Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОЖАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
57, С. 45-46 опубликовано: 25 июля 2024г.


ПОЖАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(Празд. 2 июля), чудотворная икона, почитаемая православными и католиками. Находится в католич. мон-ре в Пажайслисе (бывш. Пожайсце, ныне в черте Каунаса, ранее Ковно). Написана в 1-й четв. XVII в. 2 фламандскими художниками, предположительно Хендриком ван Баленом (Богоматерь с Младенцем) и Яном Брейгелем Старшим (цветочный венок) на холсте в масляной технике; имеет овальную форму (размер 117×95 см).

История

Пожайская икона Божией Матери. 1-я четв. XVII в. (Пажайслиский мон-рь, Литва)
Пожайская икона Божией Матери. 1-я четв. XVII в. (Пажайслиский мон-рь, Литва)

Пожайская икона Божией Матери. 1-я четв. XVII в. (Пажайслиский мон-рь, Литва)
П. и. была подарена Римским папой Александром VII канцлеру Великого княжества Литовского Христофору Сигизмунду Пацу в связи с основанием им в 1661 г. Пожайского мон-ря (ныне Пажайслисский мон-рь); находилась в мон-ре с 1672 г. После подавления Польского восстания (1830-1831) поддержавшие его камальдулы были выселены из мон-ря, в 1832 г. обитель была передана Русской Православной Церкви и преобразована в мужской в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь.

В 1893 г. П. и. прославилась в связи с эпидемией холеры в европ. части Российской империи, к-рая не затронула Ковно. В память об избавлении от холеры в 1897 г. был выполнен список П. и. (ныне в Благовещенском соборе Каунаса), сам чудотворный образ в течение неск. лет носили по правосл. храмам и вернули в обитель 2 июля 1898 г. (в этот день и было установлено празднование иконе). После возвращения П. и. в мон-рь был выполнен серебряный оклад, закрывавший фигуры Богоматери и Младенца.

Во время первой мировой войны, при приближении в 1914 г. фронта к Ковно, монахи были эвакуированы в Москву, куда вывезли и П. и., которая была помещена в Донской мон-рь. В 1928 г., после создания Литовской Республики, П. и. была возвращена в мон-рь в Пажайслисе (с 1920 - женский, ордена св. Казимира); поновлена И. Рудольфом, при этом изменилось положение рук Младенца. После закрытия в 1948 г. мон-ря П. и. с 1951 г. находилась в католич. кафедральном соборе апостолов Петра и Павла в Каунасе, откуда 29 авг. 1978 г. была похищена (вырезана из рамы). В янв. 1979 г. преступление было раскрыто, икона обнаружена. В 1980-1983 гг. была проведена реставрация П. и. (реставратор Б. Пакштас), в ходе к-рой авторскую живопись полностью раскрыли из-под позднейших наслоений, что позволило атрибутировать образ как произведение фламандской живописи 1-й пол. XVII в. и выдвинуть предположения об его авторстве. 15 июля 2000 г. П. и. передали в Пажайслисский мон-рь (в 1992 возвращен ордену св. Казимира).

Иконография

Пожайская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Музей древнебелорусской культуры, Минск)
Пожайская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Музей древнебелорусской культуры, Минск)

Пожайская икона Божией Матери. Посл. треть XVII в. (Музей древнебелорусской культуры, Минск)
Основная иконографическая особенность П. и.- цветочный венок, окружающий изображение Богоматери с Младенцем на руках. Тип изображения Мадонны в цветочном венке был разработан в эпоху Контрреформации католич. пропагандистом и борцом с иконоборчеством Миланским архиеп. Федерико Борромео. Впервые этот тип был воплощен в картине, выполненной по заказу архиеп. Федерико Борромео в 1608 г. Яном Брейгелем Старшим и Хендриком ван Баленом (Пинакотека Амброзиана, Милан). В 1-й четв. XVII в. этими и др. фламандскими художниками было создано большое количество аналогичных изображений, отличающихся иконографией центрального образа. Подбор цветов в венках отражает сложившуюся в западноевроп. традиции символику, к-рая дополняет смысловые оттенки в восприятии образа Божией Матери.

Заключенное в венок изображение Богоматери и Младенца на П. и. соответствует зап. традиции и восходит к образцам XVI в.: Младенец сидит на левом колене Богоматери, приклонив голову к Ее плечу, Она обеими почти сомкнутыми руками поддерживает Сына. Левая ручка Богомладенца лежит на правой руке Матери. Композиционно близкой к П. и. является Зиновинская икона Божией Матери, где изображение также заключено в овал, с той разницей, что на Зиновинской иконе Младенец повернут к зрителю спиной.

Списки

Пожайская икона Божией Матери. 1897 г. Иконописец С. Рыбаков (Благовещенский собор, Каунас)
Пожайская икона Божией Матери. 1897 г. Иконописец С. Рыбаков (Благовещенский собор, Каунас)

Пожайская икона Божией Матери. 1897 г. Иконописец С. Рыбаков (Благовещенский собор, Каунас)
Из-за свойственной камальдульским мон-рям закрытости П. и. была труднодоступна, списки иконы почти не создавали. Ранние - часто имеют зеркальный извод, Младенец Христос на них представлен обнаженным, спящим (икона посл. трети XVII в., частное собрание; икона XVIII в., католич. ц. св. Иоанна Крестителя в Бебрене, Латвия). Список из униат. церкви в Докшицах Витебской обл. (посл. треть XVII в., Музей древнебелорусской культуры, Минск) отличается упрощенным решением изображения венка на голове Богоматери, в к-рый вплетено лишь 12 цветков. Известен также написанный на холсте фенетрон (переносная икона в мини-алтаре) с изображением П. и., Св. Троицы в навершии и апостолов Петра и Павла по сторонам (XVIII в., Музей древнебелорусской культуры, Минск). Большей точностью отличаются списки, находившиеся в камальдульских мон-рях (напр., икона кон. XVIII в. в церкви камальдульского мон-ря в Бенишеве Конинского повята Великопольского воеводства, Польша). Список в католич. ц. св. Иоанна Крестителя в Юодейкяе Йонишкского р-на Литвы был написан в 1938 г. в связи с 10-летием создания Литовской Республики; он имеет вытянутую по вертикали форму, полукруглое завершение, цветочную гирлянду вместо овального венка внизу изображения.

Первый правосл. список П. и., находящийся в Благовещенском соборе в Каунасе (1897, автограф под овалом справа - С. Рыбаков), отличается от оригинала прямоугольным форматом, отсутствием цветочного венка, изображениями корон у Богоматери и Младенца Христа, к-рые у чудотворного образа были частью оклада. Внизу размещена памятная надпись. После прославления П. и. монастырские власти заказывали в Ростове Ярославской губ. небольшие эмалевые образки с изображением П. и., предназначавшиеся для паломников (СПГИАХМЗ).

Лит.: Vaišnora J. Marijos garbinimas Lietuvoje. R., 1958; Skrinskas R. G. Piligrimo vadovas: Po stebuklingas Marijos vietas. Kaunas, 1999. P. 326-330; Liškevičiene J. Pažaislio Švč. Mergeles Marijos paveikslas: Ikonografija ir kilmes klausimas // Kultiniai atvaizdai: Meninis importas ir vietinе sklaida: Moksline konferencija. Vilnius, 2012. P. 10; eadem. Pažaislio Švč. Mergeles Marijos su Ku dikeliu Jezumi paveikslas: Ku rinio ikonografijos kilme ir jo reikšmes kontekstas // Acta Acad. Artium Vilnensis. Vilnius, 2013. N 69. P. 173-199; Šinku naite L. Pažaislio kamalduliu˛ «Švč. Mergeles Marijos su Ku dikiu geliu˛ vainike» paveikslas kaip maldos ir tikejimo kelrodis // Soter: Religijos mokslo žurnalas. Kaunas, 2012. Vol. 44, Issue 72. P. 111-126.
Н. И. Комашко