(Празд. 2 июля), чудотворная икона, почитаемая православными и католиками. Находится в католич. мон-ре в Пажайслисе (бывш. Пожайсце, ныне в черте Каунаса, ранее Ковно). Написана в 1-й четв. XVII в. 2 фламандскими художниками, предположительно Хендриком ван Баленом (Богоматерь с Младенцем) и Яном Брейгелем Старшим (цветочный венок) на холсте в масляной технике; имеет овальную форму (размер 117×95 см).
П. и. была подарена Римским папой Александром VII канцлеру Великого княжества Литовского Христофору Сигизмунду Пацу в связи с основанием им в 1661 г. Пожайского мон-ря (ныне Пажайслисский мон-рь); находилась в мон-ре с 1672 г. После подавления Польского восстания (1830-1831) поддержавшие его камальдулы были выселены из мон-ря, в 1832 г. обитель была передана Русской Православной Церкви и преобразована в мужской в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь.
В 1893 г. П. и. прославилась в связи с эпидемией холеры в европ. части Российской империи, к-рая не затронула Ковно. В память об избавлении от холеры в 1897 г. был выполнен список П. и. (ныне в Благовещенском соборе Каунаса), сам чудотворный образ в течение неск. лет носили по правосл. храмам и вернули в обитель 2 июля 1898 г. (в этот день и было установлено празднование иконе). После возвращения П. и. в мон-рь был выполнен серебряный оклад, закрывавший фигуры Богоматери и Младенца.
Во время первой мировой войны, при приближении в 1914 г. фронта к Ковно, монахи были эвакуированы в Москву, куда вывезли и П. и., которая была помещена в Донской мон-рь. В 1928 г., после создания Литовской Республики, П. и. была возвращена в мон-рь в Пажайслисе (с 1920 - женский, ордена св. Казимира); поновлена И. Рудольфом, при этом изменилось положение рук Младенца. После закрытия в 1948 г. мон-ря П. и. с 1951 г. находилась в католич. кафедральном соборе апостолов Петра и Павла в Каунасе, откуда 29 авг. 1978 г. была похищена (вырезана из рамы). В янв. 1979 г. преступление было раскрыто, икона обнаружена. В 1980-1983 гг. была проведена реставрация П. и. (реставратор Б. Пакштас), в ходе к-рой авторскую живопись полностью раскрыли из-под позднейших наслоений, что позволило атрибутировать образ как произведение фламандской живописи 1-й пол. XVII в. и выдвинуть предположения об его авторстве. 15 июля 2000 г. П. и. передали в Пажайслисский мон-рь (в 1992 возвращен ордену св. Казимира).
Основная иконографическая особенность П. и.- цветочный венок, окружающий изображение Богоматери с Младенцем на руках. Тип изображения Мадонны в цветочном венке был разработан в эпоху Контрреформации католич. пропагандистом и борцом с иконоборчеством Миланским архиеп. Федерико Борромео. Впервые этот тип был воплощен в картине, выполненной по заказу архиеп. Федерико Борромео в 1608 г. Яном Брейгелем Старшим и Хендриком ван Баленом (Пинакотека Амброзиана, Милан). В 1-й четв. XVII в. этими и др. фламандскими художниками было создано большое количество аналогичных изображений, отличающихся иконографией центрального образа. Подбор цветов в венках отражает сложившуюся в западноевроп. традиции символику, к-рая дополняет смысловые оттенки в восприятии образа Божией Матери.
Заключенное в венок изображение Богоматери и Младенца на П. и. соответствует зап. традиции и восходит к образцам XVI в.: Младенец сидит на левом колене Богоматери, приклонив голову к Ее плечу, Она обеими почти сомкнутыми руками поддерживает Сына. Левая ручка Богомладенца лежит на правой руке Матери. Композиционно близкой к П. и. является Зиновинская икона Божией Матери, где изображение также заключено в овал, с той разницей, что на Зиновинской иконе Младенец повернут к зрителю спиной.
Из-за свойственной камальдульским мон-рям закрытости П. и. была труднодоступна, списки иконы почти не создавали. Ранние - часто имеют зеркальный извод, Младенец Христос на них представлен обнаженным, спящим (икона посл. трети XVII в., частное собрание; икона XVIII в., католич. ц. св. Иоанна Крестителя в Бебрене, Латвия). Список из униат. церкви в Докшицах Витебской обл. (посл. треть XVII в., Музей древнебелорусской культуры, Минск) отличается упрощенным решением изображения венка на голове Богоматери, в к-рый вплетено лишь 12 цветков. Известен также написанный на холсте фенетрон (переносная икона в мини-алтаре) с изображением П. и., Св. Троицы в навершии и апостолов Петра и Павла по сторонам (XVIII в., Музей древнебелорусской культуры, Минск). Большей точностью отличаются списки, находившиеся в камальдульских мон-рях (напр., икона кон. XVIII в. в церкви камальдульского мон-ря в Бенишеве Конинского повята Великопольского воеводства, Польша). Список в католич. ц. св. Иоанна Крестителя в Юодейкяе Йонишкского р-на Литвы был написан в 1938 г. в связи с 10-летием создания Литовской Республики; он имеет вытянутую по вертикали форму, полукруглое завершение, цветочную гирлянду вместо овального венка внизу изображения.
Первый правосл. список П. и., находящийся в Благовещенском соборе в Каунасе (1897, автограф под овалом справа - С. Рыбаков), отличается от оригинала прямоугольным форматом, отсутствием цветочного венка, изображениями корон у Богоматери и Младенца Христа, к-рые у чудотворного образа были частью оклада. Внизу размещена памятная надпись. После прославления П. и. монастырские власти заказывали в Ростове Ярославской губ. небольшие эмалевые образки с изображением П. и., предназначавшиеся для паломников (СПГИАХМЗ).