В XVII в. очень краткое сказание о П. и. вошло в состав сб. «Небо новое» иером. Иоанникия (Галятовского) (Львов, 1665) со ссылкой на послание свт. Германа К-польского (гл. «Чуда Пресвятой Богородицы от образов ея», чудо 16). Этот текст был использован в рукописном сб. «Солнце Пресветлое» нач. XVIII в. (НБ МГУ. ОР. № 293. Л. 43-43 об.), где составитель впервые добавил год (692) и день (1 сент.) явления образа. Впосл. день явления варьировался в подписях к изображению П. и. на иконах-сводах (3 сент., 11 нояб.); одна из дат закрепилась в совр. церковном календаре.
Как выглядела П. и., неизвестно. В лит-ре XIX в. существует версия о том, что специально выполненным списком П. и. был образ, вложенный в 1608 г. в Новоспасский мон-рь в Москве матерью царя Михаила Феодоровича инокиней Марфой. Она не имеет документального подтверждения; во вкладной книге мон-ря эта икона названа образом «Умиление» (Леонид (Кавелин), архим. Вкладная книга моск. Новоспасского мон-ря / По запискам игум. Ювеналия (Воейкова). СПб., 1883. С. 20-21), по типу она соответствовала Смоленской иконе Божией Матери (Снегирёв И. М. Новоспасский ставропигиальный мон-рь в Москве. М., 1863. С. 33). Очевидно, название «Писидийская» закрепилось за иконой уже в Новое время.
Ныне известная иконография П. и. сложилась в Москве в нач. XVIII в. Впервые она встречается на происходящей из ц. апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул. в Москве раме к Владимирской иконе Божией Матери 1722 г. мастера Ивана Дорофеева (частное собрание). Композиционно это изображение близко к типу «Одигитрия», но есть ряд особенностей: фигуры имеют сложный разворот по отношению друг к другу, к деталям зап. происхождения относится корона на голове Богородицы, не вполне традиционно трактованы одежды. Главной отличительной чертой П. и. является высоко поднятая правая рука Божией Матери, в к-рой Она держит цветок. По-видимому, образцом для этого изображения стала гравюра из «Атласа Марии» Вильгельма Гумпенберга (Gumppenberg G. Atlas Marianus sive de imaginibus Deiparae per orbem christianum miraculosis. Ingolstadt, 1657. Lib. 2. 14), представляющая чудотворный образ Божией Матери из ц. Сан-Чельсо (св. Цельсия) в Милане (XV в.). Иконографически изображение (кроме цветка в поднятой руке) близко к типу Madre della Consolazione. Возможно, существовал также промежуточный образец - рус. гравюра, на которой оригинал был адаптирован к традиц. иконографии.
На раме 1722 г. Младенец Христос представлен не в развороте, а обращенным к Богоматери, но прототип опознается в деталях: помимо цветка это поясок платья Богородицы, невысокая зубчатая корона на Ее голове, закатанные рукава хитона Младенца. Хотя художник представил Богородицу с покрытой головой, рисунок края покрывающего главу мафория близок к изображению прядей Ее рассыпанных по плечам волос на гравюре.
Изображения П. и. с идентифицирующей надписью встречаются в XVIII-XIX вв. в составе икон-сводов, при этом цветок в руке Божией Матери обычно отсутствует, а композиция часто имеет упрощенный вид.
В 2015 г. в пос. Махмутлар (в составе г. Аланьи, Турция) по инициативе рус. общины был построен первый храм в честь П. и. при Православном культурном центре.