Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПИСИДИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
56, С. 538-539 опубликовано: 19 июня 2024г.


ПИСИДИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Писидийская икона Божией Матери. Клеймо рамы к Владимирской иконе Божией Матери. 1722 г. Иконописец И. Дорофеев (частное собрание)
Писидийская икона Божией Матери. Клеймо рамы к Владимирской иконе Божией Матери. 1722 г. Иконописец И. Дорофеев (частное собрание)

Писидийская икона Божией Матери. Клеймо рамы к Владимирской иконе Божией Матери. 1722 г. Иконописец И. Дорофеев (частное собрание)
Чудотворная (празд. 3 сент.). Находилась в г. Созополе Писидийском в М. Азии (близ совр. г. Улуборлу, иль Ыспарта,Турция). Упоминается в Житии свт. Евтихия, патриарха К-польского (552-556, 577-582), написанном его учеником, пресвитером Евстратием (Eustratius Presbyter. Vita Eutychii patriarchae Constantinopolitani. Turnhout, 1992): после помазания миром, истекшим от образа, у супружеской пары из Амасии перестали рождаться мертвые дети. В Житии прп. Феодора Сикеота († 613), автором к-рого является его ученик Елевсий, содержится краткий рассказ о посещении преподобным мироточивого образа в Созополе, когда капли елея оросили его глаза (в славянские Четьи-Минеи этот эпизод не вошел). П. и. упоминается также в послании свт. Германа, патриарха К-польского († 730), к Фоме, еп. Клавдиопольскому, зачитанном в 787 г. на VII Вселенском Соборе вместе с его 2 др. посланиями об иконопочитании. В послании говорится о ранее происходившем, но к тому времени уже прекратившемся истечении мира от изображения руки Божией Матери. Более поздних свидетельств о П. и. не имеется. Очевидно, образ погиб в XII в., когда Созополь был полностью разрушен турками.

В XVII в. очень краткое сказание о П. и. вошло в состав сб. «Небо новое» иером. Иоанникия (Галятовского) (Львов, 1665) со ссылкой на послание свт. Германа К-польского (гл. «Чуда Пресвятой Богородицы от образов ея», чудо 16). Этот текст был использован в рукописном сб. «Солнце Пресветлое» нач. XVIII в. (НБ МГУ. ОР. № 293. Л. 43-43 об.), где составитель впервые добавил год (692) и день (1 сент.) явления образа. Впосл. день явления варьировался в подписях к изображению П. и. на иконах-сводах (3 сент., 11 нояб.); одна из дат закрепилась в совр. церковном календаре.

Образ Божией Матери из ц. Сан-Чельсо в Милане. Гравюра из кн.: Gumppenberg G. Atlas Marianus... Ingolstadt, 1657. Lib. 2.14
Образ Божией Матери из ц. Сан-Чельсо в Милане. Гравюра из кн.: Gumppenberg G. Atlas Marianus... Ingolstadt, 1657. Lib. 2.14

Образ Божией Матери из ц. Сан-Чельсо в Милане. Гравюра из кн.: Gumppenberg G. Atlas Marianus... Ingolstadt, 1657. Lib. 2.14

Как выглядела П. и., неизвестно. В лит-ре XIX в. существует версия о том, что специально выполненным списком П. и. был образ, вложенный в 1608 г. в Новоспасский мон-рь в Москве матерью царя Михаила Феодоровича инокиней Марфой. Она не имеет документального подтверждения; во вкладной книге мон-ря эта икона названа образом «Умиление» (Леонид (Кавелин), архим. Вкладная книга моск. Новоспасского мон-ря / По запискам игум. Ювеналия (Воейкова). СПб., 1883. С. 20-21), по типу она соответствовала Смоленской иконе Божией Матери (Снегирёв И. М. Новоспасский ставропигиальный мон-рь в Москве. М., 1863. С. 33). Очевидно, название «Писидийская» закрепилось за иконой уже в Новое время.

Ныне известная иконография П. и. сложилась в Москве в нач. XVIII в. Впервые она встречается на происходящей из ц. апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул. в Москве раме к Владимирской иконе Божией Матери 1722 г. мастера Ивана Дорофеева (частное собрание). Композиционно это изображение близко к типу «Одигитрия», но есть ряд особенностей: фигуры имеют сложный разворот по отношению друг к другу, к деталям зап. происхождения относится корона на голове Богородицы, не вполне традиционно трактованы одежды. Главной отличительной чертой П. и. является высоко поднятая правая рука Божией Матери, в к-рой Она держит цветок. По-видимому, образцом для этого изображения стала гравюра из «Атласа Марии» Вильгельма Гумпенберга (Gumppenberg G. Atlas Marianus sive de imaginibus Deiparae per orbem christianum miraculosis. Ingolstadt, 1657. Lib. 2. 14), представляющая чудотворный образ Божией Матери из ц. Сан-Чельсо (св. Цельсия) в Милане (XV в.). Иконографически изображение (кроме цветка в поднятой руке) близко к типу Madre della Consolazione. Возможно, существовал также промежуточный образец - рус. гравюра, на которой оригинал был адаптирован к традиц. иконографии.

На раме 1722 г. Младенец Христос представлен не в развороте, а обращенным к Богоматери, но прототип опознается в деталях: помимо цветка это поясок платья Богородицы, невысокая зубчатая корона на Ее голове, закатанные рукава хитона Младенца. Хотя художник представил Богородицу с покрытой головой, рисунок края покрывающего главу мафория близок к изображению прядей Ее рассыпанных по плечам волос на гравюре.

Изображения П. и. с идентифицирующей надписью встречаются в XVIII-XIX вв. в составе икон-сводов, при этом цветок в руке Божией Матери обычно отсутствует, а композиция часто имеет упрощенный вид.

В 2015 г. в пос. Махмутлар (в составе г. Аланьи, Турция) по инициативе рус. общины был построен первый храм в честь П. и. при Православном культурном центре.

Лит.: Сергий (Спасский), архиеп. Православное учение о почитании икон. СПб., 1899. С. 48-49; ДВС. 1909. Т. 7. С. 168; Комашко Н. И. Рукописный сборник «Солнце Пресветлое» и изобразительные своды чтимых Богородичных образов: Текст - гравюра - икона // Солнце Пресветлое. Первый рус. свод богородичных икон. М., 2019 (в печати).
Н. И. Комашко