П. был возведен на К-польский престол имп. Константином VII Багрянородным (945-959) после кончины патриарха Феофилакта (933-956). По свидетельству «Продолжателя Феофана», к этому времени П. имел славу ученого мужа и «нового Златоуста» (Theoph. Contin. 1838. P. 445). Иоанн Скилица подчеркивал, что П. принял рукоположение не от митрополита Ираклийского, как это было обычно, а от митр. Кесарийского Василия, поскольку митрополит Ираклийский противился избранию П. Впосл. это обстоятельство привело к тому, что противники П. получили возможность не признавать его рукоположение каноничным (Scyl. Hist. 1973. P. 244). Одним из первых деяний П. на К-польской кафедре стало возвращение с согласия императора в патриаршие диптихи имени патриарха Евфимия II (I) (RegPatr, N 789k). Отдельные епископы выступили против этого решения, но вскоре были вынуждены подчиниться воле императора (Scyl. Hist. 1973. P. 245). Вероятно, именно реабилитация патриарха Евфимия стала причиной разрыва между П. и митр. Никейским Феодором: в начале Патриаршества П. Феодор был его ближайшим сподвижником, составлял от его имени послания (в т. ч. патриарху Антиохийскому - RegPatr, N 789j), но после конфликта был отправлен в ссылку (Darrouzès. 1960. P. 296). П. проявил себя как критик императора, имп. Елены и ее брата, паракимомена Василия Нофа, побочного сына имп. Романа I Лакапина. По свидетельству Скилицы, они планировали отыскать предлог, чтобы низложить П. (Scyl. Hist. 1973. P. 244). Вероятно, этому помешала кончина императора в 959 г. Косвенные намеки в посланиях чиновника и писателя Феодора Дафнопата (PMBZ, N 27694) заставляют предположить, что в конце правления имп. Константина VII или в начале правления Романа II (959-963) П. был временно отстранен от исполнения своих обязанностей.
После кончины Романа II (15 марта 963) П. и К-польский сенат подтвердили права на престол его малолетних сыновей: старшего Василия II Болгаробойцы и младшего Константина VIII, а также их матери, имп. Феофано. Это означало, что решающую роль в управлении гос-вом будет играть паракимомен евнух Иосиф Вринга. В то же время на престол претендовал доместик схол Востока Никифор Фока (впосл. имп. Никифор II Фока), популярный в народе благодаря успехам на вост. фронте и возвращению в 961 г. о-ва Крит, отвоеванного у арабов. Согласно историку Льву Диакону, во время краткого пребывания Никифора Фоки в К-поле он встречался с П. и говорил ему, что опасается Иосифа Врингу. По словам Никифора Фоки, Вринга задумал арестовать, ослепить и отправить его в ссылку. Патриарх поддержал Никифора Фоку, убедил сенат назначить его стратигом-автократором Азии, но вместе с тем взял с него клятву, что Никифор Фока не посягнет на власть малолетних императоров. Иосиф Вринга был вынужден против воли подчиниться этому решению (Leo Diac. Hist. II 10-12). 2 июля 963 г. в Кесарии Каппадокийской войска провозгласили Никифора Фоку императором и он отправил послания Иосифу Вринге и П., в которых просил их принять его как императора с тем условием, что он будет заботиться о сыновьях Романа II до их совершеннолетия (Ibid. III 6). Лев Диакон подробно рассказал о том, как, прочитав письмо, Иосиф Вринга решил вступить с Никифором Фокой в вооруженную борьбу и приготовился к обороне К-поля, но умолчал о реакции П. В «Книге церемоний византийского двора» (Const. Porphyr. De cerem. I 96) сказано, что Вринга «предал анафеме» Никифора Фоку. Эта формулировка заставила О. Крестена предположить, что в этот момент П. все еще поддерживал Врингу и окончательно перешел на сторону Никифора Фоки только тогда, когда его победа стала очевидной (Kresten. 2005. S. 92-94). 16 авг. 963 г. П. короновал Никифора Фоку как императора в соборе Св. Софии. Пост паракимомена вновь занял Василий Ноф.
Последующие годы правления Никифора II Фоки характеризуются жестким противостоянием императора и патриарха. Согласно Иоанну Скилице и Иоанну Зонаре, император предпринял попытки ограничить влияние К-польского Патриархата: издал постановление о запрете избирать епископов без согласия императора, сократил установленные прежними императорами дарения церковным учреждениям, запретил церквам расширять свои земельные владения. Кроме того, Никифор Фока убеждал патриарха и епископат признать мучениками за веру всех погибших в бою солдат. Однако они отвергли это предложение, сославшись на 13-е прав. свт. Василия Великого, предполагавшее временное отлучение от причастия солдат, совершивших убийство в бою. Вопрос о том, обсуждалось ли предложение императора на особом соборе (RegPatr, N 790), остается дискуссионным (Riedel. 2015). В комментариях к правилу свт. Василия Иоанн Зонара упоминал о конфликте императора и епископов, но не говорил о соборе (Ράλλης, Ποτλῆς. Σύνταγμα. Τ. 4. Σ. 132). В целом рассказ историков о правлении Никифора Фоки очень тенденциозный: Скилица некритически заимствовал сведения раннего источника, крайне враждебного по отношению к Никифору Фоке; Иоанн Зонара, сообщающий неск. больше подробностей, не обладал дополнительными источниками, а просто расширял рассказ Скилицы (Zonara. Epit. hist. XVI 25. 1897. T. 3. P. 505-506; Каждан. 1961. С. 111, 113-114). Сведений о попытках императора сместить П. нет, хотя нек-рые епископы, вступившие в противостояние с Никифором Фокой, были сосланы (Scyl. Hist. 1973. P. 285).
В 968 г. П. участвовал в дискуссиях с дипломатом Лиутпрандом Кремонским, прибывшим в К-поль, чтобы вести переговоры от имени герм. имп. Оттона I. Из автобиографического «Донесения о посольстве в Константинополь» Лиутпранда Кремонского известно, что П. предпринял меры для укрепления авторитета К-польской Церкви в Италии: утвердил за епископией Отранто статус митрополии (RegPatr, N 792), запретил совершать службу на латыни в Апулии и Калабрии. В том же году П. во главе группы епископов провел серию богословских диспутов с патриархом Сирийской яковитской Церкви Иоанном VII (VI) (Assemani. BO. T. 2. P. 132-141; Mich. Syr. Chron. T. 3. P. 131). Переговоры зашли в тупик, Иоанн вместе со всей яковитской делегацией был арестован и получил свободу только после воцарения Иоанна I Цимисхия.
П. отказался короновать Иоанна I Цимисхия как убийцу Никифора II Фоки. Тогда Иоанн переложил вину за убийство на др. людей, в т. ч. на императрицу Феофано. П. выдвинул в качестве условия для коронации немедленную ссылку истинных преступников и отмену постановлений Никифора Фоки, ограничивавших права К-польской Церкви (Leo Diac. Hist. VI 4). Когда это было исполнено, коронация состоялась. По сведениям канониста XII в. Феодора Вальсамона, оправдывая прощение императора за убийство, П., ссылаясь на 12-е прав. Анкирского Собора 358 г., согласно к-рому крещение смывает все предшествующие грехи, сделал вывод о том, что таким же действием обладает и помазание на царство (Ράλλης, Ποτλῆς. Σύνταγμα. Τ. 3. Σ. 44). По мнению хрониста Яхьи Антиохийского (XI в.), П. не советовал Иоанну Цимисхию отправлять Феофано в ссылку, а напротив, узнав о таком решении императора, удивился и стал расспрашивать о его причинах. Когда император объяснил, что удалил Феофано из-за опасений за свою жизнь, П. посоветовал Иоанну жениться, поскольку законным наследникам престола Василию II и Константину VIII нужна жен. забота.
Последние действия П. на К-польской кафедре связаны с желанием закрепить авторитет К-польской Церкви на Востоке. 23 янв. 970 г. П. поставил патриархом Антиохийским Феодора II - визант. монаха и игум. мон-ря св. Антония, по преданию предсказавшего воцарение последовательно сначала Никифору II Фоке, а затем - Иоанну I Цимисхию. Кандидатура Феодора была предложена императором, П. испытал его познания в Свящ. Писании и согласился с таким выбором (RegPatr, N 795; Leo Diac. Hist. VI 6). В послании к Феодору II, написанному незадолго до смерти, П. подтвердил право Александрийских патриархов совершать службы в метохиях в К-поле (RegPatr, 796).
Вскоре после смерти П. поэт Иоанн Геометр составил в его честь 2 стихотворные эпитафии (PG. 106. Col. 948-950). В нек-рых рукописях Синаксаря К-польской ц. память П. как «Полиевкта Нового, епископа Константинопольского», отмечена под 5 февр. (SynCP. P. 446). Память П. была отмечена также еп. Кифирским Максимом (Маргунием) (Μάξιμος, ἐπ. Κυθήρων. Βίοι ἁγίων ἐκ τῆς ῾Ελληνικῆς γλώττης ἤτοι ἐκ τῶν συναξαρίων μεταφρασθέντες. ᾿Ενετίησι, 1621. Σ. 194), а затем прп. Никодимом Святогорцем, К. Дукакисом и др. греч. агиологами, однако ни Житие П., ни служба ему неизвестны (Κατή. 2016. Σ. 102-104).