ц. передана приходской общине и являлась единственным действующим храмом в Полоцке. В сер. 80-х гг. XX в. местные власти предполагали устроить в этом храме музей, а здание полуразрушенного Крестовоздвиженского собора приспособить под планетарий. Для приходской общины планировалось восстановить Евфросиниевскую ц., в к-рой начался ремонт. Благодаря ходатайствам прихожан в гос. инстанции эти планы не были осуществлены.

6 июля 1989 г. решением Синода РПЦ мон-рь был открыт. В июле 1990 г. в Полоцк из Жировиц прибыли первые 14 насельниц со старшей сестрой мон. Марфой (Ковалевич), в сент. 1991 г.- еще 18 сестер с игум. Евфросинией (Максимчук), возглавившей возрожденный монастырь. В Крестовоздвиженском соборе, переданном «православному религиозному обществу в безвозмездное пользование», 27 сент. 1989 г., на праздник Воздвижения Креста Господня, была совершена 1-я литургия; после реставрации в 1993 г. собор был освящен еп. Полоцким и Глубокским Глебом (Савиным). После ремонта (1987-1989, 2009, 2011) 21 янв. 2012 г. архиеп. Полоцким и Глубокским Феодосием (Бильченко) была освящена Евфросиниевская ц., в ней установлен 2-ярусный резной дубовый иконостас. В 1992 г. реконструирована колокольня, в 1998-1999 и 2001-2002 гг. повесили колокола, в т. ч. 11 марта 2002 г. подняли самый большой колокол - праздничный благовестник (330 кг). На территории П. Е. м. имеются 3 монашеских корпуса: восстановленные постройки XVIII в. и 1912 г., а также новое 2-этажное здание с мансардой, архиерейскими, игуменскими и сестринскими кельями (1998-2002).

26-27 сент. 1998 г. П. Е. м. посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер). В праздник Воздвижения Креста Господня он совершил в обители чин воздвижения воссозданного в 1992-1997 гг. креста прп. Евфросинии, освятил закладку нового келейного корпуса и возвел в сан игумении мон. Анфису (Шевердяеву), управлявшую мон-рем с 1997 г. С 2004 г. обитель возглавляет игум. Евдокия (Левшук).

В 1998 г. в П. Е. м. совершили переоблачение и освидетельствование мощей прп. Евфросинии, к-рые ныне находятся в Крестовоздвиженском соборе. 5 июня 2007 г. митр. Минский и Слуцкий, экзарх всея Беларуси Филарет (Вахромеев) в присутствии Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко освятил воссозданную серебряную раку преподобной. В 2007 г. Синод Белорусской Православной Церкви определил 6 июня днем празднования перенесения мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк. 17 авг. 2009 г. в Крестовоздвиженском соборе установлена сень, сделанная по образцу той, к-рая украшала раку с мощами Полоцкой княжны в 1910 г.

26-27 сент. 2009 г. П. Е. м. посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). 24 дек. 2015 г. решением Синода РПЦ мон-рь переведен под каноническое управление патриаршего экзарха всея Беларуси.

Насельницы (к нач. 2020 - ок. 120 чел.) несут послушания в просфорне, иконописной и рукодельной мастерских, б-ке, на кухне, в трапезной, на огороде и молочной ферме и др. В сотрудничестве с правосл. издательствами обитель выпускает книги и буклеты. При П. Е. м. действует воскресная школа для взрослых и детей. Мон-рь имеет подворья в агрогородке Захарничи Полоцкого р-на и в Логойске Минского р-на.

Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 179. Л. 216; Д. 233. Л. 148; РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 389. Л. 39; НИАБ. Ф. 1430. Оп. 1. Д. 49010. Л. 81-82; Ф. 2563. Оп. 1. Д. 7. Л. 29-30, 171-172; Д. 11. Л. 2-2 об.; Ф. 2694. Оп. 1. Д. 20. Л. 1; Д. 22. Л. 26 об.- 27 об; Д. 130. Л. 22 об.- 23; Д. 504. Л. 52 об.; Д. 551. Л. 70 об.; Д. 620. Л. 47 об.- 48; Д. 626. Л. 7 об.- 10; Д. 644. Л. 1 об.- 2; Д. 662. Л. 1 об.- 2; Д. 666. Л. 1 об.- 13; ГА Витебской обл. Ф. 1821. Оп. 1. Д. 133; Д. 425. Л. 280; Ф. 1947. Оп. 1. Д. 43. Л. 288; Ф. 3721-п. Оп. 1а. Д. 11. Л. 87-92; Ф. 4131. Оп. 2. Д. 16. Л. 149; Ф. 6991. Оп. 2. Д. 179. Л. 216; Д. 233. Л. 148; Зональный ГА в г. Полоцке. Ф. 51. Оп. 1. Д. 91. Т. 1. Л. 66-67; Ф. 54. Оп. 1. Д. 17. Л. 10-11; Арх. Минского ЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 924 в. Л. 35; Дейнис И. П. Полоцк в XX в. // НПИКМЗ. КП-19-2345. С. 281; Акт мед. освидетельствования честных останков прп. Евфросинии, игумении княжны Полоцкой, от 9 апр. 1998 г. // Архив полоцкого Спасо-Евфросиниевского мон-ря.
Лит.: О воспоследовавшем высочайшем соизволении на причисление полоцкого Борисоглебского муж. мон-ря к полоцкому Спасо-Евфросиньевскому мон-рю // Полоцкие ЕВ. 1879. № 24. С. 807; Василий (Лужинский), архиеп. Записки. Каз., 1885; Сапунов А. П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего мон-ря в Полоцке // Полоцкие ЕВ. 1885. № 8. С. 252-259; № 9. С. 290-298; № 10. С. 327-333; он же. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский девичий мон-рь. Витебск, 1888; он же. Памятники времен древних и новейших в Витебской губ. Витебск, 1903; он же. Землевладение и землевладельцы Витебской губ. в 1905 г. Витебск, 1907; Альбицкий В., свящ. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь: Кр. ист. очерк Спасской обители. Витебск, 1897; Выпускной акт в полоцком Спасо-Евфросиниевском училище // Полоцкие ЕВ. 1897. № 15. С. 687; Леонардов Д. С. Матушка Евгения: Памяти настоятельницы полоцкого Спасо-Евфросиниевского мон-ря игум. Евгении (Говорович), † 24 марта 1900 г. Витебск, 1900; Преддверие великого торжества // Полоцкие ЕВ. 1909. № 51/52. Отд. неофиц. С. 972-976; Григоревич А., свящ. Полоцкие торжества // Там же. 1910. № 25. С. 608-613; Довгялло Д. И. Перенесение св. мощей прп. Евфросинии из Киева в Полотск: Подробное описание церк.-народных торжеств. Вильно, 1910; Начало торжеств по перенесению св. мощей прп. Евфросинии, кнж. Полоцкой из Киева в Полоцк // Полоцкие ЕВ. 1910. № 17. С. 416-419; Шавельский Г., прот. К истории Полоцкого жен. Евфросиньевского мон-ря / ПрибЦВед. 1910. № 18. С. 772-777; он же. На торжестве перенесения мощей прп. Евфросинии в г. Полоцк // Полоцкие ЕВ. 1910. № 33. Отд. неофиц. С. 730-741; Зайц К., свящ. Осеннее торжество перенесения св. мощей прп. Евфросинии, кнж. Полотской // Там же. 1913. № 43. Отд. неофиц. С. 897-901; Куприянов В. А. К вопросу о землевладениях и монастырских строениях полоцкого Спасо-Евфросиниевского мон-ря: (Сер. XIX - нач. XX вв.) // Гiсторыя i археалогiя Полацка i Полацкай зямлi: Навук. канф., прысвечаная 1130-годдзю Полацка: Тэз. дакл. Полацк, 1992. С. 37-38; Шейкин Г. Н. Полоцкая епархия: Ист.-стат. обозр. Мн., 1997; Матушка Евгения: Памяти настоятельницы полоцкого Спасо-Евфросиниевского мон-ря игум. Евгении (Говорович) † 24 марта 1900 г. Мн., 2000; Нина (Боянус), игум. Наши беседы о жизни: Жизнеописание, письма, восп. М., 2004; Мон-рь у ц. Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь от древности до наших дней. Мн., 2007; Полоцкое Радование: Св.-Евфросиниевские торжества 1910 г. Полоцк, 2010; Борун Е. Н. Восстановление деятельности мон-рей правосл. ведомства в Полоцкой епархии в 1833-1842 гг. // Полоцк у гiсторыi i культуры Еўропы: Матэрыялы Мiжнароднай навуховай канферэнцыi. Мн., 2012. С. 223-229.
Мон. Аполлинария (Атрохова)

Спасо-Преображенский храм

Является архитектурной доминантой и историческим центром монастырского комплекса и представляет собой один из наиболее сохранившихся древнерус. памятников зодчества домонг. периода. Включен в Гос. список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Обстоятельства создания Спасской ц. описаны в Житии прп. Евфросинии Полоцкой (Житие прп. Евфросинии Полоцкой: Список XVI в. // РНБ. Погод. № 869. Л. 325 об.- 326). Согласно тексту, на строительство каменного храма был призван зодчий Иоанн, который многократно слышал глас, повелевавший ему: «Встань и иди на дело Вседержителя Спаса». В редакции текста Жития, помещенной в «Степенной книге царского родословия», Иоанн назван «приставником над делатели церковными» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 213). Рассказав преподобной об откровении Божием, Иоанн получил от нее благословение на постройку церкви. Храм был возведен за 30 недель, при этом окончание строительства также ознаменовалось чудом - за одну ночь был восполнен недостаток в плинфе, необходимой для завершения постройки и обретенной в печи по молитве св. игумении.

Южный фасад Преображенского храма. Реконструкция В. В. Ракитского
Южный фасад Преображенского храма. Реконструкция В. В. Ракитского

Южный фасад Преображенского храма. Реконструкция В. В. Ракитского
Летописные источники и Житие прп. Евфросинии не называют точной даты строительства церкви. Один из первых исследователей храма А. П. Сапунов широко датировал его 1-й пол. XII в., однако большинство ученых предлагают более узкую датировку - 2-я четв. XII в. Э. М. Загорульский полагал, что строительство велось в период правления брата прп. Евфросинии кн. Василько Святославича (1132-1144); Н. Н. Воронин, В. Н. Лазарев и П. Н. Максимов датировали возведение церкви 50-ми гг. XII в., П. А. Раппопорт, Г. М. Штендер определили время ее строительства до 1159 г. В. Д. Сарабьянов, ссылаясь на дату, указанную на кресте прп. Евфросинии, предположил, что храм был построен к 1161 г. (Сарабьянов. 2016. С. 19-20). Совр. дендрохронологические результаты исследования деревянных конструкций показали, что период вырубки древесины, использованной при строительстве,- 1123-1136 гг., т. е. храм мог быть возведен в 1124-1137 гг. (Ярмохiн, Адомас, Калечыц. 2016).

Церковь представляет собой 6-столпный однокупольный с сильно выступающей полукруглой апсидой храм, перекрытый сводами и широкими подпружными арками, имеющий нартекс и расположенные во 2-м этаже хоры, на которые ведет узкая внутристенная лестница (Сарабьянов. 2016. С. 22). По обе стороны хор находятся 2 крестообразных помещения (по преданию, здесь располагались кельи прп. Евфросинии и одной из ее сестер-монахинь - Евдокии или Евпраксии).

Архитектурные исследования 2017 г. позволили уточнить и дополнить сформировавшуюся ранее концепцию пространственно-функциональной организации вост. компартиментов хор. Небольшая камера в юж. компартименте оформлена в виде крестообразного в плане храма с куполом, нишами в стенах и 3 небольшими оконцами. Два окна выходят в интерьер храма, одно - на юж. фасад. Особенности структуры сев. компартимента были связаны с его многофункциональной ролью. На нижнем уровне, вероятно, размещались скрипторий и место для хранения книг. Верхний уровень, на который поднимались по приставной лестнице, предназначался для монашеского уединения - затвора (помещения с таким назначением были достаточно широко распространены в древнерус. и визант. постройках XII в., см.: Лалазаров. 2019. С. 16-17).

По мнению В. Д. Сарабьянова, изначально церковь строилась как храм-усыпальница, о чем свидетельствует наличие 7 аркосолиев, расположенных в стенах по периметру основного объема церкви.

Особенностью архитектуры храма является вертикальность его композиции, подчеркнутая устремленность ввысь. При общей высоте храма (под крест) ок. 21 м он чрезвычайно мал по размерам (ок. 19×10 м, подкупольное пространство - менее 3 м). Западное членение храма понижено относительно основного объема, что дополнительно акцентирует центральную часть. Барабан главы поднят на пьедестал, это придает силуэту храма ярко выраженный башнеобразный характер. Чтобы перераспределить нагрузку от тяжеловесного пьедестала главы не только на столбы, но и на стены, боковые нефы были сделаны чрезвычайно узкими, а стены - массивными. Почти базиликальная вытянутость плана церкви по оси «восток-запад» стала особенностью полоцких храмов сер. XII в., что говорит о формировании местной архитектурной традиции, наиболее ярко проявившейся в архитектуре Спасской ц. Сходство ее композиции и строительных особенностей с Борисоглебским и Пятницким храмами Бельчицкого мон-ря позволило Н. Н. Воронину предположить, что все эти церкви возведены одной артелью и, возможно, даже одним зодчим - мастером Иоанном (Воронин Н. Н. Бельчицкие руины // Архит. наследство. М., 1956. № 6. С. 9-17).

Поздние перестройки церкви мало коснулись древней кладки. Многочисленные исследования историков архитектуры (П. А. Раппопорт, Г. М. Штендер, П. Л. Зыков и др.) позволили более точно реконструировать ее первоначальный облик. Особый интерес представляет реконструкция В. В. Ракицкого (Сарабьянов. 2016. С. 22), воссоздавшего двойной ряд 3-лопастных килевидных кокошников (сохр. под 2-скатной кровлей XIX в.), оформлявших пьедестал барабана главы. Этот прием уникален для древнерус. зодчества сер. XII в., однако позднее он получил развитие в смоленской и черниговской церковной архитектуре кон. XII - нач. XIII в.

Значительные перестройки храма в XVII-XVIII вв. связаны с пребыванием в Полоцке иезуитов: строительство подцерковья и организация захоронений в виде склепов; поднятие 2-скатной кровли, вычинка цоколя, закладка аркосолиев, размещение дверных проемов в северной и, возможно, юж. стенах. Зап. портал был расширен и получил пристройку в виде притвора. Изменения коснулись также архитектурных форм хор, где на зап. стене существенно было расширено окно, а своды, вероятно, частично переложены (Сарабьянов. 2016. С. 21).

В 30-х гг. XIX в. храм был возвращен РПЦ. Под рук. архит. А. Порто были проведены его ремонт и частичная перестройка. Надстройки на зап. фасаде, характерные для католич. храмов, были удалены. В 1837-1838 гг. по проекту помощника строительного комитета К. Лукина произведена капитальная перестройка фасадов церкви. Портик на зап. фасаде был полностью изменен с сохранением фронтона, на фасадах появились обозначения закомар, а барабан увенчала луковичная глава.

В ходе боев во время первой мировой войны фасады храма были повреждены. По окончании войны в интерьере и на фасадах были проведены восстановительные ремонтные работы. В годы Великой Отечественной войны здание церкви пострадало от взрывов и бомбометаний. В 1946-1949 гг. под рук. архит. Е. Ащепкова были исследованы фасады, а также проведены восстановительные работы (Лалазаров. 2019. С. 3-4).

С 2015 г. Полоцким гос. ун-том проводятся архитектурно-археологические исследования храма. В работах принимают участие специалисты Архитектурно-археологического сектора ГЭ. Результаты исследований полностью изменили представление специалистов о первоначальном облике церкви. В ходе археологических работ были обнаружены фрагменты нижних частей стен ныне утраченных объемов XII в.- сев. и юж. галерей, экзонартекса и притвора. Внутри галерей под их полом были раскрыты остатки многочисленных саркофагов того же времени. В вост. части юж. галереи был расчищен фрагмент стены апсиды. Также были найдены следы древней деревянной церкви, которая существовала здесь до сооружения каменного храма XII в.

В ходе археологических работ у юго-зап. угла храма между юж. галереей и экзонартексом было обнаружено необычное подземное сооружение. Здесь открылись руины небольшого подземного храма XII в. с прямоугольной апсидой, алтарными нишами и остатками престола. Выявленный в сев. стене основного помещения аркосолий свидетельствует о том, что этот храм являлся усыпальницей и предназначался для близкого прп. Евфросинии Полоцкой человека. По фрагментам обнаруженной здесь же керамической иконки вмч. Георгия Победоносца археологи сделали предположение, что им мог быть отец прп. Евфросинии Святослав Всеславич, получивший в крещении имя Георгий (Там же. С. 13-14).

С 2015 г. ведутся работы по комплексной инженерной реставрации памятника. Выполняются мероприятия по усилению несущих конструкций и консервации древних архитектурных деталей. Научно-исследовательские, проектные и производственные работы проводятся в целях стабилизации состояния храма без изменения дошедшего до наст. времени его внешнего архитектурного облика.

Мон. Аполлинария (Атрохова), мон. Кира (Цыбульская)

На стенах Спасо-Преображенского храма почти полностью сохранился ансамбль росписи домонгольского периода. Первые пробные раскрытия фресок из-под поздних записей были выполнены в 1929 г. в рамках экспедиции ЦГРМ, а планомерная реставрация живописи храма началась лишь в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. (под рук. В. В. Ракицкого) и продолжается в наст. время (под рук. Е. И. Серегиной, Ю. И. Малиновского).

Евхаристия. Роспись конхи алтарной апсиды Преобра-женского храма. Ок. 1161 г. Фото: В. Ф. Сутягин, М. В. Сарабьянов
Евхаристия. Роспись конхи алтарной апсиды Преобра-женского храма. Ок. 1161 г. Фото: В. Ф. Сутягин, М. В. Сарабьянов

Евхаристия. Роспись конхи алтарной апсиды Преобра-женского храма. Ок. 1161 г. Фото: В. Ф. Сутягин, М. В. Сарабьянов
Спасский храм был расписан ок. 1161 г. по заказу прп. Евфросинии Полоцкой, что стало одним из этапов реализации единого замысла преподобной, в к-рый входили возведение церкви и создание для нее мастером Лазарем Богшей креста-реликвария. Ко времени игуменства святой, несомненно определившей состав росписи и идейную направленность программы декорации, относятся фрески наоса и нартекса, хор, внутристенной лестницы, тогда же были расписаны ныне утраченные галереи церкви. Можно предположить, что стенопись была выполнена смешанной артелью мастеров, в состав к-рой входили как приглашенные греческие, так и местные художники. Фрески не находят прямых аналогий в визант. и древнерус. изобразительном искусстве и являются памятником, содержащим черты перехода от одной стадии развития стиля живописи XII в. к другой.

Сложная по составу иконографическая система росписи отражает тенденции византийского искусства сер. XII в. со свойственным ему усилением литургической тематики. В идейной программе декорации нашла отражение богословская полемика XI-XII вв.

Три отрока в пещи огненной. Роспись Преображенского храма. Ок. 1161 г. Фото: В. Ф. Сутягин, М. В. Сарабьянов
Три отрока в пещи огненной. Роспись Преображенского храма. Ок. 1161 г. Фото: В. Ф. Сутягин, М. В. Сарабьянов

Три отрока в пещи огненной. Роспись Преображенского храма. Ок. 1161 г. Фото: В. Ф. Сутягин, М. В. Сарабьянов
К числу устойчивых и обязательных элементов византийской системы декорации относятся образ Божией Матери «Оранта», композиция «Причащение апостолов» и святительский чин в алтарной апсиде, эпизоды композиции «Страшный Суд» в нартексе храма и изображения нек-рых из двунадесятых праздников на стенах рукавов пространственного креста. Композиции на сюжеты НЗ, в т. ч. сцены исцелений и чудес Иисуса Христа, занимают верхние части граней зап. пары подкупольных столбов. Изображения пасхального цикла («Явление Христа женам мироносицам» и «Явление ангела женам мироносицам») представлены на склонах арки между хорами и зап. рукавом креста.

В полоцком фресковом ансамбле встречаются уникальные композиции, необычные смысловые акценты в программе декорации, а некоторые изображения появляются здесь впервые. Обращает на себя внимание выделение сцен Страстей Христовых в основном объеме церкви (монументальные композиции сев. и юж. стен поперечного нефа и жертвенника), что характерно для храмов погребального назначения. Отдельные события ВЗ проиллюстрированы в зап. части наоса и в боковых помещениях алтаря. Жертвенник и диаконник, где могли быть устроены приделы, объединены общей программой, включающей в себя не только иконный образ Богоматери с Младенцем Христом и сцену «Моление св. Иоанна Предтечи в пустыне», фигуры святых (среди них преподобные столпники), но и сцены, относящиеся к циклу, к-рый может быть назван «Деяния ангелов».

Одной из центральных содержательных линий, к-рая прослеживается в архитектуре и живописи Спасской ц., стала тема креста (напр., редкий извод сцены «Воздвижение Креста Господня», изображение креста на престоле в сцене «Евхаристия», включение креста в орнаменты).

Существенная роль в программе декорации принадлежит идее ветхозаветного и новозаветного священства, преемственности апостольского и святительского служения, а также темам литургии и Церкви. Помимо единоличных образов отцов Церкви в Спасском храме представлены сюжетные сцены исцеления, мученичества и чудес святых епископов, композиции на тему источника божественной премудрости святителей, призванные показать их служение во всей полноте. К таким композициям относятся «Чудо св. Афиногена Пидахфойского с отроком», «Исцеление имп. Констанция св. Спиридоном Тримифунтским», сцены мученической кончины святых Павла Исповедника и Игнатия Богоносца, изображение св. Дионисия Ареопагита, несущего на руках свою отсеченную главу. Церковь предстает в росписи и как источник божественной премудрости, что иллюстрируют композиции «Учительство св. Иоанна Златоуста» и «Учительство св. Григория Богослова».

В иконографической системе декорации полоцкого храма выделены лики пророков, мучеников, целителей, воинов, диаконов и преподобных. Тема иноческого подвига, традиционная для живописи монастырских храмов, находит свое развитие в редких житийных циклах преподобных Силуана, Мартирия, Антония Великого и Павла Фивейского, прп. Феоктисты Паросской и др. Особое место в росписи отведено образам небесных покровителей святых полоцких князей: Георгия, Бориса и Глеба, Романа и Вячеслава Чешского. Их изображения на стенах Спасского храма позволяют прийти к мнению, что в программе декорации отразилась личная молитва прп. Евфросинии за своих сродников. В помещении внутристенной лестницы, ведущей на хоры церкви, представлены ветхозаветные события. В наст. время с точностью можно идентифицировать сцены из истории прор. Ионы.

Составить некоторое представление о росписи галерей Спасо-Преображенского храма позволяет руинированная стенопись. Среди обломков штукатурки встречаются фрагменты изображений ликов (развернутых анфас и в 3/4), рук, одежды разного типа, архитектурного стаффажа, а также орнаментов и растительных побегов на белом фоне. Выявленные изображения имели маленький масштаб, большая их часть относилась к сюжетным композициям. In situ сохранился участок фресковой росписи юж. галереи, размещенный над южным дверным проемом, ведущим в наос церкви. Здесь в профилированной нише размещен фронтальный ростовой образ Богоматери, а уступы ниши занимает орнамент.

Фрески юж. камеры на хорах по технике письма и стилю заметно отличаются от стенописи основного объема Спасского храма и могут быть отнесены к нач. XIII в. (ряд исследователей датируют роспись временем прп. Евфросинии Полоцкой). Иконографическая система декора воспроизводит схему живописного убранства христ. храма. Вост. зона включает типичную для алтарной программы сцену «Благовещение» и образы святителей. Поминальная тема и тема Жертвы Христовой (напр., «Деисус», «Распятие» и «Сретение Господне») указывают на мемориальный характер росписи, созданной в память об основательнице мон-ря, чей выделенный масштабом ктиторский портрет с моделью храма в руках расположен с юга от входа в юж. камеру. Подробный житийный цикл и единоличный образ прп. Евфросинии Александрийской - небесной покровительницы игумении мон-ря - на месте, к-рое обычно отводилось храмовой иконе, свидетельствуют в пользу версии о посвящении придела во имя патрональной святой прп. Евфросинии Полоцкой.

Храм-усыпальница

(Георгиевская церковь?). Сохранились фундаменты постройки XII в.- 4-столпного храма, окруженного с 3 сторон галереями. Центральная апсида была сильно вынесена за пределы основного объема, боковые апсиды углублены в толщу вост. стены. С востока к галереям примыкали 2 небольшие одноапсидные бесстолпные часовни. Внутри храма и в галереях были устроены аркосолии для погребений.

Интерьер имел богатое убранство, о чем свидетельствуют фрагменты фресок и мозаичные тессеры разного размера, найденные при проведении археологических раскопок. Также остатки росписи выявлены in situ в сохранившихся нижних частях постройки. Обнаруженный материал включает фрагменты с изображениями ликов и одежд, с орнаментами разных типов и мраморировками, а также обломки фресок с кириллическими сопроводительными надписями. На основании стилистических особенностей фрески храма-усыпальницы можно датировать 20-30-ми гг. XII в. и отнести к особой художественной традиции, сложившейся на Полоцкой земле.

Д. А. Скобцова
Арх.: Формулярная ведомость Полоцкого Спасо-Евфросиниевского мон-ря за 1912 г. // НИАБ. Ф. 2563. Оп. 1. Д. 6. Л. 39 об.; Акт № 12 об обследовании Спасо-Евфросиниевского мон-ря г. Полоцка // Зональный ГА г. Полоцка. Ф. 54. Оп. 1. Д. 191. Л. 43; Церковно-ризничная опись Полоцкого Спасо-Евфросиниевского жен. мон-ря за 1922 г. // ГА Витебской обл. Ф. 1821. Оп. 1. Д. 133. Л. 6-6 об.
Лит.: Сб. конф. в Полоцке: Гiсторыя i археалогiя Полацка i Полацкай зямлi: Мат-лы Мiжнар. навук. канф., 3. Полоцк, 1997; Гiсторыя i археалогiя Полацка i Полацкай зямлi: Мат-лы Мiжнар. навук. канф., 5. Полацк, 2009; История и археология Полоцка и Полоцкой земли: Мат-лы Междунар. науч. конф., 6. Полоцк, 2013. Ч. 2: Спасо-Преображенская ц. в Полоцке: История. Архитектура. Живопись; Сапунов А. П. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский девичий мон-рь. Витебск, 1888; он же. Памятники времен древних и новейших в Витебской губ. Витебск, 1903; Мялешка С. М. Праца навукова-дасьледчае экспедыцыi Цэнтр. дзяржаўных рэстаўрацыйных майстэрняў у г. Полацку // Наш край. Мн., 1929. № 8/9(47/48). С. 77-80; Монгайт А. Л. Фрески Спасо-Евфросиниевского мон-ря в Полоцке // Культура Др. Руси. М., 1966. С. 137-140; Каргер М. К. Храм-усыпальница в Евфросиниевском мон-ре в Полоцке // Сов. Арх. 1977. № 1. С. 240-247; Сялiцкi А. А. Фрэскi храма-магiльнi Ефрасiннеўскага ман-ра // Помнiкi гiсторыi i культуры Беларусi. Мн., 1979. № 4(40). С. 25-27; Раппопорт П. А., Штендер Г. М. Спасская ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке // ПКНО, 1979. Л., 1980. С. 459-468; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. С. 96-98; Филатов В. В. О фресках XII в. Спасского собора в Полоцке // Рус. искусство XI-XIII вв. М., 1986. С. 120-128; Церашчатава В. В. Старажытнабеларускi манументальны жывапiс XI-XVIII ст. Мн., 1986; Терещатова О. В., Ходыко Ю. В. Фрески Полоцка в контексте искусства Киевской Руси // Ист. традиции духовной культуры народов СССР и современность. К., 1987. С. 155-160; Селицкий А. А. Система росписи собора Спасо-Евфросиниевского мон-ря в Полоцке // ДРИ: Худож. культура X - 1-й пол. XIII в. М., 1988. С. 177-194; он же. Живопись Полоцкой земли XI-XII вв. Мн., 1992; он же. Сюжеты полоцких фресок в просветительской деятельности Евфросинии Полоцкой // Мастацкая адукацыя i культура. Мн., 2006. № 3. С. 41-44; он же. Евфросиния Полоцкая у истоков просвещения Полоцкого края: Регистр со св. мученицами и преподобными в келии-молельне Евфросинии в Спасо-Преображенской ц. в Полоцке (сер. XII в.) // Гiсторыя i археалогiя Полацка i Полацкай зямлi: Мат-лы…, 5. Полацк, 2009. С. 177-187; он же. Св. Вацлав, король чешский, в Полоцке // История и археология Полоцка и Полоцкой земли: Мат-лы…, 6. Полоцк, 2013. Ч. 2. С. 117-119; он же. Евфросиния Полоцкая. Ее храм. Ее фрески. Мн., 2016; Васильев Б. Г., Медникова Е. Ю., Егорьков А. Н. Стенопись храма-усыпальницы Евфросиньевского мон-ря в Полоцке 1-й пол. XII в.: (По мат-лам колл. М. К. Каргера) // Погибшие святыни: Охраняется государством: Сб. мат-лов 4-й Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 1996. Вып 10. Ч. 2. С. 53-63; Пуцко В. Г. Стилистические проблемы фресок собора Спасо-Евфросиниевского мон-ря в Полоцке // Гiсторыя i археалогiя Полацка i Полацкай зямлi: Мат-лы…, 3. Полоцк, 1997. С. 230-247; Васильев Б. Г. Заметки о технике письма мастеров Спасо-Преображенского собора Евфросиньевского мон-ря Полоцка // Искусство Др. Руси и стран визант. мира: Мат-лы науч. конф., посвящ. 70-летию со дня рожд. В. А. Булкина. СПб.; М., 2007. С. 32-45; он же. Личное письмо фресок Спасо-Преображенского собора XII в. Евфросиньевского мон-ря Полоцка // Гiсторыя i археалогiя Полацка i Полацкай зямлi: Мат-лы…, 5. Полацк, 2009. С. 41-58; он же. Техника письма мастеров фресок XII в. Преображенского собора Полоцка // Худож. галерея в Полоцке. Мн., 2009. С. 7-17; он же. Орнамент фресок Спасо-Преображенского собора Полоцка // История и археология Полоцка и Полоцкой земли: Мат-лы…, 6. Полоцк, 2013. Ч. 2. С. 3-18; Сарабьянов В. Д. Храм-реликварий Евфросинии Полоцкой: О первоначальном замысле Спасской ц. Евфросиньева мон-ря // Лазаревские чт.: Искусство Византии, Др. Руси, Зап. Европы: Мат-лы науч. конф. М., 2008. С. 111-130; он же. Образ монашества в росписях Спасской ц. Евфросиньева мон-ря // Гiсторыя i археалогiя Полацка i Полацкай зямлi: Мат-лы…, 5. Полацк, 2009. С. 152-176; он же. Спасо-Преображенская ц. Евфросиньева мон-ря и ее фрески. М., 2009; он же. «Святители - источники Премудрости» во фресках Спасо-Преображенской ц. Евфросиньева мон-ря в Полоцке // Проблеми на изкуството. София, 2010. Бр. 1. С. 12-17; он же. Приделы 2-го этажа в древнерус. церквах XII-XIII вв., их функции и иконогр. программы // Боянската църква между Истока и Запада в изкуството на християнска Европа. София, 2011. С. 178-197; он же. Тема передачи Божественной Премудрости в росписях Спасской ц. Евфросиньева мон-ря в Полоцке // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христ. искусства. 2011. Вып. 1(4). С. 7-25; он же. Мир книжности во фресках Спасской ц. Евфросиньева мон-ря и иконогр. замысел прп. Евфросинии Полоцкой // ИХМ. 2012. Вып. 12. С. 135-163; он же. Патерик прп. Евфросинии Полоцкой: Цикл деяний монахов в росписях Спасской ц. Евфросиньева монастыря // Визант. мир: Регион. традиции в худож. жизни и проблемы их изучения: К юбилею Э. С. Смирновой: Тез. докл. Междунар. науч. симпозиума. М., 2012. С. 53-57; он же. Изображение Вячеслава кн. Чешского и патрональная программа в росписях Спасской ц. Евфросиньева мон-ря в Полоцке // История и археология Полоцка и Полоцкой земли: Мат-лы…, 6. Полоцк, 2013. Ч. 2. С. 65-78; он же. Патрональные изображения в программе росписей Спасской ц. Евфросиньева мон-ря в Полоцке // Зограф. Београд, 2013. Бр. 37. C. 87-106; он же. Просветительская деятельность прп. Евфросинии Полоцкой и фрески Спасской ц. // Крещение Руси в судьбах народов Беларуси, России и Украины: Выбор цивилизационного пути: Мат-лы Междунар. науч. конф. Мн., 2013. С. 126-134; он же. Спасская ц. Евфросиниевского монастыря в Полоцке. Полоцк, 2016; Скобцова Д. А. Роспись жертвенника и дьяконника Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке: (Предв. замечания о программе декорации) // Гiсторыя i археалогiя Полацка i Полацкай зямлi: Мат-лы…, 5. Полацк, 2009. С. 188-207; она же. Иконографическая программа росписи жертвенника и дьяконника Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева монастыря в Полоцке // Российское византиноведение: Традиции и перспективы: Тез. докл. XIX Всерос. науч. сессии византинистов. М., 2011. С. 202-204; она же. Орнамент в росписи Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке // Путем орнамента: Исслед. по архитектуре и искусству визант. мира: Тез. докл. М., 2011. С. 19-20; она же. Стилистические особенности росписи Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке: К вопросу о времени создания памятника // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вел. Новг., 2011. Вып. 4. С. 78-91; она же. Образы святых кн. Бориса и Глеба в росписи Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке // Актуальные проблемы теории и истории искусства. СПб., 2012. Вып. 2. С. 162-167; она же. Сцена «Воздвижение креста Господня» в иконогр. программе росписи Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке // История и археология Полоцка и Полоцкой земли: Мат-лы…, 6. Полоцк, 2013. Ч. 2. С. 133-141; она же. Фрагменты фресок храма-усыпальницы Евфросиниева мон-ря в Полоцке из фондов Новгородского музея-заповедника // Актуальные проблемы теории и истории искусства. СПб., 2013. Вып. 3. С. 222-227; она же. Художественные особенности фресок юж. капеллы Спасской ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке // Там же. 2014. Вып. 4. С. 123-130; она же. Фрески Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке в контексте искусства XII в.: Проблема стиля // В созвездии Льва: Сб. ст. по древнерус. искусству в честь Л. И. Лифшица. М., 2014. С. 454-465; Гребенщикова А. Б., Сергиеня В. В., Скобцова Д. А. Поновления древней росписи Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря в Полоцке: Проблема сохранения и музеефикации поздних записей // История и археология Полоцка и Полоцкой земли: Мат-лы…, 6. Полоцк, 2013. Ч. 2. С. 19-29; Иоаннисян О. М. Зодчество 2-й пол. XII в. // История рус. искусства. М., 2015. Т. 2. Ч. 2. С. 126-131; Ярмохiн М., Адомас В., Калечыц I. Дэндрахраналагiчнае датаванне будаўнiцтва Полацкай Спаса-Праабражэнскай ц. // Беларускi гiстарычны часопiс. Мн., 2016. № 8. С. 16; Лалазаров С. В. Спасо-Преображенский храм в г. Полоцке: Изучение и реставрация. Полоцк, 2019.