Владимир Николаевич (1863/64, г. Каменец-Подольск (ныне Каменец-Подольский; по др. сведениям, С.-Петербург) - ок. 6.04.1924, Харьков), российский архитектор. Проекты большинства храмов выполнены им в стилистике, переходной от поздней эклектики (московско-ярославского стиля) к неорус. стилю, и основаны на изучении П. образцов древнего и народного зодчества, в основном Русского Севера и Украины, а также коллекции И. Ф. Борщевского.
Отец П.- чиновник, рано умер, мать - педагог. С детства занимался рисованием и музыкой. Окончил классическую гимназию, затем Высшее художественное уч-ще имп. АХ и архитектурные классы академии (1883-1890; 1886 - малая серебряная медаль, 1888 - большая серебряная, 1889 - малая золотая медаль за проект здания Городской думы в С.-Петербурге, серебряный академический знак). 1 нояб. 1890 г. удостоен звания классного архитектора-художника 1-й степени за программу «Посольский дом».
Заняв должность архитектора Холмско-Варшавской епархии, П. участвовал в строительстве кафедрального собора блгв. кн. Александра Невского в Варшаве по проекту Л. Н. Бенуа (1894-1912), руководил сооружением Николаевской ц. (собора) в г. Радоме (1897-1902) по проекту М. Т. Преображенского и В. И. Сычугова, осуществил ремонт ц. (собора) равноап. Марии Магдалины в Варшаве (1894-1895). По аналогичным друг другу проектам в визант. стиле П. были построены Николаевская ц. в г. Томашове (Томашуве-Мазовецки, 1899-1901, в освящении принимал участие имп. Николай II Александрович, наградивший зодчего бриллиантовым перстнем), Крестовоздвиженская ц. в с. Рыгалувка (1902-1903) и ц. прп. Симеона Столпника в с. Долхобычуве (1900-1904) - крестообразные в плане, однокупольные, с небольшими трапезной и колокольней над притвором, оформленные арочными элементами, бифориями и трифориями, а также зубчатым орнаментом. Церковь в Томашуве-Мазовецки в 1925 г. разобрана, в Рыгалувке - в 20-х гг. XX в. полностью перестроена под костел, в Долхобычуве - отреставрирована в 2007-2010 гг.
Др. постройка П. в Варшаве, ц. во имя прп. Иоанна Лествичника на Вольском кладбище,- усыпальница худож. И. И. Экземплярского (заложена 28 июня 1902, освящена 1 окт. 1905). Инициатор сооружения, отец покойного, Варшавский архиеп. Иероним (Экземплярский) также был погребен в нижнем храме во имя прор. Илии и блж. Иеронима Стридонского. План храма близок к кресту, он окружен пристройками и завершен крупной луковичной главой на цилиндрическом барабане. Черты московско-ярославского стиля XVII в. просматриваются в заимствованных из храма Воскресения Христова в С.-Петербурге гигантских закомарах, венчающих фасады здания, а также в крыльце под щипцовой кровлей на столбах с висячей гирькой. Компактность объема, вертикализм объемно-пространственной композиции, следующей, как и некоторые элементы декора, древним владимиро-суздальским образцам (аркатурно-колончатый и орнаментальный пояса, оформляющие барабан), сдержанное наружное убранство (рамочные наличники), применение светлого облицовочного кирпича относятся к чертам неорус. стиля. Резной иконостас верхнего храма выполнен в формах XVII в. (иконописец А. А. Мурашко). Иконостас нижней церкви одноярусный, состоит из завершенных фигурными кокошниками с орнаментами отдельных киотов и близок к стилистике модерна. П. спроектировал также ряд надгробных памятников на Вольском кладбище, в частности памятник-склеп прот. Н. А. Горизонтова. На основе проекта ц. прп. Иоанна Лествичника был построен храм равноап. кн. Владимира в Опочно (1911, разобран в 1930). Центрический одноглавый храм, декор к-рого отличался лаконизмом, также имел план в виде равноконечного креста, а каждый фасад завершался массивной килевидной закомарой. В храм вело крыльцо под щипцовой кровлей, а основание барабана было оформлено поясом килевидных кокошников.
В 1903 г. П. создал оригинальный проект, использованный для сооружения 2 деревянных церквей (в межвоенный период перестроены в костелы): Николаевской в с. Майдан (1905-1907) и Преображенской в с. Горбов (1904-1908). Трехчастные, прямоугольные в плане, они отличались выразительным силуэтом благодаря высоким 2-скатным кровлям разного уровня над основным объемом, трапезной и алтарным прирубом. По центру кровли основного объема был врезан малый четверик, завершенный шатром с луковичной главкой и бочками в основании. Над притвором возвышались высокие столпообразные шатровые колокольни. Фасады были обильно декорированы резьбой в рус. стиле. За 9 лет службы епархиальным архитектором П. построил более 30 храмов, по оригинальным проектам - не менее 10, был удостоен чина надворного советника, награжден орденами св. Анны 3-й степени и св. Станислава 2-й и 3-й степени, серебряной медалью в память царствования имп. Александра III.
Во время революционных событий в Варшаве, весной 1905 г., П. просил директора хозяйственного управления Синода П. И. Остроумова о переводе «в одну из центральных губерний» и переехал с женой Анной Сергеевной (урожд. Вырезубова) и дочерьми Ириной и Еленой (впосл. архитектор) в Москву, где занял должность архитектора межевой канцелярии (с 11 сент. 1905 коллежский советник).
С 1907 по 1918 г. П. занимал должность епархиального архитектора в Харькове, на к-рой заменил гражданского инженера В. Х. Немкина (1857-1908), находившегося на этой должности в 1885-1905 гг. и построившего не менее 98 храмов, преимущественно в рус. стиле. Первоначально Немкина замещал техник-архит. П. В. Величко (1870-1942), впосл. помощник П., а с 25 окт. 1905 г.- сам П., отправивший докладную записку Харьковскому архиеп. Арсению (Брянцеву) и письмо Остроумову (10 мая 1906) с просьбой содействовать его назначению на должность епархиального архитектора, «когда она будет свободна». П. достраивал в Харькове начатые Немкиным 5-главую Казанскую (Серафимовскую) ц. в визант. стиле (1904-1912, жертвователь - купец Г. К. Уткин), Новотроицкую единоверческую ц. (1892-1903, 1909-1911, сохр. фрагменты нижнего яруса), трапезную с актовым залом епархиального уч-ща (1914, перестроено под Харьковский дворец студентов). Перестроил ц. в честь Озерянской иконы Божией Матери (1892-1901) и ряд спроектированных Немкиным деревянных церквей.
П. значительно переделал созданный в 1906 г. проект харьковского архит. М. И. Ловцова (1850-1907) Трехсвятительской ц. в Харькове, на Заиковке (освящена 29 мая 1915),- подворья Куряжского Спасо-Преображенского мон-ря (жертвователь - купец Г. О. Гольберг). Пятиглавая церковь имеет пирамидальную композицию с массивной возвышающейся центральной главой, колокольня над притвором близка к построенной П. колокольне Преображенской ц. в Белополье, композиция - к композиции церкви Гродненского полка в Варшаве. Храм в плане квадратный, но в его основе лежит равноконечный крест; угловые компартименты понижены, с востока к основному, близкому к кубу объему примыкают 3 граненые апсиды. В декоре использованы элементы из арсенала московского зодчества XVII в. (крупномасштабные килевидные закомары, завершающие центральные ризалиты боковых фасадов; кокошники в основании угловых главок; килевидная аркатура на главном барабане и в завершении обрамлений оконных проемов; наборные наличники; ширинки с керамическими вставками; сухарики; треугольный выбеленный «щипцовый» узор на восьмерике колокольни). Перекрытие центрального объема церкви основано на 2 взаимно пересекающихся парах параллельных арок. Общие черты с Трехсвятительской ц. и Николаевской ц. в Сосновце имела Христорождественская ц. в слободе В. Берека (ныне с. Берека, проект 1908, 1911; полностью перестроена). Полностью перестроена Казанская ц. в дер. Яровой (ныне поселок Донецкой обл., 1908-1911). Сохранились элементы отделки 3-частного храма (руст, рамочные наличники).
К фольклорному направлению московско-ярославского стиля близок проект каменной церкви в хуторе Проезжем Старобельского у. (ныне с. Проезжее, 1907, церковь не существует), 3-частной, с планом в виде лат. креста. К высокому четверику основного объема примыкали мощные 2-светные четверики-ризалиты с севера и юга, образуя 3-частную композицию, имеющую аналоги в украинской архитектуре, а также квадратный в плане алтарь с 2 низкими боковыми пристройками. Четверики завершались 4-скатными кровлями с крупными луковичными главками на барабанах. Живописность объемно-пространственного решения дополняли высокая 2-скатная кровля и главки над колокольней и алтарем, 2 крытых крыльца с притворами, которые вели с северной и южной сторон в обширную трапезную, и крыльцо главного входа. Обильное декоративное оформление в стиле узорочья имели высокая прямоугольная в плане колокольня над притвором, крыльца и оконные наличники. По аналогичному проекту П. построена Михаило-Архангельская ц. в слободе Кирсаново (ныне в составе Лизогубовского сельсовета, проект 1907, 1908-1910; закрыта в 1961, восстановлена после 1992 в упрощенном виде).
Из 3 храмов, построенных фактически по одному проекту,- Иоанно-Предтеченского в с. Гнилица Первая Волчанского у. (1905-1912), Серафимовского в с. Порозок Ахтырского у. (1907-1908) и Михаило-Архангельского в г. Белополье Сумского у. (1907-1912), лучше всего сохранился храм в Белополье. Остальные 2 храма лишены завершений и частично разрушены. Композиция основного объема, вероятно, восходит к композиции старейшей кубоватой ц. вмц. Параскевы в с. Шуерецком, исследованной В. В. Сусловым (1666, сгорела в 1947). В композиции 3-частных базиликальных, с высокой 2-скатной кровлей церквей доминировал массивный центральный кубический объем, перекрытый огромным грушевидным куполом, прорезанным люкарнами и завершенным барабаном с луковичной главкой. С юга и севера к нему примыкали крыльца под щипцовыми кровлями на колонках, с востока и с запада - квадратные в плане алтарь с угловыми компартиментами и трапезная с прямоугольной в плане высокой колокольней с крыльцом. Шестерик звона и алтарь венчали луковичные главки, аналогичные центральной. В геометрическом оформлении оконных наличников можно видеть черты сев. модерна. П. удалось добиться в рамках традиц. композиции острого и вместе с тем гармоничного сочетания разновеликих объемов, а архитектура храма органично сочетает черты неорус. стиля и укр. барокко.
П. можно уверенно атрибутировать Всехсвятскую скитскую ц. Святогорского Успенского мон-ря (лавры) в с. Татьяновка (1910-1912, взорвана в 1947). Краснокирпичный храм в московско-ярославском стиле был завершен одной главой на «горке кокошников», с запада к нему примыкала типичная для П. звонница под высокой щипцовой кровлей, завершенная луковичной главкой. Вознесенская ц. в слободе Борщевой (проект - дек. 1906, окончена в 1913, не сохр.) и краснокирпичная Георгиевская ц. в г. Ахтырке (1908-1912, колокольня перестроена) представляют собой дальнейшую разработку проекта одноглавых церквей в Томашуве-Мазовецки, Рыгалувке и Долхобычуве в визант. стиле. В плане храм имеет вид равноконечного креста с угловыми компартиментами. С запада к нему примыкает суженный, также крестообразный в плане притвор с колокольней. Двенадцать окон центрального барабана вписаны в развитый аркатурно-колончатый пояс. Значительное большинство построенных П. каменных церквей не сохранилось: в селах Замостье (Николаевская, 1909, разобрана в 60-х гг. XX в.), Голодаевка (Николаевская, 1909), Дементьевка (Успенская, 1910), Юрченково (Троицкая, 1910), в слободе Дробышево (Николаевская, 1909), в с. Колупаевка (Михаило-Архангельская, 1911), домовая церковь при Купянском ДУ (1911), в слободе Б. (Вел.) Бабка (Покровская, 1912), на ст. Лиман (Николаевская, 1913), заказанная Об-вом Северо-Донецкой железной дороги, и др.
Наиболее многочисленны были построенные П. деревянные храмы, однако все они утрачены. Последней была разобрана после пожара 28 июля 2015 г. ц. вмц. Параскевы Пятницы в слободе Бакировке. Трехчастная, на кирпичном основании церковь, крестообразная в плане, с пристроенной с запада шатровой колокольней, была воссоздана П. в 1908 г. на месте храма 1685 г. Переход от четверика центрального сруба к восьмерику, перекрытому высоким шатром с луковичной главкой, был осуществлен при помощи парусов. В декоре многократно использован мотив щипца, оригинальное исполнение 5-гранных окон основного объема и прямоугольных 3-створчатых на гранях восьмерика сближало архитектуру церкви с архитектурой неорусского стиля. В 1911-1913 гг. по проекту П. была построена деревянная Вознесенская ц. при колонии глухонемых в с. Клугиновка близ г. Чугуева (сгорела в 1918, восстановлена в 1919, разрушена в 30-х гг. XX в.). Храм был базиликального типа, алтарный четверик завершала луковичная главка на 4-скатной шатровой кровле, объем притвора включал 3 пирамидально расположенные в ряд луковичные главки на 2-скатной кровле. Михаило-Архангельская ц. в с. Приволье (1912) представляла собой редкий, особенно на территории Украины, образец неорус. стиля в деревянном зодчестве. Основной объем 3-частного, крестообразного в плане храма повторял объем ц. вмц. Параскевы в с. Шуерецком, и тем самым храм представлял собой аналог в дереве каменных церквей в Белополье, Порозке и Гнилице Первой. Врезанный в высокую 2-скатную кровлю четверик завершала крытая лемехом барочная грушевидная глава, увенчанная луковичной главкой на барабане. Над притвором с крыльцом возвышалась шатровая колокольня. Три крыльца, малые главки над боковыми ризалитами и алтарем, обильный резной декор, включая разнообразное оформление наличников, создавали живописный образ старинного храма Русского Севера.
П.- автор большого числа проектов перестроек, в т. ч. расширений храмов. Им был выполнен проект величественной колокольни Преображенской ц. в г. Белополье, пристроенной к церкви в 1868 г. (1910, комплекс разрушен). Высокие многоярусные колокольни, построенные П. (Крестовоздвиженской ц. в Харькове, 1909-1911, церковь и колокольня снесены в 1930; колокольня Успенского собора в г. Богодухове, 1909, снесена в 1932), восходят к типу кремлевской колокольни (Ивана Великого). Они различались декоративной отделкой. В архитектуре 2-й по высоте в Харькове Крестовоздвиженской колокольни были использованы мотивы ростовской архитектуры XVII в. Неорус. стилистика преобладала в архитектуре звонницы Покровской ц. в слободе Городище (1908, не сохр.). В 1910-1911 гг. были пристроены колокольня и трапезная к Димитриевской ц. с. Ефремовка (разрушена после 1943). В 1910-1912 гг. был реализован проект обширной трапезной, к-рая соединила Христорождественскую ц. в Харькове с колокольней (разрушены в 30-х гг. XX в.). Отделка была осуществлена в барочной стилистике храма (1783). В 1913-1914 гг. П. руководил отделкой колокольни харьковского Успенского собора терразитовой штукатуркой. В 1913 г. построил дом причта для Александро-Невской ц. в Харькове и расширил сам храм (1882, снесен в 60-х гг. XX в.).
Репрезентативные общественные сооружения П. в значительной степени определяли архитектурный облик предреволюционного Харькова. Это здания епархиальной б-ки и церковно-археологического музея (1910-1912, совместно с Величко), торгового дома Жирардовской мануфактуры (проект Немкина 1889 г., перестройка - 1912 г.; с 2004 церковно-исторический музей Харьковской епархии), гостиницы на Екатеринославской ул. (1912-1913), жен. гимназии (1912-1914, «Дом с химерами»), жилые дома на ул. Конторской, 7 и на ул. Спартака, 8 (1911-1913, совместно с Л. Р. Леневичем). В 1910-1913 гг. П. построил для себя 4-этажный дом с мезонином в стиле модерн (ул. Чернышевского, 66).
П. играл видную роль в культурной и научной жизни Харькова. Был членом жюри архитектурных конкурсов, состоял в архитектурно-строительном отделе Харьковского технического об-ва (основано в 1904), харьковском литературно-художественном кружке академика живописи С. И. Васильковского (с 1914), входил в состав редакционного комитета по изданию художественного сборника, посвященного памятникам архитектуры Харькова (с 1915). В 1915 г. он издал альбом «Народных домов» для кооперативных товариществ. С 1917 г. стал одним из основателей просветительского «Союза искусств». В 1917-1918 гг. архитектор Потребительского об-ва Юга России (вместе с акад. А. Н. Бекетовым), в 1917-1924 гг. профессор Художественного уч-ща (при его участии в 1922 был открыт архитектурный фак-т) и Харьковского технологического ин-та. П. читал лекции по строительному искусству, истории архитектуры, строительной механике. Осенью 1919 г. преподавал основы каменной конструкции на Вольном фак-те искусств (председатель проф. Ф. И. Шмит). Среди его учеников - В. И. Богомолов, В. И. Пушкарёв, Г. А. Яновицкий, А. Л. Виноград, И. Г. Таранов-Белозёров, М. Я. Чуйко, А. Плешков, В. С. Андреев. В 1919 г. гласный Харьковской городской думы. П. был похоронен на Иоанно-Усекновенском кладбище г. Харькова (уничтожено в 70-х гг. XX в.).