Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПИОР
56, С. 528-529 опубликовано: 18 июня 2024г.


ПИОР

[Греч. Πίωρ; лат. Pior] (IV в.), прп. Нитрийский (пам. в субботу Сырную; пам. греч. 17 июня). О П. повествуется в неск. памятниках раннехрист. аскетической лит-ры (IV-VI вв.): «Истории монахов» Руфина Аквилейского (Rufin. Hist. mon. III 31 // PL. 73. Col. 758-759), Apophthegmata Patrum (PG. 65. Col. 373-376) и «Лавсаике» Палладия, еп. Еленопольского (Palladius. Lausiac. 39), а также у нек-рых историков Церкви; несмотря на разрозненность сведений о П., традиционно принято считать, что во всех этих источниках речь идет об одном и том же преподобном.

Наиболее полная информация содержится в «Истории монахов». Согласно этому памятнику, П. в юные годы стал учеником прп. Антония Великого († ок. 356), к-рый преподал ему правила монашеской жизни. Когда П. исполнилось 25 лет, прп. Антоний благословил его удалиться в пустыню, с условием, что тот вернется к наставнику, если получит откровение от Бога. П. нашел уединенное место и выкопал там колодец, однако вода в нем оказалась чрезвычайно горькой. П. посчитал, что будет довольствоваться такой водой, к-рую послал ему Бог. В своей келье, находившейся между Нитрией и Скитом, он провел более 30 лет. В течение этого времени др. монахи уговаривали его сменить место жительства, т. к. вода из колодца была совершенно непригодна для питья. Посетители П., зная об этом, вынуждены были брать запас воды с собой, но П. утверждал, что стремление к удобству на земле может лишить человека небесных благ. Подвижник отличался и воздержанностью в еде. Никто не знал, как П. постился, будучи один, но когда он навещал др. братьев, то съедал лишь маленький хлебец и 5 оливок.

После ухода к прп. Антонию Великому П. решил не видеть больше никого из родственников. Не пошел он и проститься с родителями, узнав об их кончине. Однако сестра П., престарелая вдова, почувствовав приближение смерти, послала 2 сыновей на его поиски. Те обошли много монастырей и келий и наконец нашли П., но он отказался встречаться с сестрой. Тогда юноши обратились к прп. Антонию Великому, к-рый велел позвать П. к себе. Он спросил ученика, почему тот не вернулся к нему, на что П. ответил, что не получил Божественного откровения. Прп. Антоний благословил П. исполнить просьбу сестры, и тот, взяв с собой др. монаха, отправился домой, но в течение всей встречи не открывал глаза, чтобы не нарушать обета.

В «Лавсаике» рассказ о П. отличается лишь нек-рыми деталями: Палладий сообщает, что сестра решила разыскать П. спустя 50 лет после его ухода из дома, и она не послала на поиски сыновей, а сама пошла к местному епископу, тот в свою очередь написал письмо отцам-пустынникам с просьбой найти П. После смерти преподобного в его келье пробовали жить мн. монахи, но никто не смог задержаться там надолго из-за плохой воды в колодце. В «Лавсаике» П. упомянут еще неск. раз - как друг прп. Памво (см. в ст. Памва) (Palladius. Lausiac. P. 32, 218). Созомен включил рассказ о П. из «Лавсаика» в свою «Церковную историю» (V в.; Sozom. Hist. eccl. VI 29).

В Apophthegmata Patrum содержатся 3 короткие истории об авве Пиоре, к-рого традиционно отождествляют с П. Однажды он нанялся убирать урожай к некоему земледельцу, но тот по окончании жатвы не смог расплатиться с П. и попросил об отсрочке. П. пришел работать к нему и на др. лето и опять ничего не получил. Не заплатили П. и в 3-й раз. Однако вскоре земледелец разбогател, разыскал П. и с покаянием вручил ему долг, подвижник же, ни словом не укорив земледельца, попросил отдать все деньги пресвитеру ближайшей церкви. Во 2-м упоминании отмечено, что П. всегда ел на ходу, чтобы не чувствовать удовольствия от пищи (этот рассказ Сократ Схоластик († после 439) включил в «Церковную историю» (Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23)). Однажды монахи, собравшись на совет, все вместе порицали падшего собрата, только П. молчал. Он наполнил песком большую суму, повесив ее за спину, и насыпал немного песка в корзину, к-рую стал носить перед собой. Когда братья спросили, что это значит, П. ответил, что песок в суме - это его многочисленные грехи, к-рые он держит позади, чтобы не думать о них и не каяться, а немного песка в корзине - грехи падшего брата, о к-рых он постоянно говорит с осуждением. Отцы удивились мудрости П. и перестали порицать падшего.

П. неск. раз упомянут в т. н. Послании Аммона - в этом источнике, так же как и в «Лавсаике», о П. говорится как о друге прп. Памво и сообщается о том, что П. получил от Бога дар исцеления (Послание еп. Аммона об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора / Пер., коммент. А. И. Сидоров // У истоков культуры и святости: Памятники древнецерк. аскетической и монашеской письменности. М., 2002. С. 247).

Ист.: Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 243.
Лит.: Sauget J.-M. Pior // BiblSS. Vol. 10. Col. 921-922; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 394; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 5. С. 661-662.
О. Н. А.
Ключевые слова:
Преподобные Греческих Православных Церквей Святые Греческих Православных Церквей Пиор (IV в.), преподобный Нитрийский (пам. в субботу Сырную; пам. греч. 17 июня)
См.также:
АВКСИВИЙ прп. (пам. греч. 28 или 29 апр.)
АВРААМ (VI в.), еп. Эфесский, прп. (пам. греч. 28 окт.)
АВРААМ ЛАТРИЙСКИЙ прп. (пам. греч. 26 или 24 марта)
АГАПИЙ прп. Ватопедский (пам. греч. 1 или 15 марта)
АГАПИЙ прп. Вифарский (пам. греч. 19 или 20 мая)
АГАФОН СКИТСКИЙ († нач. V в.), прп. Египетский (пам. 2 марта, греч. 8 янв., копт. 11 сент., сир. 12 сент.)